рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

передачи электроэнергии, обеспечения баланса производства и потребления в

каждый момент времени на каждом участке сети. Исходя из этого, контроль за

системами диспетчеризации, транспорта и распределения электроэнергии

является приоритетным для обеспечения государственных интересов в рамках

оперативно-хозяйственной деятельности. Важно отметить, что данные секторы

отрасли относятся к сфере естественной монополии, что также требует участия

государства в их экономическом регулировании.

Основным критерием оперативно-хозяйственной деятельности с точки зрения

бизнеса является максимизация коммерческого эффекта, прибыли и доходности

собственных генерирующих и транспортных активов. В то же время внешнее

(государственное) регулирование рынка, как правило, создает жесткие

ограничения на прибыльность компаний. Поэтому интересы бизнеса в

электроэнергетике естественным образом ориентированы на ту часть оперативно-

хозяйственной деятельности, в которой принципиально возможно сокращение

государственного регулирования экономических процессов. Прежде всего, это

относится к секторам генерации и сбыта электроэнергии, которые не являются

естественными монополиями, и их функционирование может быть организовано на

де регулированной, конкурентной основе.

Перспективная деятельность в электроэнергетике ориентирована на решение

стратегических задач развития производственной базы отрасли, модернизации

существующих и создания новых фондов (генерирующих и транспортных

мощностей) в соответствии с тенденциями спроса на электроэнергию и тепло.

Основными составляющими перспективной деятельности являются:

• формирование правильных инвестиционных приоритетов на основе

прогнозирования отрасли и отбор инвестиционных проектов;

• организация и управление инвестиционным процессом, включающие в себя

аккумулирование необходимых инвестиционных ресурсов, их распределение по

объектам капитальных вложений, контроль эффективного использования средств

при сооружении объектов и эффективную реализацию созданных производственных

фондов.

На развитие электроэнергетики в рыночной среде влияют долгосрочные

интересы государства и бизнеса, которые определяют масштабы их участия в

перспективной деятельности и распределение функций в сфере плакирования и

финансирования инвестиций.

Так, вне зависимости от особенностей хозяйственной среды, основным

требованием, определяющим развитие отрасли, является обеспечение

стратегической устойчивости электроснабжения, то есть гарантированное в

долгосрочной перспективе надежное и эффективное удовлетворение растущего

потребительского спроса. Это условие составляет основу государственной

энергетической политики, и, таким образом, усиливает степень влияния

государства в управлении развитием электроэнергетики.

Требование стратегической устойчивости формирует четкую систему

государственных инвестиционных приоритетов, которая не ограничивается

сетевой инфраструктурой, но также с необходимостью предполагает реализацию

целого ряда инвестиционных решений в секторе генерации, включая:

- развитие крупных объектов межсистемного значения (в том числе,

объектов, участвующих в регулировании режимов), которые вместе с

системообразующими ЛЭП высокого напряжения формируют интегрирующую

технологическую основу отрасли;

- развитие технологий, обеспечивающих рационализацию структуры

потребления первичных энергоресурсов, предусмотренную Энергетической

Стратегией (снижение доли газа), за счет развития угольных ТЭС, АЭС, а

также объектов нетрадиционной энергетики;

- повышение производственной эффективности отрасли за счет масштабного

внедрения прогрессивных технологий производства электроэнергии, и

поддержки НТП;

- повышение экологической безопасности отрасли путем внедрения

улучшенных способов очистки выбросов, особенно на угольных ТЭС, и

использования экологически "чистых" производственных технологий

(например, котлы с ЦКС).

