рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Александр 1

На конгрессе в Вене, когда страны-победительницы решали, как

устроить послевоенную Европу, Александру казалось, что все должны

быть благодарны России, заплатившей за победу над Францией самую

дорогую цену.

Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для

реализации своих реформаторских замыслов в самой России. Для

обеспечения этих условий было необходимо сохранить статус-кво,

определенный решениями Венского конгресса (1815), по которым к

России отошла территория Великого герцогства Варшавского, а во

Франции восстановлена монархия, причем Александр настоял на

учреждении в этой стране конституционно-монархического строя, что

должно было послужить прецедентом для установления подобных режимов

и в других странах. Российскому императору, в частности, удалось

заручиться поддержкой союзниками его идеи о введении конституции в

Польше. В качестве гаранта соблюдения решений Венского конгресса

император инициировал создание Священного союза (14 сентября 1815) —

прообраза международных организаций 20 в. В него вошли Россия,

Австрия, Пруссия, Франция. Александр был убежден, что победой над

Наполеоном он обязан промыслу Божьему, его религиозность постоянно

усиливалась. Сильное влияние на него оказали баронесса Ю. Крюденер и

архимандрит Фотий. По некоторым данным сам он постепенно становился

мистиком.

Александр непосредственно участвовал в деятельности конгрессов

Священного союза в Аахене (сентябрь-ноябрь 1818), Троппау и Лайбахе

(октябрь-декабрь 1820 — январь 1821), Вероне (октябрь -декабрь

1822). Однако усиление российского влияния в Европе вызывало

противодействие союзников. В 1825 Священный союз по существу

распался.

Неожиданно для всех Наполеон бежал с острова Эльба, и Париж

снова оказался в его руках. Король Людовик XVIII, получивший трон

благодаря победам русских солдат, покинул свой дворец и столицу,

оставив у себя в кабинете тайный договор, заключённый им с Англией и

Австрией против России. Наполеон послал этот договор русскому

императору. Только после этого Александр I понял, насколько его

ценят и уважают в Европе.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет,

Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял

очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано

Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с

собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять

законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством).

В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству

Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы

местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к

императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу

разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в

России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить

проект конституции для России. Проект «Государственной уставной

грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное

устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но

его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему

окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти

подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все

более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и

иллюзиями, оторванными от реальной политической практики.

Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании

Семёновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного

взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять

жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора

вплоть до 1822-23.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра

послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки

обновления российского государства сопровождались установлением

полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее

символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем,

видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости,

но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В

1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство

духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором

Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под

его руководством фактически был осуществлен разгром российских

университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр

запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и

утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные

поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император

был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но

не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они

разделяют заблуждения его молодости.

Одна из характерных черт Александра I – странное стремление к

симметрии и порядку. Его рабочий стол содержался в идеальном

порядке. Мебель в комнатах дворца расставлялась по составленному им

плану. Как и его отцу Павлу I, Александру нравились парады.

Нравились ему и немецкие города с правильной, точной планировкой.

Александр I в молодости был окружён людьми, демонстрировавшими

свободу мысли и щеголявшими образованностью. В конце царствования

самым близким к нему человеком стал Аракчеев. О жестокости Аракчеева

ходили легенды. Солдатам за малейшую провинность он вырывал усы, в

своём имении Грузино издевался над крепостными вместе со своей

грубой и жестокой любовницей Настасьей Минкиной. Она доходила до

изуверства и в конце концов была убита дворовыми.

Александр I любил Аракчеева за преданность. В последние годы

царствования все доклады император принимал только через Аракчеева.

Ни один министр не мог получить доступ к Александру без позволения

всемогущего царедворца.

С юных лет Александр насмешливо относился к религии. В годы

Отечественной войны он впервые прочел Библию. Это произошло у одного

из членов Негласного комитета Голицына, который из веселого дамского

угодника превратился в мистика. Императора поразили таинственные

пророчества и пламенные строки псалмов. Возвратившись к себе во

дворец, Александр хотел прочесть Библию, но ее не оказалось в

дворцовой библиотеке. На книжных полках стояли тома сочинений

Вольтера, Руссо, знаменитая французская энциклопедия Дидро,

порнографические сочинения Лафонтена и Парни. Библии в библиотеке

монарха православной Росси не было. Александру нашли Библию на

французском. Чтение увлекло его. С этого времени он весь отдался

вере. Александра волновало все мистическое. Он подпал под влияние

знаменитой тогда госпожи Варвары Юлии Крюденер.

