рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Все об Индии

местных и домашних алтарей, в священных местах.

Среди основных догматов индуизма - почитание священными ряда

животных, в первую очередь коров и быков, змей. Именно поэтому коров не

забивают и говядина не употребляется в пищу. Священными считаются и

некоторые растения, например лотос. Священна также река Ганг, в водах

которой миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения -

омовение. Особенно много паломников привлекает Варанаси, где берега Ганга

облицованы каменными ступенями, заполненными прибывшими для очищения. Тела

умерших индусов обычно сжигают на погребальных кострах, но в отдельных

случаях хоронят и в водах Ганга. Быть похороненным в водах этой реки -

заветная мечта каждого правоверного индуса. Индуизм запрещает разводы и

вторичные браки вдов, даже если они еще очень молоды. Хотя эти запреты

официально отменены, большая часть населения продолжает их соблюдать.

Естественно, что все это оказывает очень большое влияние на жизнь и

быт индусов. Но, без всякого сомнения, наибольшее воздействие на них

оказывает догмат индуизма, предусматривающий деление общества на касты (от

латин. castus - чистый), или джати (на древнеиндийском языке - санскрите).

Система кастовой организации общества зародилась в Индии в древнейшие

времена, но оказалась столь живучей, что и ныне продолжает существовать и

влиять на всю жизнь страны и каждого человека. Вот как описывает это

влияние востоковед-индолог Н. Р. Гусева.

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются,

воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их,

сообщают им специальные знания, отправляют все ритуальные церемонии и,

наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению)

-все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые

предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в

соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов,

создание которого предписывается богам, божественному откровению. Дхарма

определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки, и

даже чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной

нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты

диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой

же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих

детей. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей

головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну)

общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом,

верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или

воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев

(торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность

снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра -

касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла

прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну,

зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем

увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой

войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. различных каст и подкаст. После

войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши

дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая

категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее

отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло

для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую

темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались

профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка

мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми

лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним

оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких

неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60

- 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое

деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками.

Само слово () выведено из оборота и заменено словом

(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И

тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в

особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего

17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор

крайне редки браки между представителями высших и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 %

всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты.

Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и

Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и

не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных

отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство

во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии

составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности

абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране

18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане

живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой

религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник

в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая географическое положение этого

штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм

сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно

отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает

идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных

церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах:

нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они

добавляют к своему имени приставку , что значит ) носят длинные

волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные

бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н.

э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей

штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с

буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о

перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще

более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку

же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей,

насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы,

ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты

правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и

этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию

в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям.

Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами

и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-

общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они

происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других

штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили

в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит,

чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно

преданию именно в Айодхье – и это описано в - правил царь

Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после

дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция

вызвала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и

привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские

храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было

введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено

как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее

религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть

крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до

создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения

стоит фундаменталистская (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того

как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению

районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию

независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и

опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в

городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает

(божественного нектара). В октябре 1984 года двое

военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили

покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой

аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-

министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован

тамильскими националистами, действующими на юге страны.

Культура и Религия

Жреческие школы в поздневедийский период.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах.

Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в

рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и

обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые

находились в монопольном владении традиции учителей и учеников.

Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-

диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались

центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области

знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка

сакрального языка ведийских мантр.

Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих

школ. Брахманические тексты, являясь своеобразными антологиями, дают

возможность получить представление о становлении теоретической рефлексии.

Деятельность школ была важна для становления будущей философии.

Брахманизм.

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления

древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с

местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому

образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам

яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их

общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система,

ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла

существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли

незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам

-знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали

их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным

даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным,

громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы

старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни,

убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних

несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте

ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное

возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей

единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли.

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили

сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они

регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты

назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс

текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный

круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до

н.э.). Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего

индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной

картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление

символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех

ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В

пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став

персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего,

порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде

получила в концепции индуистской триады (тримурти).

