рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока

Таким образом преодоление глубокого спада в российской экономике, его

регионов, в том числе Дальневосточного, и создание основы для будущего

развития неизбежно сопряжены с решением проблемы технического

перевооружения производства, восстановления нормального процесса обновления

основного капитала, оптимизации структуры управления, финансовых проектов,

технологических связей, маркетинга и реализации готовой продукции. Эти

задачи могут быть решены путем макроэкономических, межотраслевых,

структурных внутриотраслевых преобразований.

Кризисная ситуация в экономике России, ее регионов, в том числе

Дальневосточного, характеризующаяся большим количеством неэффективных (не

создающих добавленную стоимость, функционирующих за счет своих кредиторов и

бюджетов) производств, может быть преодолена путем реструктуризации

неэффективного бизнеса. Наилучшим механизмом осуществления таких серьезных

изменений является система стратегического управления. Только системные

действия, опирающиеся на стратегический план развития, на четкое понимание

того, какие конкурентные преимущества получит в результате реструктуризации

предприятие, могут привести к оздоровлению его экономической структуры.

Процесс реструктурирования угледобывающих предприятий должен быть

нацелен на решение не отдельных простых хозяйственных задач, а на решение

сложных, комплексных проблем, осуществление укрупненных операций при

одновременной модернизации и производства, и управления. Цель

реструктуризации - в том, чтобы устранить, в частности, те административно-

бюрократические операции и звенья, ликвидация которых не отразится

негативно на уровне управления.

Важно, чтобы процесс реструктуризации был направлен не только на

повышение продуктивности работы каждого подразделения, но и на то, чтобы

вся система была нацелена на получение максимального эффекта

мультипликации, который невозможно получить каждому подразделению в

отдельности, но реально добиться, достичь за счет совместных усилий,

организованных оптимальным образом.

НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Нефтедобыча-отрасль нефтяной промышленности, осуществляющая

извлечение нефти и сопровождающего ее газа из недр с помощью буровых

скважин или, в отдельных случаях, шахт и других горных выработок. Задачами

нефтедобычи являются: рациональная разработка нефтяных залежей наиболее

современными способами, обеспечивающими максимальное количество подземных

запасов нефти в заданные сроки, с минимальными затратами энергии и труда,

организация сбора и предварительной обработки (очистки) добытой продукции с

наименьшими потерями нефти и газа.

Почти вся добывающаяся нефть в мире извлекается из нефтяных

скважин, проходимых бурением с земляной поверхности или со дна морских

водоемов. Лишь весьма незначительная часть нефти добывается через мелкие

скважины, закладываемые в подземных горных выработках.

Объектами разработки при нефтедобыче являются нефтяные залежи или

месторождения. Нефтяными залежами называются подземные скопления нефти

вместе с газом в плотных или массивах пористых горных пород, называемых

применительно к нефтедобычи коллекторами нефти.

Нефтяные месторождения'- это одна или несколько залежей, связанных

общностью условий возникновения в некотором участке земной коры.

Большинство нефтяных залежей состоит из многих насыщенных нефтью пластов,

разделенных непродуктивными пластами пустой породы. Суммарная мощность

(толщина) насыщенных нефтью пластов достигает в отдельных районах сотни

метров.

В большинстве нефтяные залежи снизу (по падению пластов)

ограничиваются насыщенными породой породами, простирающимися иногда на

сотни километров. По мере извлечения нефти в залежи проникает вода.

Иногда нефть не только растворена, но залегает отдельно, занимая часть

нефтяного пласта называемого в этом случае газовой шапкой. При эксплуатации

нефтяного пласта в результате снижения давления и выделения газа из

раствора в нефти, объем газовой шапки увеличивается.

Вода, нефть и газ распределяются в залежи в соответствии с их

плотностью, вода - в нижних, нефть - в промежуточных и газ в наиболее

высоких зонах пласта. Однако, как в нефти, так и в газовой зонах пласта,

сохраняется некоторое количество воды, колеблющееся от нескольких процентов

до 50-60%. Это - так называемая связанная вода, удерживаемая в породе

силами молекулярного притяжения и в движении нефти, обусловленном

эксплуатацией залежи, не участвующая, между водяной и нефтяной частями

пласта располагается переходная зона толщиной в несколько метров, в которой

водонасыщенность постепенно снижается от 100% до минимума, соответствующего

содержанию в нефтяной части пласта связанной воды.

