| |||||
МЕНЮ
| Сириянебольшими. Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата, примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в мухафазе Латакия. С начала 80-х годов прослеживается последовательное нарастание урожаев, которые не опускаются ниже отметки 400 тыс. тонн. Вторая по величине засеваемых угодий культура – кунжут, возделываемый главным образом в долине Евфрата, между Раккой и Абу-Кемалем и отчасти в мухафазах Хомс, Хама, Латакия. Сирия известна как крупный производитель всемирно известных сортов табака, а табаководство – важная отрасль сельского хозяйства. Под посевами табака занято примерно 14 тыс. га, а производство его составляет в среднем 20 тыс. тонн и сконцентрировано в основном в мухафазе Латакия. Табаки «латакийской» группы особенно ценятся на европейских рынках, а разновидность местного табака – тумбак – используется курильщиками наргиле во многих странах Востока. Свекловодство также представляет собою перспективную отрасль сельского хозяйства. В стране остро стоит проблема увеличения производства сахара, в связи с чем расширение посевов и повышение урожайности – актуальная задача. В середине 70-х годов возобладало требование увеличивать посевы свеклы за счет сокращения площадей под другими культурами, в частности хлопком. Ныне свекла выращивается в западной части страны – Хомсе, Эль-Габе, Телль-Сальхабе, а также на востоке, в долине Евфрата, на площадях в 30 – 33 тыс. га. На сопоставимых по размерам угодьях возделывается и сахарный тростник. Выращиваются и другие технические культуры, в частности подсолнечник, арахис, индийское сорго, используемое для вязания циновок и веников, тмин, анис, некоторые другие на незначительных площадях. Сирия – крупный производитель овощных и бахчевых культур, из них перечень только основных насчитывает до 25 видов. Выращиваемые формы различаются по срокам созревания, в связи с чем поступают на рынок равномерно в течение значительной части года. Занятая под ними площадь стабильна и составляет в среднем за ряд лет 260 тыс. га. По размерам отведенного клина (около 70%) резко выделяются арбузы, томаты, картофель, дыни, огурцы, капуста, бамья. Урожай их реализуется в основном на внутреннем рынке. Сирия еще и традиционный центр садоводства, в котором культивируется 20 видов плодовых культур на площади, превышающей 600 тыс. га. Наиболее древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья, расположены в предгорьях, частично на горных склонах. Сирия – один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс- Сувейда, Хомс. Наиболее популярны местные сорта с крупными светлыми ягодами, отличающиеся высокими вкусовыми качествами. В стране насчитывается более 50 млн. лоз. Из других садовых культур в наибольшей степени распространены фисташки, яблоки, миндаль, финики, вишня. Растущее внимание уделяется абрикосу – перспективной экспортной культуре, продукты переработки которой – урюк, курага – обладают лечебными свойствами. Из цитрусовых, под которые отводится до 20 тыс. га, выделяются апельсины. Животноводство – вторая по значению отрасль сельского хозяйства Сирии, развивающаяся, однако, преимущественно на экстенсивной основе. Молочное стадо страны насчитывает около 500 тыс. голов, из которых 60% - дойные коровы. В целом поголовье крупного скота, включая верблюдов, колеблется в пределах 700 – 800 тыс. голов. Мелкий рогатый скот представлен в основном козами, численность которых составляет 1 – 1 .2 млн., и овцами, поголовье которых крайне нестабильно и в разные годы варьируется в пределах от 10 до 12 млн. голов. Имеются и другие виды скота, используемого для перевозки грузов или в качестве тягла, в частности лошади и мулы, стадо которых сокращается и ныне составляет соответственно 30 и 20 тыс. голов, а также ослы, поголовье которых поддерживается на уровне 190 – 200 тысяч. Птицеводство как высокодоходная отрасль получила толчок к развитию в 70-е годы, когда стали интенсивно складываться птицеводческие хозяйства капиталистического типа, относящиеся в своей массе к категории пригородных хозяйств. Общая численность поголовья ныне достигает 19 млн. В малых количествах разводятся гуси, утки, в относительно больших – индейки и голуби. Сохраняется и база для развития пчеловодства в виде 120 – 150 тыс. ульев, отдельные хозяйства также не отказываются от традиционного для Сирии и в прежние времена занятия, связанного с разведением тутового шелкопряда. Рыболовство занимает по-прежнему скромное место в структуре сельскохозяйственного производства, хотя в течение последних лет наблюдается рост улова, превышающий ныне 11 тыс. тонн в год. При этом морское рыболовство сдает позиции речному, которое обеспечивает более 75% совокупной продукции рыболовецких хозяйств. 