рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Республика Аргентина

ратуша (кабильдо), дворец губернатора, арсенал. Колонная архитектура в

ранний период (17 в.) отличалась простотой, монументальностью, отсутствием

декоративной скульптуры. Для этого периода характерны: здание кабильдо в

Буэнос-Айресе (осн. в 1608, перестроено в 1725—65, арх. А. Бланки,

1677—1740, X. Б. Примоли), миссия и церковь Ла Компаньия в Кордове

(1646—90, резные своды из кедрового дерева возведены во 2-й пол. 17 в.

инженером Э. Ф. Лемером, 1608—71), собор в Кордове (осн. в 1574,

строительствово в 1680—1758, арх. X. Гонсалес Мергельте, А. Бланки) и др. В

18 в. архитектура Аргентины испытала влияние барокко (церковь Эль Пилар в

Буэнос-Айресе, 1716—32, арх. X. Б. Примоли и А. Бланки; церковь Санта-

Каталина в Буэнос-Айресе, 1737—45). Расцвет аргентинского барокко,

характеризующийся большим богатством декоративных элементов, динамикой

форм, относится ко 2-й пол. 18 в. (купол и башни собора в Кордове, 1758,

арх. В. Муньос, 1699—1784). После освобождения от колониальной зависимости

преобладало влияние архит. течений Франции, Италии, Великобритании. С нач.

19 в. в Аргентине господствовал классицизм (фасад собора в Буэнос-Айресе,

1822—63, арх. П. Кателин). Градостроительные работы прежде всего затронули

столицу Аргентины. Совр. вид Буэнос-Айреса с его расположением улиц,

конфигурацией площадей и парков сложился в кон. 19 — нач. 20 вв.: Пласа

дель Конгресс, улицы Авенида де Майо (1889—94), Диагональ Норте (1887),

Авенида 9 июля (1930-е гг.), парки Ретиро, Палермо. В этот период построены

многоэтажные дома, банки, гос. учреждения. В архитектуре господствовали

эклектика и стилизация: дворец Сан-Мартин и Торговая биржа (1887, арх.

А. Кристоферсен, 1866—1946), Нац. музей декоративного иск-ва (1912, арх. Р.

Серхент), здание конгресса (нач. 20 в., арх. В. Маэно, 1860—1904), театр

«Колон» (1905—08, арх. В. Маэно, X. Дормаль, 1846—1924) и др. В 1901

создана Школа архитектуры в Буэнос-Айресе.

В конце 1920-х гг. в архитектуре Аргентины зарождаются рационалистические

тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитектора А.

Вирасоро (род. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша

(кинотеатр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Арх. А. Вилар

создал серию станций Автомобильного клуба, появились первые высотные здания

(Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, арх. Санчес, Лагос, де ла Торре).

Исследование арх. В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им

жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в

конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания

(«Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, арх. X. Кальнай). Из градостроительных

работ особенно выделяется объездная магистраль — Авенида Хенераль Пас в

Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937—41, инж. П.

Паласо). В 40—50-х гг. передовые архитекторы объединялись вокруг группы

«Аустраль», выступавшей против внешнего модернизма, за чистоту стиля.

Наиболее значительные постройки этого времени: жилой дом на ул. Виррей дель

Пино в Буэнос-Айресе (1941—43, арх. X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание

«ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945—51, арх. Л. и А. Мореа), виллы в предместьях

городов (арх. А. Вилар, А. Вильяме). Для последующих лет характерен отход

от сухого рационализма. Зодчие обращаются к принципам органич. архитектуры

(односемейные дома в Ту-кумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итал. арх. Э.

Тедески; виллы в Мар-тинесе, арх. X. Виванко, В. Пелуф-фо, А. Бонет), а

также к развитым пространств, и структурным композициям (средняя школа в

пров. Мисьонес, 1962, арх. М. Сото и Р. Риварола; детская больница в

Тукумане, 1960, арх. Э. Сакристе; муниципалитет в Кордове, 1953—62, арх. С.

Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципальный театр «Сан-

Мартин» в Буэнос-Айресе (1953—60, арх. М. Р. Альварес и М. О. Руис)

включает, помимо двух театральных залов, библиотеки, кинозал, школу

артистического искусства, музейные и выставочные залы. Здание Банк оф

Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960—66, арх. К. Теста, р. 1923,

С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини) интересно смелым

использованием новых конструкций и материалов. Значительны работы арх. X.

