рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федеральная государственная служба в РФ

Руководитель Аппарата Совета Федерации - для этого Аппарата; Руководитель

Аппарата Государственной Думы - для этого Аппарата; Руководитель Аппарата

Правительства - для этого Аппарата; Председатель Конституционного Суда -

для ап

СЗ. 1995. М 36. Ст. 3541.

2

СЗ. 1995. М 7. Ст. 513.

3

СЗ. 1995. # 3. Ст. 174.

73

парата этого Суда; Председатель Верховного Суда - для аппарата этого

Суда; Председатель Высшего Арбитражного Суда - для аппарата этого Суда;

Генеральный прокурор - для кадров Генеральной прокуратуры; Председатель

Центральной избирательной комиссии - для аппарата этой комиссии;

Председатель Счетной палаты - для аппарата этой палаты.

На Совет по вопросам государственной службы при Президенте возложена

координация работы по формированию, размещению и исполнению

государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации

государственных служащих федеральных органов государственной власти.

Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано ежегодно

формировать на основе выявляемой потребности заказ на переподготовку и

повышение квалификации их государственных служащих, а также служащих

органов местного самоуправления с последующим размещением заказа на договор

ной основе в региональных академиях государственной службы и других учебных

учреждениях, реализующих профессионально-образовательные программы обучения

государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с постановлением Правительства от 11 августа 1995 г.

создана Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению

квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной

власти’. Комиссия создана для координации деятельности федеральных органов

исполнительной

власти по данному вопросу на основе государственного заказа.

Основными задачами Комиссии являются:

определение основных направлений переподготовки и по вышения квалификации

государственных служащих федеральных

органов исполнительной власти;

рассмотрение проекта государственного заказа на переподго товку и

повышение квалификации государственных служащих

федеральных органов исполнительной власти;

анализ эффективности использования средств федерального

бюджета, выделяемых в соответствии с государственным заказом;

координация деятельности федеральных органов исполнитель ной власти при

формировании, размещении и исполнении госу дарственного заказа;

анализ состояния и эффективности функционирования систе мы образовательных

учреждений, осуществляющих обучение кад ров в рамках государственного

заказа;

1

СЗ. 1995. М 34. Ст. 3457.

74

рассмотрение федеральных программ переподготовки и по вышения квалификации

кадров федеральных органов исполни тельной власти;

подготовка предложений по формированию системы норма тивно-правового

обеспечения обучения кщров на основе государ ственного заказа;

рассмотрение предложений по пересмотру экономических нор мативов для

формирования государственного заказа;

определение приоритетных направлений научно-методических

разработок по проблемам обучения государственных служащих;

анализ хода реализации международных программ и проектов

в области переподготовки и повышения квалификации государст венных

служащих федеральных органов исполнительной власти.

Персональный состав Комиссии утверждается Правительст вом. В нее входят

председатель, его заместители, а также члены

Комиссии из числа заинтересованных федеральных органов ис полнительной

власти, руководители образовательных учрежцений,

представители Администрации Президента и Аппарата Прави тельства. К работе

в Комиссии могут привлекаться представители

научных и образовательных учреждений, общественных объедине ний и других

организа’ций.

Порядок повышения квалификации и переподготовки. Повыше ние квалификации

федерального государственного служащего

проводится в соответствии с имекщимися потребностями, но не

реже одного раза в пять лет и осуществляется в образовательных

учреждениях высшего профессионального или дополнительного

образования. В зависимости от групп федеральных государствен ных

должностей и форм обучения установлены сроки повышения

квалификации: от двух до шести недель с отрывом от службы и от

шести недель до шести месяцев без отрыва от службы.

Переподготовка федерыьного государственного служащего ор ганизуется

руководителем соответствующего органа государствен ной власти при

необходимости назначения служащего на феде ральную государственную

должность иного профиля и осущест вляется в образовательных чреждениях

высшего профессиональ ного или дополнительного образования. В зависимости

от групп

федеральных государственных должностей и форм обучени уста навливаются

сроки переподготовки: от трех до шести месяцев с

отрывом от службы и от шести месяцев до одного года без отрыва

от нее.