В отличие от государственных приоритетов, предпочтения бизнеса в

перспективной деятельности продиктованы корпоративными

стратегическими интересами. В их основе лежит максимизация ожидаемого

дохода за счет увеличения доли рынка, снижения затрат и т.д., а

формирование инвестиционных приоритетов прямо связано с коммерческой

эффективностью развития бизнеса,

Задача обеспечения устойчивого баланса между требованиями государства и

бизнеса является центральной в процессе рыночного реформирования

электроэнергетики. Необходимо отметить, что ее решение представляется

особенно сложным в сфере организации перспективной деятельности, где

интересы государства существенно выше и гораздо сильнее пересекаются с

бизнес интересами компаний и инвесторов, прежде всего, в секторе генерации,

порождая потенциальные конфликты и требуя создания эффективных механизмов

их урегулирования,

Либерализация оперативно-хозяйственной деятельности в секторе

производства электроэнергии неизбежно отразится и на условиях организации

перспективной деятельности по развитию генерирующих мощностей, которая

также будет в значительной мере переориентирована на обеспечение

долгосрочных интересов бизнеса:

1). Рост числа хозяйственно самостоятельных поставщиков электроэнергии:

генерирующих компаний (ГК), образованных в ходе реструктуризации РАО

«СЭС России» и АО-энерго, а также независимых производителей электроэнергии

(НПЭ) приведет к усилению децентрализации в принятии инвестиционных

решений, которые будут опираться на параметры корпоративных стратегий

развития бизнеса компаний.

2). Необходимость масштабного привлечения частных инвестиций и

соответствующее усиление позиций частного капитала в управлении

генерирующими компаниями приведет к росту коммерческой мотивации в принятии

инвестиционных решений, доминированию критериев коммерческой эффективности

проектов при формировании корпоративных стратегий развития ГК и тем более

НПЭ.

3). С прекращением регулирования цен на рынке государство лишается

мощного рычага управления инвестиционным процессом через регулирование

тарифов электроэнергии, включая размер целевых инвестиционных средств для

производителей электроэнергии. Кроме того, последовательное снижение доли

участия государства в капитале генерирующих компаний существенно сокращает

потенциал использования имущественных механизмов влияния на стратегию

развития бизнеса генерирующих компаний. Таким образом, в результате

реформирования произойдет существенное ослабление возможностей прямого

государственного влияния на инвестиционные решения генерирующих компаний.

Новые тенденции в управлении развитием отрасли, формирующиеся при

дерегулировании инвестиционного процесса, объективно затрудняют реализацию

государственных приоритетов в секторе генерации, направленных на

обеспечение стратегической устойчивости электроснабжения. Большинство

проектов, отвечающих стратегическим интересам государства, будут иметь

более низкие показатели коммерческой эффективности и конкурентоспособности

по сравнению с инвестиционными альтернативами, рассматриваемыми компаниями

при формировании своей инвестиционной программы и, следовательно, могут

иметь небольшие шансы быть реализованными с точки зрения бизнеса.

Для того чтобы обеспечить согласование долгосрочных государственных и

корпоративных интересов при реорганизации перспективной деятельности в

секторе генерации, необходимо создать условия, при которых государство и

частный капитал будут выступать как равноправные участники инвестиционного

процесса. Это потребует формирования новой системы управления развитием

генерирующих мощностей, состоящей из двух уровней:

- корпоративного, который будет образован самостоятельными

хозяйственными субъектами (генерирующими компаниями, независимыми

производителями электроэнергии). Основной задачей на этом уровне

станет обеспечение устойчивого развития бизнеса и повышение его

долгосрочной эффективности в соответствии с корпоративными

стратегиями;

- системного, задачей которого станет обеспечение требуемого влияния

государства на координацию инвестиционного процесса в соответствии с

требованиями стратегической устойчивости и экономической эффективности

электроснабжения, прежде всего, за счет поддержки государственных

инвестиционных приоритетов в развитии генерирующих мощностей.

Корпоративный уровень управления возникнет естественным образом

параллельно с формированием новых генерирующих компаний и появлением НТ1Э.

В то же время для реализации государственных интересов в перспективной

деятельности потребуется создание нового специального органа

(Инвестиционного Оператора), на который будут возложены функции системного

управления инвестиционным процессом. Безусловным требованием является

обеспечение полного государственного контроля за деятельностью

Инвестиционного Оператора (ИО).

Задача координации планирования и финансирования инвестиций, выполняемая

ИО, органично связана с обеспечением надежности

функционирования электроэнергетики, так как сбалансированное развитие

производственной базы создает необходимые условия для бесперебойной работы

отрасли в перспективе. Поэтому при организации системного уровня управления

развитием потребуется обеспечить тесное взаимодействие между ИО и сетевой

компанией (СК), а также Системным Оператором, осуществляющим системное

управление функционированием отрасли.

