рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

Ставропольский край, Хабаровский край;

В составе Р.Ф. находятся (49) областей (Ст. 65 Конституции РФ):

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область,

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская

область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область,

Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская

область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область,

Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая

область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область,

Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская

область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область,

Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область,

Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская

область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская

область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область,

Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

В составе Р.Ф. находятся (2) города федерального значения - Москва,

Санкт-Петербург;

Еврейская автономная область;

В составе Р.Ф. находятся (10) (Ст. 65 Конституции РФ) автономных

округов: Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный

округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский

(Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный

округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ,

Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти субъектов Р.Ф.

Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов классифицируются на

три группы:

1) предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации

(статья 71 Конституции РФ);

2) предметы ведения, находящиеся в совместном ведении Российской

Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ);

3) вне пределов ведения России и ее полномочий по предметам совместного

ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой

государственной власти (статья 73 Конституции РФ), т.е. непоименованные

в Конституции полномочия отнесены к исключительной компетенции

субъектов.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации

осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей

территории Российской Федерации.

Предметами ведения (Статья 76 Конституции) Федеральных органов

Российской Федерации являются федеральные конституционные законы и

федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской

Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской

Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации находятся федеральные органы исполнительной власти и

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые

образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со Статьей 78 Конституции РФ Федеральные органы

исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать

свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им

осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции

Российской Федерации и федеральным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с

частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между

федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации,

действует федеральный закон.

На территории Российской Федерации не допускается установление

таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии

с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75 Конституции РФ определяет единство денежно-кредитной системы

на всей территории нашего государства - Денежной единицей в Российской

Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно

Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в

Российской Федерации не допускаются.

В ведении Федеральной власти Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных

законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

г) установление системы федеральных органов законодательной,

исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в

области государственного, экономического, экологического, социального,

культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное,

кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой

политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды

регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся

материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка

продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного

имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок

их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального

моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;

гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и

исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических

объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации являются федеральные законы и принимаемые в

соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации.

Система органов государственной власти республик, краев, областей,

городов федерального значения, автономной области, автономных округов

устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в

соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и

общими принципами организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленными федеральным законом. Органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с

федеральными органами исполнительной власти могут передавать им

осуществление части своих полномочий.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,

законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных

меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной

безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и

другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников

истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической

культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства,

отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,

эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской

Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное,

жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о

недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни

малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов

государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов

Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской

Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края,

области, города федерального значения, автономная область и автономные

округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие

законов и иных нормативных правовых актов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской

Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов

Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой

государственной власти.

Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определены

Конституционным судом РФ на примере дела от 30 сентября 1993 года По делу

о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18

мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и

постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля

1993 года "О порядке и сроках проведения выборов судей Кабардино-Балкарской

Республики"

Суть дела заключается в том, что указанный субъект Р.Ф. не был согласен с

существующим порядком назначения судей, на что Конституционным судом РФ

было в своем решении было указано следующее:

«Правовой статус судей - один из важнейших вопросов отраслевого

законодательства о судоустройстве. Согласно Федеративному договору

(Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти Российской Федерации и органами власти

суверенных республик в составе Российской Федерации) правовое регулирование

судоустройства отнесено как к исключительной компетенции Российской

Федерации (пункт "о" части первой статьи I), так и к совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти республик в составе Российской Федерации (пункт "к"

части первой статьи II).

На конституционном федеральном уровне провозглашен принцип разделения

законодательной, исполнительной и судебной властей, определена судебная

система, закреплены независимость, неприкосновенность и несменяемость

судей; установлено, что регулирование гарантий независимости и

неприкосновенности судей, а также определение сроков их полномочий

осуществляются только федеральным законом (статьи 163, 164, 165, 167

Конституции Российской Федерации).

Эти конституционные положения, устанавливая основы единого правового

статуса судей в Российской Федерации определяют ту сферу в правовом

регулировании судоустройства, которая согласно Федеративному договору

относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Кроме того, названные конституционные принципы обеспечивают действенную

роль судебной власти как гаранта прав и свобод граждан. Регулирование же

прав и свобод граждан согласно пункту "в" части первой статьи 72

Конституции Российской Федерации и пункту "в" части первой статьи I

Федеративного договора также отнесено к ведению федеральных органов

государственной власти.