Нефтяной пласт может иметь промышленное значение лишь в том случае,

если горная порода, из которой он сложен, отличается пористостью и

проницаемостью для продвижения нефти к скважине. Пористостью горной породы

называется отношение объема пор в образце к общему его объему. Различают

пористость общую и эффективную.

Эффективная пористость включает объем только взаимно связанных пор, по

которым может проходить движение нефти; общая (абсолютная) пористость

включает объем также изолированных пор. Эффективная пористость

нефтенасыщенных горных пород находится в пределах от нескольких процентов

до 30-35%; средне эффективная пористость песчаников (наиболее промышленно

важного коллектора нефти) обычно 18-22%.

При оценке продуктивности нефтяной жилы необходимо учитывать не

только проницаемость горной породы, но и степень трещенновидности пластов.

Известны случаи, когда скважины, заложенные в плотных породах,

отличаются высокой производительностью, что объясняется наличием в пластах

(или массах) сильно развитой системы трещин. Свойства нефти в пласте

значительно отличаются от ее свойств после извлечения на поверхность

вследствие того, что в нефти, находящейся в пласте, растворено большое

количество газа. При повышении давления, под которым находится нефть,

количество растворенного в ней газа увеличивается. Однако вследствие

многокомпонентного состава нефтяных газов эта зависимость растворимости от

давления не имеет строго линейного характера. Коэффициент растворимости

(т.е. увеличение количества растворимого газа) при повышении давления на 1

тонну находится обычно в пределах от 0,5 до 1 м3 газа на 1 м3 нефти.

Газонасыщенность (содержание растворимого газа) нефти, находится в

пределах от нескольких до 150-170 м/т, что очень важно для оценки нефти в

пласте и условий ее притока к забоям скважин.

Чем выше газонасыщенность, тем легче движется нефть, тем больше

производительность скважин. В некоторых нефтяных скважинах нефть не

полностью насыщенна газом и выделение его из раствора проходит лишь после

снижение давления до некоторой величины, называемой давлением насыщения.

Увеличение добычи нефти.

В связи с развитием в СССР автомобилестроения, тракторостроения и

самолетостроения, а также с возобновившимся экспортом нефтепродуктов,

увеличилась глубинная переработка нефти (крекинг) с целью большего

получения светлых продуктов (бензина, керосина). В 1927 году в Баку

вырабатывалось бензина в 15 раз, в Грозном - в 3,8 раза больше, чем в 1913

году; началось производство газового бензина (улавливаемого из нефтяного

газа).

В 1923-1924 годах машиностроительные заводы СССР начали производить буровое

оборудование, ранее поставлявшееся главным образом из-за границы. Были

расширены и реконструированы специализированные заводы нефтяного

оборудования.

Нефтяная промышленность в 2,5 раза перевыполнила первый пятилетний

план 1928-1932 года.

По решению ЦК ВКП в октябре 1931 года была осуществлена организационная

перестройка работы всей нефтяной промышленности.

За годы первых двух пятилеток была осуществлена коренная реконструкция

нефтяной промышленности. Усовершенствование техники бурения было направлено

прежде всего по линии увеличения мощности оборудования: маломощные

бурильные станки и буровые насосы были заменены более мощными, открытые

роторы - закрытыми с большим числом оборотов, одномоторные редукторы -

двухмоторными. Улучшились конструкции долот, разработаны новые твердые

сплавы для армирования долот. Был механизирован процесс приготовления

цементного раствора, внедрены способы его специальной обработки.

Новаторы-стахановцы нефтяной промышленности сломали старые нормы,

достигнув в 1935-1936 годах скоростей бурения до 2400 метров на

станкомесяц. Средняя по СССР скорость экспериментального бурения возросла с

235 метров на станкомесяц в 193 5 году до 615 метров - в 193 7 году.

Проходка на одного человека в год в Баку составила в 1920-1921 годах 9,7

метров, в 1932 году - 50,6 метров, в 1937 году- 135,1 метра, коммерческая

скорость бурения в 1937 году возросла по сравнению с 1913 годом 17,5 раза.

Был разработан и усовершенствован турбинный способ бурения, позволивший

позднее освоить (наклонно-направленным бурением) многие месторождения в

море, на болотах и т.д. Применение автомата-бурильника и пульта

автоматического управления бурильным станком положило начало развитию

принципов и конструкций пневматического и автоматического управления

процессами бурения и операциями по спуску-подъему инструментов.

Неуклонно росла годовая добыча на одного работника: в 1920-1921 годах

она составляла (в тоннах) - 283; в 1932 - 922; в 1937 - свыше 1500 (Баку).

