рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Цивилизации Инков и Ацтеков

4. Ицкоатль (1428-1440)

5. Монтесума Первый (1440-1468)

6. Ашайакатль (1468-1483)

7. Тисон (1483-1486)

8. Ауисотль (1486-1502)

9. Монтесума Второй (1502-1520)

10. Кунтлаулак (1520-1520)

11. Куаутемок (1520-1521)

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных

областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные

ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины

Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские

горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные

тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к

разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их

первоначального проживания.

В результате многочисленных завоевательных походов правителей

Теночтитлана, ацтекская культура, распространилась далеко за пределы долины

Мехико и название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской

культуры.

Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II (1502-

1520 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было значительно развито рабство. Главный

правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным

вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование

основных классов общества не было завершено (положение члена общества

определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых

в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10).

13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя

ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была

разгромлена и великолепная ацтекская столица.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда

Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе

завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса,

солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания

Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко

и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных

аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и

этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами.

Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная

Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de

Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые

разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний

флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания.

Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных

работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини

Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того,

как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные

археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда

археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из

сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода.

Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей

еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИНКИ

Другим великим государством доколумбовой Америки была империя инков,

или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех

частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре

провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе

Куско.

Инки (правильнее инка), первоначально индейское племя языковой

семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII вв. на территории современного Перу,

позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном

ими государстве Тауантинсуйу (XV в.).

ХРОНОЛОГИЯ

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном

регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы

появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э.

рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных

долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие

сельские общины.

Тысячелетия спустя в глубь территории проникли более крупные социальные

группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на

восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они

разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг

храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили

все более сложные гончарные изделия и ткани. Археологи классифицируют

изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их

распределения. Для этого пользуются термином "горизонты, чтобы

идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого

некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.

Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э.

Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

РАННИЙ ГОРИЗОНТ: 1400 - 400 ГГ. ДО Н.Э.

Названный в честь храмового центра в Чавин де Уантар, расположенного в

небольшой северной долине на восточных склонах Анд, чавинский стиль, крепко

связанный с могущественной нарождающейся новой религией, возник

приблизительно около 1400 годов до н. э. и достиг своего пика развития и

влияния к 400 г. до н. э.

Эта религия, которая, как полагают, строилась на ведущей роли оракула,

якобы способного предвидеть будущее, побеждать болезни и обращаться с

просьбами к богам, постепенно распространялась к югу. К 1000 г. до н.э. она

достигла района современной Лимы, а к 500 г. до н.э. — Айякучо,

расположенного на двести миль в глубь страны. Из Чавин де Уантар, по-

видимому, направлялись жрецы в другие общины, чтобы добиться там поклонения

таким божествам, как вот этот бог с жезлом, названный так потому, что у

него в руках скипетр (символ власти).

Народ чавин добился значительного технологического прогресса и сделал

даже несколько передовых по тем временам открытий. Чавины изобрели ткацкий

станок и экспериментировали с различными металлургическими техническими

приемами, такими, как сварка, паяние и изготовление сплавов из золота с

серебром. Среди произведенных ими изделий можно найти большие металлические

скульптуры, а также ткани из крашеной пряжи с изображением таких образов

чавинского культа, как бог с оскалившимся ягуаром и другими животными,

живущими в долине Амазонки.

РАННИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД: 400 Г. ДО Н.Э. - 550 Г. Н.Э.

Различные местные стили начали возникать на территории южной части

побережья Перу. Двумя наиболее характерными чертами так называемой

паракасской культуры, названной так по наименованию полуострова Паракас,

являлись прекрасные ткани и гробницы в форме бутылки — в каждом помещении

такого склепа можно было разместить до 40 тел.

Другой народ — наска — обрабатывал земельные участки в долинах,

расположенных в 200 милях к югу от современной столицы Перу Лимы. К 370 г.

до н.э. наскский стиль доминировал на юго-западном побережье, оставив

наиболее заметный след в керамических изделиях. Наски знамениты своими

загадочными озадачивающими линиями Наска — громадными наземными рисунками.

Для этого они убирали на определенном участке все камни и гравий, обнажая

более блеклые по цвету почвы, после чего рассыпали кучами собранные камни с

гравием по его краям. Такие "линии", вероятно, имели какой-то смысл для

религии народа наска.

На северном побережье Перу около 100 г. до н.э. возникла воинственная

культура моче. Она распространила свой контроль на территории до 150 миль

по побережью. Индейцы моче разработали целый металлургический комплекс,

создали монументальные здания из высушенного на солнце кирпича-сырца

(адоба), у них появился свой оригинальный стиль, который получил наибольшее

отражение в сосудах с реалистическими портретами.

СРЕДНИЙ ГОРИЗОНТ: 550 - 900 ГГ. Н.Э.

