рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУССКО-АЗИАТСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине :

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА: «Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя

России»

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Захаров А.В.

г. ИРКУТСК 2000 г.

ПЛАН

1. Введение - стр. 3

2.. Общие понятия федеративного устройства- стр. 6

3. Форма Государственного устройства РФ- стр. 7

4. Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.- стр.8.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами

государственной власти Р.Ф. и органами государственной власти субъектов

Р.Ф.- стр. 12

6. Общие проблемы федеративного устройства Р.Ф.-

стр. 20

6.1. Политическое неравноправие субъектов Р.Ф.-

стр.20

6.2. Экономическое неравноправие субъектов РФ.-

стр.21

6.3. Обострение межнациональных отношений в России. - стр. 22

6.4. Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф.- стр. 24

6.5. «Трансформация» национального суверенитета в государственный- стр. 26

7. Заключение - стр. 30

Список используемых источников стр. 32

ВВЕДЕНИЕ:

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное

устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в

заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны

субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.

Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного

устройства России являются очень непростыми.

Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации,

как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан

независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных

особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и

взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и

не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.

К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно

политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие

субъектов Федерации и их граждан.

Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ

необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое

место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром

военных действий между различными политическими силами, занимало

федеративное устройство.

Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным

государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же

круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких

субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали

сравнительно небольшую часть территории России.

В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики

объявили себя суверенными государствами в составе России.

Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.

Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.

Представители республик требовали для них преимущественного статуса в

создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на

природные ресурсы.

Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков

конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации

территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его

системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с

республиками.

Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта

1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной

стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами

федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами

и единственной оставшейся автономной областью — с другой. Апрельская

конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве

приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в

единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный

договор".

В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,

получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось

результатом наработок Конституционной комиссии.

Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми,

а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и

Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение

бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.

Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного

договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в

феврале 1994 г.

Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской

Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев

и областей.

При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками

предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией

разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет

федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается

лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства

и родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего

времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде

всего в принципах федеративного устройства.

При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции

РФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее

справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты

делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три

«сорта»:

1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной

власти;

2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования

(края, области, города федерального значения);

3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования

(автономная область, автономные округа).

Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране

сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими

законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19

из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону

страны. Это - нонсенс!

В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах

конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости

реформирования существующей системы федеративного устройства нашего

государства.

2. Общие понятия федеративного устройства

Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической

сущностью общества и его национальным составом населения деление

государства на государства, национально-государственные и политико-

территориальные образования, определяющие форму государственных связей

между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда

государств, национально-государственных или политико-территориальных

образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением

тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как

правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты,

определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые

действуют на его территории и должны соответствовать федеральному

законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную

систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В

России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в

политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность

территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,

которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия,

Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного

парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными

государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они

провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право

свободного выхода из федерации.

3. Форма Государственного устройства РФ

Форма государственного устройства- это территориальная организация

государственной власти, соотношение государства как единого целого с его

составными частями и их правовое положение.

Согласно (Ст. 1 Конституции РФ) Российская Федерация - Россия есть

демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой

правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации

основано на ее государственной целостности, единстве системы

государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и

самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все

субъекты Российской Федерации между собой равноправны

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному

согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в

соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации на

всей ее территории является русский язык.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение

родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренных

малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового

субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным

конституционным законом.

4. Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.:

Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик,

краев, областей, городов федерального значения, автономной области,

автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

а) Республики:

Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и

законодательство.

Статус республики (ст 66 Конституции РФ) определяется Конституцией

Российской Федерации и конституцией республики.

Республики (ст 68 Конституции РФ) вправе устанавливать свои

государственные языки. В органах государственной власти, органах местного

самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются

наряду с государственным языком Российской Федерации.

В составе Р.Ф. находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции РФ):

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан,

Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-

Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская

Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,

Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия и

Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская

Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика

- Чаваш республики

Б) Края, области, города федерального значения, автономной области,

автономного округа в составе Р.Ф.:

Край, область, город федерального значения, автономная область,

автономный округ имеет свой устав и законодательство

Статус (Ст. 66 Конституции РФ) края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией

Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным

(представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной

области, автономного округа может быть принят федеральный закон об

автономной области, автономном округе.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут

регулироваться федеральным законом и договором между органами

государственной власти автономного округа и, соответственно, органами

государственной власти края или области.