В результате пуска в эксплуатацию трубчатых установок первичной перегонки

крекинг-установок увеличилось производство светлых нефтепродуктов: 3,6% - в

1927-1928 годах, 22,3% -1932, 35,6% - в 1937 году, и снизился выход

котельного топлива (соответственно 66,3; 50,3; 17,2).

В короткий срок были созданы советские системы термического крекинга,

более совершенные по сравнению с зарубежными. В 1937 году крекинг-процесс

дал 58 %, а в 1940 году - 67% всего бензина, вырабатывавшегося в СССР. Во

второй пятилетке были внедрены отечественные системы атмосферных и

вакуумных установок для прямой перегонки нефти и мазута.

Построены новые мощные нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем

Востоке, в Башкирской АССР, на Волге, в Украинской ССР и Черноморском

побережье Кавказа, в Москве и других. Освоены новые технологические

процессы производства бензина, высококачественных авиационных масел и

автолов, парафина, кокса, сажи, асфальта и много другого.

Придавая огромное значение развитию добычи нефти в восточных районах,

XVIII съезд ВКП (1939 год) поставил задачу создать в районе между Волгой и

Уралом новую мощную нефтяную базу. Были широко организованы

геологоразведочные работы, в результате которых за годы довоенных пятилеток

открыты крупнейшие месторождения нефти в Башкирской АССР, Куйбышевской,

Чкаловской и Молотовской областях, явившиеся основой создания новой

нефтяной базы СССР, второго Баку

ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Газовая промышленность - отрасль, охватывающая все виды добычи

естественного и производства искусственного газа, хранения, передачи и

распределения его ресурсов для использования в качестве источника энергии и

химического сырья. Газ применялся еще в древние времена. Так, в древнем

Китае природный газ транспортировался по бамбуковым трубам и использовался

для освещения.

Но только в конце XVIII и начале XIX веков начинается первое

практическое применение газа для освещения городов. Для этих целей

применялся осветительный газ из угля или нефти. Газовое освещение, быстро

распространившееся во многих крупных городах мира, было в конце

девятнадцатого века вытеснено электрическим освещением. Появление

газогенераторов в конце 30-х годов девятнадцатого века положило начало

истории применения генераторного газа в промышленности. В годы первой

мировой войны в металлургии широко применялся коксовый газ в смеси с

доменным, вытесняя генераторный газ, как более дорогой. Кроме того, в

промышленности использовался и природный газ, который передавался по

трубопроводам на расстояния.

Царская Россия не имела газовой промышленности, как самостоятельной

отрасли, хотя первые газовые заводы появились в Петербурге с 1835 года, в

Москве - с 1865 года, производство газа было ничтожно. Петербургские

газовые заводы работали на привозном английском угле. Производство газа в

Сурахинском районе (Баку) составляло в 1914 году всего 26,7 млн.

кубометров. Газогенераторные установки были немногочисленны, маломощны и

работали на высокосортных донецких и импортных углях. Потребление газа в

быту было совершенно незначительно. В крупнейших городах страны -

Петербурге, Москве, Риге, Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону на одного

жителя приходилось лишь 13,3 кубометра газа.

Только в послереволюционный период в условиях планового хозяйства была

создана отечественная газовая промышленность. СССР располагал крупнейшими

месторождениями газа. Перед Великой Отечественной войной было известно

около 200 крупнейших газовых месторождений с предположительными запасами в

сотни миллиардов кубических метров газа.

Исключительно быстрые темпы развития металлургии обеспечили большой

рост ресурсов доменного и коксового газов. Рост добычи нефти и ее

переработки создали новые ресурсы высокоценных газов. Вместе с тем,

развитие металлургии, стекольной, керамической и других отраслей

промышленности вызвали строительство большого числа газогенераторных

станций. В годы пятилеток были построены мощные газогенераторные станции;

развилось отечественное газогенераторостроение; значительно распространился

ассортимент газифицируемого топлива. С 1933 года в СССР создана впервые в

мире новая отрасль газовой промышленности - подземная газификация угля,

которой придавалось огромное значение.