Девичья фамилия Крюденер — Фитингоф. Она родилась в Лифляндии,

вышла замуж за барона Крюденера. Муж был на двадцать лет старше юной

красавицы. Она уехала вместе с ним в Копенгаген, потом в Париж. В

Париже Крюденер подружилась с мадам, де Сталь, писателями

Шатобрианом и Бернарденом де Сен-Пьером. Крюденер оставила мужа и

сошлась с графом Фрежвилем, знаменитым своими любовными

приключениями. Потом она вернулась к мужу, но барон Крюденер умер.

Это произвело на нее очень сильное впечатление. Она написала

подражание «Максимам» Ларошфуко и роман в письмах «Валерия», в

котором описала свои любовные переживания.

Роман имел огромный успех. В Париже появились шляпки «а ля

Валерия». Уехав из Парижа, Крюденер поселилась в деревне. Смерть

родственника, случившаяся на ее глазах, обратила Крюденер к религии.

Она познакомилась со знаменитым шарлатаном — пастором Фонтенем,

который организовал выступления перед публикой религиозной

предсказательницы Марии Куммрин.

Под влиянием Марии Куммрин Крюденер поверила, что ее

обязанность проповедовать истину и обращать людей к вере. Крюденер

предсказывала великие перевороты и потрясения. Она объясняла, что

официальная Церковь уже с третьего века отошла от правильного

учения. Ее предсказания легко поддавались любым толкованиям и

поэтому подтверждались происходящими после них событиями. Многие под

впечатлением проповедей Крюденер продали все свое имущество, раздали

деньги беднякам и пешком отправились к горе Арарат, где, согласно

предсказанию экзальтированной проповедницы, нужно было основать

царство Божие на земле.

Александр I слышал о Крюденер. Однажды утомленный переездом из

Вены в Гейльбронне он до поздней ночи размышлял о бегстве Наполеона

с Эльбы. События совпадали с одним из предсказаний Крюденер. Как

только император подумал о ней, ему в ту же минуту доложили, что к

нему прибыла Крюденер. Совпадение поразило Александра. Еще больше на

него подействовал разговор с ней. Крюденер потребовала создать

священный союз монархов против революций.

Некоторое время Крюденер находилась при Александре, и он

советовался с ней по всем вопросам. Потом вокруг Крюденер стали

собираться огромные толпы бедняков. Она обличала грядущие революции,

но в ее проповедях были и такие слова:

— Дайте мне крест, грозящий тронам!

Ее выслали из Франции, потом из Швейцарии, потом из Лейпцига.

В Россию ее доставили под конвоем полиции. Она продолжала свои

проповеди, но Александру I пришлось запретить их. Крюденер уехала в

Крым, где хотела основать колонию истинно верующих христиан. По

дороге она заболела и умерла.

В последние годы Александр I все больше ощущал чувство вины за

участие в заговоре против отца. Когда в Петербурге случилось

наводнение, кто-то из его приближенных, глядя на страшную картину

разрушений, сказал:

— За грехи наши Бог нас карает.

Александр I со слезами на глазах поправил:

— Нет, за мои грехи!

А когда ему донесли о заговорщиках, готовивших покушение на

него, он сказал:

. Не мне их судить.

Александр I постепенно отошел от государственных дел. В нем все

больше развивались мистические настроения. В это время тяжело

заболела его жена. В ее болезни Александр I тоже винил себя. Бабка

Екатерина II женила Александра, когда ему исполнилось всего

шестнадцать лет. Его невеста, принцесса Баденская Луиза, была

голубоглазой красавицей. В нее влюбился даже фаворит самой Екатерины

II Платон Зубов. Став женой наследника престола, она получила

православное имя — Елизавета Алексеевна. Первое время молодые

супруги искренне любили друг друга, но потом наступило взаимное

охлаждение. Александр I заметил, что его жена восхищена его другом,

поляком Адамом Чарторийжским. По-видимому, именно от него она родила

дочь, которая прожила всего один год. Император Павел I, увидев

внучку, сказал:

— Возможно ли, чтобы у мужа блондина и жены блондинки родился

черненький младенец?