Соль-соны в Буэнос-Айресе (здание РАТЕ, 1966; Муниципальный банк, 1968), а

также арх. К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражд. центр —

здание провинц. управления в Санта-Росе (1957—63), Нац. б-ка в Буэнос-

Айресе (арх. Ф. Бульрич, К. Теста).

Изобразительное искусство

Древнее индейское искусство Аргентины — расписная и фигурная керамика,

петроглифы, ткани с геометрическим орнаментом,- украшения из перьев,

культовая скульптура из камня, дерева и глины. В колониальный период

искусство Аргентины носило преимущественно религиозный характер,

преобладала резная деревянная скульптура (ретабло, кафедры); в живописи

появлялись и светские жанры (гл. обр. портрет). После провозглашения

независимости (1816) начинает складываться художеств, образование. В 1821

при Ун-те Буэнос-Айреса была открыта Школа рисунка. В 1-й пол. 19 в. в

Аргентине работали гл. обр. европ. мастера: живописцы и графики К.

Пельегрини (1800—75), С.Бакль (1794—1838), Р. Монвуазен, И. М. Ругендас,

скульпторы X. А. Г. Эрнандес (1750—1821), К. Ромайроне и др. Одним из

первых аргентинских художников был костумбрист К. Морель (1813—94). В сер.

19 в. складывается творчество П. П. Пуэйрредона — основателя нац. школы

портрета, пейзажа, бытового жанра. Во 2-й пол. 19 в. ведётся борьба за

создание нац. художеств, школы. Её возглавили художники-реалисты Э. Сиво-рщ

Э. Скьяффино (1858—1935), Э. де ла Каркова (1867—1927). При их участии

создаются Общество поощрения художеств (1878) с художеств. школой и

Национальным музей изящных искусств (1895). В скульптуре к местной

тематике обратился Л. Корреа Моралес (1852—1923). В нач. 20 в.

господствующим направлением в искусстве Аргентины стал импрессионизм,

основными представителями которого были М. Мальярро (1865—1911), Ф.

Фадер (1882—1935), скульпторы Р. Ирур-тия (1879—1950), П. Сонса Бриано

(1886—1941) и др.; позже развиваются постимпрессионизм (Р. Сильва,

1890—1919), экспрессионизм (Э. Кульен Аерса, 1879—1936). С 1920-х гг.,

особенно после создания (1929) т. н. авангардистской школы (Р. Сольди, р.

1905), в иск-ве Аргентины начинают развиваться модернистские течения —

кубизм (Э. Петто-рути), сюрреализм (Р. Форнер), абстракционизм (скульпторы

А. Сибельино, 1891—1960, П. Курателья Манес, 1891—1962), широко

распространившиеся после 2-й мировой войны. Одновременно достигла расцвета

школа совр. реалистического иск-ва Аргентины. Её крупнейшие представители:

X. К. Кастаньино, А. Бер-ни (в 60-е гг. отошедший от реализма), Л. Э.

Спилимберго, Б. Кин-кела Мартин, С. Б. де Кирос, А. Алисе (1886—1943), Д.

Урручуа (р. 1902), скульпторы А. Риганельи, Л. Фальсипи и др. многообразно

отразили в своих произведениях жизнь народа. На реалистической основе

развивалась монументальная живопись (X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго

и др.) и скульптура (Л. Бадии, р. 1916). К реалистическому направлению

тяготели М. К. Викторика (1884—1955), Э. Сентурьон (р. 1894), Р. Гомес

Корнет (1898—1964), О. Бутлер (р. 1897) и др., в чьих пейзажах и жанровых

сценах декоративная яркость цвета сочетается с пластич. выразительностью

формы. На позициях реализма стоит и большинство скульпторов: А. Бигатти

(1898—1964), X. Фьораванти, Э. Сото Авенданьо и др. Графика Аргентины

успешно развивается с 1930-х гг. Социальную тему в графике разрабатывали

старейшие художники А. Р. Виго, X. К. Кастаньино, В. Ребуффо (р. 1903) и

продолжают мастера последующих поколений — Л. Пельегрини (р. 1911), X.

Гнекко (р. 1914), Н. Онофрио (р. 1927), А. Бриес (р. 1933) и др.

В 60—70-е гг. в Аргентине распространяются новейшие авангардистские

течения: «кинетическое иск-во» (X. Ле Парк, р. 1928), «геометрическое

искусство» (Э. Мак-Интайр, р. 1929), «поп-арт» (А. Берни, М. Минухин,

р. 1941) и др. Как оппозиция абстракционизму развивается течение «новой

вещественности» (Р. Максио, р. 1931).