Наступила эра больших городов. На берегах озера Титикака на высоте

12500 футов появились пирамиды и каменные холмы, украшенные прекрасной

резьбой по камню, как это видно по изображению бога (справа), который

считается новой интерпретацией старого бога чавинов с жезлом. Построивший

все эти сооружения народ поселился в этом регионе около 100 г. до н.э. и

начал возводить около 100 г. н.э. город Тиауанако.

К 500 г. н. э. тиауанаканцы уже господствовали на территории Южных Анд,

а через пятьсот лет исчезли вовсе. Во времена своей гегемонии они создали

далекие колонии, объявили своими земли, примыкавшие к берегам озера

Титикака, и посылали торговые караваны лам по всему побережью.

Тем временем небольшой поселок Уари, расположенный к северу на

расстоянии 600 миль, постепенно превращался в город. В период его расцвета

в нем проживало от 35 000 до 70 000 жителей, в их дома подавалась вода

через подземную водопроводную систему. Ткачество было одним из самых

распространенных занятий. Народ уари исчез приблизительно около 900 г.

н.э., но он оставил после себя важное наследие — концепцию

централизованного государства и рекомендации для его создания.

ПОЗДНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД (ПРИБРЕЖНЫЙ): 900 - 1476 ГГ. Н.Э.

Рушившиеся одна за другой империи ознаменовали наступление периода

междоусобных войн, в ходе которых мелкие народы, подхлестываемые примеров

народа уари, пытались создать собственные метрополии. Начав наступление от

центра принадлежавших когда-то моче земель на северном побережье Перу,

племя чиму постепенно объединило в своем новом государстве более 600 миль

побережья. Из прекрасно снабжаемой водой с помощью ирригационной системы

столицы Чан-Чан, расположенной в жаркой пустыне, с населением 36000

жителей, владыки чиму управляли строго разделенным на классы обществом, в

котором умелые ремесленники пользовались особым уважением.

Империя Чиму усиливалась, благодаря сложной созданной ими ирригационной

системе, а также завоеванию таких соседних культур, как Чанкей, Ика-Чинка и

Сикан. О культуре сикан можно судить по ножу для ритуальных церемоний.

Когда их культура достигла периода наивысшего расцвета, чиму умели украшать

одежду и домашнюю утварь требовавшими сложной обработки золотыми узорами,

создавали ткани поразительной красоты. И вот им пришлось вступить в борьбу

за власть со своими соперниками инками.

ПОЗДНИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ПЕРИОД (ГОРНЫЕ РАЙОНЫ): 900 - 1476 ГГ. Н.Э.

Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на

высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою

культуру только после 1200 г. н.э., о чем свидетельствует кувшин (справа).

Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно

ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол.

Называя себя "Сотрясающим землю", он со своими войсками совершил поход по

всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими,

стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную

империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными

каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное

дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на

защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к

власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил

себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от

Эквадора до самого сердца Чили.

ПОЗДНИЙ ГОРИЗОНТ: 1476 - 1532 ГГ. Н.Э.

Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По

разветвленной дорожной сети маршировали армии и осуществлялась торговля.

Искусство ковки золота, керамика и ткачество достигли невероятной красоты и

совершенства. Обработчики камня создавали массивные здания из точно и

плотно пригнанных друг к другу громадных каменных блоков. Инкская знать,

представитель которой изображен в виде статуэтки справа, правила Андами до

смерти императора Уайна Капака, который умер от черной оспы в период между

1525 — 1527 гг. Вскоре скончался и его преемник, оставив открытым вопрос о

наследовании трона, что привело к возникновению гражданской войны. Она

закончилась в 1532 году, когда один из двух соперничающих друг с другом

сыновей Уайны Капака Атауальпа оказался победителем, а Уаскар заключенным в

тюрьму.

К этому времени испанец по имени Франсиско Писарро совершил свое

ознакомительное путешествие по побережью империи инков. Имея в своем

распоряжении всего двести человек бойцов, он воспользовался междоусобицами,

эпидемией оспы и атаковал войска инков, захватил в плен самого Атауальпу и

казнил его.

РАННИЙ КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД: 1532 - 1572 ГГ. Н.Э.

Писарро со своей бандой авантюристов подошел к Куско в 1533 году и

был просто поражен невиданной красотой этого города. Испанцы посадили на

трон единоутробного брата Атауальпы Манко Инку, чтобы управлять через него

инкской империей.

Однако Манко Инка не стал марионеткой в руках завоевателей и вскоре

возглавил народный бунт. В конечном итоге его вынудили бежать из Куско, где

теперь правил сам Писарро до тех пор, пока не был убит в 1541 году

сторонниками его главного соперника. Через год в Лиму прибыл вице-король,

чтобы управлять Андскими территориями как испанскими провинциями.