Сам Александр увлекся польской красавицей княжной

Четвертинской. Роман с ней начался еще до женитьбы. Но Екатерина II

приказала выдать Четвертинскую замуж за Нарышкина и выслать из

Петербурга. Когда позднее она возвратилась ко двору, ее отношения с

Александром I возобновились. И тогда Александр I и его законная жена

Елизавета Алексеевна дали друг другу свободу. От Нарышкиной у

Александра было трое детей, все они умерли в раннем возрасте.

За Елизаветой Алексеевной пытался ухаживать брат Александра I

Константин. Но императрица предпочла ему молодого красавца,

ротмистра кавалергардского полка Алексея Охотникова. Когда она

родила от него дочь, Константин, известный мстительностью и

жестокостью, подослал к сопернику убийцу, и тот смертельно ранил

Охотникова. Елизавета Алексеевна навещала его перед смертью.

Александр не нашел счастья в любви. Его отношения с

Четвертинской-Нарышкиной длились четырнадцать лет и прервались после

того, как он застал ее в постели со своим генерал-адъютантом

Ожаровским. Император не мстил красавцу поляку. Ожаровского не

удалили от двора, он стал членом Государственного совета, сенатором

и на тридцать лет пережил Александра I.

Когда императрица заболела, Александр долго советовался с ней,

и они решили уехать на юг в Таганрог, чтобы устроить свою

неудавшуюся жизнь вдали от государственных дел и забот. Они

поселились в небольшом одноэтажном домике со скромной обстановкой.

Александр ухаживал за женой. Ее здоровье начало поправляться.

Супруги строили планы новой жизни.

Новороссийский генерал-губернатор Воронцов уговорил Александра

I посмотреть Крым. Накануне отъезда собралась гроза и в комнате

стало темно. Александр приказал зажечь свечи. Но потом тучи

рассе5ялись, снова стало светло, Александр задумался и сидел при

зажжённых свечах. Камердинер хотел убрать свечи. Император рассеянно

спросил, зачем он их убирает.

. Худая примета, — сказал камердинер. — Днём при свечах покойники

лежат.

Александру I понравилось в Крыму.

. Хорошо бы купить здесь клочок земли и зажить помещиком,— сказал

он сопровождавшему его князю Волконскому и грустно добавил:— Я

отслужил двадцать пять лет, солдату и то после этого срока дают

отставку.

В Балаклаве Александр I посетил монастырь. С утра был теплый

день, и он выехал в одном мундире. К вечеру императора ожидали в

Севастополе. Поднялся холодный порывистый ветер. С наступлением

темноты навстречу Александру I выслали людей с факелами. Он приехал

в Севастополь продрогший, его лихорадило. С этого началось его

недомогание. Первое время он не хотел лечиться и переносил болезнь

на ногах.

Однажды во время прогулки он встретил фельдъегеря, ехавшего к

нему из Петербурга со срочными депешами. На глазах у императора

мчавшаяся на всем скаку тройка опрокинулась, фельдъегерь Масков

выпал из нее, ударился о землю, сломал позвоночник и тут же умер.

Эта сцена произвела на отличавшегося мнительностью Александра

огромное впечатление. Он упал духом и постарел за несколько дней.

Руки не слушались его, он не мог бриться и время от времени терял

сознание. Жена, Елизавета Алексеевна, предложила ему причаститься.

Он причастился и через несколько дней, 25 ноября (7 декабря) 1825

года, умер.

Тело Александра I в закрытом гробу доставили в Петербург. Семь

дней закрытый гроб стоял в Казанском соборе. Его открывали только

один раз ночью для прощания членов императорской семьи. Мать

Александра I, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не узнала в

покойнике, лежащем в гробу, своего сына.

По стране стали распространяться слухи, что на самом деле

Александр I не умер, а ушел в монастырь или скрылся среди

раскольников в Сибири, а в гроб вместо императора положили

разбившегося фельдъегеря Маскова. Появилась и легенда, что царя

убили приближенные, которые боялись, что он освободит крестьян.