Вышеуказанные положения Конституции РФ на мой взгляд четко определены

Конституционным судом РФ на примере дела «О проверке конституционности

Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном

вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации"

Суть дела заключается в том, что в Магаданская область не была согласна с

выделением Чукотского автономного округа в самостоятельный субъект РФ, на

что Конституционным судом РФ было в своем постановлении было вынесены

следующее:

« 1. Развитие федеративных отношений в России в настоящее время

осуществляется на основе перераспределения полномочий федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти ее субъектов в

соответствии с Федеративным договором и характеризуется повышением

конституционного статуса объектов федерации.

Согласно статьям 71 и 84 Конституции РСФСР в редакции от 12 апреля 1978

года автономный округ находился в составе края или области. Содержавшиеся в

Конституции положения были развиты в Законе РСФСР от 20 ноября 1980 года

"Об автономных округах РСФСР".

Соответствующие нормы названного Закона устанавливали, что план

экономического и социального развития автономного округа является составной

частью плана экономического и социального развития края, области, а бюджет

автономного округа является составной частью бюджета края, области. Закон

закреплял право краевого, областного Совета народных депутатов отменять

решение окружного Совета в случае несоответствия его законодательству, а

также предусматривал подотчетность исполнительного комитета окружного

Совета народных депутатов исполнительному комитету краевого, областного

Совета. Тем самым правовое положение автономного округа характеризовалось

административно-территориальной подчиненностью по отношению к краю или

области.

Согласно действующей редакции Конституции Российской Федерации,

установленной Законом РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и

дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", автономный округ

находится в составе Российской Федерации и может входить в край или область

(в отличие от прежде действовавшей нормы о безусловном вхождении

автономного округа в край или область).

Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и

полномочий между федеральными органами государственной власти Российской

Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в

составе Российской Федерации) и соответствующие статьи Конституции

Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года закрепили

конституционно-правовой статус автономного округа в качестве субъекта

Российской Федерации независимо от его нахождения в крае или области.

Согласно части первой статьи III названного Договора полномочия

государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов

государственной власти и к совместному ведению федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти автономных округов,

осуществляются последними самостоятельно в соответствии с Конституцией

Российской Федерации. Частью второй статьи III этого Договора установлено,

что автономные округа являются самостоятельными участниками соглашений с

краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными

округами в составе Российской Федерации в соответствии с Конституцией и

законами Российской Федерации. Следовательно, если автономный округ входит

в край или область, их взаимоотношения как субъектов Российской Федерации

также строятся на основе Конституции и законов Российской Федерации,

собственных нормативных актов и договоров между ними.

Часть вторая статьи 70 Конституции Российской Федерации устанавливает,

что территории субъектов федерации, в том числе автономных округов,

образуют единую территорию Российской Федерации, а часть вторая статьи 71

Конституции, содержащей перечень субъектов федерации, не указывает на

территориальную принадлежность автономных округов к краям и областям.

Таким образом, нахождение автономного округа в крае или области, равно

как и выход не влияют на его конституционно-правовой статус, закрепленный

Основным Законом и Федеративным договором, а также на национально-

государственное устройство и состав Российской Федерации.

Таким образом, понятия "вхождение" автономного округа в край или область

либо "выход" его из края или области не совпадают с понятиями "разделение"

и "объединение". Следовательно, указанное положение части третьей статьи 70

Конституции Российской Федерации не распространяется на разрешение

рассматриваемого конституционного спора.

6. Выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области

означает не только принятие его органами власти полной ответственности за

решение в пределах своих полномочий всего круга вопросов жизнеобеспечения

на подведомственной территории, но и влечет за собой необходимость

структурных изменений в областных органах государственной власти и

управления, а также требует их участия в решении проблем, затрагивающих

интересы области в разграничении государственной собственности и других

сферах.»

В составе Р.Ф. находятся (6) краев (Ст. 65 Конституции РФ):

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.