9. Транспорт Транспорт в Сирии развит слабо. Важнейшую роль в перевозке грузов и пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. Перемещение пассажиро- и грузопотоков осуществляется ныне по единой сети автодорог, которая продолжает совершенствоваться. Исторически сложившаяся система автодорог в основном концентрировалась в западной части страны вдоль средиземноморского побережья и по оси север-юг, что отвечало экономическим потребностям и определялось уровнем хозяйственного развития расположенных здесь территорий. Главные транспортные артерии страны протянулись от турецкой границы до иорданской по линии Баб–эль-Хауа – Хама – Хомс – Дамаск – Деръа (470 км), от турецкой границы до ливанской - Кассаб – Латакия – Банияс – Тартус (170 км) и далее на Триполи, Бейрут, Сайду, от ливанской границы до иракской – Дамаск – Абу-Шамат (300 км) до Багдада. В 70 – 80-е годы значительно увеличилась протяженность дорог с усовершенствованным покрытием. Ныне длина асфальтобетонных шоссе достигает почти 40 тыс. км. Развитие дорожной сети сопровождалось наращиванием автомобильного парка. Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось до 490 тыс. транспортных единиц всех видов. По сравнению с 1980 годом к концу десятилетия заметно возросло число пикапов, микроавтобусов, грузовых машин. В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин западноевропейских марок. Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает второе место после автомобильного, хотя в Сирии он появился значительно раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885 году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог, отвечавших международному стандарту. В настоящее время ведется сооружение линии Тартус – Латакия, намечается прокладка железных дорог Дамаск – Деръа и Дейр-эз-Зор – Абу- Кемаль. Общая протяженность железных дорог страны составляет ныне около 3 тыс. км. Авиационный транспорт начал развиваться развиваться в Сирии со второй половины 60-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно небольшие потребности в перевозке людей и груза по воздуху – фактор, существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб, Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки. При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны. Гражданская авиация, изначально создававшаяся усилиями государства, находится в ведении государственной организации «Эль-хутут эль-джавийя эс- сурийя» - «Сириэнэар». В середине 90-х годов национальный самолетный парк насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами. К началу 80-х годов полностью вступил в строй международный аэропорт Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники и способный принимать самые современные авиалайнеры, в том числе аэробусы, и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год. Водный транспорт не получил распространения в Сирии. Несмотря на наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном, на коротких маршрутах. Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю, находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками на морском участке от Турции до Ливана. Основной объем торговых экспортно-импортных операций осуществляется через Латакию и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс, используемый как нефтеналивной терминал. Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который устранен путем увеличения диаметров последующих. В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и пропускной способностью 8 млн. т в год. 10. Внешнеэкономические связи Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии. Слабое развитие промышленности обусловливает крайнюю зависимость страны от импорта промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании, средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной продукции. С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции. Общие итоги торговли, млн. сир. ф., текущие цены |Год |Экспорт |Импорт |Оборот |Сальдо |% покрытия | | | | | | |импорта | | | | | | |экспортом | |1970 |775 |1365 |2140 |-590 |56,8 | |1975 |3440 |6236 |9676 |-2796 |55,2 | |1980 |8273 |16188 |24461 |-7915 |51,1 | |1985 |6427 |15570 |21997 |-9143 |41,3 | |1990 |47282 |26936 |74218 |+20346 |175,5 | |1995 |44562 |52856 |97418 |-8294 |84,3 | Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье и топливо, на которые в 70-е – 90-е годы приходилось в среднем свыше 75% общей стоимости экспорта. Все более заметную роль в экспорте Сирии играет вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки, электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др. Но в товарной структуре промышленного экспорта основное место занимали хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные товары, продукция пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в технологическом отношении товары. Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии, и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций. Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции, научные приборы и инструменты. Развитые капиталистические государства в 70 – 90-е годы занимали ведущее место во внешней торговли Сирии. На них приходилось свыше 50% всей стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть, некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок) и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду, продукцию кустарных промыслов, парфюмерию). Сирийский импорт из этой группы государств широк и разнообразен – от различных машин и оборудования до бытовых электроприборов и зажигалок. Крупнейшими торговыми партнерами Сирии из их числа выступают государства Европейского сообщества (ЕС), прежде всего Италия, Германия, Франция – 35–40% общей торговли Сирии. На США приходится 4–5% общей стоимости сирийской торговли, на Японию 3 – 4%. Сирия также предпринимает шаги по развитию торговых отношений с другими группами государств, прежде всего со странами Восточной Европы, которые выступают постоянными покупателями не только традиционных товаров сирийского экспорта, но и нефти и нефтепродуктов, товаров производственного и потребительского назначения (искусственных тканей, серной и сернистой кислот, тройного суперфосфата, трансформаторов и др.). Решая задачи по расширению товарооборота и увеличению экспорта, Сирия особое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с развивающимися странами. Основными торговыми партнерами Сирии из числа освободившихся государств традиционно являются арабские страны. Характерная черта внешнеторговой политики Сирии в 70-е – 90-е годы – протекционизм. Страна применяла различные формы внешнеторгового регулирования, но наиболее важными были лицензирование, валютный контроль и нетарифные ограничения. Наряду с торговлей, Сирия использует и другие формы экономических отношений с зарубежными странами. Наибольшее распространение получили кредитно–финансовое сотрудничество, участие иностранных фирм и компаний в освоении природных ресурсов страны, сооружение различных объектов производственного назначения, закупка и внедрение современной технологии, предоставление инжиниринговых услуг, создание смешанных предприятий, обучение сирийских специалистов. При этом Сирия практикует заключение межправительственных соглашений об экономическом, кредитно-финансовом и научно-техническом сотрудничестве на двух- и многосторонней основе. В последнее время активно развивается туризм (прибыль в 1995 году – 150 млн. долларов США) 11. Города. 11.1 Дамаск. Дамаск особенно хорош весной. В белой и розовой пелене цветения утопают сады оазиса. Лёгкий ветерок несет тончайшие ароматы трав и цветов. Арабы говорят, что, когда пророк Мухаммед создавал картины рая, он брал за образец Гуту. В центре этого огромного цветущего сада у подножия горы Касьюн лежит самая древняя столица мира. Город хранит в своих недрах много неразгаданных тайн. В далекие времена его называли «прекрасным и священным светом Востока». Он сыграл исключительную роль в формировании многих цивилизаций. «Дамаск глядел на обломки сотни империй… старый Дамаск должен по праву называться вечным городом», - писал Марк Твен. В древней истории Ближнего Востока этот город – важная страница. Он упоминается в египетских текстах XVIII династии фараонов, на ассирийских табличках, в библии. Но по-настоящему город вошел в историю в эпоху Соломона. В этот период он становится столицей арамейского государства. От той далекой эпохи остался лишь один материальный памятник – базальтовая плита с барельефом. Ее обнаружили при реставрации мечети Омейядов. Плита стояла в основании стены северной части города. Барельеф изображает сфинкса с козлиной бородкой, сложенными крыльями и двойной короной на голове. Между когтистыми лапами свисает маленький фартук. Судя по характеру исполнения, работа принадлежит финикийским мастерам. На юго-западе городской стены возвышается башня Нур-эд-Дина – типично мусульманское фортификационное сооружение. Блоки нижней части значительно крупнее тех, что лежат выше. Сохранившаяся с 1168 года башня несет следы многочисленных перестроек. На месте двух древнеримских ворот Нур-эд-Дин построил так называемые Малые и Южные ворота. Над последними помещена плита с куфической надписью, извещающей, что атабек взимает плату с купцов, идущих в Ирак и возвращающихся обратно. Ворота и сейчас украшает полукруглая арка. Современный христианский район Дамаска Баб-Тум широко известен своим госпиталем, магазинами, затененными зеленью чистыми улицами. Название его идет от названия ворот, построенных при Айюбидах на месте древнеримских в 1128 году. Монументальные ворота, привлекающие внимание туристов, являются образцом фортификационной мусульманской архитектуры. Они стоят почти в центре современного города, а когда-то несли защитную функцию. Сохранились остатки разрушенной зубчатой стены, примыкавшей к воротам. Северные ворота – Баб-эс-Салами – народ назвал Воротами спасения: врагу особенно трудно было проникнуть в город через них, так как мешала многоводная Барада и многочисленные деревья. К воротам Баб-Шарки примыкает район с узкими уличками, старыми домами из глины и камня с характерно нависающим вторым этажом. Из маленьких мастерских раздается стук молотков. Здесь живут знаменитые дамасские ремеслинники. Слава их изделий давно стала мировой. Шкатулки, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|