рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сирия

небольшими. Наиболее крупные массивы посевов расположены в долине Евфрата,

примерно четверть валового сбора хлопка приходится на зону предгорий между

Халебом и Хомсом, относительно небольшую часть урожая снимают с плантаций в

мухафазе Латакия. С начала 80-х годов прослеживается последовательное

нарастание урожаев, которые не опускаются ниже отметки 400 тыс. тонн.

Вторая по величине засеваемых угодий культура – кунжут, возделываемый

главным образом в долине Евфрата, между Раккой и Абу-Кемалем и отчасти в

мухафазах Хомс, Хама, Латакия.

Сирия известна как крупный производитель всемирно известных сортов

табака, а табаководство – важная отрасль сельского хозяйства. Под посевами

табака занято примерно 14 тыс. га, а производство его составляет в среднем

20 тыс. тонн и сконцентрировано в основном в мухафазе Латакия. Табаки

«латакийской» группы особенно ценятся на европейских рынках, а

разновидность местного табака – тумбак – используется курильщиками наргиле

во многих странах Востока.

Свекловодство также представляет собою перспективную отрасль сельского

хозяйства. В стране остро стоит проблема увеличения производства сахара, в

связи с чем расширение посевов и повышение урожайности – актуальная задача.

В середине 70-х годов возобладало требование увеличивать посевы свеклы за

счет сокращения площадей под другими культурами, в частности хлопком.

Ныне свекла выращивается в западной части страны – Хомсе, Эль-Габе,

Телль-Сальхабе, а также на востоке, в долине Евфрата, на площадях в 30 – 33

тыс. га. На сопоставимых по размерам угодьях возделывается и сахарный

тростник.

Выращиваются и другие технические культуры, в частности подсолнечник,

арахис, индийское сорго, используемое для вязания циновок и веников, тмин,

анис, некоторые другие на незначительных площадях.

Сирия – крупный производитель овощных и бахчевых культур, из них

перечень только основных насчитывает до 25 видов. Выращиваемые формы

различаются по срокам созревания, в связи с чем поступают на рынок

равномерно в течение значительной части года. Занятая под ними площадь

стабильна и составляет в среднем за ряд лет 260 тыс. га. По размерам

отведенного клина (около 70%) резко выделяются арбузы, томаты, картофель,

дыни, огурцы, капуста, бамья. Урожай их реализуется в основном на

внутреннем рынке.

Сирия еще и традиционный центр садоводства, в котором культивируется

20 видов плодовых культур на площади, превышающей 600 тыс. га. Наиболее

древней и распространенной является культура олив, необычайно разнообразных

по качеству и внешнему виду, посадки которой систематически растут и ныне

достигают 400 тыс. га. Районы ее производства протянулись вдоль побережья,

расположены в предгорьях, частично на горных склонах.

Сирия – один из крупнейших очагов виноградарства. Основные плантации

этой культуры (67 тыс. га) сосредоточены в мухафазах Халеб, Идлиб, Эс-

Сувейда, Хомс. Наиболее популярны местные сорта с крупными светлыми

ягодами, отличающиеся высокими вкусовыми качествами. В стране насчитывается

более 50 млн. лоз.

Из других садовых культур в наибольшей степени распространены

фисташки, яблоки, миндаль, финики, вишня. Растущее внимание уделяется

абрикосу – перспективной экспортной культуре, продукты переработки которой

– урюк, курага – обладают лечебными свойствами.

Из цитрусовых, под которые отводится до 20 тыс. га, выделяются

апельсины.

Животноводство – вторая по значению отрасль сельского хозяйства Сирии,

развивающаяся, однако, преимущественно на экстенсивной основе. Молочное

стадо страны насчитывает около 500 тыс. голов, из которых 60% - дойные

коровы. В целом поголовье крупного скота, включая верблюдов, колеблется в

пределах 700 – 800 тыс. голов.

Мелкий рогатый скот представлен в основном козами, численность которых

составляет 1 – 1 .2 млн., и овцами, поголовье которых крайне нестабильно и

в разные годы варьируется в пределах от 10 до 12 млн. голов. Имеются и

другие виды скота, используемого для перевозки грузов или в качестве тягла,

в частности лошади и мулы, стадо которых сокращается и ныне составляет

соответственно 30 и 20 тыс. голов, а также ослы, поголовье которых

поддерживается на уровне 190 – 200 тысяч.

Птицеводство как высокодоходная отрасль получила толчок к развитию в

70-е годы, когда стали интенсивно складываться птицеводческие хозяйства

капиталистического типа, относящиеся в своей массе к категории пригородных

хозяйств. Общая численность поголовья ныне достигает 19 млн. В малых

количествах разводятся гуси, утки, в относительно больших – индейки и

голуби.