Музыка

В народной аргентинской музыке преобладает креольский фольклор. Музыка

аборигенов сохранилась только в северо-западных провинциях Аргентины. Её

стилистические особенности, песенные и танц. жанры (баруала, видала, ярави,

уайно) и инструменты (духовые — кена, эрке, эркенчо, пинкильо, сикуил и

антара; различные ударные) преим. те же, что в индейской музыке Боливии и

Перу. Под влиянием испанцев индейцы начали использовать некоторые

европейские инструменты (скрипка, арфа), а также применять в своей

традиционной музыке 3-дольные метры и элементы диатоники.

Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к кон. 18 — 1-й

пол. 19 вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка (см. Самакуэка), гато,

чакарера, фирмеса, байлесито, маламбо, перикон, сьелито, куандо, медия-

канья, ранчера; из более поздних —милонга, танго. Осн. инструмент — гитара;

широко распространён также аккордеон (гл. обр. в вост. провинциях и на

побережье Аргентины).

Изучением и систематизацией музыкального фольклора Аргентины занимался К.

Вега, основавший в 1931 Институт музыковедения при Министерствеве нарлдного

просвещения. Существен вклад в аргент. фольклористику его ученицы — И.

Аретс-Тьеле.

Становление проф. музыки (17 в.) связано с деятельностью католических

миссионеров и музыкантов (X. Васео, Л. Бержер, А. Сеп и др.). Первые нац.

композиторы были гл. обр. любителями, среди них — публицист и общественный

деятель X. Б. Альберди, А. Алькорта, X. П. Эснаола. Композиторы следующего

поколения, получившие наименование «первых профессионалов», создавали

произведения академии, жанров и форм — от камерных сочинений до первых

опытов симфонической и оперной музыки: Д. Коста, X. Гутьер-рес, Л. X.

Бернаскони, М. Рохас, С. Берон, Ф. Харгривс.

Родоначальником профессиональной композиторской школы Аргентины явился

А. Вильяме, основавший одну из первых в Аргентине консерваторий (1893),

музыкальное издательство «Кена» и музыкальный журнал того же названия;

многие годы он возглавляя Нац. комиссию по делам изящных искусств и Нац.

концертную ассоциацию, вёл большую педагогическую работу.

В кон. 19 — нач. 20 вв. большое внимание уделялось оперному жанру, однако

композиторы находились под значит, влиянием итальянской оперы. Один из

зачинателей нац. направления в оперном искусстве — Ф. Боэро (1884—1958) был

автором первой аргент. оперы на испанском языке «Тукуман» (1918). Первая

нац. симфония создана А. Берутти (1862—1938) («Аргентинская симфония»,

1890). К серьёзной разработке аргентинского музукального фольклора

обратился X. Агирре (1868—1924), стиль которого отличается яркой

самобытностью. Нар. музыка служит основой многих произв. Ф. Угарте (симф.

поэма «Среди гор», 1922; «Танго» для оркестра, 1950, и др.), К. Лопеса

Бучардо (1881—1948) («Аргентинские сцены» для оркестра, 1922).

В 1929 сложилась «Группа муз. обновления», ставившая своей задачей создание

совр. муз. искусства. В неё вошли композиторы нац. ориентации: бр. X. М.

Кастро, X. X. Кастро и В. Кастро, X. Хиларди П889—1963), X. Фишер, Л. Джан-

нео, О. Сиккарди. Среди них выделяется X. X. Кастро, творчество которого

сформировалось под воздействием франц. импрессионизма и нац. аргентинских

традиций («Аргентинская симфония», 1936; опера «Прозерпина и чужестранец»,

1952). Некоторое время к этой группе примыкал X. К. Пас (вскоре отошёл от

нац. направления, стал последователем додекафонной системы австр. комп.

А. Шёнберга).

В 1940-х гг. выдвигается новое поколение аргент. композиторов:

Р. Гарсия Морильо (р. 1911), автор театр., симфонич. и камерной музыки,

монографий о М. П. Мусоргском (1943), Н. А. Римском-Косакове (1945), К.

Чавесе (1960); К. Гуаставино, А. Хинастера, в 1950-х гг. занявший ведущее

положение в аргентинской музыке; Р. Арисага (р. 1926), автор многочисленных

камерных инструментальных и вокальных сочинений (в т. ч. на тексты Ф.

Гарсиа Лорки).

Музыкальный центр Аргентины — Буэнос-Айрес. Здесь находится один из

крупнейших и единственный постоянный в ЛА оперный театр «Колон» (1857—88,

вторично открыт в 1908), функционируют оркестры — Филармонический (осн. в

1946), Нац. симфонический (осн. в 1949) и Нац. радио (осн. в 1950); муз.