В области исключительной компетенции федеральных органов государственной

власти принимаются только федеральные законы, которые согласно части первой

статьи V и части первой статьи VI Федеративного договора подлежат

исполнению органами власти республики в составе Российской Федерации в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Республики в составе Российской Федерации не могут принимать

законодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,

регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместному

ведению федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своих

нормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральным

законам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации.

при этом не соответствует установленному на основе Федеративного договора

разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и

республиками в ее составе положение, при котором республиканский

законодатель воспроизводит в республиканских законодательных актах

федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации.

Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территории

Российской Федерации, в том числе на территории республик в ее состав, что

вытекает из статьи 81 Конституции, части первой статьи V и части первой

статьи VI Федеративного договора подлежат исполнению органами власти

республики в составе Российской Федерации не могут принимать

законодательные акты в сфере исключительных федеральных полномочий, а,

регулируя в области судоустройства вопросы, отнесенные к совместному

ведению федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти республик, должны обеспечивать соответствие своих

нормативных актов Конституции Российской Федерации и тем федеральным

законам, которые реализуют исключительную компетенцию Российской Федерации.

При этом не соответствует установленному на основе Федеративного договора

разграничению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и

республиками в ее составе положение, при котором республиканский

законодатель воспроизводит в республиканских законодательных актах

федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации.

Они действуют непосредственно и подлежат применению на всей территории

Российской Федерации, в том числе на территории республик в ее составе, что

вытекает из статьи 81 Конституции Российской Федерации, части первой статьи

V и части первой статьи VI Федеративного договора. Распространение действия

федеральных законов на территории республик специальными законодательными

актами республик противоречит понятию исключительного федерального ведения

и, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательных усилий и

законодательной техники.»

6. Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации

6.1. Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации

Можно ли говорить о политическом равноправии субъектов Федерации, когда

республики, например, наделены правом иметь свои конституции, а другие

субъекты -лишь уставы?

О политическом неравноправии свидетельствуют и претензии республик на

верховенство своих законов по отношению к федеральным. Например, в ст. 59

Конституции Республики Татарстан зафиксировано: «Законы Республики

Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не

противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».

Политическое неравноправие граждан проявилось в момент самоопределения

республик и при решении вопроса об их названии.

Проблема названия республик (умышленно или неумышленно) была поглощена

проблемой провозглашения суверенитета.

Существующее неравноправие субъектов Федерации Р.Абдулатипов пытался

оправдать, теоретически и политически. В одном из телевизионных интервью он

сказал, что республики самоопределяются на основе волеизъявления народа, к

которому относятся только лица коренной национальности, а все другие люди,

проживающие на территории республики, - это население, а не народ, и воля

населения не имеет никакого значения и не принимается в расчет.

Хотя это - нонсенс, рекомендациями Р.Абдулатипова воспользовались

руководители некоторых республик. Так, в ст. 69 Конституции Республики

Башкортостан говорится: «Республика Башкортостан образована в результате

реализации права башкирской нации на самоопределение...».

Здесь надо напомнить, что башкиры составляют менее 22% населения

республики.

Статья 1 Конституции Тывы закрепляет за республикой право свободного

выхода из состава Российской Федерации, а п. 11 ст. 62 предоставляла этой

республике право решать вопросы воины и мира. Невольно возникает вопрос: с

кем и зачем собиралась воевать Тыва?!

Стоит процитировать ряд положений Конституции Республики Татарстан, с

которыми принципиально невозможно согласиться, так как они явно

противоречат принципу равноправия субъектов Федерации и самому федерализму.

Так, в ст. 61 записано: «Республика Татарстан -суверенное государство,

субъект международного права, ассоциированное с Российский Федерацией -

Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов

ведения», а ст. 62 идет еще дальше: «Республика Татарстан вступает в

отношения с другими государствами, заключает международные договоры,

обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными

представительствами, участвует в деятельности международных организаций,

руководствуясь принципами международного права...». По Конституции

Татарстана все органы государственной власти этой республики не имеют

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.