рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Иран после Второй Мировой войны

Иран после Второй Мировой войны

С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался в

сложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороны

Берлина, Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера, опасаясь реакции

Лондона. Недовольный нерешительностью шаха, фюрер послал в Иран Канариса с

инструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха", если

обнаружится, что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольству

Германии нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью в

Иране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушении

Тегераном ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска на

основании указанного Договора были введены в Северный Иран, а британские

части по договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужден

отречься от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви,

правившего страной с 1941 г. по 1979 г.

Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от

перспективы военных действий на его территории, способствовала его

экономическому развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нужд

антигитлеровской коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР и

экономической и иной помощи союзных Держав (поставки продовольствия, борьба

с нашествием саранчи и т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племен

выдали союзникам главу германской разведки в Иране Майера, отказавшись от

профашистской деятельности

Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими,

британскими, а позднее и американскими войсками способствовали

компрометации реакционных кругов и усилению национально-демократического

движения. В наибольшей степени этот процесс развился в советской зоне

оккупации, на Севере, где окрепли позиции иранских коммунистов из Народной

Партии Ирана (НПИ), Демократической Партии Курдистана (ДПК),

Демократической Партии Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПА

добились широкой национально-культурной автономии с правом проведения

аграрных преобразований, причем Тегеран обязался демократизировать весь

Иран по образцу иранского Азербайджана (в состав Правительства Кавама даже

были включены 3 члена ЦК НПИ). Как показали последующие события, эти

временные уступки были сделаны Тегераном для накопления сил и последующего

разгрома национально-демократического движения, на чем настаивали Лондон,

Вашингтон, АИНК, вожди кочевых племен, реакционная иранская военщина.

Внутриполитическая борьба в стране происходила на фоне усиливающегося англо-

американского противоборства за влияние в Иране.

Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг.

воспрепятствовал модернизации страны, жизненный уровень которой был в 2, 5

раза ниже турецкого, что было залогом будущих социальных взрывов и

дальнейшего ослабления ее самостоятельности на международной арене.

Наиболее дальновидные представители правящих кругов видели гарантию

сохранения социально-политической стабильности в стране в форсировании

экономического развития, что было невозможно без использования доходов от

иранской нефти на благо самого Ирана, а не АИНК. Таким образом,

нефтедоллары рассматривались ими в качестве заменителя коренных социально-

экономических преобразований. Сторонники подобной политики объединились в

Национальный Фронт (НФ) во главе с Мосаддыком (аристократ по рождению,

экономист по образованию, бывший дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгом

национализации иранской нефти победил на выборах и приступил к реализации

своей программы

Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными

богатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические,

прежде всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать в

борьбу широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30

гг., борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чем

свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых

организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбы

с империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы с

империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала

консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от

Мосаддыка, а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению

на антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту

Ирана на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы

итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить

взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э.

Маттеи в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ и

Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать

ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия

внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти

социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической

изоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате

государственного переворота 1953

Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением

позиций империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной

Тегерана был создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как

"Семь сестер", для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили

несколько американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл

(14%), Франсез де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушена

не Тегераном, а ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана

генерала Захеди вопреки Закону 1951 г. о национализации национальных

нефтяных богатств согласилось на деятельность МНК в стране до 1994 г. при

расширении площади концессии без права ее аннулирования Тегераном в

одностороннем порядке. Реальный выигрыш Ирана заключался в обязательстве

МНК отчислять ему прибыли по принципу "фифти-фифти" плюс 12% добываемой

нефти. Не желая укрепления экономической самостоятельности Ирана, МНК

ограничивался расширением добычи и вывоза сырой нефти без создания системы

нефтепереработки.

Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами

сопровождалась укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с

Вашингтоном. В 1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО),

отказавшись тем самым от официально нейтрального статуса (за сопротивление

такому изменению основ внешней политики было арестовано более 600

офицеров). Была одобрена "доктрина Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнуто

советское предложение заключить Пакт о ненападении, поскольку такой

документ ограничил бы возможности американо-иранского военно-политического

сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4 раза превосходили

государственные инвестиции в экономику. Большая часть американской помощи

Ирану направлялась в строительство военной инфраструктуры. Страна

запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых долгов превосходила

поступления от новых займов. Экономические планы промышленного

строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского хозяйства,

и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в деревне.

Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и

политического кризиса.

Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.)

"Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции

снизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны,

так и настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американская

помощь союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих

странах). Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с

полуфеодальным землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис и

проводил реформы своими декретами.

Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов и

ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг.

площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальные

передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг.

был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель

(устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющим

капиталистические методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство

создавало условия для кооперативного движения и для крупных зерноводческих

хозяйств на государственных землях. В целях общекультурного подъема села

туда были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и

здравоохранения.

Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы.

В 60 гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским

малоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и не

могло быть), но социальная база шахского режима в деревне резко увеличилась

на указанное десятилетие. С другой стороны, парцеллизированное с/х в эти

годы само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с

необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к

с/х импорту. Таким образом, уже в 60 гг. наблюдаются противоположные

социальные и экономические последствия аграрных преобразований.

В 70 гг. выявилось, что темпы аграрных преобразований в стране

оказались слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянства

через короткий период малоземелья приходит процесс обезземеливания

обуржуазивающейся деревни, земли которой интенсивно переходят в руки

деревенской кулацкой верхушки и тех же бывших помещиков (около 30%

деревенского населения). До 41% крестьянства были вынуждены в 70гг.

мигрировать в города, не нуждавшиеся в таком количестве рабочей силы, и

составили там значительный слой маргиналов, взрывоопасный в плане

социального протеста, традиционно массового в этой стране.

Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного

роста благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притоку

нефтедолларов, особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78

гг. со 100 долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства

составляли 8,8% в год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг.

Однако эти блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития

сборочного производства, не укрепляющего экономической самостоятельности

страны и, что самое существенное, на путях развития капитализма сверху,

блокирующего возможности демократического развития капитализма снизу с

втягиванием в буржуазно-рыночные отношения основной массы населения.

Следовательно, капиталистический прогресс обеспечивал средства для

существования незначительной части населения. В то же время не только в

деревне, но и в городе старые формы существования разрушались быстрее

утверждения новых.

Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том, что темпы

модернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывали

национально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишком

серьезное сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционного

иранского общества на утверждение новых буржуазных норм и условий

существования, возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белой

революции" оказались слишком большие доходы от нефти (в результате

повышения цен на нее с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд.

нефтедолларов, из которых 40 млрд. были истрачены на силовые структуры и

столько же на государственные промышленные проекты). Уникальное явление в

мировой практике реформ - наличие средств, и наличие мощного репрессивного

аппарата побудили Шаха игнорировать оппозиционные преобразованиям силы

(вместо кропотливой работы с оппозицией для ее раскола и привлечения части

ее на свою сторону Шах практиковал ее тотальное подавление).

Многочисленное шиитское духовенство (только в городах их 15 тыс. чел. в

5400 мечетях) выступало против реформирования систем образования и

судопроизводства в светском направлении из опасения потери своей

идеологической монополии и влияния на массы. Посягательство светской власти

на свои традиционные привилегии улемы трактуют как посягательство на

исламские устои. В период "Белой революции" Шах целенаправленно ограничивал

своими реформами не только политико-идеологическую роль духовенства, но и

его экономическую мощь (секуляризация церковной земельной собственности),

чем восстановил его против себя.

В 60-70 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения

и появились принципиально новые ее направления. Во-первых, Шах резко

расширил масштабы экономического сотрудничества с социалистическими

странами. Это было обусловлено нежеланием Запада содействовать

строительству базовых отраслей промышленности Ирана; более выгодными

условиями внешнеэкономического сотрудничества с СЭВом; стремлением Тегерана

к выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами,

позволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику; попыткой

обеспечить Ирану тылы на его северных границах на случай возникновения

конфликта в районе Персидского залива; надеждами нейтрализовать влияние

Багдада на формирование советской политики на Среднем Востоке. Основным

объектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханский

металлургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела "сделка

века" о поставке по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказье

и аналогичного количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-

европейским контрактам, что открыло Тегерану "окно в Европу". Параллельно

советско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со странами

Восточной Европы, особенно с Румынией, имевшей излишние для нее мощности по

производству нефтедобывающего оборудования.

Во-вторых, Тегеран принял активное участие в создании ОПЕК и борьбе

нефтедобывающих стран за установление равноправных отношений с промышленно

развитыми странами Запада и прежде всего за повышение цен на нефть и

увеличение отчислений за право ее добычи. В 1973 г. все имущество МНК было

передано Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) с гарантией

поставок нефти в распоряжение МНК в течение 20 лет и отчисления последним в

пользу Тегерана 60% суммы прибылей. В результате повышения цен на нефть и

отчислений от МНК в пользу ИННК нефтяные доходы Ирана выросли с 2, 4 млрд.

долл. в 1972 г. до 20 млрд. в 1974 г.

В-третьих, во внешней политике Шаха появляются не только

проимпериалистические, но и империалистические черты, подкрепленные

стремительным ростом военного потенциала Ирана (военные расходы за 70 гг.

выросли в 20 раз), планами установления контроля Ирана над "керосиновой

бочкой" планеты - Персидским заливом, что поставило бы мировую

капиталистическую экономику в определенную зависимость от Тегерана. Создав

самый сильный в мире флот на воздушной подушке, самую совершенную в третьем

мире ракетную систему ПВО, превосходя по ВВС и вертолетному парку всех

членов НАТО, кроме США, Иран добивался подавляющего контроля над важнейшей

транспортной нефтяной артерией мира - Ормузским проливом. Добиваясь

присутствия на другом берегу Пролива, Шах вмешался во внутренний конфликт в

Омане и послал свои войска против партизанского движения в этом султанате.