Конкретные сроки и формы повышения квалификации и пере

подготовки федеральных государственных служащих определяют ся

руководителем соответствующего органа государственной влас

75

ти. За федеральным государственным служащим, направляемым

на повышение квалификации и переподготовку с отрывом от

службы, сохраняется на весь период обучения денежное содержа ние по

занимаемой должности. Федеральному государственному

служащему, находящемуся в отставке в связи с ликвидацией фе деральной

государственной должности и направлечому на по вышение квалификации или

переподготовку, на весь период обу чения сохраняется денежное содержание по

последн=й должности.

В случае переезда на этот период в другую местность ему возме щаются

расходы за весь период обучения в порядке,. установлен ном длм служебных

командировок.

Федеральным органам государственной власти предоставляется

право использовать в порядке, установленном Прэвительством,

часть вьщеляемых им финансовых средств на осушествление по вышения

квалификации и переподготовки федеральчых государ ственных служащих в

негосударственных образовательных учреж дениях Российской Федерации и

иностранных государств.

Еще 23 августа 1994 г. Указом Президента было утверждено

Положение о повышении квалификации и переподготовке феде ральных

государственных служащих, увольняемых из аппаратов

органов государственной власти Российской Федерации в связи с

ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением

штата’. В Положении указано, что орган государственной власти,

из аппарата которого увольняются государственныс служащие в

связи с сокращением штата, обеспечивая реализацию права уволь няемого

государственного служащего на повышение квалифика ции и переподготовку:

в двухнедельный срок рассматривает заявления, поступившие

от государственных служащих, подлежащих увольнению, о жела нии повысить

квалификацию или пройти переподготовку;

оказывает помощь увольняемым государственным служащим в

выборе профессии (специальности), которую можно получить за

период переобучения, в соответствии с перечнем профессий,

имеющих спрос на рынке труда в конкретном регионе. Перечень

профессий определяется кщровыми службами аппарата федераль ных

государственных органов в результате консультаций с терри ториальными

органами службы занятости;

заключает с образовательными учреждениями, расположенны ми в регионах

проживания увольняемых государственных служа щих, договоры о повышении их

квалификации или переподготов ки и возмещает этим учреждениям расходы,

связанные с обучени

1

СЗ. 1994. М 18. Ст. 2066.

76

ем указанных лиц, в размерах, необходимых для повышения ква лификации или

переподготовки государственных служащих в го сударственных образовательных

учреждениях.

Если государственный служащий желает повысить квалифика цию или пройти

переподготовку в негосударственном образова тельном учреждении, федеральный

государственный орган возме щает расходы, связанные с его обучением, в

размере, необходимом

для повышения квалификации или переподготовки в государст венном учебном

учреждении по той же специальности (профес сии). Остальные расходы

государственный служащий возмещает

из личных средств.

Трудоустройство государственных служащих, уволенных из ап паратов органов

государственной власти Российской Федерации в

связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокраще нием штата и

прошедших повышение квалификации или перепод готовку, производится в

соответствии с законодательством, если

отсутствует возможность трудоустройства в аппаратах органов го

сударственной власти. Направление на повышение квалификации

или переподготовку не является обязательством по трудоустройст ву на

государственную службу.

13 сентября 1994 г. Правительством было принято Постановле ние «Об

организации переподготовки и повышении квалифика ции государственных

служащих федеральных органов исполни тельной власти»’, а Постановлением от

30 декабря 1994 г. утверж дено Положение о государственном заказе на

переподготовку и

повышение квалификации государственных служащих федераль ных органов

исполнительной власти’. Установлено, что объемы и

структура государственного заказа на переподготовку и повыше ние

квалификации государственных служащих федеральных орга нов исполнительной

власти тверждает Правительство на основа нии предложений Министерства

труда.

