рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации

рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12% от общего числа

иммигрантов за этот период. С 1990 по 2002 год Израиль принял более 870

тысяч уроженцев бывших союзных

республик. Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи

зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.

Распределение мигрантов по республикам бывшего Союза как предыдущему

месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 года. За период

с 1990 по 2000 год большая часть иммигрантов прибыла из Украины (более 225

тысяч), Российской Федерации (более 220 тысяч), Узбекистана (около 70

тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи).

Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом

идентичны, поскольку главный критерий их определения - выезд из страны и

въезд в страну с целью постоянного проживания - совпадает. В общем, за 1990-

2000 годы между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими

данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным, в

Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек, по израильским - из России

прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные годы наблюдаются

достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД

СССР, разрешение на выезд в Израиль

получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской статистике, в страну

прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской Федерации (с учетом

потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение

на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправилась не в

Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между

статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблюдалось

устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3). В 1995-

1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью

осторожности можно предположить, что вероятный поток иммигрантов из России

в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских

статистических справочниках.

2.2.10. Российская иммиграция в Канаде

В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают

играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет

давние традиции учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В

современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные

миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов

составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные правила 1978.

Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства

и иммиграции.

Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди,

которые переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это

определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России.

Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской

статистике разрабатывается информация и по другим видам международных

перемещений. Так, к долговременным визитерам (long-term visitors) относятся

те люди, которые прибыли в Канаду на срок более чем один год.

Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term visitors)

попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное место в

статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят

тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или

учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа.

На 1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271

тысячу человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч -

иностранные студенты.

В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь

существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и

даже США. В 1992 году доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3%

из 250-тысячного иммиграционного потока в страну.

Около 40% иммигрантов прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и

Индии. Однако к 1998 году доля выходцев из СССР

увеличилась и составила уже 6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое

место среди других государств по числу иммигрантов,

обогнав давнего миграционного партера Канады - Великобританию.

Оценить объем иммигрантов из России за период с 1992 по 2003 год можно

только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по

бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания, составляла в

1992 и 1993 годах соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из

СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом

этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из

России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно

российским данным, в Канаду за тот же временной период отправилось 6,3

тысячи человек.

Таким образом, различия между канадскими и российскими данными весьма

существенны, за отдельные годы. В среднем во второй половине 1990-х годов

канадские оценки превышали российские в 2,6-3 раза.[34]

2.2.11. Пик эмиграции в США

Для многих людей во всем мире понятия "богатство" и "иммиграция"

ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года - года начала

непрерывной регистрации иммигрантов - по 1998 год в США въехало 64,6

миллиона человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и

натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением

Министерства юстиции.

Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным

визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США

относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на

постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в

других странах мира. Однако с 1989 года его можно получить и в США, сменив

статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории

США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также

включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах

1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года, также могут

получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в 1992-1998 годах

числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в

самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение было

резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали

свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и

сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года.

В формировании населения США иммигранты - выходцы из Российской

империи - играли заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в

США из России прибыло 3 миллиона человек. После периода длительного

затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из

бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годах. Иммиграция в США

заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того,

в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные

республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с

1990 по 2002 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР,

что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за

этот период.

В американских статистических изданиях, содержащих информацию по

иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта

является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения.

Сравнивая эти данные для СССР за 1991-2002 годы, можно увидеть, что число

иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10% больше числа

иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов -

уроженцев бывшего СССР - прибыла в США из других стран. Российская

Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения

иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус иммигранта 98,7

тысячи человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с

учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР - порядка

110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 год (табл. 2).

Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации,

кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек прибыли

в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.

Сравнивать российские и американские данные - достаточно сложная

задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта

определяется чаще местом его рождения, а не страной его последнего места

жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики

российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где

происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства.

Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов,

родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше числа

иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США

оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который

начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получила

статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта

(non-immigrant), причем большая часть из них прожила в США один-три года

или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством

объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу

российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля вновь

прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России,

получивших статус иммигранта, в 2000 году - 55%. В-четвертых, в отличие от

американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика

практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на

выезд в США.

Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между

календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть

мигрантов получает статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года.

Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой

динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками

Число иммигрантов в США за 1996-2002 годы в 1,2-1,35 больше числа

эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить

вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же

оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские

данные за 1993-1998 годы. Вместе с тем, учитывая богатство американской

статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.[37]

2.2.12. Иммиграция из России в Финляндию

Финляндия относится к разряду государств, в которых налажен идеальный,

с современной точки зрения, учет населения. В стране функционирует

регулярно обновляемый централизованный регистр населения, который может

предоставить разнообразную и надежную информацию по миграционным

перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии соответствует

определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане Финляндии и

иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов

попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за

рубежом более 1 года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более 1

года.

Миграционный обмен с бывшими союзными республиками, особенно с

Российской Федерацией и Эстонией, играет заметную роль в функционировании

миграционной системы Финляндии. В 1992 году из бывшего СССР прибыло более

50% от общей численности иммигрантов в Финляндию. К концу 1990-х годов эта

доля снизилась до 30% главным образом за счет уменьшения иммиграционного

притока из Эстонии. Более 20% всех иммигрантов приходится на Российскую

Федерацию, и эта доля является достаточно устойчивой.

Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 2000год сроком более

чем на 1 год, прибыло порядка 15 тысяч, а выбыло в Россию - около 1200

человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые

предоставляет Госкомстат по иммиграции в Россию из Финляндии. Финские

оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от

российских, согласно которым в

Финляндию с 1992 по 2002 год выбыло 4457 человек. Таким образом, за 7

лет миграционной прирост населения Финляндии за счет России составил около

13800 человек.

Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране

последнего места жительства, а по их гражданству, то Финляндию прибыло

около 16 тысяч российских граждан. Это значит, что часть российских граждан

прибыла в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале

1990 года в Финляндии было зарегистрировано чуть более 4 тысяч граждан

бывшего СССР, то в конце 2002 года численность только российских граждан

равнялась 20,5 тысяч.[24]

В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками

иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение

иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на

постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России

общее число эмигрантов в Финляндию (с поправкой на недоучет) примерно в 3

раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока.

2.2.13 В поисках разумной стратегии

Реальные масштабы и перспективы современной эмиграции определяет не

только внутренняя ситуация в СНГ, но и положение в тех странах и регионах,

куда направляются потенциальные эмигранты.

С начала 70-х годов европейские страны проводят все более

ограничительную иммиграционную политику, а в ряде случаев даже поощряют

возврат иммигрантов на родину, что не имеет, правда, успеха. Эти меры

вызваны разными причинами, среди которых

называют энергетический кризис и общий экономический спад,

переструктурирование экономики, приток в состав рабочей силы более

многочисленных когорт, родившихся в 50-е и 60-е годы, разрастание

иностранцев, усиление межэтнической напряженности и подъем

расистских настроений. В последние два десятилетия рост числа иностранцев в

Западной Европе идет в основном не за счет

целенаправленного привлечения рабочей силы из-за рубежа, как это было после

войны, а в результате семейной миграции, отчасти

нелегальной трудовой миграции, притока беженцев, а также относительно более

высокой рождаемости иммигрантов.

Если оставить в стороне особые случаи этнической эмиграции (евреи в

Израиль, немцы в Германию), то в мировых миграционных

потоках иммиграция из бывшего СССР занимает сейчас и может будущем лишь

очень ограниченное место. Во всяком случае, Европе под влиянием событий в

Восточной Европе и Советском Союзе антииммиграционные настроения

усиливаются, хотя однозначное отношение к возможной массовой иммиграции из

этих регионов пока не выработано.

Заметная сдержанность по отношению к потенциальной иммиграции из

бывшего СССР наблюдается и в США. Многомиллионная

эмиграция из бывшего СССР действительно маловероятна существуют достаточно

серьезные лимитирующие факторы. Вместе с тем новые политические и

экономические реальности могут действовать и в противоположном направлении.