С остальными арабскими государствами у Тегерана сложились напряженные

отношения. Шах прилагал большие усилия к поддержанию дружественных

отношений с Пакистаном и Афганистаном, поскольку опасался сепаратизма

белуджей.

Исламская революция 1979 г. в Иране.

Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. была

следующей:

на правом фланге политического спектра находилась иранская монархия,

скомпрометированная в глазах широких масс населения репрессивными методами

правления, негативными социальными последствиями "Белой революции",

отрицанием исламских традиционных ценностей и внедрением сверху чуждых

правоверным шиитам западных норм и обычаев. В сложившихся условиях Шах мог

опереться на Армию, тайную полицию "САВАК", бюрократию госаппарата и

госсектора и связанную с ними буржуазную верхушку, т. е. социальная опора

режима была крайне узкой. В критические для него месяцы 1978 - нач. 79 гг.

Шах проявил чувство реализма и готовность отказаться от большей части своих

полномочий по руководству страной (при сохранении контроля над силовыми

структурами) в пользу другой светской силы - умеренно-буржуазной оппозиции

в лице Национального Фронта (НФ).

- иранская мелкая и средняя торгово-промышленная буржуазия была

экономически слабой и политически трусливой. Когда Шах предложил одному из

лидеров НФ Бахтияру возглавить Правительство и последний на это согласился,

большая часть руководства НФ дезавуировало Бахтияра и исключило его из

Партии, т. к. опасалась обвинений со стороны духовенства в

коллаборационизме с "ненавистным тираном". Таким образом, иранская

буржуазия упустила исторический шанс прихода к власти, подарив его духовной

мусульманской оппозиции: вместо эволюционного мирного перехода власти от

одной светской силы (Монархия) к другой светской силе (НФ) она оказалась

захваченной насильственным революционным путем мусульманскими фундамен-

талистами.

- Мусульманское духовенство во главе с аятоллой Хомейни черпало

политические силы не только в традиционалистской реакции большинства

населения Ирана на шахскую революцию сверху, ограниченно прогрессивную с

экономической точки зрения для узкой прослойки населения, но разорительную

для большинства крестьянства, ремесленников, мелкой и средней буржуазии. По

традиционным шиитским представлениям шахская власть (в отличие от сунитов)

не сакрализованная: со времен первой иранской Конституции 1906 г. в стране

существовал выгодный духовенству принцип разделения властей, отводивший

Шаху всего лишь функции Главы исполнительной власти, а высшим духовным

главой правоверных шиитов признавался двенадцатый скрытый Имам-Мессия.

Появившийся для спасения правоверных "скрытый" Имам в лице Хомейни

проповедовал исламский путь развития и противопоставлял его "капитализму и

коммунизму, двум лезвиям одних и тех же ножниц, подрезающих общий исламский

корень". В 78-79 гг. оппозиция под руководством Хомейни представлялась

мировой общественности умеренно-мусульманской на фоне диктаторского

шахского режима.

- Левомусульманская оппозиция (аятолла Талегани, моджахедины, федаины)

представляла собой серьезную силу, способную конкурировать при определенных

условиях с Хомейни (имели заслуги в антишахском движении, используют

уравнительные тенденции исламского вероучения и призывы к построению

"общества без эксплуатации").

- На левом фланге политического спектра находилась партия иранских

коммунистов ТУДЭ во главе с Киянури. Подвергаемая Шахом наиболее жестокому

и методичному преследованию, ТУДЭ работала в глубоком подполье и эмиграции,

что ослабило возможности ее влияния на массы. В революции 1979 г. Партия не

могла выдвинуть собственные лозунги - это выглядело бы актом подрыва

антишахского фронта во главе с Имамом, поэтому было решено поддерживать

Хомейни "для подталкивания его влево" (левомусульмане могли себе позволить

критиковать Хомейни, как представителя другого цвета исламского движения, и

расценили сотрудничество ТУДЭ с ним как предательство). С другой стороны,

духовенство расценило готовность атеистической ТУДЭ сотрудничать с ними как

лицемерие и коварство. Таким образом, иранские коммунисты оказались в

исламской революции в полной изоляции.

Хомейни оказался мастером политического лавирования. Сначала во главе

единого фронта он ликвидировал шахский режим; затем дезориентировал

левомусульман и коммунистов насчет своих истинных намерений посредством

привлечения их к подавлению буржуазных организаций (параллельно наступлению

на политические позиции иранской буржуазии Хомейни практиковал яростный

антиамериканизм); после ликвидации всех своих противников справа при помощи

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.