Таинственные слухи о смерти Александра I усилились спустя

несколько лет, когда стало известно о старце Федоре Кузьмиче. Его

арестовали в Пермской губернии. Он называл себя «бродягой, не

помнящим родства». Установить происхождение Федора Кузьмича не

удалось, и его сослали в Сибирь. На вид ему было около шестидесяти

лет, как раз столько, сколько исполнилось бы и Александру I, если бы

он не умер. Федор Кузьмич носил крестьянскую одежду, но не умел

исполнять самую простую крестьянскую работу и отличался мягкими,

изящными манерами. Рассказывали, что старец иногда употреблял в

разговоре французские и английские слова. Большую часть своего

времени он проводил в молитвах. Все окружающие почитали его как

святого подвижника. Ростом и лицом, цветом глаз он был очень похож

на императора Александра I.

К Федору Кузьмичу приезжали многие знатные посетители, но он

старался избегать встречи с ними и для этого несколько раз менял

место жительства. Бывая в церкви на исповеди, он отказывался

рассказывать, кто он такой и кем был раньше. Какой-то служитель

царского дворца, сосланный в Сибирь, узнал в старце императора

Александра I. Одно время Федор Кузьмич жил у томского купца Хромова.

Умер Федор Кузьмич в лесной заимке недалеко от Томска и был

похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского

монастыря.

Императоры Александр II и Николай II во время своих

путешествий по России посещали могилу Федора Кузьмича. Это укрепило

легенду о том, что под видом святого старца в Сибири умер и

похоронен император Александр I, ушедший в народ, чтобы замолить

свои грехи перед отцом Павлом I.

Томский купец Хромов, у которого некоторое время жил Федор

Кузьмич, в начале царствования Александра III приехал в Петербург и

добился приёма у императора. Он передал Александру III вещи и бумаги

святого старца.

Внук императора Николая I, известный историк, великий князь

Николай Михайлович, написал статью «Легенда о кончине императора

Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича». На основе

сопоставления собственноручных записок Фёдора Кузьмича и автографов

Александра I он пришёл к выводу, что они принадлежат разным людям.

Этот вывод подтверждался и позднее по результатам сверки

подчерков, проводившейся специалистами-графологами. Тем не менее

легенда о старце Фёдоре Кузьмиче до конца не разгадана. Многие

историки продолжают поддерживать гипотезу о том, что он и Александр

I – одно и то же лицо.

Личность императора Александра I во многих отношениях

представляется исключительной. Близко знавший его Карамзин, в

посмертной оценке своего государя выражается так: «Я любил его

искренно и нежно, иногда негодовал, досадовал на монарха, и всё

любил человека, красу человечества своим великодушием, милосердием,

незлобием редким». Правление его, «ознаменованное делами

беспримерной славы для отечества, во веки веков будет сиять в наших

и всемирных летописях: царствование спасителя России, избавителя

Европы, благотворителя побеждённых, умирителя народов, друга правды

и человечества».

В памяти потомства Александр I навсегда будет монархом,

искренно любившем добро, трудившемся неустанно с полным

самопожертвованием на пользу отечества, выведшим Россию из

беспримерно тяжёлых обстоятельств, оставившим в её истории памятные

следы своего царствования.

Список использованной литературы

Троицкий Н.А., Александр I и Наполеон, М., Высшая школа,

1994г.

Манфред А.З., Наполеон Бонапарт, М., Мысль, 1972г.

Тарле Е.В., Сочинения, том 7, М., Издательство Академии Наук

СССР, 1959г.

Бутромеев В.П., Всемирная история в лицах, М., Олма-Пресс,

1999г.

Русский биографический словарь, том 1, С-Пб., 1896г.

Репринтное воспроизведение издания 1986г., М., 1992г.

Мережковский Д.С., Александр Первый, М., Пресса, 1994г.

Бунич И.Л., Династический рок, С-Пб., Облик, 1997г.

Тарле Е.В., Талейран, М., Высшая школа, 1992г.

Ключевский В.О., Исторические портреты, М., Правда, 1990г.

Шильдер Н. К., Император Александр I. Его жизнь и

царствование, т. 1-4, С-Пб., 1904-05гг.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.