рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока

44. В дебрях Уссурийского края.— Владивосток, 1926. Описание

путешествия автора по Уссурийскому краю в 1903-1907 гг.

45. Там, где ступала нога человека. // Тихоокеанская звезда — 2, 18,

25.09; 7, 15.10.1927. Путевые заметки с экспедиции 1927 года.

46. В дебрях Приморья. // Смена, 1928.—№15-20. Рассказы о путешествиях

в горную область Ян-де Янге и по Приморью.

47. В тундре. // Новый мир, 1928.— №11. Более подробный рассказ из

воспоминаний о путешествии по Восточной Сибири.

48. Быгин-Быгинен.// Красное знамя.— Владивосток, 22.02.1928.

Путешествие в северо-восточную часть Амурской области.

49. Сквозь тайгу. Путевой дневник экспедиции по маршруту от Советской

Гавани к городу Хабаровску.— М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. Дано популярное

описание последней экспедиции автора через Сихотэ-Алинь в 1927 г.

50. Голодовка на реке Хуту.// На рубеже — Хабаровск, 1934.— №2.

Неопубликованный отрывок из записок В.К. Арсеньева о путешествии в северную

часть Сихотэ-Алиня в 1908 г.

51. В горах Сихотэ-Алиня.— Москва, 1937. Очерк экспедиции Приамурского

отдела РГО с 24 июня 1908 г. по 20 января 1910 г. с приложением дневников

экспедиции, записок об экспедиции 1911-1912 гг. и личной перепиской автора.

52. Последнее путешествие по Уссурийской тайге. // На рубеже, 1939.—

№4.— Хабаровск. Очерки и наблюдения автора из экспедиции 1927 г. по

маршруту Советская Гавань — Хабаровск, не опубликованные им при жизни.

53. Сочинения. Т.1-6.— Владивосток, 1947-1949. Сборник различных

рассказов, произведений и научных статей автора.

54. Жизнь и приключения в тайге.— М., 1957. Описание экспедиции 1908-

1910 гг. с добавлением рассказов, не опубликованных при жизни автора.

55. Путевые заметки. В кн.: «Год девятнадцатый». Т.10.— Москва, 1936.

Описание научной экспедиции 1909 г. от Императорской Гавани до зал. Де-

Кастри, не опубликованное при жизни автора.

По упоминаниям В.К. Арсеньева [Аристов Ф.Ф., 1930] им готовились к

печати следующие работы:

1. Классификация памятников старины в Уссурийском крае.

2. Путешествие на Камчатку в 1918 году.

3. Страна Удэхе.

4. Теория и практика путешествий в Приамурском крае.

5. Экспедиция в горную область Ян-де Янге в 1917 году.

6. Памятники старины Уссурийского края (итоговая работа).

Состояние этих материалов и рукописей до настоящего времени не

известно.

Изучение работ В.К. Арсеньева на уроках географии в школе имеет

большое воспитательное и образовательное значение, так как его труды — это

накопление огромного географического опыта, который не должен бесследно

исчезнуть, а, напротив, использоваться в образовании и воспитании

подрастающего поколения, о чем и пойдет речь в следующей главе.

Глава 3. Воспитание географической культуры на уроках географии в VIII

классе

Природа, люди и вещи суть воспитатели человека

(А. Радищев, 1999)

3.1. Географическая культура в школе

Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть

использован для воспитания географической культуры учащихся.

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и

образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в

том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский

(1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении

культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры,

в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том,

что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и

явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-

экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и

нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о

главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих

основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной

географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257].

Географическая культура возникает путем воспитания образованной,

культурной личности, владеющей основными элементами политической,

экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры

поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит

представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о

природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического

мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории,

кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся

в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов

(описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии,

географических названий и представлений (образов).

И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров

высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно-

художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при

помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента

географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся

возникает и представление о географической картине мира при помощи

рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества,

разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое

мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно,

экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными

географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного,

которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева,

прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в

первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]).

Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина

ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых

путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного

ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата,

эндемичность растительного и животного мира и т.п.

Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше

запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти

[13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной

памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется

информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или

случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям,

фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго

сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно

реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.)

3.2. Изучение физической географии России с применением

произведений В.К. Арсеньева

Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней

школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени

составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части.

В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации,

осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и

особенности природы, системные связи и последовательности природных

комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние

воды, растительный и животный мир).

Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов

России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных

регионов, их уникальность, особенности географического положения и

специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и

обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется

сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим

разделом, по сути, завершается физико-географическое образование

школьников, в котором понятие природного комплекса является

основополагающим.

Физическая география России обобщает знания учащихся по физической

географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность

учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к

изучению всего курса, к чему относится применение произведений

В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой

теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми

областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и

рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание

уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру,

целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат

и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что

Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на

резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы

«Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из

первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и

центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей —

охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих

животных и птиц и т.п.

Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных

компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем

постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых

способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты,

анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний

Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед

собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом,

возникают разработки проблемных уроков.

3.3. Проблемный урок-путешествие

На основании материала дипломной работы предлагается проблемный урок-

путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока,

рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или

проблемный подход к уроку?

Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов

и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в

результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа

школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного

комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением

дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для

решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия

их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от

учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации,

относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда

возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения

найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у

школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у

них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и

дополнительных знаний, новых способов действия [14:21].

Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной

работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет

исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о

разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток —

наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны

такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных

регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная

протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий,

сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа

(фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный,

муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие

природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и

т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается

весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме

дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику.

На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2

учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных

особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы

учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный

материал.

Школьная программа при изучении географии требует от учителя

организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии,

путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа,

лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.)

Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий.

Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке-

путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое

составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных

пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого

урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как

правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя,

подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают

школьники.

Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные

путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или

на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же

путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы.

Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более

углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения.

Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих

ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с

перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока.

Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной

деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на

уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для

урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация

коллективной учебной деятельности.

В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков

самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие

составляет важную основу материализации этого метода обучения.

3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география

России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева»

(2 часа)

Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание

и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5

групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных

зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур,

полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и

Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее

сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем

во внеурочное время.

На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)».

|Тема урока: |По следам Арсеньева |

|Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи |

| |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического|

| |положения, строение земной коры, рельеф и полезные |

| |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и |

| |животный мир. |

|Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями |

| |географического положения Дальнего Востока, его природы,|

| |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и |

| |учебно-методической литературы осуществить межпредметные|

| |связи с художественной литературой. |

| |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с |

| |картами различного содержания, сопоставлять их и |

| |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами |

| |природы, развивать умение работать с дополнительной |

| |литературой. |

| |Воспитательная — способствовать развитию |

| |самостоятельности, самоуправления, умения работать в |

| |группе, патриотических чувств учащихся. |

|Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа |

|Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты |

| |природные и антропогенные», представление о рельефе, |

| |климате, внутренних водах, особенностях |

| |почвенно-растительного покрова и животного мира России, |

| |о делении территории на крупные природные районы, об |

| |основных взаимосвязях между компонентами природы. |

|Тип урока: |Путешествие |

|Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: |

| |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;|

| |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и|

| |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. |

|Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), |

| |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии |

| |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская |

| |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.|

| |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки |

| |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, |

| |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская |

| |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За |

| |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов |

| |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова |

| |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), |

| |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, |

| |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. |

| |149-157, Толковый словарь по охране природы. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.