рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


ООН и деколонизация

ООН и деколонизация

Оглавление:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава I. Начало деятельности ООН по вопросу деколонизации . . . . . . . 3

1. Московская конференция 1943 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . 3

2. Начало международного обсуждения колониальных проблем .5

Глава II. Устав ООН о праве народов на самоопределение . . . . . . . . . .

. .7

1. Работы Комитета II — 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . .7

1.1. Предложения пяти великих держав по вопросу о международной опеке . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.2. Работы Комитета II—4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .9

1.3. Работы II Комиссии по вопросу об опеке и несамоуправляющихся

территориях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2. Глава XI Устава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 11

2.1. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (глава XI

Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 11

Глава III. Декларация 1960 г. и ее реализация . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . .13

1. Декларация о Предоставлении Независимости Колониальным Странам и

Народам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .13

2. Западная Пустыня Сахара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .15

3. Намибия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 16

4. Восточный Тимор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . 18

Глава IV. Подопечные территории и деятельность Совета по опеке . .20

1. Международная система опеки (глава XII Устава) . . . . . . . . . . .

20

2. Совет по опеке (глав XIII Устава) . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Дополнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 27

Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 39

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Введение.

Больше 80 наций, народы которых были прежде подчинены колониальному

правилу, присоединились к Организации Объединенных Наций как суверенные

(независимые) государства, начиная с образования всемирной организации в

1945. Также, многие территории смогли вести самостоятельную политику с

другими государствами. ООН играла роль посредника в историческом событии,

содействуя стремлениям зависимых народов и создавая предпосылки для того,

чтоб ускорить их достижение независимости. ООН содействовала получению

независимости Тоголэнду (1956 и 1968), Западным Островам Самоа (1961) и

совсем недавно Намибии.

ООН проводит деколонизацию согласно Уставу ООН - «равные права и

самоопределение народов». Также содержание трех глав Устава - XI, XII и

XIII - посвящены интересам независимости народов. Начиная с 1960, ООН также

руководствуется Декларацией Генеральной Ассамблеи о Предоставлении

Независимости Колониальным Странам и Народам, также она известна как

«Декларация Деколонизации». Именно СССР мир обязан тем, что на XV сессии

Генеральной Ассамблеи в 1960 г. была провозглашена Декларация о

предоставлении независимости колониальным странам и народам, явившаяся

самой значительной акцией ООН в борьбе с колониализмом [см. резолюцию 1514

(XV)]. Безотлагательно предоставить всем колониальным странам, подопечным и

другим несамоуправляющимся территориям политическую независимость,

ликвидировать колониальный режим и его администрацию во всех видах,

ликвидировать все опорные пункты колониализма в виде владений и

арендованных районов на чужих территориях, включая военные базы, строго

соблюдать в отношениях между государствами положения Устава ООН о равенстве

и уважении суверенных прав н территориальной целостности всех без

исключения государств — таковы были требования, с которыми выступило

Советское правительство. Советский проект Декларации содержал конкретную

программу ликвидации колониализма, которая получила одобрение подавляющего

большинства стран. Только девять государств (США, Англия, Франция, Бельгия,

Португалия, Испания, ЮАР, Австралия и Доминиканская Республика) при

голосовании Декларации воздержались, проявив в этой форме свою солидарность

колонизаторов и реакционных режимов. Принятие Декларации способствовало

укреплению международной политической и правовой базы национально-

освободительного движения. Вместе с тем она явилась недвусмысленным

подтверждением Генеральной Ассамблеей права народов, находившихся под

колониальным господством, в полной мере пользоваться правами,

зафиксированными в Уставе.

ООН также руководствуется резолюциями Генеральной Ассамблеи 1541 (XV)

от 15 декабря 1960 (см. далее), которые определили три выбора, предлагающие

полное самоуправление для несамоуправляющихся территорий.

Следует отметить, что благодаря Советскому союзу ООН стала ареной

борьбы против колониализма. На международной экономической конференции в

Женеве (1927 г.) Советский Союз выдвинул программу, предусматривающую в

качестве главных требований «уничтожение системы протекторатов и мандатов,

вывод войск из колоний и предоставление всем народам свободы политического

и экономического самоопределения» 1.

Через три года, па XVIII сессии Генеральной Ассамблеи, в развитие

положений Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и

народам была принята Декларация о ликвидации всех форм расовой

дискриминации. Ассамблея учредила Специальный комитет ООН по деколонизации

(Комитет 24-х), который внес определенный вклад в дело освобождения народов

от колониализма. По предложению Комитета 24-х Ассамблея не раз обращала

внимание Совета Безопасности на ситуации, чреватые угрозой международному

миру и безопасности. В результате ее рекомендаций Совет Безопасности,

например, расширил санкции против Южной Родезии в 1966 г., а также принял

решение, осуждающее ЮАР за то, что она продолжала незаконно управлять

бывшей подмандатной территорией — Юго-Западной Африкой (Намибией).

