| |||||
МЕНЮ
| Александр 1На конгрессе в Вене, когда страны-победительницы решали, как устроить послевоенную Европу, Александру казалось, что все должны быть благодарны России, заплатившей за победу над Францией самую дорогую цену. Спокойствие Европы он считал также и необходимым условием для реализации своих реформаторских замыслов в самой России. Для обеспечения этих условий было необходимо сохранить статус-кво, определенный решениями Венского конгресса (1815), по которым к России отошла территория Великого герцогства Варшавского, а во Франции восстановлена монархия, причем Александр настоял на учреждении в этой стране конституционно-монархического строя, что должно было послужить прецедентом для установления подобных режимов и в других странах. Российскому императору, в частности, удалось заручиться поддержкой союзниками его идеи о введении конституции в Польше. В качестве гаранта соблюдения решений Венского конгресса император инициировал создание Священного союза (14 сентября 1815) — прообраза международных организаций 20 в. В него вошли Россия, Австрия, Пруссия, Франция. Александр был убежден, что победой над Наполеоном он обязан промыслу Божьему, его религиозность постоянно усиливалась. Сильное влияние на него оказали баронесса Ю. Крюденер и архимандрит Фотий. По некоторым данным сам он постепенно становился мистиком. Александр непосредственно участвовал в деятельности конгрессов Священного союза в Аахене (сентябрь-ноябрь 1818), Троппау и Лайбахе (октябрь-декабрь 1820 — январь 1821), Вероне (октябрь -декабрь 1822). Однако усиление российского влияния в Европе вызывало противодействие союзников. В 1825 Священный союз по существу распался. Неожиданно для всех Наполеон бежал с острова Эльба, и Париж снова оказался в его руках. Король Людовик XVIII, получивший трон благодаря победам русских солдат, покинул свой дворец и столицу, оставив у себя в кабинете тайный договор, заключённый им с Англией и Австрией против России. Наполеон послал этот договор русскому императору. Только после этого Александр I понял, насколько его ценят и уважают в Европе. Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В 1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семёновского полка (1820), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822-23. Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости. Одна из характерных черт Александра I – странное стремление к симметрии и порядку. Его рабочий стол содержался в идеальном порядке. Мебель в комнатах дворца расставлялась по составленному им плану. Как и его отцу Павлу I, Александру нравились парады. Нравились ему и немецкие города с правильной, точной планировкой. Александр I в молодости был окружён людьми, демонстрировавшими свободу мысли и щеголявшими образованностью. В конце царствования самым близким к нему человеком стал Аракчеев. О жестокости Аракчеева ходили легенды. Солдатам за малейшую провинность он вырывал усы, в своём имении Грузино издевался над крепостными вместе со своей грубой и жестокой любовницей Настасьей Минкиной. Она доходила до изуверства и в конце концов была убита дворовыми. Александр I любил Аракчеева за преданность. В последние годы царствования все доклады император принимал только через Аракчеева. Ни один министр не мог получить доступ к Александру без позволения всемогущего царедворца. С юных лет Александр насмешливо относился к религии. В годы Отечественной войны он впервые прочел Библию. Это произошло у одного из членов Негласного комитета Голицына, который из веселого дамского угодника превратился в мистика. Императора поразили таинственные пророчества и пламенные строки псалмов. Возвратившись к себе во дворец, Александр хотел прочесть Библию, но ее не оказалось в дворцовой библиотеке. На книжных полках стояли тома сочинений Вольтера, Руссо, знаменитая французская энциклопедия Дидро, порнографические сочинения Лафонтена и Парни. Библии в библиотеке монарха православной Росси не