Сохраняется и база для развития пчеловодства в виде 120 – 150 тыс.

ульев, отдельные хозяйства также не отказываются от традиционного для Сирии

и в прежние времена занятия, связанного с разведением тутового шелкопряда.

Рыболовство занимает по-прежнему скромное место в структуре

сельскохозяйственного производства, хотя в течение последних лет

наблюдается рост улова, превышающий ныне 11 тыс. тонн в год. При этом

морское рыболовство сдает позиции речному, которое обеспечивает более 75%

совокупной продукции рыболовецких хозяйств.

9. Транспорт

Транспорт в Сирии развит слабо. Важнейшую роль в перевозке грузов и

пассажиров внутри страны играет автомобильный транспорт. Перемещение

пассажиро- и грузопотоков осуществляется ныне по единой сети автодорог,

которая продолжает совершенствоваться. Исторически сложившаяся система

автодорог в основном концентрировалась в западной части страны вдоль

средиземноморского побережья и по оси север-юг, что отвечало экономическим

потребностям и определялось уровнем хозяйственного развития расположенных

здесь территорий.

Главные транспортные артерии страны протянулись от турецкой границы до

иорданской по линии Баб–эль-Хауа – Хама – Хомс – Дамаск – Деръа (470 км),

от турецкой границы до ливанской - Кассаб – Латакия – Банияс – Тартус

(170 км) и далее на Триполи, Бейрут, Сайду, от ливанской границы до

иракской – Дамаск – Абу-Шамат (300 км) до Багдада.

В 70 – 80-е годы значительно увеличилась протяженность дорог с

усовершенствованным покрытием. Ныне длина асфальтобетонных шоссе достигает

почти 40 тыс. км. Развитие дорожной сети сопровождалось наращиванием

автомобильного парка. Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось

до 490 тыс. транспортных единиц всех видов. По сравнению с 1980 годом к

концу десятилетия заметно возросло число пикапов, микроавтобусов, грузовых

машин.

В Дамаске и в столичной мухафазе сосредоточено 35% транспортных

средств и около 50% легковых автомашин. Автопарк страны разнотипен. В нем

велик удельный вес японских автомобилей, имеется определенное число машин

западноевропейских марок.

Железнодорожный транспорт в национальной транспортной системе занимает

второе место после автомобильного, хотя в Сирии он появился значительно

раньше: первая железная дорожная линия Дамаск – Бейрут была открыта в 1885

году. Исторически в Сирии сложились 2 центра железнодорожного

строительства: в южной части, связанной с Ливаном, прокладывалась узкая

колея, на севере использовалась стандартная. В результате сеть дорог

оказывалась искусственно разорванной. В 1995 году сирийское правительство

выкупило все имевшиеся к тому времени железные дороги, находившиеся в руках

иностранного капитала, и приступило позднее к сооружению сети дорог,

отвечавших международному стандарту.

В настоящее время ведется сооружение линии Тартус – Латакия,

намечается прокладка железных дорог Дамаск – Деръа и Дейр-эз-Зор – Абу-

Кемаль. Общая протяженность железных дорог страны составляет ныне около 3

тыс. км.

Авиационный транспорт начал развиваться развиваться в Сирии со второй

половины 60-х годов. Ограниченность национальной территории и относительно

небольшие потребности в перевозке людей и груза по воздуху – фактор,

существенно сдерживающий применение воздушного транспорта на внутренних

линиях. Тем не менее местные авиатрассы связывают не только Дамаск, Халеб,

Эль-Камышлы, Латакию, Дейр-эз-Зор, Тадмор, Хомс, где имеются

соответствующие аэродромы и службы обеспечения полетов, но и некоторые

другие населенные пункты, в которых сооружены взлетно-посадочные площадки.

При этом все полеты осуществляются из центра на периферию и обратно по

линейным маршрутам, и между собой провинциальные города не связаны.

Гражданская авиация, изначально создававшаяся усилиями государства,

находится в ведении государственной организации «Эль-хутут эль-джавийя эс-

сурийя» - «Сириэнэар». В середине 90-х годов национальный самолетный парк

насчитывал 12 самолетов, обслуживаемых сирийскими экипажами.

К началу 80-х годов полностью вступил в строй международный аэропорт

Дамаска (примерно 30 км от столицы), оснащенный по последнему слову техники

и способный принимать самые современные авиалайнеры, в том числе аэробусы,

и перерабатывать большие количества грузов. Аэродром располагает двумя

взлетно-посадочными полосами длиной 2,6 и 2,7 км, шириной 60 м. Пропускная

способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год.