На руководителей федеральных органов исполнительной влас ти возложены

обязанности:

ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров

разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению ква лификации

государственных служащих, обеспечивающие возмож ность поддерживать уровень

их квалификации, достаточный для

исполнения должностных полномочий;

в установленные сроки представлять в Министерство труда

предложения по объемам и структуре государственного заказа на

СЗ. 1994. # 21. Ст. 2393.

г

СЗ 1995, Хо 2. Ст. 158.

77

переподготовку и повышение квалификации государственных слу жащих своего

ведомства, имея в виду, что для лиц, впервые

принятых на федеральную государственную службу, повышение

квалификации в течение первого года работы является обязатель ным;

должностные перемещения государственных служащих, уста новление им

соответствующего денежного содержания увязывать

с результатами обучения и практического использования получен ных знаний.

Постановлением Правительства от 13 сентября 1994 г. утверж ден Перечень

образовательных учреждений, осуществляющих

переподготовку и повышение квалификации государственных слу жащих

федеральных органов исполнительной власти. К ним отно сятся: АНХ;

Финансовая академия при Правительстве; Академия

современной экономики при Министерстве экономики; Всерос сийская академия

внешней торговли Министерства внешних эко номических связей; Российская

правовая академия Министерства

юстиции; Московская государственная юридическая академия;

Российская академия государственной службы при Президенте

Российской Федерации; межотраслевые институты повышения

квалификации и переподготовки кадров при высших учебных

заведениях; отраслевые академии и институты повышения квали фикации

руководящих работников и специалистов.

Например, пятый год функционирует Институт управления и

экономики в Санкт-Петербурге. При его создании главной зада чей являлось

повышение квалификации государственных служа щих. Ежегодно на факультете

повышения квалификации институ та подготавливается более 300 программ

обучения для депутатско го корпуса, работников администраций, служб и

предприятий

областного, городского, районного хозяйства регионов России.

Более 10 тыс. человек принял за годы своего существования

институт. Слушатели приезжают со всей России и из стран СНГ.

В 1995 г. в институте повысили свою квалификацию более 3 тыс.

руководящих работников из 79 субъектов Федерации.

Факультет подготовки государственных служащих осуществля ет долгосрочное

обучение работников администраций областей,

городов, районов в сфере делового администрирования по специ альностям

«Государственное и муниципальное управление» и «Го сударственное и

муниципальное управление финансами». После

сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломной работы слуша тель получает

диплом, в котором указывается, что выпускник

является специалистом высшей квалификации’.

Российская газета. 1996. 1 февр.

78

В соответствии с Постановлением Правительства от 9 августа

1995 г.’ переподготовка и повышение квалификации государствен ных служащих

осуществляютси также в Высшей школе экономики

по направлениям: экономика, менеджмент, социология, государ ственное

управление, право.

Одним из источников пополнения государственных служащих

являются центры для подготовки и переподготовки военнослужа щих и членов

их семей по гражданским специальностям, создавае мые Министерством обороны

совместно с заинтересованными

министерствами и ведомствами’.

1.ф 44. Квалификационные разряды Государственных служащих и порядок их

присвоения

Для организации государственной службы кроме перечня госу дарственных

должностей категорий «Б» и с«В» и их деления на пять

групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) важное

значение имеют также квалификационные разряды (звания, клас сы, чины,

ранги). Их особенностью является прежде всего то, что

они присваиваются персонально каждому государственному слу жащему,

замещающему должность категории «Б» или «В», с уче том его личных

достоинств, по результатам квалификационного

экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответст вующие

квалификационные разряды, носят форменную одежду,

могут иметь знаки различия, в частности погоны. Этим внешне

выражается положение человека в обществе и государстве и мера

его ответственности. Чем выше квалификационный разрядщ, тем

более государственной личностью он ощущает себя, тем более

ответственно должен относиться к работе.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соот ветственно тем

группам, на которые делятся государственные

должности государственной службы. Этим выражается неразрыв ность

сущности квалификационного разряда с той или иной

должностью категорий «Б» и «В», его - этого разрядща - зависи мость

от замещаемой должности. Следовательно, квалификацион ные разряды указывают

на соответствие государственных служа щих квалификационным требованиям,

предъявляемым к государ ственным должностям государственной службы

соответствующих

групп. При продвижении на более высокую должность у государ ственного

служащего, отвечающего другим установленным требо

1

СЗ. 1995. # 33. Ст. 3398.