было. Александру нашли Библию на французском. Чтение увлекло его. С этого времени он весь отдался вере. Александра волновало все мистическое. Он подпал под влияние знаменитой тогда госпожи Варвары Юлии Крюденер. Девичья фамилия Крюденер — Фитингоф. Она родилась в Лифляндии, вышла замуж за барона Крюденера. Муж был на двадцать лет старше юной красавицы. Она уехала вместе с ним в Копенгаген, потом в Париж. В Париже Крюденер подружилась с мадам, де Сталь, писателями Шатобрианом и Бернарденом де Сен-Пьером. Крюденер оставила мужа и сошлась с графом Фрежвилем, знаменитым своими любовными приключениями. Потом она вернулась к мужу, но барон Крюденер умер. Это произвело на нее очень сильное впечатление. Она написала подражание «Максимам» Ларошфуко и роман в письмах «Валерия», в котором описала свои любовные переживания. Роман имел огромный успех. В Париже появились шляпки «а ля Валерия». Уехав из Парижа, Крюденер поселилась в деревне. Смерть родственника, случившаяся на ее глазах, обратила Крюденер к религии. Она познакомилась со знаменитым шарлатаном — пастором Фонтенем, который организовал выступления перед публикой религиозной предсказательницы Марии Куммрин. Под влиянием Марии Куммрин Крюденер поверила, что ее обязанность проповедовать истину и обращать людей к вере. Крюденер предсказывала великие перевороты и потрясения. Она объясняла, что официальная Церковь уже с третьего века отошла от правильного учения. Ее предсказания легко поддавались любым толкованиям и поэтому подтверждались происходящими после них событиями. Многие под впечатлением проповедей Крюденер продали все свое имущество, раздали деньги беднякам и пешком отправились к горе Арарат, где, согласно предсказанию экзальтированной проповедницы, нужно было основать царство Божие на земле. Александр I слышал о Крюденер. Однажды утомленный переездом из Вены в Гейльбронне он до поздней ночи размышлял о бегстве Наполеона с Эльбы. События совпадали с одним из предсказаний Крюденер. Как только император подумал о ней, ему в ту же минуту доложили, что к нему прибыла Крюденер. Совпадение поразило Александра. Еще больше на него подействовал разговор с ней. Крюденер потребовала создать священный союз монархов против революций. Некоторое время Крюденер находилась при Александре, и он советовался с ней по всем вопросам. Потом вокруг Крюденер стали собираться огромные толпы бедняков. Она обличала грядущие революции, но в ее проповедях были и такие слова: — Дайте мне крест, грозящий тронам! Ее выслали из Франции, потом из Швейцарии, потом из Лейпцига. В Россию ее доставили под конвоем полиции. Она продолжала свои проповеди, но Александру I пришлось запретить их. Крюденер уехала в Крым, где хотела основать колонию истинно верующих христиан. По дороге она заболела и умерла. В последние годы Александр I все больше ощущал чувство вины за участие в заговоре против отца. Когда в Петербурге случилось наводнение, кто-то из его приближенных, глядя на страшную картину разрушений, сказал: — За грехи наши Бог нас карает. Александр I со слезами на глазах поправил: — Нет, за мои грехи! А когда ему донесли о заговорщиках, готовивших покушение на него, он сказал: . Не мне их судить. Александр I постепенно отошел от государственных дел. В нем все больше развивались мистические настроения. В это время тяжело заболела его жена. В ее болезни Александр I тоже винил себя. Бабка Екатерина II женила Александра, когда ему исполнилось всего шестнадцать лет. Его невеста, принцесса Баденская Луиза, была голубоглазой красавицей. В нее влюбился даже фаворит самой Екатерины II Платон Зубов. Став женой наследника престола, она получила православное имя — Елизавета Алексеевна. Первое время молодые супруги искренне любили друг друга, но потом наступило взаимное охлаждение. Александр I заметил, что его жена восхищена его другом, поляком Адамом Чарторийжским. По-видимому, именно от него она родила дочь, которая прожила всего один год. Император Павел