рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дети войны

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и

самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их

можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на

заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали

свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно

включались в работу на полях и фермах. Так, Вася Копаев, Катя Бекметьева и

Вася Горбиенко из колхоза “Большевик” деревни Щукино Московской области из

ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали

их туда, где была нужна помощь старшим, а в колхозе “Хлебороб” 25 пионеров

помогали убирать урожай, в колхозе имени Кирова Славковского района

Ленинградской области 150 пионеров со специальными книжками вместе со

взрослыми ежедневно выходили на работу, а шестиклассник Вася Попов из

одноклассников организовал звено по уходу за картофелем. Пионеры села

Барисово Московской области в 1941 году пропололи 34 га свеклы, 12 –

моркови, 60 – клевера и около 30 га садов, а в

1941-1942 годах 185 тыс. пионеров Подмосковья на колхозных полях выработали

12млн. 30 тыс. трудодней. В течении месяца при Алешинской МТС Калининской

области 11 школьниц, в том числе Маня Конькова, Таня Губарёва, Таня Котова,

окончили курс трактористок и получили назначение на работу в колхоз.

Ещё с большей активностью трудились пионеры и школьники в 1942 году.

“Сейчас, – сообщала “Правда”27 июня, – большинство школ опустело. Школьники

– на полях. Они служат Родине и помогают вести борьбу за урожай”.[pic] 5

млн. пионеров и школьников в том году работали на прополке, окучивании и

подкормке картофеля и овощей, на уборке и выработке свыше 145 млн.

трудодней. Только в 38 областях страны свыше 190 тыс. школьников в 1942

году окончили курсы трактористов и комбайнёров, участвовали в посевной и

уборочной компаниях. Самоотверженно трудились юные патриоты на колхозных

полях. Например, 8 апреля 1942 года В. Нагорный в колхозе “Красный

партизан” Красноярского края на пароконном круге вместо 0,4 га вспахал 2, в

последующие дни по 3, а 15 апреля – 4 га; 13-летний К.

Арчинков в тот же день вспахал 1.5 га, В Каршин – 3,2 га, а Е. Шагфакова –

3,7 га. Ещё в мирное время пионер Петя Серёгин (Вологодская область) во

время каникул помогал брату убирать урожай на комбайне, хорошо изучил его,

и частенько брат доверял ему управлять машиной, а когда началась война

и брата призвали в действующую армию, он заменил его за штурвалом и при

норме 180 га убрал урожай с площади более 400 га.

8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил

Всесоюзный пионерский воскресник “Пионеры - фронту”. В нём участвовало 2,5

млн. пионеров и школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров

для семей фронтовиков, собрали 4268,1 т. металлолома, 355,4 т. дикорастущих

и лекарственных растений, 2719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т.

овощей, утеплили 565школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т. угля, 63 т.

торфа, очистили от снега 29 тыс. км. железнодорожных путей.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они

создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в

колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 54

клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих

фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на

всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26

областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна.

Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники

принимали активное участие в “красных обозах”. Так в ноябре – декабре 1941

года в Алтайском крае они участвовали в 6 тыс. обозов, в Ярославской

области в 1943 году в 1314 обозах и в 2314 транспортных бригадах. Большую

помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных

растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240784 т. В годы войны

трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать

фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие

завоевания колхозного строя.

Колоски.

Из родословной Морозовой Людмилы Викторовны.

Война прошлась по судьбам не только взрослых, но и детей. Мои родители

(1931 и 1932 года рождения) жили в Сибири, в Омской области, но в разных

районах. Их отцы с 1941 года были на фронтах Великой Отечественной войны.

Сибирь далеко от фронта, не так страшно, как детям “под немцами”, но и им

было страшно за своих отцов, которые воевали с фашистами, да и голодно

было. Вот дети и пытались помочь своим матерям – летом собирали грибы,

ягоды, которые сушили, как лепёшки, а зимой размачивали в горячей воде.

Весной рвали лебеду, из которой варили суп. Много дел было у ребятишек

военной поры: кроме собственного огорода, работали на колхозном поле –

помогали не только семье, но и фронту. А еще осенью им удавалось тайком

собирать колоски в поле, оставшиеся после жатвы. Моя мама, Клешнинова

Валентина Николаевна, рассказывала, что однажды их, ребятишек, поймал в

поле за этим занятием управляющий на лошади. Среди них был Володька,

племянник управляющего, который завернул колоски в свою рубашку.