Сейчас не вполне ясно, например, как повлияют на миграционные процессы

независимость республик, их превращение в суверенные государства. По

крайней мере для некоторых из них эйфория независимости, подъем

национальных чувств могут послужить противовесом действию выталкивающих

экономических факторов. Прибалтийские государства, имеющие значительную

зарубежную диаспору, возможно, даже будут стремиться к возвращению части

соотечественников на родину. Однако в крупных республиках в России,

вероятно, и на Украине новая государственно-политическая ситуация едва ли

сможет уменьшить эмиграционные потоки.

Какой представляется общая стратегическая линия как стран въезда, так

и стран выезда в подобных, пока довольно неопределенных условиях?

У нас давняя идеологическая традиция неблагожелательного отношения к

эмиграции. Хотя сейчас в общественных настроениях происходит перелом и

выезд за рубеж начинает восприниматься более спокойно, определенная

настороженность общественного мнения сохраняется. В то же время плохо

осознаются и привлекают мало внимания проблемы, с которыми столкнутся не

государства (Россия и другие), а сами эмигранты, если их выезд примет

сколько-нибудь массовые масштабы. Такой выезд предполагает, помимо

определенной степени психологической готовности (а она не особенно высока,

соответствующих традиций не было), также и довольно развитую и сложную

инфраструктуру. Уже сейчас он наталкивается на большие трудности чисто

технического характера: железнодорожный и авиационный транспорт, визовые,

пограничные и таможенные службы не справляются с растущими потоками

выезжающих за рубеж.

Но существует еще социальная инфраструктура. Нужны более или менее

сложившаяся сеть эмиграционных связей, система капилляров, облегчающих

движение из привычной в непривычную социальную среду. Такая система

складывается постепенно, по мере самоорганизации иммигрантов, создания

землячеств, иммигрантских общин и т. д. Пока это есть только у «третьей

эмиграции». Для «четвертой» же, по крайней мере в ближайшие годы, будет

характерно возникновение сил самоторможения. Проявления этих сил могут

оказаться весьма болезненными, драматичными для многих, что неизбежно

ограничит эмиграционные потоки.

Предвидение подобных трудностей уже сейчас заставляет общество

(российское, украинское и т.п.) приступить к выработке новой стратегии в

отношении эмиграции. Все лучше осознается, что надо не препятствовать ей с

помощью всякого рода запретительных мер, а искать способы превращения

неорганизованной, «дикой» эмиграции на свой страх и риск, к которой сейчас

склонны многие бывшие советские граждане, не рассчитывающие на помощь

государства в столь неблаговидном (с точки зрения идеологии недавнего

прошлого) деле, в организованную, цивилизованную. Новая стратегия в странах

выезда должна бы способствовать постепенному превращению «кризисной»

эмиграции рабочей силы, которой сейчас все так опасаются, в «нормальную»,

по возможности временную, устранению всех помех для выезда и въезда,

формированию устойчивых потоков прямой и возвратной миграции. Один из

элементов такой стратегии — межправительственные соглашения между странами

эмиграции и иммиграции (здесь, однако, важна встречная стратегия последних,

которая пока также не выработана).

Важно видеть и подводные камни, с которыми может столкнуться массовая

эмиграция, политические последствия, в том числемеждународные, которые она

может породить. Уже сейчас в Европе ощущается беспокойство не только

официальных властей, но и представителей иммигрантов из стран Африки и

Азии, которые опасаются дискриминации в конкуренции с более подготовленными

и более близкими покультуре западным европейцам русскими и другими

«европейцами» избывшего СССР. Наши эмигранты могут столкнуться с враждебным

отношением и оказаться в еще более сложном положении, чем у себя дома. В

случае серьезных эксцессов на этой почве может возникнуть определенная

межгосударственная напряженность между странами эмиграции, защищающими

права своих граждан за границей, и странамииммиграции, не обеспечивающими в

полной мере соблюдение этих прав.

Не закроешь глаза и на другие аспекты новой эмиграции. Достаточно

напомнить реакцию арабских соседей Израиля на массовый приток в эту страну

наших эмигрантов и их расселение на территориях, которые арабы не считают

израильскими. Другой пример —обеспокоенность западных стран по поводу

возможной эмиграции в такие страны, как Ирак или Ливия, советских

специалистов, владеющих атомными или другими военно-промышленными

секретами.

Все это говорит не только о сложности проблем, порождаемых возможной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.