I, увидев внучку, сказал: — Возможно ли, чтобы у мужа блондина и жены блондинки родился черненький младенец? Сам Александр увлекся польской красавицей княжной Четвертинской. Роман с ней начался еще до женитьбы. Но Екатерина II приказала выдать Четвертинскую замуж за Нарышкина и выслать из Петербурга. Когда позднее она возвратилась ко двору, ее отношения с Александром I возобновились. И тогда Александр I и его законная жена Елизавета Алексеевна дали друг другу свободу. От Нарышкиной у Александра было трое детей, все они умерли в раннем возрасте. За Елизаветой Алексеевной пытался ухаживать брат Александра I Константин. Но императрица предпочла ему молодого красавца, ротмистра кавалергардского полка Алексея Охотникова. Когда она родила от него дочь, Константин, известный мстительностью и жестокостью, подослал к сопернику убийцу, и тот смертельно ранил Охотникова. Елизавета Алексеевна навещала его перед смертью. Александр не нашел счастья в любви. Его отношения с Четвертинской-Нарышкиной длились четырнадцать лет и прервались после того, как он застал ее в постели со своим генерал-адъютантом Ожаровским. Император не мстил красавцу поляку. Ожаровского не удалили от двора, он стал членом Государственного совета, сенатором и на тридцать лет пережил Александра I. Когда императрица заболела, Александр долго советовался с ней, и они решили уехать на юг в Таганрог, чтобы устроить свою неудавшуюся жизнь вдали от государственных дел и забот. Они поселились в небольшом одноэтажном домике со скромной обстановкой. Александр ухаживал за женой. Ее здоровье начало поправляться. Супруги строили планы новой жизни. Новороссийский генерал-губернатор Воронцов уговорил Александра I посмотреть Крым. Накануне отъезда собралась гроза и в комнате стало темно. Александр приказал зажечь свечи. Но потом тучи рассе5ялись, снова стало светло, Александр задумался и сидел при зажжённых свечах. Камердинер хотел убрать свечи. Император рассеянно спросил, зачем он их убирает. . Худая примета, — сказал камердинер. — Днём при свечах покойники лежат. Александру I понравилось в Крыму. . Хорошо бы купить здесь клочок земли и зажить помещиком,— сказал он сопровождавшему его князю Волконскому и грустно добавил:— Я отслужил двадцать пять лет, солдату и то после этого срока дают отставку. В Балаклаве Александр I посетил монастырь. С утра был теплый день, и он выехал в одном мундире. К вечеру императора ожидали в Севастополе. Поднялся холодный порывистый ветер. С наступлением темноты навстречу Александру I выслали людей с факелами. Он приехал в Севастополь продрогший, его лихорадило. С этого началось его недомогание. Первое время он не хотел лечиться и переносил болезнь на ногах. Однажды во время прогулки он встретил фельдъегеря, ехавшего к нему из Петербурга со срочными депешами. На глазах у императора мчавшаяся на всем скаку тройка опрокинулась, фельдъегерь Масков выпал из нее, ударился о землю, сломал позвоночник и тут же умер. Эта сцена произвела на отличавшегося мнительностью Александра огромное впечатление. Он упал духом и постарел за несколько дней. Руки не слушались его, он не мог бриться и время от времени терял сознание. Жена, Елизавета Алексеевна, предложила ему причаститься. Он причастился и через несколько дней, 25 ноября (7 декабря) 1825 года, умер. Тело Александра I в закрытом гробу доставили в Петербург. Семь дней закрытый гроб стоял в Казанском соборе. Его открывали только один раз ночью для прощания членов императорской семьи. Мать Александра I, вдовствующая императрица Мария Федоровна, не узнала в покойнике, лежащем в гробу, своего сына. По стране стали распространяться слухи, что на самом деле Александр I не умер, а ушел в монастырь или скрылся среди раскольников в Сибири, а в гроб вместо императора положили разбившегося фельдъегеря Маскова. Появилась и легенда, что царя убили приближенные, которые боялись, что он освободит крестьян. Таинственные слухи о смерти Александра I усилились