рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономические преобразования в Италии после второй мировой войны

торговли по усилению итальянского проникновения на внешние рынки дали

возможность крупным итальянским монополиям в условиях острой конкуренции

расширить за последние годы экспортную экспансию и заключить ряд контрактов

на строительство заводов, дорог и поставку различного вида оборудования.

В Италии характерным примером попытки «разрешения » экономических

проблем путем государственного регулирования капиталистического хозяйства

является широко разрекламированный в прессе так называемый «план» или

«схема» бывшего министра бюджета Ванони.

«Схема увеличения занятости и национального дохода в Италии»,

известная под названием «плана Ванони», рассчитана на десятилетие 1955-1964

гг. «План Ванони» намечает пути развития экономики и регулирования

отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства и предусматривает

крупные капиталовложения в экономику страны с целью ежегодного увеличения

национального дохода на 5%. Этот «план» предусматривает также увеличение

промышленного и сельскохозяйственного производства, расширение внешней

торговли и на этой базе ликвидацию безработицыгов и таможенных пошлин.

При рассмотрении путей осуществления этого «плана » становится

очевидным, что он представляет серию гипотез, оторванных от

действительности . Для расширения объема производства необходимы

капиталовложения , которые должны делать отдельные капиталисты, что не

может быть «запланировано» никакими «планами » в условиях капитализма. Сами

авторы «плана Ванони» вынуждены признать, что , «если даже нам удастся

создать средства , которые вначале окажутся достаточными для выполнения

программы, все же при экономике свободного рынка не приходится ожидать ,

что все конечные результаты будут получены».И первый же год действия

«плана Ванони» подтвердил, что эти результаты не будут получены. Хотя объем

производства в 1955 г. увеличился, все же двухмиллионная армия безработных

не уменьшилась, несмотря на то, что 200 тыс. челок эмигрировали в другие

страны.

Не удалось также и блокирование заработной платы, которое должно было

привести к значительному снижению заработной платы в условиях постоянного

роста цен и стоимости платных услуг.

Вопреки всем предначертаниям «плана Ванони» усилились диспропорции в

развитии отраслей первого и второго подразделений . Не оправдались также

прогнозы развития южных районов страны. Большие надежды возлагались «планом

Ванони» на инвестиции из государственного бюджета. Однако государственные

расходы с каждым годом становились все более непроизводительными.

Таким образом , первые же годы действия «плана Ванони» показали его

несостоятельность. «План» остался на бумаге, а развитие экономики

характеризовалось дальнейшим обострением капиталистических противоречий.

Государственное регулирование капиталистической экономики не имеет

ничего общего с планированием и не только не устраняет , но усугубляет все

противоречия капитализма. Буржуазное государство не может вести планового

хозяйства, ибо отдельные отрасли хозяйства и предприятия находится в

частной собственности монополий. И поэтому государственное регулирование

экономики Италии , как и экономики других капиталистических стан, не

устраняет капиталистическую конкуренцию, а наоборот, ведет к усилению

анархии производства и конкурентной борьбы между отдельными монополиями и

группами монополий.

1.3. Решение проблемы отсталости южных районов.

Одной из характерных особенностей развития Италии являются резкие

территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни

между развитыми и отсталыми южными районами.

Существование слаборазвитых районов свойственны многим

капиталистическим странам. Однако в силу ряда причин проблема региональных

диспропорций в Италии значительно серьезнее , чем в других

капиталистических странах.

Следует отметить ,что все послевоенные годы между Севером и Югом

сохранялись значительные различия в уровне дохода на душу населения.

В конце 70-х годов этот показатель в Южной Италии был на 43,4% ниже,

чем в Северной(в начале 50-х годов разница составляла 50%).

Роль и место Юга в национальной экономике в послевоенный период

нельзя определить однозначно. Преобладание сельского хозяйства в экономике

Юга ,сохранение в нем даже после аграрной реформы 1950 г. феодальных

пережитков, низкий уровень производительности труда во всех сферах

хозяйства, социальная и культурная отсталость населения создавали серьезные

препятствия для органического включения южных районов в систему

капиталистических отношений, сужали внутренний рынок.

