рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовое право Украины

Финансовое право Украины

1. Понятие финансов и финансовой деятельности Украины. 1

2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины. 1

3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной

экономике. 1

4. Методы финансовой деятельности гос-ва. 1

5. Принципы финансовой деят-ти Украины. 1

6. Состав финансовой системы Украины. 1

7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва. 1

8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.

1

9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности. 1

10. Финансово-правовые нормы, их виды и структура. 1

11. Место фин. права в системе правовых наук Украины. 2

12. Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за

нарушение норм фин. права. 2

13. Система органов, осуществляющих контроль. 2

14. Виды и формы фин. контроля. Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм

фин. права. 2

15. Финансовый контроль-специальная отрасль гос-ного контроля. 2

16. Методы фин. контроля. Обяз-ти главных бухгалтеров по контр. за

финансово-хоз-ной деят-тью по Положению об организациях бухгалтерского

учета и отчетности в У-не. 2

17. Источники формирования децентрализованных фондов предпр-тий в свете З-

на о предпр-тиях. 2

18. Порядок распределения прибыли производственных объединений, предпр-тий

и орг-ций пром-ти по действующему зак-ву. 2

19. Порядок образ-ния и расходования фондов: а) развития произв-ва, науки,

техники; б) фонда матер-ного поощрения; в) соц-ного развития на предпр-

тиях, орг-циях, объединениях. 2

20. Хар-ка фин. планов предприятий, орг-ций, объединений. Порядок их

утверждения. 2

21. Понятие бюджета Украины. 2

22. Бюджетное устройство У-ны по действующему зак-ву. 2

23. Порядок составления и рассмотрения, утверждение Гос-ного бюджета. 2

24. Бюджетные права Украины и местных Советов по действующему зак-ву. 3

25. Система доходов Гос-ного бюджета У-ны. 3

26. Роль бюджетной комиссии ВРУ в разработке З-на о Гос-ном бюджете на

1997г. 3

27. Понятие бюджетного процесса. Стадии его. Бюджетный период. 3

28. Принципы бюджетного процесса Украины. 3

29. Долгосрочное банковское кредитование. Порядок формирования фонда

кредитования; источники возмещения полученных ссуд и оплаты процентов. 3

30. Структура дох-ов и расх-ов Гос. бюджета У-ны (по з-ну «О Гос. бюджете

на 1997 г.). 3

31. Бюджетная классификация и ее назначение. 3

32. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными

бюджетами. Мероприятия по усилению финансовой базы местных Советов. 3

33. Бюджетное регулирование. Его задачи и методы (на примере з-на «О Гос.

бюджете на 1997г.). 3

34. Роспись бюджета. Не правовое значение. 3

35. Исполнение расходной части бюджета. Распорядители бюджетных кредитов,

их виды, права и обязанности. 3

36. Акцизный сбор (плательщики, объекты обложения). 3

37. Понятие налогов. Налоговые правоотношения. Положение о взыскании

невнесенных в срок налогов и налоговых платежей. 4

38. Отв-ть плательщиков и контроль за соблюдением зак-ва о налогах. Порядок

применения и взыскания фин. санкций органами ГНА по инструкции ГНА Украины

от 20.04.95 №28. 4

39. Подоходный налог гр-ан У-ны, иностр. гр-ан и лиц без гр-ва (группы

плательщиков, порядок обложения и уплаты). 4

40. Льготы по подоходному налогу с населения. 4

41. Сметно-бюджетное финансирование. Понятие, принципы. 4

42. Виды иностр. инвестиций по З-ну У-ны от 19.03.96. 4

43. Компенсация и возмещение убытков иностр. инвесторам. 4

44. Понятие и формы гос-ного кредита. 4

45. Понятие, назначение и принципы банковского кредитования. 4

1 Понятие финансов и финансовой деятельности Украины.

Фин. деят-ть в У-не строится на экономической основе гос-ва.

Финансы - это совок-ть эконом. отношений по формированию

децентрализованных фондов денежных ср-в в распоряжении каждого из них для

осущ-ния деят-ти с целью получения прибыли (дохода).

Фин. деят-ть необходима в любом гос-ве. Ее появление связано с появлением

гос-ва. Фин. деят-ть обуславливает процесс развития экономики в гос-ве. Все

фин. ресурсы в гос-ве представлены централизованными и децентрализованными

фондами ден. ср-в. Централиз. фонды принадлежат гос-ву, они представлены-

гос. бюджет, бюджеты местных советов, целевыми фондами-пенсионными фондами,

фондами соц. страхования, профсоюзов. Все централизован. фонды-ден. ср-ва

отраслей нар. хоз-ва фирм, объединений, предприятий всех форм соб-ти.