спустя несколько лет, когда стало известно о старце Федоре Кузьмиче. Его арестовали в Пермской губернии. Он называл себя «бродягой, не помнящим родства». Установить происхождение Федора Кузьмича не удалось, и его сослали в Сибирь. На вид ему было около шестидесяти лет, как раз столько, сколько исполнилось бы и Александру I, если бы он не умер. Федор Кузьмич носил крестьянскую одежду, но не умел исполнять самую простую крестьянскую работу и отличался мягкими, изящными манерами. Рассказывали, что старец иногда употреблял в разговоре французские и английские слова. Большую часть своего времени он проводил в молитвах. Все окружающие почитали его как святого подвижника. Ростом и лицом, цветом глаз он был очень похож на императора Александра I. К Федору Кузьмичу приезжали многие знатные посетители, но он старался избегать встречи с ними и для этого несколько раз менял место жительства. Бывая в церкви на исповеди, он отказывался рассказывать, кто он такой и кем был раньше. Какой-то служитель царского дворца, сосланный в Сибирь, узнал в старце императора Александра I. Одно время Федор Кузьмич жил у томского купца Хромова. Умер Федор Кузьмич в лесной заимке недалеко от Томска и был похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Императоры Александр II и Николай II во время своих путешествий по России посещали могилу Федора Кузьмича. Это укрепило легенду о том, что под видом святого старца в Сибири умер и похоронен император Александр I, ушедший в народ, чтобы замолить свои грехи перед отцом Павлом I. Томский купец Хромов, у которого некоторое время жил Федор Кузьмич, в начале царствования Александра III приехал в Петербург и добился приёма у императора. Он передал Александру III вещи и бумаги святого старца. Внук императора Николая I, известный историк, великий князь Николай Михайлович, написал статью «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Фёдора Кузьмича». На основе сопоставления собственноручных записок Фёдора Кузьмича и автографов Александра I он пришёл к выводу, что они принадлежат разным людям. Этот вывод подтверждался и позднее по результатам сверки подчерков, проводившейся специалистами-графологами. Тем не менее легенда о старце Фёдоре Кузьмиче до конца не разгадана. Многие историки продолжают поддерживать гипотезу о том, что он и Александр I – одно и то же лицо. Личность императора Александра I во многих отношениях представляется исключительной. Близко знавший его Карамзин, в посмертной оценке своего государя выражается так: «Я любил его искренно и нежно, иногда негодовал, досадовал на монарха, и всё любил человека, красу человечества своим великодушием, милосердием, незлобием редким». Правление его, «ознаменованное делами беспримерной славы для отечества, во веки веков будет сиять в наших и всемирных летописях: царствование спасителя России, избавителя Европы, благотворителя побеждённых, умирителя народов, друга правды и человечества». В памяти потомства Александр I навсегда будет монархом, искренно любившем добро, трудившемся неустанно с полным самопожертвованием на пользу отечества, выведшим Россию из беспримерно тяжёлых обстоятельств, оставившим в её истории памятные следы своего царствования. Список использованной литературы Троицкий Н.А., Александр I и Наполеон, М., Высшая школа, 1994г. Манфред А.З., Наполеон Бонапарт, М., Мысль, 1972г. Тарле Е.В., Сочинения, том 7, М., Издательство Академии Наук СССР, 1959г. Бутромеев В.П., Всемирная история в лицах, М., Олма-Пресс, 1999г. Русский биографический словарь, том 1, С-Пб., 1896г. Репринтное воспроизведение издания 1986г., М., 1992г. Мережковский Д.С., Александр Первый, М., Пресса, 1994г. Бунич И.Л., Династический рок, С-Пб., Облик, 1997г. Тарле Е.В., Талейран, М., Высшая школа, 1992г. Ключевский В.О., Исторические портреты, М., Правда, 1990г. Шильдер Н. К., Император Александр I. Его жизнь и царствование, т. 1-4, С-Пб., 1904-05гг. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|