В годы Великой Отечественной войны добыча природных газов

получила мощное. развитие. В 1942 году по решению Государственного

Комитета обороны были развернуты геологоразведочные работы в Саратовской

области. В конце1942 года после получения первого газового фонтана на

вновь открытом Елшанском месторождении был построен газопровод

Елшанка Саратов и переведена на газ большая группа пред- приятий. За время

с октября 1942 года по январь 1948 года газ заменил в Саратове 2,8

млн. тонн условного топлива. Большие работы были развернуты по

газоснабжению Куйбышевского промышленного узла - построен газопровод

Бугуруслан-Куйбышев протяженностью в 160 километров. В сентябре 1943 года

газ был подан в город Куйбышев. Дальнейшее развитие получила газовая

промышленность в четвертой (первой послевоенной) пятилетке - 1946-1950

годы. По отношению к 1913 году рост добычи газа в 1947 году составил

1450%. Динамика добычи газа до начала перестройки в СССР происходила

высокими темпами. Было добыто газа в миллиардах кубометров: в 1940 году-

3,2; 1960 году-45,3; 1970 году- 198; 1980году435; 1985 году - 643. В период

проведения реформ произошло резкое снижение добычи газа. В 2001 году этот

показатель составил 337 млрд. м3.

С развитием газовой промышленности тесно связано газоснабжение

городов, как один из элементов их энергетического комплекса

(электрификация, теплофикация, газификация). Поэтому исключительно большое

значение для создания мощной газовой промышленности имеет строительство

сети газопроводов. Был построен газопровод Саратов - Москва длиной 843

километра (включая сети на промыслах). Газовая магистраль пересекла

территорию пяти областей - Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и

Московской. Выполнено 7,5 кубометров земляных работ, уложено 50 тыс. тонн

стальных труб, сварено 100 тысяч стыков, пересечено 80 рек, использовано

леса 150 тысяч кубометров. Таковы масштабы этого строительства.

Передача природного газа по трубопроводам значительно экономичнее

железнодорожной перевозки топлива.

Сооружение газопровода Саратов-Москва явилось большим вкладом в дело

улучшения быта трудящихся. В первой послевоенной пятилетке (1946-1950 годы)

построены еще два дальних газопровода: Кохтла - Ярве - Ленинград и Дашен -

Киев. Через месяц после окончания Великой Отечественной войны (1945 год)

Правительство СССР приняло специальное постановление «О восстановлении

сланцевой промышленности Эстонской ССР и Липецкой области и об обеспечении

газом города Ленинграда». Это постановление имело целью обеспечить

Ленинград газом из сланцев и сокращения завоза дров, а также снабжение

промышленности жидким топливом из сланцев. Для этого был создан мощный

прибалтийский сланцевый бассейн.

Первый магистральный газопровод искусственного газа Кохтла - Ярве -

Ленинград длиною 203 километра связал этот бассейн с Ленинградом.

Газопровод пересек восемь железных дорог, 31 шоссейную дорогу, 47 рек и 18

крупных болот.

На Дальнем Востоке газовая промышленность развит слабо. Накануне

перестройки (1985 год) объем добычи газа здесь составил 1,8 млрд.

кубометров, в 1991 году -3,4 млрд.

кубометров. После 1991 года добыча стала сокращаться, в 1995 году она

составила 3 млрд. кубометров. Более половины промышленной добычи

приходится на Сахалинскую область.

Правительство России подготовило долговременный проект газификации

юга Дальнего Востока - Амурской и Сахалинской областей, Приморского и

Хабаровского краев.

Разработка нефтегазового шельфа расположена возле северо-восточной

оконечности Сахалина. Возникает вопрос: реальна ли эта программа, особенно

для Приморского края? Существует несколько вариантов решения этой проблемы.

Один из них строительство ТЭЦ в свободной экономической зоне «Находка». Газ

для нее предполагается доставлять танкерами Приморского морского

пароходства, вначале из Арабских Эмиратов, а затем - с Сахалина. Но не

ясно, кто возьмется финансировать этот проект. По мнению специалистов,

предлагаемый вариант транспортировки сжиженного газа будет в два раза

дороже, чем подача природного газа по трубам с Сахалина. Мало того, в

Приморском крае еще нет терминалов, установок регазификации и разводящей

сети газопроводов среднего и низкого давления от терминалов к потребителям.

Кроме того, и на Сахалине надо построить терминалы и завод по

переработке газа. Для транспортировки газа металловедами требуется

охлаждать его до минус 162 градусов.

Администрация Приморского края больше склоняется к варианту подачи газа в

край к 2004 году. Он должен поступать по предлагаемому газопроводу: Дачи -

Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Лучегорск - Владивосток - Находка -

Партизанск. Однако его строительство ближайшее время за счет федерального

бюджета или за счет российских инвесторов проблематично. Следует отметить,

что российская доля газа от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» недостаточна

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.