2

Российские вести. 1994. 22 дек.

79

ваниям, возникает право на присвоение ему квалификационного

разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой

должности.

Федеральным законом «Об основах государственной службы

Российской Федерации» установлено, что лицам, замещающим

должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие

квалификационные разряды:

действительный государственный советник Российской Феде рации 1-го, 2-го и

3-го класса - лицам, замещающим высшие (5-й

группы) государственные должности государственной службы;

государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и

3-го класса - лицам, замещающим главные (4-й группы) долж ности;

советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го класса -

лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса лицам, замещающим

старшие (2-й группы) должности;

референт государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса -

лицам, замещающим младшие (1-й группы) государственные

должности государственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с

федеральным законом вводятся другие виды квалификационных

разрядов: воинские и специальные звания, классы, чины, дипло

матические ранги.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвое ния

квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на

иные должности, аттестации государственных служащих устанав ливается

федеральным законом. До принятия такого закона дей ствует Положение о

порядке присвоения и сохранения квалифи кационных разрядов федеральным

государственным служащим,

утвержденное Указом Президента от 22 апреля 1996 г.’

Согласно Указу, присвоение федералыьному государственному

служхащему квалификационного разряда производится по заме щаемой им

государственной должности группы на основе квалификационныхквали

фикаыионных требований. При этом полученный чин или дипло матический ранг

сохраняется за работником и при переводе (пере ходе) его в другой

государственный орган или ныа другую государ ственную должность. До

присвоения классного чина по новому

месту работы он будет получать и предусмотренные за это выплаты

в рублях.

Полчожение определяет также порядок присвоения квалифика ционных разрядов.

Классный чин действительного государствен

СЗ. 1996. М 17. Ст. 1963.

80

ного советника и государственного советника Российской Феде рации

присваивается Президентом по представлению руководите ля федерального

органа или его аппарата, а остальные ранги руководителем государственного

органа.

Квалификационный разрядщ, как правило, можно получить,

сдав государственный экзамен или пройдя аттестацию. При этом

соискателю потребуется освежить знания Конституции, федераль ных

законов и других нормативных актов применительно к роду

своей работы. Но руководители ведомств в качестве поощрения

сотрудников могут это сделать без такой процедуры.

Руководитель органа в порядке поощрения без сдачи федераль ным

государственным служащим квалификационного экзамена

или его аттестации вправе ходатайствовать о присвоении ему за

особые отличия очередного квалификационного разряда действи тельного

государственного советника Российской Федерации 1-го,

2-го или 3-го класса либо государственного советника Российской

Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса и внести соответствующее

предложение в Совет по вопросам государственной службы при

Президенте.

Решение о присвоении федеральному государственному служа щему

квалификационного разряда оформляется актом Президента

или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответст вующая

запись вносится в трудовую книжку и личное дело служа щего.

Со дня присвоения федеральному государственному служаще му

квалификационного разряда ему устанавливается надбавка к

должностному окладу в установленных размерах.

При прекращении федеральной государственной службы ква лификационный

разряд сохраняется. Вопросы, связанные с по рядком присвоения и сохранения

квалификационных разрядов,

рассматриваются соответствующим государственным органом в

пределах его полномочий или в суде.

Присвоение очередных квалификационных разрядов произво дится на основании

результатов государственного квалификаци онного экзамена или аттестации.

Служащий вправе и сам высту пить с инициативой о присвоении ему

квалификационного разря да. Но в этом случае присвоение квалификационного

разряда

производится по результатам государственного квалификацион ного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.