В некоторых отношениях социально-экономическая отсталость Юга,

обусловившая наличие огромной армии свободных рук, в течение длительного

времени являлась одним из решающих факторов ,позволивших Италии к концу 50-

х годов, период так называемого экономического чуда, достичь небывало

высоких в истории страны темпов экономического роста. Постоянный приток

дешевой рабочей силы ,главным образом из южных районов , давал возможность

итальянским предпринимателям с успехом конкурировать на международных

рынках . Кроме того , переводы от эмигрантов, выехавших с Юга, служили

одним из основных источников валютных поступлений в Италию

Они использовались для покрытия дефицита платежного баланса и сыграли

немаловажную роль в укреплении экономики после войны.

Началом более или менее широкой и последовательной государственной

политики в отношении южных районов можно считать 1950 г., когда была

создана Касса Юга- государственный фонд долговременного, специального и

чрезвычайного финансирования развития этих районов. С 1950 г. значительная

часть государственных инвестиций в Южную Италию идет через эту

организацию. Собственно говоря , в послевоенные годы именно Касса Юга

,система государственных участий, кредитные учреждения лежали в основе всей

деятельности правительства, пытавшегося приспособить эти инструменты своей

политики в отсталых районах к изменениям в развитии экономики всей страны.

Значительные инвестиции направлялись в развитие сельского хозяйства и

инфраструктуры, а с конца указанного десятилетия увеличились

капиталовложения в промышленность. Однако еще в середине 50-х годов ряд

буржуазных экономистов и политических деятелей начали отдавать себе отчет в

несостоятельности концепции “автономного развития” южных районов. В 1956 г.

появился “план Ванони”, который поставил в качестве одного из важнейших

условий ускорения развития экономики Юга включение ее в общую экономическую

систему Италии.

Было разработано несколько программ ,и в каждой из них проблеме Юга

отводилось одно из центральных мест. Три программы получили названия по

именам своих создателей : “план Сарачено”, “план Джолитти” и “план

Пьераччини”. Затем “левым центром” было представлено еще два документа: в

апреле 1969Г.-“проект 80”- предварительный доклад к национальной

экономической программе; в январе 1970 г.- проект второй национальной

программы развития на 1971-1975гг. В них была сделана попытка

проанализировать экономическое и социальное развитие страны в 60-х годах и

определить основные тенденции развития на 70-е годы.

Из всех перечисленных документов только один –первая национальная

программа развития экономики на 1960-1970 гг. ( “план Пьераччини”)- был

утвержден правительством. По мнению авторов этой программы, проблема Юга

могла быть решена за счет территориального перераспределения

производственных мощностей. В указанные годы предполагалось направить на

развитие Юга 40% всех капиталовложений ,что должно было привести к росту

производительности труда и сокращению разрыва между Севером и Югом по этому

показателю.» Кроме того, предполагалось создать на Юге не менее 590 тыс.

новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе ( в целом по Италии-

1400 тыс.). Ни та ,ни другая цель достигнуты не были. По уровню

производительности труда разрыв не только сократился , но даже увеличился.

Что касается занятости ,то вместо общего ее увеличения на 240 тыс. она

сократилась на Юге на 144 тыс., а в несельскохозяйственных отраслях

выросла в 2 раза меньше, чем предполагалось.»[4]

70-е годы в Италии были насыщены многообразными и порой драматическими

событиями: экономические и социально-политические кризисы , бесконечная

смена правительств ,волна терроризма -вот некоторые из них. Однако

указанное десятилетие не внесло практически ничего нового в методы

,используемые правительством для решения проблемы Юга. Так же как и в

предыдущие 20 лет , государственная деятельность в южных районах

осуществлялась в первую очередь через Кассу Юга ,предприятия со смешанным

участием и кредитные учреждения.

Естественно, что трудности экономического положения в стране сказались

на постановке проблемы Юга. Во-первых ,кризис ставил перед правительством

задачу проведения срочных мер по улучшению экономического положения

страны. Это объективно приводило к тому , что проблема Юга ,для решения

которой краткосрочные меры не годились, оказывалась отодвинутой на второй

план.

Во- вторых , в после кризисный период в какой-то мере ослабел нажим

трудящихся на правительство. На первый план выдвинулись вопросы заработной

платы и сохранения рабочих мест.

