рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формы государственного устройства в современном мире. Курсовая работа.

На основании этого можно сделать вывод, что это форма межгосударственного

объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение

понятий ещё встречается в литературе. При этом, конфедерация является

международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что

видно при рассмотрении ее признаков.

Выделяя признаки конфедерации следует согласиться с Ю. А. Тихомировым,

который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу

ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета

объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.

Среди признаков конфедерации также можно назвать право сецессии ее

субъектов (т. е. право свободного выхода из конфедерации) и право

нуллификации (т. е. отказа в признании или отказа в применении актов

союзной власти). Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые

акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное

значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы

государств - членов конфедерации их одобрят.

Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства

представляет собой объединение государств, как правило, на договорной

основе, для достижения определенных целей (экономических, политических,

социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для

деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и

постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации

создаются необходимые органы управления, которые могут издавать

нормативные акты, принимать управленческие решения.

Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в

литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно

выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных,

исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы

права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого

бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются

практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные

элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в

ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой

системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая

степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и

федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и

Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное

Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории как

института гражданства, так и межгосударственных структур. Настоящая

тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской

Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного

государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства.

Согласно ст. 14 договора, граждане, государств - участников являются

одновременно гражданами Союзного государства.

Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет

практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории.

Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905

г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815

по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных

регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая

в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Но

через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г.

Объединенную Арабскую Республику — конфедерацию, созданную Египтом и

Сирией в 1958 г.

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является

переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме

государственного устройства. Совмещая в себе черты как

международно-правовой, так и государственной организации, она, под

воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое

для ее сохранения.

На основании проведенного анализа литературы можно сделать ряд выводов о

том, что для конфедеративной формы государственного устройства характерны

следующие черты.

1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Договорной

была и первая общенациональная конституция США — Статьи о конфедерации

1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американских

штатов.

2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от

федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из

состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с

союзом.

3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее

состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия

субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признается

и международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной власти

над своей территорией и населением. Международные договоры с

конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным

образом, для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он

включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой

армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами

конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех

государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые

необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам.

В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной

власти.

6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее

субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать

выданным им инструкциям и указаниям.

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены

властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат

норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти

субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в

признании либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее

субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью

принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные

ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11.. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного

обращения.

12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем

нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам

конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях нет союзного гражданства.

Таким образом конфедерация, есть фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи

котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою

независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и

yпpавления, они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации

действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Заключение

Анализ поставленных задач курсовой работы позволяет сделать ряд выводов:

1. Унитарное (неделимое) государство - форма государственного или

национально-государственного устройства, при котором территория

государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе

федеративных единиц - субъектов федерации, а подразделяется на

административно-территориальные единицы (области, округа, районы,

департаменты и т. п.).

а) Существование наряду с централизованным государством таких государств

как децентрализованное и смешанное, что позволяет в разной степени

осуществлять государственно-властные полномочия.

б) Единая система высших органов государственной власти позволяет более

качественно заниматься законотворческой деятельностью на территории

унитарного государства.

в) В большинстве современных унитарных государств основное территориальное

деление является политико-административным, но что характерно, если на

территории унитарного государства проживает небольшое по численности

население другой национальности от основного, то широко используется

национальная и законодательная автономия. Т. е. налицо

административно-территориальное деление.

2. Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с

которой государство состоит из государственных образований - субъектов

федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако,

целостности государства.

а) Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными

являются федерации, построенные по территориальному признаку.

б) Существуют федерации, в которых при доминировании территориального

признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. Есть

федерации, созданные по языковому признаку.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды

весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни

этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в

«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,

унитарное государство, в определенной степени, является носителем

элементов федерализма.

в) Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и

входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.

Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционно

закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления,

соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов

компетентны принимать решения.

г) Федерации отличаются друг от друга по степени централизации власти и

управления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольно

широк круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации.

д) В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решений

федеральных органов на всей территории федерации.

е) Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются

противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при

сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации.

Ныне федерации остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм

государственного устройства.

ж) Обеспечение государственного единства объединенных в федерацию

субъектов - только одна функция федеративного строя, обусловленная главным

образом именно многонациональным составом населения. Его другая функция -

рационализация власти и управления общественными и государственными делами

в интересах сохранения и поддержания демократического конституционного

строя.

з) Неравноправие субъектов федерации в экономической сфере порождает

негативные политические последствия, усиливает стремление краев, и

областей преобразовываться в республики.

3. Конфедерация - особая форма государственного устройства, которая

отличается от федерации спецификой конституционных основ.

