рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Формирование государственного строя США

Формирование государственного строя США

курсовая работа:

“Формирование государственного строя США”

Оглавление:

I. Источники и историография

II. Становление государственности:

1. Истоки государственности

2. Декларация Независимости

3. Формирование власти штатов

4. “Статьи конфедерации”

5. Конституция 1787 года и Билль о правах

III. Вывод

IV . Источники и литература

I. Источники и историография

Основными источниками по вопросу формирования государственности Америки

являются: Декларация независимости, “Статьи конфедерации”, Конституция 1787

года и Билль о правах. Также, обращаясь к истокам формирования

государственности важным документом является Мэйфлауэрское соглашение.

Также важный источник - 4х-томные “Записи федерального конвента 1787

года” М.Фарранда, где можно увидеть взгляды творцов федералистской

идеологии: Дж.Мэдисон, Дж.Вильсон, г.Морри, Р.Кинг, а.Гамильтон,

Дж.Дикинсон, Э.Рандолф, Ч.Пинкни.

В историографии по данному вопросу существует множество мнений.

Руководящая роль в патриотическом лагере принадлежала не демократии, а

умеренному крылу, идеология которого по мере развития революции все более

утверждалась в качестве кредо молодой буржуазной республики и послужила

основой при выработке федеральной конституции 1787 года.

Историк-марксист Г.Аптекер выделил гуманистическую трактовку прав

человека, содержащуюся в Декларации и первых конституций штатов, концепцию

народного суверенитета и право на революцию. В статье “Американская

революция и право на революцию” Г.Аптекер впервые в исторической литературе

обосновывает : идея права на революцию заключена не только в Декларации

независимости, но и в ряде первых конституций штатов”.

“Идея принятия писаной конституции, включающей перечень полномочий

правительства - логически вытекала из революции,” - Г.Аптекер. Он отмечает

противоречивый характер отношения конституции США к предшествовавшей

революционной идеологии. С одной стороны - воплотившаяся в ней доктрина

договорного образования правительства и четкого определения границ и

прерогатив государственного аппарата представляет отрицание произвола

власти, характерного для феодально-абсолютистких обществ. Принятие

конституции поэтому означало “реализацию политических принципов Века

Разума”. Но, с другой стороны, отказ от “Статей конфедерации” 1781 года,

первоначального зыбкого договорного соглашения между 13 штатами в пользу

конституции, отразил “частичное поражение” левого, демократического крыла

революции и победу ее умеренных деятелей.

Лидер неоконсервативного направления Л.Харц отрицает типологическую

связь доктрин американской революции с передовой европейской мыслью XVIII

века.

Консервативное направление - буржуазные историки США - отрицают

классовую сущность Конституции 1787 года, объявляют документ продуктом

народного волеизъявления.

Буржуазные историки - прогрессисты видели в конституции антитезу

Декларации 1776 года (В.Л.Паррингтон), “Статьи конфедерации”, закреплявшие

суверенитет штатов полностью отвечали требованиям исторического момента и

что конституция 1787 года восторжествовала лишь в результате умело

направляемых усилий консервативных деятелей (М.Дженсен)..

Концепция согласия - признает наличие острых разногласий в идеологии

американской революции.

В докладе о “правах человека” на XIV Международном конгрессе

исторических наук в Сан-Франциско в 1975 году американский историк Р.Палмер

говорил: “Конституция 1787 года, как, впрочем, и законодательство штатов,

носили ограниченный характер, отмечая с сожалением, что противники

революции - лоялисты оказались в неравном положении с ее сторонниками.

Кстати говоря, те лоялисты, которые впоследствии вернулись в США или

заявили о поддержке новой власти, пользовались всей полнотой

конституционных гарантий. Более того, они активно примкнули к

консервативному блоку “федералистов”, сторонников конституции 1787 года,

составив оплот нового правопорядка”.

Представитель “новых левых” в современной историографии США С.Линд

справедливо отмечает, что кардинальным вопросом революции была отмена

рабства. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, потребовалась еще одна

революция.