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они

содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько

теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили

следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же

явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму.

Упанишады. Общая характеристика текстов.

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают

ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом

определили характер классических философских систем в древней Индии.

Самые древние и авторитетные упанишады - Брихадараньяка и Чандогья.

Они представляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные

в диалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться

нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее,

интуитивную, чем логическую последовательность, а то, что мы воспринимаем

как беспорядочность, скорее, относится к особенностям языка.

Тексты упанишад служили своеобразным "учебным пособием", помогая

адептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалоги

моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и

многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные

фрагменты и целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые

популярные из мудрецов-упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Упанишады. Особенности мировоззрения.

Глубинная мировоззренческая установка упанишад обусловила рассмотрение

в них отношения божества к миру через их всеединство. Божество может

представать во множестве персонификаций, но, с точки зрения конечной

истины, оно - высшая объективная реальность и внеличностный Абсолют -

Брахман. Он невыразим и не может быть описан в терминах дифференциальных

признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он

определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот

аспект человека связан с его светлым духовным началом (Атман), плененным

стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни - освобождение

от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной

забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно

путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание Брахмана

и Атмана, которые тождественны, - высшая заслуга, приносящая блаженство.

Именно к этому познанию подводят наставления упанишад.

В упанишадах развиваются, также, важные для индуизма и индийской

культуры в целом понятия праны, пуруши, кармы, сансары и т.п. В них

изложено символическое учение о пяти огнях, о посмертной судьбе человека и

т.п.

Упанишады. Этические взгляды. Воззрения на физиологию и психическую

деятельность человека.

Человеческое существование мыслится в упанишадах влитым в космос (нет

резкой демаркации между макро- и микрокосмическими аспектами) и потому

этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями.

Программа должного поведения подчинена главному идеалу упанишад - познанию

Брахмана, достижению единства с высшей реальностью и обретению блаженства.

В этой связи рассматривается понятие дхармы - непреложного справедливого

закона.

В упанишадах изложено древнее учение о состояниях бодрствования и сна.

Сон раскрывает независимость человека от тирании внешнего мира и показывает

безграничные возможности его творческого сознания. Сон помогает заглянуть в

глубины психической жизни индивида.

В упанишадах содержатся также воззрения на особенности физиологии

человека, его жизнедеятельные начала, орудия восприятия и т.д. Все они

соотносятся с основополагающей идеей упанишад - тождеством Атмана и

Брахмана.

Шраманский период.

Интенсивное деление и разветвление жреческих школ в поздневедийский

период породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических

течений, по большей части, антибрахманистской идейной направленности. Этот

период начался в YI-Y вв. до н.э. и получил название "шраманского".

Шраманами (от "шрам" - стараться, утруждаться) назывались аскеты,

подвижники, которые посвящали свою жизнь исканию духовной истины, порывали

с мирским обществом, жили милостыней и, нередко, странствовали.

Появляются учителя нового типа: тапасины (от "тапас" - жар, вызываемый

аскезой( и паривраджаки (пилигримы), озабоченные мировоззренческими

проблемами и ставящие под сомнение целесообразность громоздкого ведийского

ритуала и всей ритуально-этической парадигмой поведения.

Некоторые шраманы объединялись вокруг видных учителей и наставников,

образуя подобие монашеских орденов. Они образовывали группы и школы,

большая часть которых вымерла уже в древности.

Во многих текстах этого периода приводится список шраманских лидеров:

Пурана Кассапа, Маккахали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна,

Санджая Белатхипутха и Натапутта Каччаяна. В противоположность брахманистам

с их кровавыми жертвоприношениями, шраманские учителя следовали жесткому

аскетизму и игнорировали многие достижения цивилизации. Каждый из учителей

разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали

заниматься профессиональны философствование и традиционные брахманисты.

Противоборствующие стороны встречались на диспутах, которые сыграли роль

общеиндийских философских "лабораторий", поставляя ярких мыслителей для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.