Водный транспорт не получил распространения в Сирии. Несмотря на

наличие внутренних водоемов и рек, в стране практически отсутствует речное

водоходство из-за нерегулярности стока и бурного нрава рек. Даже на

наиболее полноводном Евфрате речные перевозки осуществляются, в основном,

на коротких маршрутах.

Собственный морской транспорт, хотя Сирия имеет выход к морю,

находится в зачаточном состоянии и состоит, главным образом, из нескольких

сухогрузов среднего тоннажа, перемещающихся в пределах средиземноморского

бассейна. Функции маломерного флота ограничиваются каботажными перевозками

на морском участке от Турции до Ливана.

Основной объем торговых экспортно-импортных операций осуществляется

через Латакию и Тартус – крупные национальные порты, а также Банияс,

используемый как нефтеналивной терминал.

Трубопроводный транспорт представлен в первую очередь нефтепроводами

для транзитной перекачки сырой нефти из Ирака и Саудовской Аравии к

средиземноморскому побережью. Три трассы на маршруте Киркук – Триполи были

построены в разное время в 30-е, 40-е и 60-е годы. В 50-е годы проложены

нитки Киркук – Банияс и Абкайк – Сайда. Дублирование нефтепроводов было

вызвано малой пропускной способностью первых линий, недостаток, который

устранен путем увеличения диаметров последующих.

В стране создана сеть внутренних нефтепроводов для транспортировки

жидких углеводов от мест добычи к местам переработки в Хомсе и Баниясе и

для доставки на нефтеналивной терминал в порт Банияс. В 1968 году была

проложена главная линия Карачук – Хомс – Тартус протяженностью 650 км и

пропускной способностью 8 млн. т в год.

10. Внешнеэкономические связи

Внешняя торговля играет большую роль в экономической жизни Сирии.

Слабое развитие промышленности обусловливает крайнюю зависимость страны от

импорта промышленных товаров широкой номенклатуры. Сирия полностью

покрывает за счет импорта свои потребности в машинах и оборудовании,

средствах транспорта, черных металлах и многих других видах промышленной

продукции.

С другой стороны, в силу однобокого развития сельского хозяйства Сирия

зависит от вывоза многих видов сельскохозяйственной продукции.

Общие итоги торговли,

млн. сир. ф., текущие цены

|Год |Экспорт |Импорт |Оборот |Сальдо |% покрытия |

| | | | | |импорта |

| | | | | |экспортом |

|1970 |775 |1365 |2140 |-590 |56,8 |

|1975 |3440 |6236 |9676 |-2796 |55,2 |

|1980 |8273 |16188 |24461 |-7915 |51,1 |

|1985 |6427 |15570 |21997 |-9143 |41,3 |

|1990 |47282 |26936 |74218 |+20346 |175,5 |

|1995 |44562 |52856 |97418 |-8294 |84,3 |

Основными экспортными статьями были и остаются продовольствие, сырье и

топливо, на которые в 70-е – 90-е годы приходилось в среднем свыше 75%

общей стоимости экспорта. Все более заметную роль в экспорте Сирии играет

вывоз химических товаров, оборудования и готовых промышленных изделий. В

экспорте страны появились такие изделия, как красители, пластик, моющие

средства, парфюмерия, оборудование для рытья колодцев, лебедки,

электрооборудование и бытовые приборы, металлические изделия и др.

Но в товарной структуре промышленного экспорта основное место занимали

хлопчатобумажная пряжа, обувь, различные текстильные товары, продукция

пищевой промышленности, цемент и т.д., то есть несложные в технологическом

отношении товары.

Несмотря на то, что вывоз топлива занял основное место в экспорте

страны, Сирия по-прежнему вынуждена импортировать нефть и нефтепродукты во

все возрастающих количествах. Это объясняется тем, что страна в течение

долгого времени получала нефть легких фракций из Ирака и Саудовской Аравии,

и поэтому ее завод были построены с расчетом на переработку именно

привозной легкой нефти, а не собственной нефти тяжелых фракций.

Еще одна важная импортная статья – готовые промышленные изделия, ввоз

которых составляет в среднем 20 – 22% общей стоимости импорта. Основное

место в нем занимает прокат черных и цветных металлов, металлоконструкции,

научные приборы и инструменты.

Развитые капиталистические государства в 70 – 90-е годы занимали

ведущее место во внешней торговли Сирии. На них приходилось свыше 50% всей

стоимости сирийской торговли. Сирия поставляет этим странам нефть,

некоторые сельскохозяйственные товары (сушеный лук, бобовые, табак, хлопок)

и готовые промышленные изделия (хлопчатобумажные ткани и пряжу, одежду,

продукцию кустарных промыслов, парфюмерию). Сирийский импорт из этой группы

государств широк и разнообразен – от различных машин и оборудования до

бытовых электроприборов и зажигалок.