Возможным вариантом представляется также передача функций ИО дочернему

подразделению сетевой компании. Это решение в условиях конкурентного рынка

позволит сформировать единый центр ответственности как за оперативную, -гак

и за перспективную надежность электроснабжения, а также обеспечить

безусловный контроль со стороны государства (как главного собственника и

регулятора СК) за деятельностью ИО. В то же время такая схема позволит

обеспечить организационное и финансовое разделение деятельности

Инвестиционного Оператора и остального бизнеса сетевой компании,

позволяющее избежать конфликта интересов и сохранить прозрачность

регулирования естественно-монопольных транспортных услуг. '

Взаимодействие между двумя уровнями управления должно быть организовано

на всех этапах перспективной деятельности, включая планирование,

финансирование и реализацию инвестиционных проектов. Для

координации корпоративных инвестиционных решений и их согласования с

общесистемными приоритетами в развитии генерирующих мощностей ИО должен

обеспечить решение следующих задач:

- организацию непрерывного процесса общесистемного (отраслевого)

стратегического планирования, выполняемого в рамках разработки схем

развития ЕЭС-ОЭС, а также долгосрочной стратегии развития отрасли;

- отбор конкретных инвестиционных проектов электростанций, имеющих

высокий общесистемный или общеэкономический приоритет, и определение их

основных параметров, включая месторасположение, установленную мощность,

возможно - тип электростанции и вид проектного топлива;

- организацию финансирования для данных проектов, ориентированную на

максимальное привлечение генерирующих компаний и внешних инвесторов к их

реализации; в отдельных случаях ИО должен обеспечить также самостоятельное

финансирование проектов.

Следует отметить, что важной составляющей стратегической устойчивости

энергоснабжения является стабильность инвестиционных потоков в отрасли.

Переход к новой системе финансирования инвестиций, особенно на начальных

этапах становления конкурентного рынка, будет сопровождаться появлением

целого ряда рисков, которые могут создать серьезные препятствия для

стабильного и достаточного самостоятельного финансирования программы

развития генерирующих мощностей ГК и НПО

Поэтому еще одной задачей Инвестиционного Оператора в период

реформирования станет управление данными рисками, прежде всего, за счет

страховой поддержки проектов, включенных в корпоративные бизнес-планы, в

случае недостаточности собственных инвестиционных ресурсов компаний,

получаемых из основных источников: прибыли и внешних частных инвестиций.