Управляющий отхлестал кнутом тех, кому не удалось от него вывернуться, и

приказал всем высыпать колоски на землю. А у Володьки ещё и отобрал пустую

рубашку, велев ему передать матери, чтобы потом она пришла к нему за

рубашкой. Что это? Злоба управляющего? Скорее всего, это его

ответственность перед буквой закона. Ведь Сталин и Молотов ещё до войны

родили чудовищный закон от 7 августа 1932 года. Он оглашал

Строкой газеты

“Расстрел с конфискацией всего имущества и с

заменой при смягчающих обстоятельствах

лишением свободы на срок не ниже 10 лет с

конфискацией всего имущества” за хищение

урожая на полях общественных запасов, скота и

т. д.

В народе это постановление прозвали “законом о

пяти колосках”. Ровно столько их требовалось

суду, чтобы приговорить мать или отца к …

вышке. Но руки у судей не всегда поднимались,

чтобы за горсть зерна посылать на расстрел

кормильца. Но всё же репрессивная машина

работала, хотя и со скрипом. 55 тысяч человек

осудили за колоски. Из них к высшей мере

наказания – 2100.

Взнос пионеров и школьников.

Из утреннего сообщения

Совинформбюро.

“15 – летняя школьница Лида Р.,

у которой фашисты убили

родителей, пробралась вечером к

командиру партизанского отряда

учителю В. и сообщила, что в

село Сведлово Одесской области

прибыл румынский отряд,

заночевавший в помещении

школы. Ночью партизаны неслышно проникли в село и забросали помещение школы

ручными гранатами… Партизаны захватили 2 автомашины, 5 мотоциклов,

станковый пулемёт и другое оружие”.

16 сентября 1941 г.

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от

каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в

тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех

советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии …

обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Опасность, нависшая над Родиной, глубоко запала в душу каждому

советскому человеку. Поэтому советские люди стремились помочь армии всем,

чем только могли. Одним из патриотических движений в те дни были различные

взносы в фонд обороны страны, усиление её боевой мощи.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной

Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные

по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие

и передавали их войнам действующей армии.

Телеграмма верховного главнокомандующего

секретарю Калининского обкома ВКП(б)

т. Бойцову

2 февраля 1943 г.

Передайте колхозникам и колхозницам Калининской области, собравшим, кроме

первых 95 млн., дополнительно 43 млн. 704 тыс. руб. на строительство

танковой колонны “Калининский фронт” и “Калининский комсомолец”, мой

братский привет и благодарность Красной Армии.

И. Сталин

“Пролетарская правда”, 2 февраля 1943 г.

Когда в стране развернулось движение за создание танковых колонн,

пионеры городов и сёл задумались, а какое участие в нём они могут принять.

Появилось много различных инициатив. Так, 1 сентября 1941 года учащиеся 102-

й школы Кировского района г. Горького обратились ко всем пионерам и

школьникам Горьковской области с призывом построить танк “Пионер”. Их

поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки

пионеров, на которых пионеры брали обязательства активнее включаться в сбор

макулатуры, металлолома, лекарственных трав. В сельских школах – работать в

звеньях и бригадах и все заработанные деньги перечислить на счёт танка

“Пионер”. Прошло несколько месяцев, и 250 тыс. рублей были собраны. На

Горьковском заводе на них был построен танк, который 18 января в парке

Кировского района города был передан танкистам. Как же радовались ребята.

Когда узнали. Что их танк успешно бьём немецко-фашиских захватчиков!

“Наши юные друзья! – писали воины экипажа. – Выражаем Вам глубокое

благодарность за построенный на Ваши средства танк “Пионер”, который сейчас

громит фашистских палачей. С 14 по 25 февраля 1942 года им уничтожено 6

пушек, 1 танк, 5 автомашин, 10 миномётов, 12 пулемётов. Свыше 100 фашистов.

Танкисты будут и впредь беспощадно уничтожать врага”.[pic]

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 123

В ответ на письмо танкистов пионеры и школьники послали им вышитые

кисеты для табака “Брату-бойцу” и письмо, в котором заверят их, что будут

учиться отлично, помогать старшим. Письмо заканчивалось словами: “Бейте,

родные, проклятых фашистов!”.

В марте 1942 года в Москве и в Московской области по инициативе

пионеров и школьников Ленинского района Москвы развернулось движение среди

пионеров и школьников за сбор средств на постройку танка “Таня”. 10 апреля

1942 года состоялось заседание бюро МК и МГК ВЛКСМ, на котором было

одобрена эта инициатива, а также обязательства ребят Подрядниковской

неполной средней школы Егорьевского района и пионерской дружины

Тимирязевского района Москвы заработать по 5 и 6 тыс. рублей и внести их на

строительство танка “Таня” в честь Героя Советского Союза Зои

Космодемьянской. К концу сентября на счёт танка “Таня” пионеры перечислили

более 300 тыс. рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону

“Московский пионер”, которая летом 1943 года была передана фронтовикам.