общества, организующие концерты («Вагнеровская ассоциация», «Друзья

музыки», «Группа новой музыки», «Аргентинский Моцартеум», Ассоциация

камерных концертов и др.). Кадры проф. музыкантов готовят Нац.

консерватория им. К. Лопеса Бучардо (осн. в 1924) и Муниципальная

консерватория им. М. де Фальи, имеются консерватории в Кордове, Ла-Плате,

Мевдосе (Высшая школа музыки) и др.

Научно-исследовательскую работу ведут кафедра истории музыки Унивеситета

Буэнос-Айреса, Институт музыковедения, Латино-американский центр муз.

исследований при Институте «Торкуато ди Телья» (осн. в 1965). Издаются

газета «Буэнос-Айрес мусикаль» ( с 1957), журнал «Мундо мусикаль» ( с

1938).

Балет

Танцы индейцев, населявших Аргентину до исп. завоевания, использовались

монахами-иезуитами в театр, представлениях 17 в. В 18 в. получили

распространение формы богатого танцами музыкального театра (сайнете и

др.), завезённые из Испании. С 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе

гастролировали европейские балетные коллективы. Эти труппы исполняли

романтические балеты балетмейстеров Ф. Тальони, Ж. Перро и др. После

открытия в 1908 нового здания театра «Колон» здесь работала балетная

труппа, составленная из итал. танцовщиков. Гастроли в 1910-х гг. Русского

балета С. П. Дягилева и труппы А. П. Павловой способствовали развитию нац.

балета. Были открыты школы. С 20-х гг. балеты с музыкой нац. композиторов

начали ставить иностранные балетмейстеры: Г. Г. Кякшт, Б. Г. Романов

(«Цветок Ирупе» К. Гайто, 1929), П. Петров («Мекано» X. X. Кастро,

1937), М. Вальман («Панамби» А. Хинастеры, 1940, «Река Апуримак» Э. А.

Наполита-но, 1944) и др. Репертуар театра «Колон» обогащался балетами

классич. наследия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского в редакции

балетмейстера Дж. Картера, и др.), спектаклями М. М. Фокина и постановками

известных европ. и американских хореографов Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, А.

Тюдора, А. Миллоша, У. Доллара и др. Эти же балетмейстеры обратились к

музыке нац. композиторов: Мясин поставил «Дом Ашер» Р. Гарсии Морильо

(1955), Дж. Тарас— «Концертные вариации» на музыку Хинастеры (1960). В 70-е

гг. в репертуаре были балеты И. Георги (на музыку ораторий К. Орфа «Кармина

Бурана» и др.), Ж. Скибина («Золушка» С. С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» М.

Равеля, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского), В. Бьяджи и др. Балетмейстер А.

Аццраде поставил «Мекано» X. X. Кастро, «Орфея» на музыку Ф. Листа (оба в

1971) и др., Р. Хиачеро — «О танце и о смерти» X. Фонтенлы (1975). С 1930-х

гг. труппа театра «Колон» состояла уже в основном из аргентинцев. Ведущие

артисты 30—40-х гг.: М. Руанова, В. Феррари;

50—70-х гг.: танцовщицы — И. Боровска, О. Ферри, Э. Агог-лия, Н.

Фонтенла, Н. Лопес, Л. Бельфьоре, В. Ханейро; танцовщики — X. Томин, В.

Тупин, Э. Ломми, К. Скьяфино, Р. Родригес, Г. Мольяхоли, А. Труйоль, Р.

Чаян. Особой популярностью пользовался X. Неглия (погиб в 1971). Группой

руководили Т. Григорьева (50—60-е гг.), Руанова (1968—72), затем Агоглия и

др. При театре с 20-х гг. работает балетная школа. Известностью

пользовались коллективы: Балет аргент. театра в Ла-Плате (с 1946), Аргент.

балетная труппа Р. Хиачеро (с 1948), Совр. балет города Буэнос-Айреса под

рук. О. Арайса (1968—74), в репертуаре которого были постановки Арайса —

«Ореол» на музыку Альбиони, 1965, «Индейская симфония» на музыку Чавеса,

1967, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, 1970, и др. С 30-х гг. работали

коллективы танца модерн под рук. Р. Шоттелиус, Д. Хойер, С. Инхеньерос.

Фольклорные коллективы возглавляли И. Перес Фернандес, А. Велес и др.

