| |||||
МЕНЮ
| Владимир Клавдиевич Арсеньев — выдающийся исследователь Дальнего Востока44. В дебрях Уссурийского края.— Владивосток, 1926. Описание путешествия автора по Уссурийскому краю в 1903-1907 гг. 45. Там, где ступала нога человека. // Тихоокеанская звезда — 2, 18, 25.09; 7, 15.10.1927. Путевые заметки с экспедиции 1927 года. 46. В дебрях Приморья. // Смена, 1928.—№15-20. Рассказы о путешествиях в горную область Ян-де Янге и по Приморью. 47. В тундре. // Новый мир, 1928.— №11. Более подробный рассказ из воспоминаний о путешествии по Восточной Сибири. 48. Быгин-Быгинен.// Красное знамя.— Владивосток, 22.02.1928. Путешествие в северо-восточную часть Амурской области. 49. Сквозь тайгу. Путевой дневник экспедиции по маршруту от Советской Гавани к городу Хабаровску.— М.-Л.: Молодая гвардия, 1930. Дано популярное описание последней экспедиции автора через Сихотэ-Алинь в 1927 г. 50. Голодовка на реке Хуту.// На рубеже — Хабаровск, 1934.— №2. Неопубликованный отрывок из записок В.К. Арсеньева о путешествии в северную часть Сихотэ-Алиня в 1908 г. 51. В горах Сихотэ-Алиня.— Москва, 1937. Очерк экспедиции Приамурского отдела РГО с 24 июня 1908 г. по 20 января 1910 г. с приложением дневников экспедиции, записок об экспедиции 1911-1912 гг. и личной перепиской автора. 52. Последнее путешествие по Уссурийской тайге. // На рубеже, 1939.— №4.— Хабаровск. Очерки и наблюдения автора из экспедиции 1927 г. по маршруту Советская Гавань — Хабаровск, не опубликованные им при жизни. 53. Сочинения. Т.1-6.— Владивосток, 1947-1949. Сборник различных рассказов, произведений и научных статей автора. 54. Жизнь и приключения в тайге.— М., 1957. Описание экспедиции 1908- 1910 гг. с добавлением рассказов, не опубликованных при жизни автора. 55. Путевые заметки. В кн.: «Год девятнадцатый». Т.10.— Москва, 1936. Описание научной экспедиции 1909 г. от Императорской Гавани до зал. Де- Кастри, не опубликованное при жизни автора. По упоминаниям В.К. Арсеньева [Аристов Ф.Ф., 1930] им готовились к печати следующие работы: 1. Классификация памятников старины в Уссурийском крае. 2. Путешествие на Камчатку в 1918 году. 3. Страна Удэхе. 4. Теория и практика путешествий в Приамурском крае. 5. Экспедиция в горную область Ян-де Янге в 1917 году. 6. Памятники старины Уссурийского края (итоговая работа). Состояние этих материалов и рукописей до настоящего времени не известно. Изучение работ В.К. Арсеньева на уроках географии в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение, так как его труды — это накопление огромного географического опыта, который не должен бесследно исчезнуть, а, напротив, использоваться в образовании и воспитании подрастающего поколения, о чем и пойдет речь в следующей главе. Глава 3. Воспитание географической культуры на уроках географии в VIII классе Природа, люди и вещи суть воспитатели человека (А. Радищев, 1999) 3.1. Географическая культура в школе Материал, представленный в дипломной работе, безусловно, может быть использован для воспитания географической культуры учащихся. О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели, в том числе и ученые-географы В.П. Максаковский (1988), Н.Н. Баранский (1980), а также и В.К. Арсеньев (1948). Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально- экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира»[31:257]. Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников, которое есть «…мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту и связанное, комплексное и не замыкающееся в рамках одной отрасли» [9:163], знание и владение географических методов (описания, сравнения, моделирования и др.) и знание языка географии, географических названий и представлений (образов). И именно В.К. Арсеньев является одним из ярчайших примеров высококультурного географа, делавшего в своих научных и литературно- художественных трудах множество пейзажных и научных описаний природы, при помощи которых происходит как бы заложение и укрепление фундамента географической культуры: при прочтении его произведений у учащихся возникает и представление о географической картине мира при помощи рассуждений автора о взаимодействии природы и человеческого общества, разбросанных во многих его трудах, правильно формируется географическое мышление — комплексный, исторический, территориальный и, что немаловажно, экологический подходы к изучению природы, школьники знакомятся с различными географическими методами, к примеру — описания, простого и доступного, которыми славятся большинство известных его книг. В текстах Арсеньева, прежде всего, наглядно, или «пейзажно» показываются типичные ландшафты (в первичном значении этого слова «ландшафт» — синоним слова «пейзаж» [53]). Именно в пейзаже раскрываются отдельные стороны природы, как и картина ландшафта в целом. В комплексе непосредственных впечатлений, получаемых путешественником в Уссурийской тайге, очень важна беспредельность таежного ландшафта — черты, характерные для тайги России, особенности климата, эндемичность растительного и животного мира и т.