Как уже отмечалось, при составлении Декларации независимости Джефферсон

включил в нее пункт об отмене рабства, но под давлением представителей

южных колоний, этот пункт был исключен. Однако положение о том, что каждый

американец имеет право “на жизнь, свободу и стремление к счастью”

распространялось в теории на всех без исключения. Впоследствии лидеры

аболиционистов, выступавшие за отмену рабства, ссылались на Декларацию

независимости. Между тем, конституция США узаконила институт рабовладения,

зафиксировав это в специальном постановлении. В этом заключалось ее

принципиальное отличие от Декларации независимости. Цель конституции 1787

года заключалась в том, чтобы закрепить права и власть США за богатым

меньшинством вопреки демократическому большинству. Об этом прямо говорили

создатели конституции. “Те, кто владеет собственностью, и те, кто ее не

имеет, всегда представляли различные интересы в обществе, - писал Мэдисон.

- То же самое можно сказать о кредиторах и должниках. Земельные,

промышленные, торговые и денежные интересы, а также интересы меньших групп

неизбежно проявляются в цивилизованных нациях и разделяют их на различные

классы, руководствующиеся в своих действиях различными чувствами и

взглядами. Регулирование этих разных и противоречивых интересов

представляет собой главную задачу современного законодательства”.

Принятие Конституции 1787 года было продиктовано интересами утверждения

власти крупной буржуазии и земельной аристократии. Если говорить об общей

ее оценке как политического документа, то нельзя не признать, что для того

времени это была передовая конституция, в особенности, после принятия Билля

о правах, который также следует рассматривать как определенный итог

классовой борьбы. Именно в виду отсутствия Билля о правах конституция

встретила массовую оппозицию. Представлявшие интересы малоимущих слоев

населения противники конституции решительно настаивали на принятии поправок

к ней и критиковали ее за отсутствие в ней гарантий элементарных

политических свобод. Создатели конституции были “абсолютно не расположены

заниматься поправками, пока не будет полностью организовано Правительство,”

- говорил Мустье. Однако, в конечном итоге они вынуждены были это сделать.

Обнаружив, что “их противники подготовили длинный список дополнений.

Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всю новую систему, они решили

предложить сами то, что не могло ей повредить и взять под контроль дебаты с

тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”. Таким образом,

сторонники конституции достигали двойного эффекта. С одной стороны: выбили

козырь из рук оппозиции, с другой - сформулировали дополнения к конституции

в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составлены господствующей

партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духу конституции и

унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем, принятие Билля о

правах было принципиально важным успехом демократических сил.

II. Становление государственности

1. Истоки государственности

На формирование государственного строя Америки повлияло Английское

политической наследие.

Английские поселенцы принесли с собой политические идеи, которые

развивались в Англии в течении столетий.

К 1600 Английское правительство предоставляло своим гражданам

гражданские и политические свободы: расширение дел в суде присяжных. В

английской системе управления существовали 2 принципа: 1) ограниченность

полномочий правительства и 2) представительная власть. Они и повлияли на

дальнейшее развитие Америки, так как была принята часть английской системы.

Английский Билль о правах 1689 года очень важен для американских

колонистов, он разграничивал права и обязанности правителя, применялся к

американским поселенцам - выходцам из Англии, в той же степени, что и к

англичанам.

Одной из предпосылок американской революции: послужило предположение о

том, что колонисты лишены основных прав, заложенных в Билле.

Несмотря на фрагментарность и отрывочность своей деятельности

колониальные правительства заложили основы национальной государственности.

Среди них наиболее важные:

1) писаная конституция, гарантирующая основные свободы и

отграничивающая силу правительства;

2) законодательные органы, которые были представлены выборными

представителями;

3) разделение властей.

Ключевой чертой в период колоний было управление в соответствии с

письменным планом. Мэйфлауэрское соглашение первопоселенцы подписали в 1620

году, что является первым примером колониального самоуправления. (41

человек, представители всех семей, прибывших в Америку участвовали в

разработке Мэйфлауэрского соглашения).

Они понимали, что нужны правила, чтобы управлять своим укладом, чтобы

выжить на этой земле.

Представительная власть стала неотъемлемой правовой традицией в Америке

задолго до объявления своей независимости в 1776 году.

Губернатор как представитель монарха выполнял приказы короля, он также

воплощал в жизнь законы, которые принимались колониальными законодательными

органами.

2. Декларация независимости

Декларация Независимости говорит: “Все люди сотворены равными, все они

одарены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых

относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для того, чтобы

гарантировать людям эти права, создается правительство... Всякий раз, когда

форма правления начинает противоречить этим целям, право народа - изменить

ее, либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство”.