Пионеры и школьники Липовецкой неполной средней школы Туринского

района Свердловской области в 1942 году заработанные в колхозе и вырученные

за сданную макулатуру 5тыс. рублей передали на танковую колону

“Свердловский комсомолец”. В 1941 – 1944 годах пионеры и школьники

Курганской области заработали в колхозах 757 тыс. рублей, собрали 2,8 тыс.

т. металлолома, сдали его на заготовительные пункты и вырученные деньги

перечислили в фонд Красной Армии, а учащиеся

Поперенческой школы Юргинского района Кемеровской области экономили на

завтраках, зарабатывали трудодни в колхозах, собрали металлолом, выращивали

овощи на пришкольном участке, а в 1943 – 1944 годах собрали все вырученные

деньги и купили танк “Поперенческий школьник”. Они отдали его бывшему

ученику школы, сражавшемуся на фронте, Г. Новикову.

Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для

строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне

1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии

около 542 млн. рублей.

На многих фронтах в воздухе были пионерские боевые самолёты: “Пионер

Сибири”, “Ташкентский пионер”, “Пионер Узбекистана”, “Пионер Ростова”,

“Пионер Кирова”, “Пионер Коми АССР” и др.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в

самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский

патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей

страны.

Пионеры и школьники – с воинами.

Из вечернего сообщения

Совинформбюро.

“Ученик 6 – го класса одной из

школ Петя Нестеренко под

пулемётным и миномётным огнём

за три дня вынес с поля боя 14

раненых бойцов вместе с их

оружием”.

19 марта 1942 г.

С воинами – фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники.

Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали

стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно

победить немецко – фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь,

лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для

того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для

этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они

находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

10 июля 1941 года Совинформбюро сообщило: “Юные пионеры помогают

органам НКВД вылавливать гитлеровских шпионов и диверсантов. Город Киев был

погружён в темноту. Лишь в одном окне местной гостиницы и в окнах двух

других домов, расположенных в разных концах города, появился свет.

Школьники взвода Владимира Косинского выследили врагов, занимавшихся

сигнализации, и сообщили милиции. Три вражеских поста были немедленно

ликвидированы. При обходе участка на окраине города два дружинника этого

взвода заметили прячущегося в кустах человека и доложили милиционеру.

Незнакомец, оказавшийся диверсантом, был арестован”. Так бдительно несли

дозор школьники в прифронтовых районах.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для

воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное

участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были

отправлены воинам – фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году

пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов –

фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс.

любовно вышитых кисетов для табака.

В 1944 году ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзный смотр технического творчества

пионеров и школьников. Этот смотр сыграл большую роль в изготовлении

подарков для воинов. В результате руками пионеров и школьников было

изготовлено более миллиона различных изделий значительная часть из которых

была отправлено в качестве подарков в действующую армию. Нетрудно

представить, какую радость они доставляли воинам – фронтовикам.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и

школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера,

носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту

обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам –

фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и

сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком

“Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими

маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами.

Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли

и никогда уже не вернутся к ним.

На совещании старшин пионервожатых школ Москвы 13 ноября 1943 года

отмечалось: школьники столицы “написали массу писем на фронт и получили

много интересных ответов. В частности, получили письмо с той стороны

Днепра, которое на школьников произвело сильное впечатление”.

Немало было писем воинам на фронт с предприятий, в которых

рассказывалось, как бывшие школьники работают для фронта. На активе МГК

ВЛКСМ 12 декабря 1942 года начальники отдела кадров одного из заводов,

работающих на оборону рассказал: “Бойцам нашей Красной Армии мы недавно

послали несколько десятков писем. В этих письмах мы написали отцам и

старшим братьям, как работают на заводе их дети, которые в 14-16-летнем

возрасте стали стахановцами, дают 200% выполнения кормы и своим

самостоятельным трудом помогают фронту громить немецких захватчиков. В

письме мы послали фотоснимки ребят, на которых ребячьей рукой оделаны

надписи о выполнении норм и несколько тёплых слов отцу, брату.”[pic]

С огромным волнением писали ребята эти письма и с ещё большим читали

ответы на них. Вот что ответил лейтенант Петров, дочь которого

работает слесарем на заводе. Он пишет, что получил письмо с фотокарточкой

своей дорогой дочурки. До слёз взволновался сам и его товарищи по батарее.

___________

1 Алещенко Н. М. “Во имя победы”. М., 1985 г., с. 152

“Горжусь любимой Шурочкой, которая за 6 месяцев стала знатным человеком

завода…”

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были

в госпиталях. Там они тяжелораненых читали книги, письма, писали письма их

родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с

концертами. Их серьёзность. Старательность вызывали у раненых не только

волнение, но и уважение и ним.

“До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в

Куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую

девочку, для того чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она

прочитала стихотворение К. Симонова “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины”.

Стихотворение она читала так захватывающе, с таким пафосом, что у раненых

появились слёзы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его”.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.