Крупнейшими торговыми партнерами Сирии из их числа выступают

государства Европейского сообщества (ЕС), прежде всего Италия, Германия,

Франция – 35–40% общей торговли Сирии. На США приходится 4–5% общей

стоимости сирийской торговли, на Японию 3 – 4%.

Сирия также предпринимает шаги по развитию торговых отношений с

другими группами государств, прежде всего со странами Восточной Европы,

которые выступают постоянными покупателями не только традиционных товаров

сирийского экспорта, но и нефти и нефтепродуктов, товаров производственного

и потребительского назначения (искусственных тканей, серной и сернистой

кислот, тройного суперфосфата, трансформаторов и др.).

Решая задачи по расширению товарооборота и увеличению экспорта, Сирия

особое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с

развивающимися странами. Основными торговыми партнерами Сирии из числа

освободившихся государств традиционно являются арабские страны.

Характерная черта внешнеторговой политики Сирии в 70-е – 90-е годы –

протекционизм. Страна применяла различные формы внешнеторгового

регулирования, но наиболее важными были лицензирование, валютный контроль и

нетарифные ограничения.

Наряду с торговлей, Сирия использует и другие формы экономических

отношений с зарубежными странами. Наибольшее распространение получили

кредитно–финансовое сотрудничество, участие иностранных фирм и компаний в

освоении природных ресурсов страны, сооружение различных объектов

производственного назначения, закупка и внедрение современной технологии,

предоставление инжиниринговых услуг, создание смешанных предприятий,

обучение сирийских специалистов. При этом Сирия практикует заключение

межправительственных соглашений об экономическом, кредитно-финансовом и

научно-техническом сотрудничестве на двух- и многосторонней основе. В

последнее время активно развивается туризм (прибыль в 1995 году – 150 млн.

долларов США)

11. Города.

11.1 Дамаск.

Дамаск особенно хорош весной. В белой и розовой пелене цветения

утопают сады оазиса. Лёгкий ветерок несет тончайшие ароматы трав и цветов.

Арабы говорят, что, когда пророк Мухаммед создавал картины рая, он брал за

образец Гуту. В центре этого огромного цветущего сада у подножия горы

Касьюн лежит самая древняя столица мира. Город хранит в своих недрах много

неразгаданных тайн. В далекие времена его называли «прекрасным и священным

светом Востока». Он сыграл исключительную роль в формировании многих

цивилизаций. «Дамаск глядел на обломки сотни империй… старый Дамаск должен

по праву называться вечным городом», - писал Марк Твен.

В древней истории Ближнего Востока этот город – важная страница. Он

упоминается в египетских текстах XVIII династии фараонов, на ассирийских

табличках, в библии. Но по-настоящему город вошел в историю в эпоху

Соломона. В этот период он становится столицей арамейского государства. От

той далекой эпохи остался лишь один материальный памятник – базальтовая

плита с барельефом. Ее обнаружили при реставрации мечети Омейядов. Плита

стояла в основании стены северной части города. Барельеф изображает сфинкса

с козлиной бородкой, сложенными крыльями и двойной короной на голове. Между

когтистыми лапами свисает маленький фартук. Судя по характеру исполнения,

работа принадлежит финикийским мастерам.

На юго-западе городской стены возвышается башня Нур-эд-Дина – типично

мусульманское фортификационное сооружение. Блоки нижней части значительно

крупнее тех, что лежат выше. Сохранившаяся с 1168 года башня несет следы

многочисленных перестроек.

На месте двух древнеримских ворот Нур-эд-Дин построил так называемые

Малые и Южные ворота. Над последними помещена плита с куфической надписью,

извещающей, что атабек взимает плату с купцов, идущих в Ирак и

возвращающихся обратно. Ворота и сейчас украшает полукруглая арка.

Современный христианский район Дамаска Баб-Тум широко известен своим

госпиталем, магазинами, затененными зеленью чистыми улицами. Название его

идет от названия ворот, построенных при Айюбидах на месте древнеримских в

1128 году. Монументальные ворота, привлекающие внимание туристов, являются

образцом фортификационной мусульманской архитектуры. Они стоят почти в

центре современного города, а когда-то несли защитную функцию. Сохранились

остатки разрушенной зубчатой стены, примыкавшей к воротам.

Северные ворота – Баб-эс-Салами – народ назвал Воротами спасения:

врагу особенно трудно было проникнуть в город через них, так как мешала

многоводная Барада и многочисленные деревья.

К воротам Баб-Шарки примыкает район с узкими уличками, старыми домами

из глины и камня с характерно нависающим вторым этажом. Из маленьких

мастерских раздается стук молотков. Здесь живут знаменитые дамасские

ремеслинники. Слава их изделий давно стала мировой. Шкатулки,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.