1 июля 1776 года Континентальный конгресс, в соответствии с принятой

ранее резолюцией, приступил к обсуждению вопроса о провозглашении

независимости.

Взгляды Джефферсона, нашедшие выражение в Декларации, отражали опыт

самих американских колоний, их собственные демократические традиции,

сложившиеся за полторы сотни лет со времен основания первых американских

поселений.

Д.Джефферсон, по словам D.Malone: “видел не цель, а средство, и был

гораздо более заинтересован в том, что должно последовать за формальным

отделением, чем в самой по себе акции отделения”.

Многие положения декларации независимости не утратили своего значения и

сейчас. Они все еще актуальны, так как ожидают своего решения. Именно в

этом смысле можно говорить о Декларации как о “хартии американской

демократии”.

Можно без преувеличения сказать, что для Америки это была веха, за

которой начинался новый этап в развитии страны.

3. Формирование власти штатов

Наряду с деятельностью Континентального конгресса важным этапом на пути

становления новой государственной власти было избрание местных ассамблей и

конвентов взамен распущенных ранее колониальных администраций.

Многое в это время решалось по инициативе массовых демократических

организаций “Сынов свободы”, Комитетов связи или безопасности, которые

приобрели особое влияние к середине 70 х гг. Этого влияния они не утратили

и после провозглашения независимости. Деятельность ассамблей протекала в

известной мере по контролем Комитетов связи и безопасности. Постепенно

ассамблеи приобретают самостоятельность. Одна из главных целей имущих групп

заключалась в том, чтобы во имя утверждения собственной власти отделаться

от Комитетов связи.

Согласно вновь принятым Конституциям, каждая из колоний разработала

свою систему управления, которая мало чем отличалась от прежней по своей

структуре. Состав людей изменился. Почти во всех штатах глава

исполнительной власти - губернатор, а не королевский ставленник, который

подотчетен избравшим его законодательным ассамблеям, либо (Нью-Йорк и

Массачусетс) избраны прямым голосованием, в этом случае губернатор менее

зависим от ассамблеи. Во всех штатах (кроме Нью-Йорка, Дэлавера и Южной

Каролины) губернатор избирается на 1 год. Как отмечает Г.Вуд: “сама по себе

“идея” губернаторской власти многим представителям левого крыла вигов

показалась “слишком монархической”. Поэтому были приняты меры к ограничению

власти губернаторов.

В ряде штатов было введено ограничение на срок пребывания одного и того

же лица в должности губернатора.

В колониальные времена королевские губернаторы были, как правило,

выходцами из знатных английских семей. После провозглашения независимости,

чтобы стать губернатором, аристократического происхождения не требовалось,

но иметь крупное состояние было необходимо. В ряде штатов это требование

было зафиксировано в Конституциях (Южная Каролина, Мэриленд, Массачусетс),

в других - осуществлялось на практике, несмотря на отсутствие

конституционных правил. Из 55 человек, занимавших губернаторские посты в 13

штатах на протяжении 1776 - 1788 гг. около 1/2 - выходцы из знатных семьей,

владельцы земельных имений и крупных состояний. Наряду с землевладельцами -

главным образом богатые купцы и юристы. По словам Д.Т.Мейна, они “приобрели

крупную собственность” и выделились “до начала движения за независимость”.

Мейн небезосновательно полагает, что большинство из них выдвинулись бы как

политические руководители и “без революции”.

Непосредственным окружением и опорой губернаторов были специально

состоящие при них исполнительные советы, унаследовавшие функции советов при

губернаторах колониальных времен. В их составе нередко встречались

случайные люди. Хотя в большинстве штатов члены советов избирались

законодательными ассамблеями, в них, как правило, были лишь именитые и

состоятельные люди. Срок пребывания на посту члена совета от 1 до 4 лет (в

разных штатах). В период пребывания у власти члены совета были “наделены

важными функциями”. Губернаторы и советы обладали широкими полномочиями,

особенно в Массачусетсе, Нью-Йорке и Южной Каролине, где глава

исполнительной власти был наделен согласно Конституции правом вето,

позволявшим отклонять решение законодательных ассамблей, если при повторном

рассмотрении оно не собирало 2/3 голосов. Это правило впоследствии вошло в

федеральную конституцию и действует по сей день.