Драматический театр

Драматический театр в Аргентине возник на основе индейских обрядовых игр и

католич. театрализов. действ. В кон. 16—17 вв. исп. миссионеры устраивали

театрализов. представления (танцы, литургии и пантомимы-мистерии) с целью

обращения индейцев в христианство. Первый постоянный театр (осн. в 1757)

повторял исп. репертуар — в пьесах восхвалялись исп. монархия и католицизм.

В 1789 поставлена первая национальная трагедия — «Сирипо» М. X. де Ла-

вардена. В 1804 в Буэнос-Айресе был основан театр «Колисео

провисьональ»(с1838 —театр «Архентино»), в котором преобладал исп.

репертуар, но в отдельных пьесах проявлялись и освободит, тенденции. В 1817

возникло т. н. Общество ценителей театра с целью содействия развитию нац.

театр, иск-ва. Значительной была деятельность нац. театра в период Майской

революции 1810, в борьбе против тирании X. М. Росаса (особенно в жанре

политич. сатиры). Постановка драмы Э. Гутьерреса «Хуан Морейра» (1886, реж.

X. Подеста) способствовала формированию романтич. жанра драмы гаучо.

Первое десятилетие 20 в. ознаменовалось расцветом аргент. театра. Нац.

действительность ярко воплощалась в творчестве драматургов Ф. Санчеса, Р.

X. Пайро, Г. де Лаферрере. В 20-е гг. начался острый кризис театра.

Ставились развлекательные пьесы. Распространялся малый жанр — сарсуэла и

сайнете (короткие, чаще комические пьесы из нар. жизни с песнями и

танцами). Основоположником этого жанра в Аргентине был Н. Трехо. В 1935

открылись Нац. театр комедии и т. н. Нац. институт изучения театра. В

1935—45 появились многочисл. труппы, боровшиеся за подъём нац. иск-ва.

Такие, т. н. независимые, театры противостояли засилью коммерч. театра, они

провозглашали народность иск-ва, не отвергая лучшую мировую драматургию;

создавали новый тип актёра, владеющего мастерством перевоплощения. Эти

общедоступные театры часто подвергались гонениям, им не предоставлялись

гос. субсидии. Наиболее крупные независимые театры работают в Буэнос-

Айресе: Нар. театр (1930; позже — театр «Сан-Мартин»), Театр X. Б. Хусто

(1935), где в 1938 Э. Ахильда создал детскую труппу, и «Маскара» (1939).

Среди ведущих руководителей, режиссёров, актёров независимых театров — Л.

Барлетта, Ахильда, Р. Пасано, Э. Муиньо, П. Аскини, А. Боэро, М. Села, С.

Бенавенте. В 60—70-е гг. распространяется движение непрофессионального

театра, для которого характерно коллективное творчество, обращённое к

актуальным проблемам современности, национальной действительности,

агитационная, пропагандистская направленность, непосредственные контакты со

зрителем. Политич. спектакли трупп «Альянса» (осн. в 1967) и «ЛТЛ» (осн. в

1969) — значит, вклад в иск-во латино-американского театра. Совр. аргент.

театр использует нац. традиции и опыт мирового театр. иск-ва для

дальнейшего развития нац. культуры. Крупнейшие представители аргентинской

драматургии — Б. Каналъ Фейхоо, А. Диссеполо, Р. Арльт, О. Драгун, А.

Кусани, А. Лисаррага, К. Горостиса, Э, Эйчельбаум.

Библиография

1. Географический Энциклопедический словарь: Географические названия /Гл.

ред. А.Ф.Трешников. — М.:Сов. Энцикклопелия, 1983

2. Пименова Р.А. Аргентина. Экономико-географическая характеристика. М.:

«Мысль», 1974

3. Страны Латинской Америки. Политико-экономический справочник.

М.:Политиздат,1969

4. Лукашова Е.Н., Южная Америка, М.,1958

5. Альберди П.Г., Кризис Экономики Аргентины, пер.с исп., М., 1950

6. Щеголев Б.Н., Аргентина: экономическое развитие и проблемы внешней

торговли. М., 1971

7. Полевой В.М. Искусство стран Латинской Америки, М.,1967

8. Альберто Барта Кортес. Экономическое развитие Латинской Америки. Пер.

с исп. М.: «Иностанная Литература», 1983

9. Хенаро Карнеро Чека. Очерки о странах Латинской Америки. Пер. с исп.

М.: «Иностранная Литература», 1980

10. Heinrich A.,Sol A., Ballet en la Argentina, B. Aires, 1961

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.