Таблица 13

|Риски |Причина |

|Низкие объемы |Неразвитость контрактных отношений и общее снижение |

|прибыли, |эффективности управления рыночными процессами в период |

|зарабатываемый |становления конкурентных механизмов. |

|компаниями на |Недостаточно быстрые темпы снижения эксплуатационных |

|конкурентном |затрат. |

|рынке |Изменение соотношения цен на различные виды топлива, |

| |поставляемого на электростанции, в связи с планируемой |

| |либерализацией топливных рынков (прежде всего, природного |

| |газа). |

| |Несогласованная политика регулирования тарифов на тепловую |

| |энергию, отпускаемую от ТЭЦ. При установлении заниженных |

| |тарифов на тепло прибыль компаний от участия на |

| |конкурентном рынке электроэнергии будет частично |

| |направляться на покрытие убытков от продажи тепла. |

|Ограниченные |Недостаточные показатели прибыльности инвестиций в |

|возможности для |генерацию и неустойчивое финансовое состояние компаний. |

|привлечения |Требования дополнительных гарантий или повышенная стоимость|

|внешнего |капитала по предоставляемым финансовым ресурсам в условиях |

|финансирования |высоких рыночных рисков. |

| |Общая настороженность стратегических инвесторов по |

| |отношению к первым результатам реформирования и ожиданиями |

| |стабилизации на рынке электроэнергии. |

|«Проедание» или |Нежелание компаний развивать генерирующие активы в условиях|

|не целевое |низкой прибыльности бизнеса, что может привести к выплате |

|использование |завышенных дивидендов или инвестированию в альтернативные |

|прибыли |проекты, не имеющие отношение к производству |

| |электроэнергии, но обеспечивающие более высокий |

| |коммерческий эффект. |

Характеристика рисков недофинансирования инвестиций в условиях

становления конкурентного рынка электроэнергии

Согласование государственных и корпоративных интересов в условиях

либерализации инвестиционного процесса потребует дополнительных механизмов,

которые позволят эффективно выполнять функции системного управления. При

этом необходимо, чтобы действия Инвестиционного Оператора оказывали

минимальное воздействие на конкурентоспособность, финансовое состояние и

привлекательность ГК и НПЭ для частного капитала и, таким образом, не

вызывали серьезных конфликтов с бизнес-интересами производителей

электроэнергии.

Финансовые механизмы управления, естественные для конкурентного рынка,

должны стать основными и в деятельности ИО, а применение методов

административного принуждения компаний должно быть ограничено, и

допускаться только в крайних ситуациях. В этой связи для эффективной работы

Инвестиционного Оператора потребуется обеспечить централизацию достаточных

финансовых ресурсов, при помощи которых он будет способен влиять на

инвестиционные решения компаний. Наличие таких ресурсов также является

необходимым условием поддержания стабильности инвестиционного процесса в

конкурентной среде и снижения рисков недофинансирования корпоративных

программ развития.

Целевое использование средств фонда на продвижение государственных

интересов предопределяет необходимость активного участия государства в его

финансировании. В то же время страховая поддержка инвестиционных проектов

ГК и НПЭ делает оправданным также долевое участие компаний в его

формировании.

Государственное финансирование фонда может производиться за счет

комбинирования ряда источников:

- дивиденды, начисляемые на государственные пакеты акций РАО «ЕЭС России» и

компаний, формируемых в ходе реструктуризации холдинга (в частности,

федеральной сетевой компании);

- дополнительное налогообложение электростанций при потреблении газа для

производства электроэнергии, которое позволит уравнять конкурентные

позиции (обеспечив равно эффективность) газовых и альтернативных

технологий. Использование данных налоговых поступлений может носить

целевой характер финансовой поддержки инвестиционных проектов угольной и

атомной энергетики.

- бюджетные средства, выделяемые в порядке исключения на особо социально

значимые проекты в энергетике, в рамках бюджета развития, целевых

федеральных и региональных программ и т.д.

Финансирование фонда может быть также организовано через мощностную

компоненту цены электроэнергии, формируемую на рынке резервной мощности.

Для этого наряду с платежами за различные виды оперативного резерва для

субъектов рынка может быть предусмотрена плата за стратегический резерв,

которая будет действовать с целью предотвращения резкого снижения

располагаемой мощности против существующих нормативов.

Корпоративное финансирование фонда со стороны компаний может быть

организовано в форме обязательного резервирования части выручки или

ежегодных страховых взносов. Важно обеспечить, чтобы отчисления компаний в

централизованный фонд стали не только способом формирования финансовых

резервов для страхования рисков недофинансирования инвестиций, но также

создавали бы серьезные экономические препятствия для не инвестиционного и

не целевого использования свободных собственных средств и, соответственно,

предлагали стимулы для повышения эффективности сделанных капиталовложений.

В соответствии с этой задачей размер отчислений в страховой фонд должен

ежегодно определяться индивидуально для каждой компании с учетом целого

ряда показателей инвестиционной активности: величины инвестиций, сделанных

в прошлом году, вводов новой мощности, динамики объемов незавершенного

строительства, доли непроизводственных активов и т.д. Страховой взнос,

взимаемый в такой форме, позволит снизить риск «проедания» прибыли,

получаемой на конкурентном рынке: деньги, не инвестированные самой

компанией, все равно будут частично направлены на нужды развития отрасли. В

качестве компенсации на последующих этапах компаниям должен быть обеспечен

возврат сделанных компаниями отчислений в виде долевой собственности в

объектах, сооруженных за счет средств страхового фонда или после

распределения выручки от их продажи.

Эффективность работы Инвестиционного Оператора по управлению развитием

на системном уровне в значительной степени зависит от разработки четких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.