Несмотря на большой прогресс, сделанный против колониализма,

приблизительно 1.3 миллион людей все еще живет согласно колониальному

правилу, и ООН прикладывает все усилия, чтобы помочь им достичь

самоопределения или независимости.

Глава I. Начало деятельности ООН по вопросу деколонизации.

1. Московская конференция 1943 года.

Мне кажется, что рассмотрение этой главы необходимо начать с освещения

Московской конференции прошедшей в 1943 г., так как именно эта конференция

легла в основу всех принятых в последующем важных документов и резолюций.

Хотя начальная Декларация Объединенных Наций и была подписана в

Вашингтоне, однако местом рождения Организации Объединенных Наций явилась

Москва, поскольку именно в Москве была подписана Декларация о создании

всеобщей организации безопасности – результат работы Конференции.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и

Великобритании, состоявшаяся 19—30 октября 1943 г., явилась крупнейшим

шагом в сплочении общих усилий Объединенных Наций.

Повестка дня состояла из 17 пунктов, из которых мы рассмотрим только

несколько. П. 2 — «предлагаемая декларация четырех наций по вопросу о

всеобщей безопасности».

Председательствовал на Конференции министр иностранные дел СССР.

Как уже было указано, ниже будет идти речь лишь о той части работы

Конференции, которая привела к подписанию тремя министрами, а также

специально приглашенным китайским делегатом (послом в Советском Союзе Фу

Бип-чаном) «Декларации четырех государств по вопросу о всеобщей

безопасности».

В принятом тексте Декларации правительства СССР США, Великобритании н

Китая заявили, что они объединены решимостью в соответствии с Декларацией

Объединенных Наций от 1 января 1942 г.. продолжать военные действие против

тех держав, с которыми они соответственно находятся в состоянии войны,

«пока эти державы не сложат своего оружия на основе безоговорочной

капитуляции». Таким образом. Декларация провозглашала принятое четырьмя ее

участниками требование безоговорочной капитуляции Германии.

Декларация заявляла о необходимости обеспечения быстрого и

организованного перехода от войны к миру и установления и поддержания

международного мира и безопасности при наименьшем отвлечении мировых

людских и экономических ресурсов для вооружения. Особое внимание Декларация

уделяла послевоенному сотрудничеству.

Подписавшие Декларацию державы заявили, что их совместные действия,

направленные на ведение войны против их врагов, будут продолжены для

организации и поддержания мира и безопасности (п. 1). Они признали

необходимость учреждения в возможно короткий срок для поддержание

международного мира и безопасности всеобщей международной организации,

основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств,

членами которой могут быть все такие государства — большие и малые (п. 4).

Четыре державы приняли на себя обязательство консультироваться друг с

другом, а когда этого потребуют обстоятельства — и с другими членами

Объединенные Нации, с целью совместных действий в интересах сообщества

наций для поддержания международного мира и безопасности, пока не будут

восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей

безопасности (п. 5), Стороны обязались не применять по окончании войны

своих вооруженных сил на территории других государств без совместной

консультации, причем применение ограничивалось только целями,

предусмотренными в Декларации (п. 6). Они обязались также совещаться и

сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях

достижения осуществимого всеобщего соглашения о регулировании вооружений в

послевоенный период (п. 7).

Громадное значение Московской конференции заключалось в том, что в ее

решениях получила первое конкретное выражение идея о главной

ответственности ведущих мировых держав за поддержание мира и безопасности.

Дальнейшая разработка основ международной организации проводилась как

в отдельных странах—участницах Московской конференции, так и, но

предложению делегации СССР, в порядке дипломатической переписки.

Решения Московской конференции 1943 г. получи авторитетное

подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г, была

подписана руководителями СССР и Великобритании Декларация, выявившая

решимость этих стран «работать совместно как во время войны, так и. в

последующее мирное время». Руководители трех держав заявили: «Мы полностью

признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных

нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей

массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на

многие поколения... Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному

участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом

посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства,

угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую

семью демократических стран, когда они пожелают это сделать... Мы уверенно

ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь

действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и

своей совестью».

2. Начало международного обсуждения колониальных проблем.

Московская конференция положила также начало международному обсуждению

колониальных проблем.

Вот почему на этой конференции США выступили с предложением по

колониальному вопросу, направленным, по существу, на передел колоний и,

следовательно, в первую очередь против интересов Великобритании и Франции.

В своем предложении США говорили о необходимости развивать

естественные ресурсы колониальных территорий, о необходимости учета

интересов, которые имеют о колониях страны, не являющиеся метрополией

колоний, другими словами, расчищали путь американскому капиталу 2.

Однако свою цель США прикрыли внешне демократической фразеологией,

словесно ратуя за независимость колоний.

24 октября 1943 г. государственный секретарь Хэлл от имени

американской делегации представил проект Декларации Объединенных Наций по

вопросу о национальной независимости.