Централиз. фонды образуются за счет ресурсов всех отраслей.

Фин. деят-ть-это система ден. отношений, возникающее в связи

формирования, распредел., использования централиз. и децентрализов. доходов

денежных ср-в.

Гос. финансы-это система ден. отношений, к-рые возникли одновременно с

гос-вом и неразрывно связаны с его существованием и функционированием.

2 Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины.

Фин. деят-ть широко регламентирована в К-ции У-ны, в частности п.4 и 85

относит к полномочиям ВРУ утверждение гос. бюджета У-ны и внесение

изменений в него, контроль за его исполнением. Исходя из необходимости

обеспечения экономической безопасности гос-ва п. 2 ст. 92 закрепляет, что

исключительно законами устанавливается: гос.бюджет и бюджетная система,

система налогообложения, налоги, эконом., ден. рынки, статус лиц и иностр.

выплаты и т.д. Ст.95 Конституции закрепляет, что бюджетн. Система Украины

строится на основах справедливого и непредвзятого распределения обществ-го

богатства между гр-нами и территориальными громадами. Ст. 96 Кон-ии

закрепляет за ВРУ утверждение бюджета на определенный срок. Участие КМУ и

счетной палаты, НБУ в осуществлении фин. деятельности закреплено в ст. 92,

100. Ст. 99 определяет национальную ден. единицу. Ст. 116 закрепляет за КМУ

проведение финансовой, ценовой, инвестиционной политики. Ст.138 относит к

ведению Автономной Республики Крым (АРК) разработку, утверждение и

исполнение бюджета АРК. Ст. 143 закрепляет участие органов местного

самоуправления (ОМСУ), территориальных громад в проведении финансовой

деятельности.

3 Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной

экономике.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам фин. деят-ти

придается большое значение, т.к. они вносят определ. вклад в развитие

экономики гос-ва.

Основной задачей финансовой деятельности государства является:

максимальное обеспечение всего финансирования и исполнения задач, стоящих

перед государством на разных этапах развития.

Отношения, возникающие в процессе финанс. деятельности, являются не

только экономическими. Правовое регулирование финанс. деятельности является

одной из форм гос. управление экономикой.

На данном этапе, когда Украина стоит на пути перехода к рын. экономике,

государство осуществляет фин. деятельность, руководствуясь основными

принципами государственного управления: плановость, равноправие наций и

национальных меньшинств, участие трудящихся в управлении, законность и

финансовая дисциплина. Отношения обеспечения финансовых принципов является

также одной из главных задач гос-ва фин. деятельности.

Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной

задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления.

С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.

4 Методы финансовой деятельности гос-ва.

Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:

. Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого

метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи,

взносы в целевые фонды.

. Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство

привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и

предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады

населения.

. Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт

страхования).

При расходовании средств:

. Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой

отпуск средств на определенные нужды.

. Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный

отпуск средств под залог.

5 Принципы финансовой деят-ти Украины.

. Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин.

планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства

(сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета

доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.

. Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета

(постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине»,

т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.

. Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства,

органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)

. Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается

требования, специфика малых народов.

. Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы

избрали (депутатский корпус).

. Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования,

рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-

ть.).

6 Состав финансовой системы Украины.

Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по

образованию и использованию соответствующих централизованных и

децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-

ны.

Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.

Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-

ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты

нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей

экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны,

местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд,

Чернобыльский фонд, Фонд занятости.

Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей

нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.

Институт кредитования: банковские кредиты.

Институт гос. кредита.

Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для

потерь от различных страховых случаев.

Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов,

носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в

строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого

клиента.

Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче

наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется

спец. актами о кассовых операциях.

Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с

обеспечением внешне-экон. связей.

7 Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.

Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на

единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном

выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для

конкретных целей.

Контингент сеть и штат.

Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность

студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного

учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры

подразделения.

Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.

8 Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.

Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации,

распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью

обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу

отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует

бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог.

систему.

Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин.

деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных

фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.

Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений,

отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин.

права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве,

содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы

защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин.

права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль.

Теоретическая часть делится на общую и особенную.

Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти,

изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-

нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны,

направленные на развитие общ-ва.

Отличие науки фин. права и фин. правом:

. фин. право действует на основе действ. зак-ва;

. наука фин. права-это теоретические обоснования;

. наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин.

права и базируется на нормах фин права.

Источники фин. права:

. нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не

ограничены в пространстве и во времени.

. все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве

(бюджет, кредитные планы банков и т.д.)

9 Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.

Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и

образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются

соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С

ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К

фин.-правов. отношениям относятся:

. отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы,

конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной

резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении

и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.

. отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по

поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу

местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных

отчислений из гос. бюджета, дотаций ).

. отношения между Минфином, Казначейством и Мин-вами и ведомствами по

поводу составления проекта гос. бюджета.

. отношения между фин. и налог. органами и физ. и юр. лицами по уплате

налогов, обяз. платежей и сборов в доход гос. и местного бюджетов.

. отношения между Минфином, Казначейством и юр. лицами, получающие

бюджетное финансирование.

. отношения между фин. органами и кредитной системой (НБУ, Укрсоцбанк и др.

установленных 10 коммерческих банков У-ны).

Матер. содержание фин. правоотношений явл. поведение субъектов (уплата

налогов, сборов, платежей). Юр. содержание-субъективные права и обяз-ти,

установленные фин.-правовыми нормами.

10 Финансово-правовые нормы, их виды и структура.

Фин.-прав. Нормы - это обязательные предписания гос. органами по поводу

мобилизации, распределении и использования центр. и децентр. фондами,

выраженные в категорической форме и обеспеченной принудительной силой

закона. Ф-п нормы установлены на основании законодательных актах. Они носят

обязательный, императивный х-р. Эти нормы по своему содержанию определяют

х-р финансовой деятельности.

Виды норм:

обязывающие нормы - нормы, которые устанавливают обязательный характер

выполнения предписаний, и в случае их невыполнения применяются

принудительные меры законов в форме санкций.

запрещающие нормы (носят х-р запрета, например, запрещается хранить наличку

в кассах, превышающих лимит).

уполномачивающие нормы (например, банк устанавливает проценты от

пользования кредитом по своему усмотрению).

Структура:

норма состоит из 3-х элементов:

гипотеза - наличие условий, с которыми связываются возникновение финансово-

правовых отношений.

диспозиция - это установленные правила дозволенного поведения юр., физ лиц

с одной стороны и гос-ва с другой.

санкция - это форма ответственности за нарушение этой нормы.

11 Место фин. права в системе правовых наук Украины.

В число отраслей Украинского права входит финансовое право. Оно

регулирует определенный круг общественных отношений, отличающихся от других

общественных отношений своими особенностями. Сфера действия финансового

права — отношения, возникающие в результате применения государством такого

экономического рычага, как финансы, и осуществления им в связи с этим

финансовой деятельности. Поэтому для определения места финансового права,

требуется выяснить, что такое финансы Украины.

Финансы — одна из стоимостных экономических категорий (к ним относятся

также деньги, прибыль, себестоимость, и др.), свойственных социалистической

системе народного хозяйства. С помощью этих категорий определяется мера

труда и мера потребления, производится оценка результатов работы

предприятий и стимулирование производственной деятельности работников и

трудовых коллективов. На этапе развития рынка, в который вступила Украина,

роль экономических рычагов усиливается. Необходимость активного -применения

их стала требованием Конституции Украины.

Все это говорит о все повышающейся роли фин. права в системе правовых

наук Украины.

12 Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за

нарушение норм фин. права.

Санкции по налогам применяются последовательно:

1. Пеня - за несвоевременную уплату налогов (0,3% за каждый день

просрочки /письмо ГНА № 19-0211/10-1877 от 14.03.97/)

. подоходный налог-5%

. с прибыли-учетные ставки НБУ на день исчисления пени (ставки по кредиту).

2. Принудительное взыскание со счета не внесена в срок платежей и

налогов. Если нет ср-в на счету, НА предусматривает арест на счет, лишает

предприятие возм-ти пользоваться счетом до момента начисления

задолженности.

Обращение взыскания на сумму дебитора-недоимщика. Те предприятия, к-рым

недоимщик перечислил деньги, на эти деньги утан. арест.

В случае укрытия дохода. Админ. способ защиты применяется ко всем юр.

лицам. Санкция-это механизм этого способа.

С суммы укрытого дохода исчисляется налог и 200% штраф от размера

доначисленного дохода. Адм. штраф в этом случае применяется к руководителям

и гл. бухгалтеру в размере от 2 до 5 необл. минимумов. Если же на

протяжении года у предприятия установлено повторно укрытие дохода, на него

налогается штраф в размере 500% от исчисленной суммы налога. На д. лиц-

размер от 5 до 10 необл. минимумов.

В случае злостного укрытия дохода в крупн. размерах примен. угол. отв-ть

(ст. 1482 УКУ)

. Укр. дохода в крупн. размерах до 100 необлагаемых минимумов (угол. отв-ть

до 3 лет).

. Укр. доходов в особо крупных размерах 1000 минимумов. До 10 лет с

конфискацией им-ва либо без него.

При привлечении к угол. отв-ти устанавл. пеня с момента возникновения и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.