рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы государства

налоги субъектов федерации. Как правило, собранные налоги поступают в

общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается

для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно

подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При

этом, разумеется, собственные доходы государственных образований

(республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении

субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является

одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью

которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции

между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит

юридической положение государственных образований и характер тех отношений,

которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией

федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется

либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий

федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения

предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать

нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения

федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов

федерации;

принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же

перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При

совместной компетенции федеральные органы государственной власти по

согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы,

которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от

федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной

компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются

в конституции и иных законах;

принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий,

отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных

государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным

государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное

делегирование полномочий.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности

субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения

компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением

в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е.

субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов

федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной

делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации

используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации

выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные

политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными

субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная

практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов

после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть

осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее

субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах

федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство

государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на

самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в

федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого

принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций

существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде

не закрепляется в конституции.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права

наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь

большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических

меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав

человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации

над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут

обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма,

обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного

государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и

административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные

факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для

такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию,

автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные

автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило,

положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные

факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные

культурные факторы.

Форма государственного устройства зависит от того, с какими

государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а

также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами.

Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения

каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего

суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих

и великих целей.

В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии,

Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Пакистане.

Формы политического режима

В научной литературе понятию «режим» дается неодинаковая трактовка.

Немецкий юрист К. Левенштейн связывал это понятие с численностью партий,

французский политолог К. Бюрдо – с существованием или отсутствием

правительственной оппозиции, Е. Хамауи (Франция) – с конституционными

взаимоотношениями органов государства, американский политолог Д. Истон

понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и

урегулирований. Есть взгляды, связывающие это понятие со степенью

централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с

практикой выборов, с совокупностью ролей, посредством которых

осуществляется власть и управление[3].

Политический режим

Истории известны самые различные политические режимы: деспотический,

теократически-монархический, аристократический (олигархический),

демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-

полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-

полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный,

тоталитарный и ряд других.

Тем не менее в научном обороте категория «политический режим»

появилась сравнительно недавно — в 60-е гг. нынешнего столетия. В настоящее

время в политологии и юриспруденции данная категория используется в трех

значениях.

В первом значении политический режим полностью отождествляется с

формой государства, является ее синонимом и с этой точки зрения включает в

себя форму правления и форму государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не

столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом

предопределяющее особенности функционирования политической системы общества

в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики

различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти

в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она

используется, прежде всего, в юриспруденции в качестве особого третьего

элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и

формой государственного устройства.

Таким образом, политический (государственно-правовой) режим — это

совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется

государственная власть.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет

определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в

государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской

формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более

того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно

более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в

меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой

государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не

существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов.

Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые

обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических,

общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных

факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность

указанных факторов приводит к относительной стабильности политического

режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И

наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой

формы государства.

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы

обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и

антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве

демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в

качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов

государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение

государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных

личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и

гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в

соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония,

возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от

любых посяга тельств, в том числе' государственных органов и должностных

лиц: существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий;

невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в

деятельности государства.

Антидемократический режим является противоположностью демократического

и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет

подразделение данной разновидности политического режима на собственно

антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно

формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых

демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или

частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами

псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР

и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время

подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и

на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические

режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения

властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением

роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в

руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и

других органов государственной власти до положения сугубо формальных

институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан,

возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства

над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных

организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан,

господством одной политической партии или движения, запрещением или

существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной

«официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным

ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

Фашистский режим — это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме.

Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по

типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий

неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует

демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и

учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и

физический террор. Фашизм — это явление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в

Италии, где после захвата власти в 1922 г. фашистами установилась

соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г.

в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во

главе с А. Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е.

получила власть демократическим путем и после этого установила. режим

кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских

режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут

возникнуть.

От политического режима как особой формы государства необходимо

отличать режим чрезвычайного положения, представляющий собой особый

правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий,

учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и

прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных

обязанностей.

Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться

исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны

конституционного строя. В любом демократическом государстве правовые основы

введения режима чрезвычайного положения устанавливаются Конституцией и

специальным законом. В настоящее время в Российской Федерации правовое

регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется в соответствии

со ст. 56 Конституции РФ и Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17

мая 1991 г.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя;

массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием; межнациональные конфликты;

блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или

нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия,

эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье

населения, и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных

работ.

Таким образом, форма государства является фундаментальной

общетеоретической категорией и позволяет дать характеристику сущности

государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и

политического режима.

Заключение.

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в

историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по

современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму

которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких

категорий, как форма государственного устройства или политический режим

попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе

классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII

веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория

"политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х

годах XX века.

Таким образом, в древности и в средние века все государства были

унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом

режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности

существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались

авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме правления

монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой

правления становится республика. Политический режим становится все более

демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является

демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко

проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество.

Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего

более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые

элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и

необходимость рассмотрения данной темы.

Список использованной литературы.

1. Алексеев С.С. «Общая теория права», М,1981

2. Алексеев С.С. «Государство и право», М,1997

3. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. «Основы государства и права», Зерцало, М,1997

4. Лазарев В.В. «Теория права и государства», Новый юрист, 1997

5. Мишин А.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных

стран.»,1997

6. Страшун Б.А.,Ильинский И.П. «Государственное право зарубежных

социалистических стран», Международные отношения, М,1981

7. Аристотель. Политика. М., 1911.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993

9. Геродот. История в девяти книгах. Л.,1982.

10. Денисов А.И. Теория государства и права. М., 1948.

11. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С.Пб., 1908.

12. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч. Т.33

13. Мамут Л.С. Сверим ориентиры: наука о государстве и праве

нуждается в радикальном обновлении. Пульс реформ., М., 1989.

14. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.13

15. Маркс К.; Энгельс Ф. соч. т.21

16. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией

нравственности. Т.1, С. Пб. ,1907.

17. Платон. Государство, с.с., М., 1968 - 1971., т.3.

18. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

19. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

20. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

22. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

23. Энциклопедический политологический словарь. М., 1993.

-----------------------

[1] См.: Ardant Ph. Institutions politiques et droit constitutionnel. P.,

1989. P. 34.

[2] См.: Крылов Б.С. Ленинское учение о формах перехода от капитализма к

социализму на современном этапе // Ученые записки института международных

отношений. Вып. 2. М., 1960. С. 196.

[3] См.: Чиркин В.Е. Революционно-демократическое государство

современности. М., 1984. С. 231-232; Конституционное право развивающихся

стран: общество, власть, личность. М., 1990. С. 231-233.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.