а) Конституционные основы конфедерации выступают в двух качествах: как её

конституционные принципы, раскрывающие содержание ее понятия, и как

юридическая основа конфедеративного образования.

б) Принципами конфедерации являются принцип эквивалентности - юридического

равенства субъектов конфедерации между собой и с конфедеральным центром, а

также принцип совпадения, - создание общего суверенитета за счет сочетания

суверенитетов объединившихся в конфедерацию государств.

в) Возможны два вида конфедерации - конфедеративный союз государств и

конфедеративное союзное государство. Различие между этими видами состоит в

наличии у конфедеративного союзного государства статуса государства,

которого не имеет конфедерация государств.

г) Юридической основой конфедерации после завершения процесса её создания

является не союзный договор, а совпавшие конституционные нормы

объединившихся в ней государств. Поэтому конфедерация - не

международно-правовое образование. Она основывается на конфедеральном

праве, которое внешне может считаться разновидностью государственного

права, т. к. отличается от последнего лишь спецификой формирования сферы

действия. Из этого следует, что интеграционные процессы способствуют

развитию конституционного (государственного) права, распространяя его

действие и на межгосударственные отношения.

Список литературы

1. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран: Учебное

пособие. - М.: ИНФРА-М «ФОРУМ»., 2000.

2. Брэбан Г. Французское административное право. М.:, 1988.

3. Венгеров А. В. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. 2000.

4. Горенберг М. Теория союзного государства в трудах современных

публицистов Германии. - СПб., 1891.

5. Гречко Л. В., Шинкарецкая Г. Г. Понятие конфедерации и СНГ. //

Московский журнал международного права. № 2. 1994.

6. Евсеенко, Т. П. О понятии "простого" государства в юридической науке

// Правоведение. № 1. 2004.

7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 1903.

8. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. М.:,

2000.

9. Жилин А. А. Теория союзного государства. - Киев, 1912.

10. Златопольский Д. Л. Феномен нового государственного единства вместо

СССР: перспективы развития. // Вестник Московского ун-та. Серия11.

Право. № 2. 1993.

11. Иванов В. В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал

российского права. № 1. 2002.

12. Калиниченко П. А. О гражданстве Европейского Союза. // Московский

журнал международного права. № 3. 2000.

13. Князев, Г. А. Конституционные основы конфедерации: Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Специальность 12. 00. 02. - Конституционное право; Государственное

управление; Административное право; Муниципальное право / Г. А.

Князев; Науч. рук. Б. И. Кожохин; Российская академия государственной

службы при Президенте Российской Федерации. - СПб.:, 2000.

14. Козлов Н. Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII-XIX вв. - М.:,

1988.

15. Косилкин С. В. Институт гражданства Союза Белоруссии и России -

проблемы и перспективы. // Московский журнал международного права.

№ 3. 2000.

16. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:

учебник. - М.: Право и закон, 1998.

17. Парламенты мира. - М.: Политиздат, 1991.

18. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А. Я. Сухарев. - М.,

1999. С. 1030.

19. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2.

М.: 1995.

20. Стародубский Б. А. Формы территориально-политического устройства

государства с точки зрения историка права // Вопросы

территориально-политического устройства государства в развитии

политической системы общества: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. В.

Игнатенко, Е. Р. Кафтель. Свердловск, 1990.

21. Тавадов Г. Т. Современные федерации и их субъекты //

Социально-политический журнал. № 1. 1997.

22. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. - М.: Проспект,

1995.

23. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. / Д. Тепс. - СПб.: Изд-во

«Юридический центр Пресс», 2002.

24. Тихомиров. Ю. А. Государственность: крах или воскрешение. //

Государство и право. № 9. 1992.

25. Федерализм: проблемы формирования: Материалы постоянно действующего

семинара / Под науч. ред. Ю. Р. Хайруллиной, А. Г. Большакова. -

Казань: КГТУ., 1999.

26. Федерация в зарубежных странах. - М.: Юрид. лит., 1993.

27. Федерация в зарубежных странах. / Колл. сотрудников Института

законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете

РФ. - М.: Юридическая литература. 1993.

28. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ //

Государство и право. № 8-9. 1994.

29. Чиркин В. Е. Современное федеративное государство. - М.: Издательство

МНИМП. 1997.

30. Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций). -

М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 103.

Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 128.

См.: Шмитт К. Политическая теология. М.: , 2000. С. 26.

Сергевнин С.Л. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность.

СПб.:, 1999. С. 57-58.

Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред.

докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. - "НОРМА", 2003.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В. В. Лазарева.

— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. С. 296.