В 1545 году испанцы захватили Манко Инку, который все еще являлся

императором для нескольких тысяч инков, которые вместе с ним укрылись в

густых джунглях, где построили город Вилькабамбу. Манко Инку убили. Его сын

Тупак Амару, последний император инков, пытался оказать сопротивление

испанцам, но оно было сломлено, когда в 1572 году испанцы захватили его

основную базу в Вилькабамбе.

АРМИЯ ИНКОВ

До прихода испанцев это была самая сильная и самая многочисленная армия

в Южной Америке. Каждый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет должен был

отбывать воинскую повинность в течении пяти лет. Инки могли в короткий срок

собирать армию в десятки тысяч человек. На территории империи имелись

склады с оружием и продовольствием, а хорошие дороги могли обеспечить

высокую скорость передвижения.

Армия имела чёткую структуру. В самом низу иерархии находилось

подразделение из десяти воинов, во главе которого находился десятник,

отвечающий за состояние дисциплины и своевременное обеспечение своих бойцов

всем необходимым. Следующее по иерархии подразделение состояло из пяти

таких групп, а десятью такими группами (100 человек) командовал офицер

более высокого звания и т.д. На самом верху иерархии стоял

главнокомандующий - Сапа Инка.

В ходе сражения первыми пускались в ход пращи. Зажав в руке два конца

пращи, заряженной камнем величиной с куриное яйцо, воин резко освобождал

один из них, и набравший скорость камень летел во вражеские ряды на

расстояние до 30 метров. При приближении к противнику воин мог использовать

дротик.

В рукопашном бою использовали веревку, на конце которой был укреплён

либо каменный шар, либо бронзовое навершие с острыми шипами. Такое

приспособление раскручивалось, и наносился удар. Удобное приспособление для

того, чтобы раскроить кому-то череп.

Также в ближнем бою воины использовали, дубинку-палицу с каменным,

бронзовым или медным навершием. Навершия были в виде шестигранной звезды.

Иногда их оснащали острым лезвием от топорика.

Когда в их страну вторглись испанцы, то имевшиеся у них кони, мечи, а

также стрелковое оружие заставили инков прибегнуть к другой тактике. Для

поражения новых, подвижных мишеней они использовали "болу" - три камня,

прикрепленных к длинным сухожилиям лам. Этот снаряд с силой посылался по

воздуху по направлению к противнику. Сухожилия обвивались вокруг ног

лошади, которая падала на полном ходу, увлекая за собой всадника.

РЕЛИГИЯ

Иерархия духовенства у инков

У инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по

мере завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали

на территорию растущей империи. Виракоче поклонялись как творцу мироздания,

но, по всеобщему поверью, он передал свои повседневные полномочия побочным

богам, таким, как Ильяпа, бог грома и молнии, Пачамама, богиня земли. Мама

Килья, богиня Луны. Самым главным среди всех этих божеств считался Инти,

бог золотого Солнца, от которого, как утверждали, вели свое происхождение

инки. Культ Инти пронизывал всю политику империи.

Церковь была прочно соединена с государством, его властными

структурами. Верховного жреца "солнечной религии" Вильяк Уму

("прорицателя") назначал император, обычно из числа своих братьев или

близких родственников. Его власть по своей мощи уступала только власти

Верховного владыки - Сапа Инки. Верховный жрец, в свою очередь, выбирал из

числа инкской знати "епископов", которые должны были служить в десяти

"епархиях", на которые разделялась вся территория империи. Подчинявшиеся

"епископам" жрецы обычно набирались из среды кураков или местных

чиновников. Требования инкского духовенства были такими непомерными, что в

Кориканче, в Куско, например, их обслуживал громадный штат - более 4000

жрецов, жриц и других служителей культа, возглавляемого самим Вильяк Уму.

Существовало поразительное сходство между "религией Солнца" инков и

католичеством, которому предстояло заменить древнюю веру: похожие на

монастыри дома для незамужних женщин, пышные праздничные процессии с

изображениями богов и святых, высоко поднятых над головой для всеобщего

обозрения, и даже процедура причастия, во время которой жрецы церемонно

вкушали снедь и чичу. Подобно католикам-прелатам, жрецы-инки были

исповедниками, но их услугами не пользовались ни император, ни его

ближайшие родственники, которые каялись в совершенных грехах

непосредственно самому Инти, богу Солнца. Такое сходство между двумя

религиями только помогало миссионерам-католикам выполнять возложенные на

них задачи.

Религиозные праздники прерывали размеренный ход трудовой жизни инков,

иногда на весьма продолжительный период времени. В каждом месяце у инков

было, по крайней мере, три праздничных днях и, как правило, одно главное

празднество, продолжавшееся целую неделю, а иногда и более, что в сумме

составляло 120 выходных дней в каждом году. Это были праздники, знаменующие

собой каждый новый этап в сельскохозяйственном году, инаугурацию,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.