В п. 1 проекта заявлялось, что «долг и цель Объединенных Наций,

которые, благодаря событиям прошлого, стали ответственными за будущее

колониальных стран, состоят в том, чтобы тесно сотрудничать с народами этих

стран, подготовляя их к тому, чтобы они были способны получить Статус

национальной независимости... Долг и цель каждой страны, имеющей

политическую связь с колониальными народами, состоит в том, чтобы:

a) предоставить своим колониальным народам защиту, поощрять их,

оказывать моральную поддержку и материальную помощь и постоянно

прилагать усилия, направленные к повышению их политического,

экономического, социального и образовательного уровня;

b) предоставлять подготовленным лицам из среды колониальных народов в

самых широких возможных размерах посты в различных отраслях системы

местных правительственных органов;

c) постепенно предоставлять колониальным народам самоуправление... в

зависимости от различных стадий их подготовленности к независимости;

d) установить в возможно кратчайшее время сроки, когда каждому

колониальному народу должен быть предоставлен Статут полной

независимости в рамках системы всеобщей безопасности;

e) проводить политику, при которой в интересах данных народов и всего

мира в целом естественные ресурсы колониальных территорий должны

развиваться, организовываться и иметь сбыт».

В п. 2 проекта говорилось: «Долг всех народов, стремящихся к

достижению независимости, состоит в том, чтобы стараться всеми возможными

путями подготовить себя в социальном, экономическом и политическом

отношениях к независимости, с тем, чтобы возможно скорее создать...

структуру стабильного самоуправления и самим руководить им».

«Проведение в жизнь декларированной выше политики,— гласил п. 3

проекта, — в силу необходимости требует обширной и постоянной консультации

и сотрудничества между народами, которые несут прямую ответственность за

будущее различных колониальных районов, и между другими народами... которые

имеют существенные интересы в районах, где такие территории находятся... В

каждом районе по соглашению между заинтересованными народами должны быть

созданы комиссии, в которых каждая из этих стран должна быть представлена и

в работе которых различные заинтересованные колониальные пароды должны

иметь соответствующую возможность принять участие».

В результате прошлой войны, говорит п. 4 проекта, некоторые народы,

«еще не подготовленные к полной независимости были освобождены от

политических связей со странами ранее ответственными за них. В результате

настоящей воины другие народы, находящиеся в подобном же положении могут

быть также освобождены от их прежних политических связей. Объединенные

Нации должны принять на себя по отношению ко всем таким народам особую

ответственность, аналогичную той, которую несут попечители или доверенные.

Объединенные Нации... признают своим долгом оказывать всякую помощь таким

народам в их усилиях подготовиться к независимости... и, в конечном счете,

договориться о принятии ими Статута независимости... Они признают своим

долгом соблюдать в отношении таких народов политику, обязательства и

методы, изложенные выше, для того, чтобы они соблюдались независимыми

странами в отношении их собственных колониальных народов».

Согласно п. 5 проекта, «чтобы эффективно выполнить цели и функции,

указанные в п. 4, Объединенные Нации предполагают... создать Международную

администрацию попечительства, состоящую из представителей Объединенных

Наций и всех других наций, которые сейчас сотрудничают или могут

сотрудничать впоследствии в развитии и осуществлении постановлений

Атлантической Хартии. Эта Администрация будет действовать через

региональные советы, составленные из представителей стран, имеющих крупные,

интересы в соответственных районах. Аппарат каждого совета должен быть

составлен так, чтобы предоставить народам территорий, находящихся под

попечительством в его районе, полную возможность сотрудничать с ним в его

работе».

Ввиду заявлений делегации Англии о несогласии с проектом и возражений

против его рассмотрения, проект, явившийся первым требованием США о

пересмотре колониального вопроса и переделе колоний, был снят с обсуждения.

Дальнейшее обсуждение колониального вопроса имело место позднее, в

1945 г., в Сан-Франциско при постановке вопроса о международной опеке.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Глава II. Устав ООН о праве народов на самоопределение.

1. Работы Комитета II — 4.

1.1. Предложения пяти великих держав по вопросу о международной опеке.

Хотя вопрос о международной системе опеки 3, шире — о колониальных

владениях, и ставился еще на Московской конференции (см. гл. II), он не был

подготовлен для обсуждения на Конференции в Думбартон-Оксе и не вошел в

текст выработанных там предложений. На Крымской конференции был уточнен

лишь круг территории, на которых может быть применена система опеки. На

Конференцию и Сан-Франциско легла задача выработки постановлении о

международной опеке.

5 мая 1945 американская делегация внесла проект новой главы,

посвященной институту международной опеки (trusteeship). Глава содержала 11

статей. Ст. 1 указывала, что территории ставятся под опеку после заключения

особого соглашения. Ст. 2 определяла цели опеки, направленной к достижению

самоуправления территории. Ст. 3, следуя указаниям Крымской конференции,

перечисляла три категории территорий, ставившихся под опеку:

а) подмандатные;

b) отторгнутые от врага;

с) добровольно передаваемые под опеку.

По ст. 4 соглашения о передаче под опеку должны быть заключены

«непосредственно заинтересованными (directly concerned) государствами. Ст.

5 указывала, что соглашения о передаче под опеку будут иметь индивидуальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.