См.; Козлова Н, Ю. Буржуазные учения о федерализме XVIII-XIX вв. - М.:,

1988. С. 79-80.

См., напр.: Горенберг М. Теория союзного государства в трудах современных

публицистов Германии. - СПб., 1891. С. 1-18; Жилин А. А. Теория союзного

государства. - Киев, 1912. С. 162; Большой юридический словарь/ Под ред.

А. Я. Сухарева и др. М., 1998. С. 735; Российская юридическая энциклопедия

/ Гл. ред. А. Я. Сухарев. - М., 1999. С. 1030; Общая теория государства и

права: Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1.- М.,

2002. С. 291.

Наиболее категорично на такой связи настаивал Л. Камаровский, который даже

считал возможным использовать термины «простое» и «унитарное» государства

как синонимы. См.: Федеративные формы современного государства // Сборник

правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества при

Московском университете. Т. 2. СПб., 1893. С. 59. — Современные

государствоведы указанное мнение не разделяют.

Чиркин В. Е. Современное государство. - М.: Издательство МНИМП, 2001.

С. 157. — Аналогичную позицию см.: Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В.

Конституционное право: Учебник. М.:, 2000. С. 284—285.

Чиркин В. Е. Современное государство. - М.: Издательство МНИМП, 2001.

С. 163 — См. также: Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное

право. С. 284.

Евсеенко, Т. П. О понятии "простого" государства в юридической науке //

Правоведение. № 1. 2004. С. 201.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 1903. С. 423—424.

Там же. С. 426.

Там же. С. 426-432.

Стародубский Б. А. Формы территориально-политического устройства

государства с точки зрения историка права // Вопросы

территориально-политического устройства государства в развитии

политической системы общества: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. В.

Игнатенко, Е. Р. Кафтель. Свердловск, 1990. С. 5.

Брэбан Г. Французское административное право. М.:, 1988. С. 89—123.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран:

учебник.- М.: Право и закон, 1998. С. 46.

Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. - М.: Проспект,

1995. С. 65.

Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция,

1999 г.

Парламенты мира. - М.: Политиздат, 1991. С. 43.

Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.:

1995. С. 102.

Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал

российского права. № 1. 2002. С. 92.

Тепс Д. Конституционные основы федерализма. / Д. Тепс. - СПб.: Изд-во

«Юридический центр Пресс», 2002. С. 18-19.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. - М.:

Издательство МНИМП. 1997. С. 7.

Федерация в зарубежных странах. - М.: Юрид. лит., 1993. С. 112.

Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ //

Государство и право. № 8-9. 1994.

Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический

журнал. № 1. 1997. С. 38.

Федерализм: проблемы формирования: Материалы постоянно действующего

семинара / Под науч. ред. Ю. Р. Хайруллиной, А. Г. Большакова. - Казань:

КГТУ., 1999. С 170.

Там же: С. 172.

Златопольский Д.Л. Феномен нового государственного единства вместо СССР:

перспективы развития.// Вестник Московского ун-та. Серия11. Право. № 2.

1993. С. 12.

Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический

журнал. № 1. 1997. С. 42.

Там же.

Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций). - М.:

«Издательство ПРИОР», 2000. - С.31.

Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. -

М.: ИНФРА-М «ФОРУМ»., 2000. С. 217.

Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический

журнал. № 1. 1997. С. 44.

Например: Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие доя

высшых учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.:

«Дабахов, Ткачев, демидова», 1995. С. 382.; Лазарев В.В. Липень С.В.

Теория государства и права. Учебник. / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.:,

С. 127.

Гречко Л. В., Шинкарецкая Г. Г. Понятие конфедерации и СНГ. // Московский

журнал международного права. № 2. 1994. С. 63.

Венгеров А. В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.

- 3-е изд. - М.: Юриспруденция. 2000. С. 124.

Тихомиров. Ю. А. Государственность: крах или воскрешение. // Государство и

право. № 9. 1992. С. 17.

См: Федерация в зарубежных странах. / Колл. сотрудников Института

законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете РФ. -

М.: Юридическая литература. 1993. С. 6-7.

Калиниченко П. А. О гражданстве Европейского Союза. // Московский журнал

международного права. № 3. 2000. С. 47-50.

Косилкин С. В. Институт гражданства Союза Белоруссии и России - проблемы и

перспективы. // Московский журнал международного права. № 3. 2000.

С. 10-14.

Князев, Г. А. Конституционные основы конфедерации: Автореферат диссертации

на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.

00. 02. - Конституционное право; Государственное управление;

Административное право; Муниципальное право / Г. А. Князев; Науч. рук. Б.

И. Кожохин; Российская академия государственной службы при Президенте

Российской Федерации. - СПб.:, 2000. С. 26.

2

31.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.