п. Как известно, любая информация, в том числе учебный материал, лучше запоминается, если в процессе восприятия участвуют различные виды памяти [13:36]: описания природы Арсеньевым как бы стимулируют работу образной памяти, которая дает возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия; вербальной памяти, с помощью которой образуется информационная база человеческого интеллекта; непроизвольной памяти или случайного запоминания и эмоциональной памяти, которая позволяет событиям, фактам, представлениям наиболее глубоко «врезаться» в мозг, долго сохраняться и вызывая отчетливые воспоминания (например, живое и чудовищно реалистичное описание Арсеньева наводнения на р. Билимбе в 1907 г.) 3.2. Изучение физической географии России с применением произведений В.К. Арсеньева Курс «Физическая география России» изучается в VIII классе средней школы и рассчитан на 68 учебных часов (по 2 часа в неделю), резерв времени составляет 11 часов. В общих чертах весь курс разделен на две части. В первой из них дается характеристика природы Российской Федерации, осуществляемое в единой логической цепочке — общие закономерности и особенности природы, системные связи и последовательности природных комплексов, типологические черты природы (рельеф, климат, почвы, внутренние воды, растительный и животный мир). Во второй части курса предлагается изучение разнообразия комплексов России, где рассматриваются уже неповторимые особенности природы отдельных регионов, их уникальность, особенности географического положения и специфика природных условий и природных ресурсов. Этот раздел развивает и обобщает знания учащихся о природных комплексах и характеризуется сочетанием сложных теоретических и большого объема фактических знаний. Этим разделом, по сути, завершается физико-географическое образование школьников, в котором понятие природного комплекса является основополагающим. Физическая география России обобщает знания учащихся по физической географии, полученные ими из предыдущих курсов, что дает возможность учителю [2:52] ставить перед школьниками большие познавательные задачи к изучению всего курса, к чему относится применение произведений В.К. Арсеньева, которое возможно в любом без исключения разделе, в любой теме, т.к. Владимир Клавдиевич, образно говоря, «сотрудничал» со всеми областями науки: подробно, правильно и качественно давал характеристики и рельефа земной поверхности, геологии, и климата, почв, особое внимание уделял водным ресурсам и растительному и животному миру. К примеру, целесообразно было бы применение работ ученого и при изучении темы «Климат и климатические ресурсы», где в процессе его изучения можно упомянуть, что Арсеньев наиболее правильно предложил в 1911 г. «расчленить» Приморье на резко отличающиеся друг от друга климатические районы, и в изучении темы «Растительный и животный мир», отметив ,что Арсеньев в свое время одним из первых в печати довольно верно провел на побережье Японского моря и центральной части Сихотэ-Алиня границы двух флористических областей — охотской и маньчжурской, также определил область распространения многих животных и птиц и т.п. Восприятие комплексности в его трудах, взаимосвязи природных компонентов позволяет формировать у школьников проблемное мышление путем постановки учителем реальных проблемных вопросов и заданий, решение которых способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать (за счет сравнения современных описаний природы и ее описаний Арсеньевым) происходящие в природе изменения, самостоятельно ставить перед собой познавательные задачи и находить способы их решения. Таким образом, возникают разработки проблемных уроков. 3.3. Проблемный урок-путешествие На основании материала дипломной работы предлагается проблемный урок- путешествие «По следам Арсеньева» по изучении природы Дальнего Востока, рассчитанный на 2 учебных часа. В чем же заключается проблема или проблемный подход к уроку? Во-первых, учащимся дается проблема, связанная с областью их интересов и вызывающая у них затруднения, которые могут быть разрешены только в результате поиска удовлетворительного решения. В нашем случае группа школьников (4-5 человек) охарактеризовывает условия отдельного природного комплекса региона путем обобщения полученных ранее знаний с применением дополнительной литературы — произведений В.К. Арсеньева. Во-вторых, для решения поставленной проблемы школьники должны сами выбрать способ действия их двух или более возможных вариантов. Такая реальная проблема требует от учащихся сбора точных и надежных сведений, анализа всего объема информации, относящейся к проблеме, выявления удовлетворительных решений из целого ряда возможных в рамках используемых критериев оценки и путей внедрения найденного решения в практику. Проще говоря, при попытке сформировать у школьников проблемного мышления создается проблемная ситуация, вызывающая у них затруднения, пути преодоления которого требуют поиска новых и дополнительных знаний, новых способов действия [14:21]. Разработка урока по изучению природы Дальнего Востока в дипломной работе выбрана не случайно. Во-первых, именно этому кратко посвятил 30 лет исследований В.К. Арсеньев и большинство его трудов повествует о разнообразии природных комплексов региона. Во-вторых, Дальний Восток — наиболее интересная тема в изучении, т.