рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Внешнеэкономические внешние связи Санкт-Петербурга

цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и

другие сырьевые товары.

По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место

- 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Диаграмму 3), что

связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном

заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю

стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу.

Следом за Китаем идут Бельгия, затем

США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.

Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из

нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте

составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается

товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время

наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.

В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры

Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга

остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта

объясняется тем, что продукция пищевой промышленности Эстонии, Латвии и

Литвы стала после кризиса неконкурентоспособна на петербургском

продовольственном рынке.

Диаграмма 3.

Таблица 3: структура экспорта/импорта.

| |Всего |В том числе: |

| |Экспорт |Импорт |Дальнее зарубежье |Страны СНГ |

| | | |Экспорт |Импорт |Экспорт |Импорт |

|Всего |2101,5 |2329,2 |1962,9 |2129,5 |138,6 |199,7 |

|в том числе: | | | | | | |

|Продовольственные |25,2 |1138,2 |17,8 |1030,6 |7,4 |107,6 |

|товары и сырье для их | | | | | | |

|производства | | | | | | |

|продукция |16,4 |11,7 |14,9 |11,7 |1,5 |0,0 |

|топливно-энергитическог| | | | | | |

|о комплекса | | | | | | |

|продукция |135,4 |251,5 |123,7 |239,7 |11,7 |11,8 |

|нефтехимического | | | | | | |

|комплекса | | | | | | |

|Кожевенное сырье, меха |10,5 |2,5 |10,4 |2,3 |0,1 |0,2 |

|и изделия | | | | | | |

|Древесина и изделия из |162,7 |98,7 |156,7 |93,8 |6,0 |4,9 |

|нее | | | | | | |

|Одежда, обувь |49,8 |16,1 |48,0 |12,2 |1,8 |3,9 |

|Черные и цветные |433,2 |103,6 |425,0 |83,4 |8,2 |20,2 |

|металлы | | | | | | |

|Продукция |1135,7 |530,8 |1041,3 |496,3 |94,4 |34,5 |

|машиностроения | | | | | | |

|Прочие товары |132,6 |176,1 |125,1 |159,5 |7,5 |16,6 |

Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.

Диаграмма 4.

[pic]

Диаграмма 5

1.2.2.Импорт в Санкт-Петербург

По итогам 1999 года импорт сократился на 34% по сравнению с прошлым

годом. На импорт продолжали оказывать воздействие последствия августовского

кризиса 1998 года. Этим объясняется сокращение объёмов импорта по первому

кварталу 1999 года. Далее объемы импорта стабилизируются. В настоящее время

импорт определяется двумя основными факторами: снизившимся платежеспособным

спросом населения, а также деятельностью на рынке как отечественных, так и

иностранных импортозамещающих производителей. Наибольшая доля импорта

приходится на продукты питания (44%), далее идет продукция машиностроения

(23%). Первое место по объему импорта занимает - Германия (16% от общего

объема, с продовольствием, фармацевтической продукцией, изделиями из

цветных и черных металлов). На втором месте Финляндия с традиционной

номенклатурой товаров, среди которых следует отметить продукцию

машиностроения, продовольствие, минеральное топливо.

Диаграмма 6.

Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности

Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес-

представительств города за рубежом:

- Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более

10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20

совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и

Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в

Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;

- Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10

международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего

делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-

британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-

Петербурге;

- Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне

способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем

составил 20 млн.долл.США;

- Начало свою деятельность представительство петербургского фонда

"Ямато" в Токио.

Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:

- В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в

т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации

президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты

с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а

также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и

Туркмению;

- Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;

- Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел

серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в

Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной

ассоциации производителей программного обеспечения.

Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных

выставках: в 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на

выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала

21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ

(Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и

конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная

выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив

- Болгария).

В заключение хотелось бы сказать, что,

- во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с

высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных

групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города;

- во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется

развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы.

Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено

между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г.

приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.

Глава II.

2.1. Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.

2.1.1.Сотрудничество с ЕС

В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными

странами. “Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом

причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше

сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной

изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное

взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации

России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с

экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых

торгового оборота страны”.[13]

В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС,

прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:

- Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по

направлениям финансирования, Бельгия);

- Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);

- Российским бюро по использованию консультационного технического

содействия ЕС (Москва, РФ);

- Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);

- Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное

сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).

В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению

своих проектов с использованием механизмов международных европейских и

региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган

Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона

Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация

программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и

“PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся

трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом

сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ

с использованием механизмов международных региональных организаций этого

региона.

Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных

инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие

программы международных европейских и балтийских региональных организаций.

В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими

аккредитацию в ЕС являются:

- Совет Государств Балтийского моря;

- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;

- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря;

- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.

Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов

России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и

международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было

получено около 200 млн.долл.

Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой

за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации

проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года

объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых

институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая,

безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой

экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые

вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и

поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-

Петербурга.

Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми

организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с

ухудшением экономического, финансового и социального положения России.

Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза

составила 40 млн.долл.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64

проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.

Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место

среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны

Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее

время намечается активизация работы по проектам технического содействия по

линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин.

Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии

Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное

сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить

значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно,

возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России.

Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой

страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно,

оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии,

снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по

интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-

Западном регионе России.

2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона

Балтийского моря.

Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на

страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая

сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и

внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях:[14]

- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении

развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного

потенциала Санкт-Петербурга;

- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих

технологий;

- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и

реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической

городской среды;

- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека,

включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации,

борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от

природных и техногенных катастроф;

- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок,

включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные

коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные

зоны и транспортные терминалы;

- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена

информацией и туризма;

- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.

Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и

региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках

международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное

участие, среди них можно выделить наиболее значимые:

- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в

Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”,

предложенной Правительством Финляндии;

- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург -

Европейские ворота России”;

- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;

- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры -

2003”.

Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с

Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии

развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с

Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии

прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.

Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского

моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета

государств Балтийского моря».

Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация,

основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа

Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :

- по содействию демократическим институтам и правам человека;

- по экономическому сотрудничеству;

- по ядерной безопасности;

- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека,

включающим права национальных меньшинств.

В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония,

Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия,

Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).

Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации

принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.

Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря

(от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на

встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения,

учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры

иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г.

Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что

позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по

трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-

участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом,

создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.

В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы

правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря,

подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского

моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической

и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали

вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между

Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также

приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить

"Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность

неправительственных организаций является важным дополнительным элементом

межправительственного сотрудничества.

Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в

плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и

сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на

рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС

- Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.

Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря

позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:

- Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;

- Развитие Северо-Западного речного порта;

- Кольцевая автомобильная магистраль.

Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

(ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда

входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных

на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества

государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре

1993 года .

ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех

регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на

международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует

внедрению конкретных проектов на благо всего региона.

Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-

Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:

- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном

уровне;

- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией,

контрабандой наркотиков и оружия;

- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.

Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная

организация, основанная на конференции представителей городов стран

Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей

Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран

Балтийского моря.

Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего

сотрудничества между городами региона Балтийского моря.

СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций

ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.

Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в

Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря

определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской

Федерации.

Заключение.

В наше динамичное время многие субъекты и регионы России, и Санкт-

Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами

нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор

всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например,

географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь

европейское направление международных контактов, что связано с недостатком

литературы по международным контактам города, а также не были освещены

культурные и научные связи.

Несмотря на все сложности при написании данной работы, автор считает, что

ему удалось выполнить задачи, поставленые в начале работы.

В результате проведенного анализа автор в целом получил желаемую

наглядную картину состояния дел Санкт-Птербурга во внешнеэкономической и

некоторых других внешних областях и сделал следующий краткий вывод:

Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не

существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он

занимает достойное место, как в России, так и за рубежом, подтверждением

чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-

Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного

масштаба.

Кроме того, был приобретен ценный опыт в написании работ подобного типа,

что для автора являлось не менее важной целью.

Список использованных материалов.

Периодические издания:

1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте

проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении:

Сб.учеб. материалов по курсу «Политическая регионалистика»/ Под ред. В.

Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. -

(Studia politica; Вып.3).

2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред.

В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000.

3. Жихаревич Б. «Реплика из-за ширмы»// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9

ноября 2000.

4. Клепиков А. «Черкесовский форум» // «Эксперт Северо-Запад» №4(33), 5

марта 2001.

5. Миронов С. «Всемирный отель «Санкт-Петербург»?»// Эксперт Северо-Запад

№20(27), 27 ноября 2000.

Материалы Кафедры Экономической Географии и Социальной Экологии. - СПбГУ,

факультет Географии и Геоэкологии, 2001.

6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в

работе международных организаций. – Комитет по внешним связям

Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век /

Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000.

8. Стратегический план Санкт-Петербурга. – Международный центр социально-

экономических исследований «Леонтьевский центр», 1998.

9. «Эксперт», - 30 октября 2000. №41(253).

10. Investor’s Handbook: Saint-Petersburg, 2000.

Интернет-источники:

1. В некоторых случаях использовался электронный вариант издания «Эксперт»:

http://www.expert.ru.

2. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга:

http://www.spb.ru.

3. Аналитические и статистические материалы сайта РосБизнесКонсалтинг:

http://www.rbc.ru.

-----------------------

[1] - Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-

Запад №20(27), 27 ноября 2000г.

[2] - Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24),

9 ноября 2000г.

[3] - Геополитическое положение России: представление и реальность. Под

ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.

[4] - Там же.

[5] - Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое

положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный

потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной

экономики.

[6] - "Эксперт". – 30 октября 2000. №41(253). Электронная версия, адрес

http://www.expert.ru.

[7] - Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-

Петербурга (справочная служба, адрес www.spb.ru).

[8] - Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия

в работе международных организаций. - Комитет по внешним связям

Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

[9] - Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5

марта 2001.

[10] - Стратегический план Санкт-Петербурга. - Международный центр

социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.

[11] - Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним

связям Администрации Санкт-Петербурга.

[12] - Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в

контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном

измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под

ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. -

256с. - (Studia politica; Вып.3).

[13] - Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век

/ Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. – с. 279.

[14] - По материалам документа «Развитие международной деятельности Санкт-

Петербурга в рамках участия в работе международных организаций». - Комитет

по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.