Основная роль развития Юга по-прежнему принадлежала Кассе. Учитывая

опыт двух с половиной предшествующих десятилетий, а также уроки кризиса

1974-1975 гг., руководство Кассы попыталось теснее увязать отдельные

направления ее деятельности. В качестве одной из основных задач в программе

указывалось увеличение занятости .С каждым годом эта проблема делается в

Италии все более острой. Население почти полностью(на 90%) увеличивается за

счет Юга.

Но финансовые трудности не позволяют увеличивать численность занятых в

государственных административных органах , а ведь в прошлом именно

государственный аппарат обеспечивал немногим менее половины прироста

занятости во всей сфере услуг.

Что касается промышленности , то медленный прирост занятости в отрасли

объясняется просто. Львиная доля промышленных капиталовложений на Юге идет

в металлургическую, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность,

т.е. капиталоемкие отрасли . Для создания одного рабочего места в них

требуется 100-200 млн. лир, тогда как во многих других отраслях, в том

числе в машиностроении и электронике,-10-20 млн. лир. Очевидно , что нельзя

отрицать необходимость научно-технического прогресса и призывать к

строительству мелких предприятий с отсталой технологией. Однако и среди

современных отраслей промышленности можно выбрать такие, развитие которых

на Юге потребует большого числа рабочих рук (электроника, электронное

машиностроение, самолетостроение, фармацевтика и т.д. ). В этой связи

встает задача сделать действенным тот комплекс мер, который мог бы

гарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге.

Кроме того, новая программа действий Кассы Юга предусматривала

ускоренное развитие в южных районах экспортных отраслей, а также

преодоление диспропорций в развитии самих этих районов. Это может быть

достигнуто за счет увеличения интенсивности сельского хозяйства на Юге

путем укрепления его связи с отраслями, перерабатывающими

сельскохозяйственную продукцию, и за счет развития “новых отраслей”.

Важным нововведением был принцип постоянной координации всех типов

вмешательства в развитие Юга -чрезвычайного и нечрезвычайного ( предприятия

со смешанным участием), а также согласование деятельности и местных

правительств на основе годовых программ.

Хотя экономическое развитие Италии после кризиса 1974-1975 гг. было

весьма неравномерным , антикризисные мероприятия и возобновление

промышленного роста привели к некоторому улучшению общего экономического

положения в стране. Это позволило вернуться к вопросу о разработке

программы развития экономики Италии. Летом 1978 г. министр казначейства Ф.

М. Пандольфи представил на рассмотрение общественности трехлетний план на

1979-1981 гг.

«В “плане Пандольфи ”поставлены три основные задачи:

1. постепенное понижение уровня инфляции и доведение его к 1981 г. до 8%

( т.е. до среднего уровня страны ЕЭС);

2. увеличение темпов экономического роста с 2% в 1978 г. до 4,5% в 1979

г. и 4% в последующие два года;»[5]

3. достижение равновесия платежного баланса.

Центральным и наиболее важным моментом в плане “плане Пандольфи” был

поиск рационального использования инвестиций для обеспечения роста

занятости и радикального решения проблемы Юга. Как и в предыдущих

программах, главным инструментом вмешательства в развитие Юга оставалась

Касса. Общая сумма ее затрат должна была составить на 1979-1981 гг. 12375

млрд. лир.

Однако ,несмотря на то что все политические силы страны одобрили общие

принципы трехлетнего плана , вследствие затянувшегося политического кризиса

он был положен под сукно.

Подводя итог сказанному , отметим, что в послевоенные годы итальянское

правительство вложило в развитие южных районов огромные средства. Это

способствовало определенному подъему экономики, но далеко не в тех

масштабах , на которые рассчитывали буржуазные экономисты и государственные

деятели. Безусловно , сегодня южная Италия уже не та, что 20 или 30 лет

назад. Здесь развивается тяжелая индустрия , выросла численность рабочего

класса и, что особенно важно , сформировались его передовые отряды в

ключевых отраслях промышленности, прежде всего в металлургии и

машиностроении. Но государственное вмешательство усилило неоднородность

социальной и экономической структуры Юга. В целом Юг по сей день остается

регионом . где с особой остротой проявляются все присущие итальянскому

капитализму противоречия.

Глава3. Динамика развития промышленности в послевоенные годы.