к. именно этому району свойственны такие черты природы, которые не присутствуют ни в одном из других крупных регионов России — приморское географическое положение, почти меридиальная протяженность региона (с севера на юг), контрастность природных условий, сейсмическая активность (начинающийся вулканизм), разнообразие рельефа (фиорды Чукотки), разнообразие климата (холодный, резко-континентальный, муссонный, умеренный), летне-осенние разливы рек, наводнения, разнообразие природных комплексов (эндемичность природы и присутствие в ней реликтов) и т.д. В-третьих, изучением природы Дальнего Востока, по сути, заканчивается весь курс. «Физическая география России» и поэтому важно в завершающей теме дать школьникам особо запоминающуюся физико-географическую характеристику. На изучение Дальнего Востока в школьной программе отводится всего 2 учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный материал. Школьная программа при изучении географии требует от учителя организации и проведения различных форм учебной работы (уроки, экскурсии, путешествия), при использовании разнообразных методов обучения (беседа, лекция, рассказ, различные виды самостоятельных работ учащихся и др.) Многие из них могут быть проведены в виде уроков-путешествий. Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке- путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных пособий, различных дополнительных материалов [18:22]. Проведение такого урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя, подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают школьники. Уроки-путешествия могут быть обзорными или тематическими. Обзорные путешествия проводятся или перед изучением крупных разделов программы, или на заключительном этапе их изучения (как в нашем случае). Тематические же путешествия обычно бывают приурочены к изучению определенных тем программы. Урок-путешествие, проведенный в конце изучения темы, способствует более углубленному изучению материала на этапе повторения и обобщения. Организация путешествия требует применения методов и приемов, позволяющих ознакомить школьников с темой, целью и планом путешествия, а также с перечнем заданий, которые ученики должны выполнить до или в ходе урока. Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности. В настоящее время, когда значение придается привитию учащимся навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, урок-путешествие составляет важную основу материализации этого метода обучения. 3.4. Изучение темы «Дальний Восток» в курсе «Физическая география России» (VIII класс) в виде урока-путешествия «По следам Арсеньева» (2 часа) Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5 групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных зон Дальнего Востока — Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур, полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем во внеурочное время. На доске надпись: «Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)». |Тема урока: |По следам Арсеньева | |Содержание: |Изучение природы Дальнего Востока при помощи | | |произведений В.К. Арсеньева: особенности географического| | |положения, строение земной коры, рельеф и полезные | | |ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и | | |животный мир. | |Цели: |Образовательная — познакомить учащихся с особенностями | | |географического положения Дальнего Востока, его природы,| | |при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и | | |учебно-методической литературы осуществить межпредметные| | |связи с художественной литературой. | | |Развивающая — закрепить умения учащихся работать с | | |картами различного содержания, сопоставлять их и | | |устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами | | |природы, развивать умение работать с дополнительной | | |литературой. | | |Воспитательная — способствовать развитию | | |самостоятельности, самоуправления, умения работать в | | |группе, патриотических чувств учащихся. | |Методы: |Исследовательский, иллюстративный, беседа | |Опорные знания: |Понятие «природно-территориальный комплекс», «ландшафты | | |природные и антропогенные», представление о рельефе, | | |климате, внутренних водах, особенностях | | |почвенно-растительного покрова и животного мира России, | | |о делении территории на крупные природные районы, об | | |основных взаимосвязях между компонентами природы. | |Тип урока: |Путешествие | |Оборудование: |Карта «Азональные природные комплексы», карты России: | | |физическая, тектоническая, климатическая, природных зон;| | |атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и| | |с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева. | |Литература: |И.И. Баринова «География. Природа России» (2000), | | |В.П. Дронов и до «Методическое пособие по географии | | |России» (1993), М.И. Давыдова, Э.М. Раковская | | |«Физическая география СССР» (1990), А.В. Даринский и др.| | |«География России» (1992), А.С. Ермошкина «Уроки | | |географии в 8 классе» (1993), Э.М. Раковская, | | |И.И. Баринова «Природа России» (1994), Э.М. Раковская | | |«География. Природа России» (1997), К.П. Сергеева «За | | |страницами учебника географии» (1997), В.П. Сухов | | |«Физическая география СССР» (1991), А.И. Тарасова | | |«Владимир Клавдиевич Арсеньев» (1985, с. 165, 168), | | |В.К. Арсеньев «Сочинения» Т. V, 1948, с. 34, 199, Т.VI, | | |1949, с. 11,47, В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» (1989), с. | | |149-157, Толковый словарь по охране природы. | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|