Условия военного времени требовали, чтобы губернатор, как руководитель

местной администрации, был наделен реальной властью, которая позволяла бы

ему быстро и оперативно принимать нужные решения. В его подчинении - силы

милиции штата. Конституциями некоторых штатов предусматривалось, что в

перерывах между сессиями ассамблей губернатор имел право вводить эмбарго на

торговлю сроком до 1 месяца.

“Они стали в большей степени ответственны перед народом, чем их

предшественники в колониальный период. Стали гораздо больше американцами по

своему опыту, мировоззрению и карьере,” - Д.Т.Мейн.

То же самое относилось и к верхней палате ассамблей штатов - сенату. В

отличие от нижней палаты - палаты представителей - для тех, кто избирался в

сенат, требовался более высокий имущественный ценз. В 10 колониях

законодательные ассамблеи состояли из 2 палат. В остальных сената вообще не

было и ассамблея была однопалатной. Там, где имелся сенат, он состоял из

представителей высших слоев общества - наиболее состоятельных и именитых

жителей штатов. В Нью-Джерси, Мэриленде и Южной Каролине это положение

закреплено Конституцией. Представителям социальных низов и даже средних

слоев доступ в верхнюю палату затруднен. Д.Мейн говорит: “если оценивать

место верхних палат в политическом спектре американских штатов, они

помещались правее центра.”

Особенно значительным переменам подверглись нижние палаты

законодательных ассамблей.

Хотя колонисты и защищали привилегии, которыми они пользовались до 1763

года, только в ходе революционно - освободительной борьбы они сумели

добиться демократизации политической жизни Америки. В основном, был изменен

имущественный ценз и для избирателей и для тех, кто мог быть избран в

состав ассамблеи.

Важный признак демократизации законодательных ассамблей - более

пропорциональное представительство в них жителей различных районов штатов.

В составе нижних палат законодательных ассамблей увеличилось количество

делегатов от фермеров и ремесленников - людей среднего достатка.

Конституции имели общие черты, но во многом отличались друг от друга,

отражая особенности политической обстановки в различных штатах.

В высшей степени показательная для условий становления новой

государственной власти картина сложилась в Мэриленде. 21 мая 1776 года

местная законодательная ассамблея приняла резолюцию, согласно которой ее

делегатам на Континентальном конгрессе рекомендовалось голосовать против

провозглашения независимости. Хотя вопреки этой инструкции делегаты

Мэриленда поддержали Декларацию независимости, большинство политических

лидеров этой колонии были настроены против независимости, опасаясь, что

отделение от Англии серьезно осложнит внутреннее положение и приведет к

беспорядкам.

“Их наихудшие опасения, - писал американский историк Р.Хофман, -

подтверждались”. Еще с осени 1775 года “беспорядки в колонии неуклонно

разрастались”, а после июля 1776 года положение стало ухудшаться “особенно

быстро”. Из разных мест поступали сообщения о росте мятежных настроений

среди белых и черных, рабов, мастеровых, фермеров. По словам Р.Хофмана,

политические лидеры Мэриленда “непосредственно ощутили дыхание ужаса и

неопределенности”. Угроза народного восстания постоянно маячила перед их

взором, а страх перед выступлением низов определял тактику господствующего

класса.

Характеризуя принятую в Мэриленде Конституцию, Д.Мейн назвал его

“противоречивым документом”, так как она ставила целью обеспечить

“сбалансированное” управление и контроль над “волей народа” в соответствии

с политической концепцией вигов.

В результате работы мэрилендского конвента в августе - сентябре 1776

года была принята Конституция, дополненная затем в ноябре декларацией прав.

По данным Р.Хофмана при колониальном режиме вследствие высокого

имущественного ценза 90% взрослого мужского населения лишены были права

занимать выборные должности. Существовали такие серьезные ограничения на

право участвовать в выборах. Говоря о целях политических лидеров,

представителей “народной партии”, которая возглавила работу по созданию

нового правительства Мэриленда и выработке новой конституции, Р.Хофман

отмечал: “чего они действительно хотели, так это общества порядка,

управление которым оставалось бы в руках богатых и знатных людей”.

При выборах делегатов в конвент, который принимал конституцию,

политические лидеры Мэриленда были единодушны в том, что участвовать в

голосовании могут только лица, имеющие достаточный имущественный ценз.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.