В послевоенный период в мировом капиталистическом хозяйстве начался новый

экономический цикл. На его движение большое влияние оказала война с ее

огромными материальными разрушениями. Необходимость восстановить эти

разрушения , обновить сильно изношенный и устаревший во время войны

основной капитал породил огромный спрос на капитальное оборудование и

обусловили длительность фазы подъема послевоенного цикла. В Италии

необходимость обновления основного капитала была более насущной , чем в

других странах , так как перед войной он обновлялся очень слабо, а во время

войны подвергался значительному разрушению и огромному износу. Однако в

первые годы после окончания войны в Италии имело место простое

восстановление разрушенного оборудования. Рассчитывая на сохранение

длительного депрессивного состояния мирового капиталистического рынка,

итальянские монополии не считали нужным идти на большие капитальные

затраты, связанные с серьезным обновлением основного капитала. Однако

трудности сбыта, возросшие в связи с усилением конкурентной борьбы на

мировом рынке, происшедшее в условиях технического застоя крайнее

обострения ряда социально-экономических противоречий побудили итальянские

монополии проявить большую активность в области развития техники и методов

организации производства. Этому способствовал также «план Маршалла»,

обеспечивший поступление огромных финансовых средств в сейфе монополий.

За период с 1952 по 1956 год валовые капиталовложения в

промышленность возросли на 13%; доля этих вложений в общей сумме валовых

капиталовложений сократилась с 36,8 до 31,4% и в национальном доходе с 8,4

до 6,7%.Эти данные говорят о том, что за указанный период доля промышленных

капиталовложений сократилась как в общей сумме капиталовложений , так и в

национальном доходе Италии.

Важная особенность послевоенного развития итальянской промышленности

состоит в том, что процесс обновления основного капитала коснулся в

основном узкой группы крупнейших монополистических предприятий и очень

слабо затронул остальную массу предприятий.

«140 крупнейших промышленных обществ, составлявших в 1954 году 0,7% их

общего числа , осуществили капиталовложения , составившие в общей сумме

валовых промышленных капиталовложений долю:

1938 г. -15%

1951 г. -65%

1952 г. – 68%

1953 г. –70%

1954 г.-72%»[6]

Как видно из приведенных цифр, крупнейшие акционерные общества

вкладывают в свои предприятия все возрастающую часть общей суммы

промышленных капиталовложений.

В итальянской промышленности происходит интенсивный процесс

концентрации капиталовложений на крупнейших монополистических предприятиях.

Данное обстоятельство имеет исключительные по своему значению последствия

для всего послевоенного развития итальянской промышленности. Увеличение

доли капиталовложений в крупнейшие монополистические предприятия означает

сокращение капиталовложений , вкладываемых во всю остальную,

немонополизированную промышленность.

При таких условиях подавляющее большинство мелких и средних

предприятий не только не обновляет сколько-нибудь значительно своего

оборудования, но зачастую вынуждено проедать свой основной капитал.

Процесс усиления концентрации промышленных капиталовложений на

монополистических предприятиях обусловлен тем , что крупнейшие монополии

присваивают львиную долю прибылей, являющихся внутренним источником

финансирования предприятий, и захватывают в свои руки внешние источники

финансирования , которыми являются кредитная система и государственные

субсидии. Например , в 1953 году чистые прибыли, объявленные всеми

промышленными компаниями Италии, составили примерно 110 млрд. лир. Из этой

суммы около 100 млрд. лир приходилось на общества, входящие в

монополистические группы.

Огромные и все возрастающие прибыли , извлекаемые крупными

монополиями, обеспечивают им широкую возможность создания накоплений , за

счет которых они покрывают подавляющую часть осуществляемых

капиталовложений.

«Денежный рынок , являющийся важнейшим источником финансирования

капиталовложений в Италии, также контролируется монополиями. Из 192 млрд.

лир акций, выпущенных в 1953 году всеми 24 тыс. акционерных обществ, 66, 6

млрд. лир приходилось на 6 крупнейших обществ, в том числе на:

«Монтекатини» 14 млрд лир.

«ФИАТ» 12

«Эдисон» 25

«СМЭ» 6

«САДЭ» 5,6

«Италчементи» 4,0»[7]

Получение банковского кредита немонополистическими предприятиями также

затруднено: помимо ничтожности кредитов мелким и средним предприятиям, он

предоставляется по баснословно высокому проценту. Созданные в последние

годы специальные институты краткосрочного и среднесрочного кредитования-

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.