рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблемы размещения производительных сил. Карпатский регион

сравнению со средним по Украине. Так, потребление свежей воды достигает

здесь 1,1 млрд. м3 в год (что составляет только 3,6 % ее

общереспубликанского потребления), а объем оборотной и последовательно

используемой воды несколько выше, чем в среднем по Украине (91 % против 80

%). Состояние водообеспечения большинства карпатских населенных пунктов с

каждым годом ухудшается вследствие преобладания экстенсивных подходов к

наращиванию объемов водоснабжения, при неэффективном организационно-

экономическом и отсталом техническом обеспечении водохозяйственной

деятельности.

Особую тревогу вызывает высокая загрязненность почв региона

минеральными удобрениями и пестицидами, которой в значительной мере

способствует отраслевая специализация его сельского хозяйства на

производстве овощей и технических культур, а особенно — некоторых ранних

сортов овощей и фруктов (Закарпатье).

Определенную дестабилизацию в экологическую ситуацию региона и

курортных зон вносит, в частности, неограниченная вырубка лесов. Вследствие

обезлесения склонов активизируются оползневые процессы, увеличивается

количество паводков на горных реках, меняется микроклимат. Облесение

вырубок монокультурой ели приводит к частым буреломам.

Таким образом, экологическая ситуация в Карпатском регионе является

довольно напряженной. Если учесть курортную ценность этой территории, то

проблема ее экологической, безопасности является одной из первоочередных

для практического решение.

Общее социально-экономическое развитие

Карпатского региона

Объективный анализ развития производительных сил региона в сочетании

с оценкой сегодняшней экономической ситуации дает реальное представление о

достигнутых уровне и эффективности социально-экономической структуры.

Отдавая должное тому, что сделано в предыдущие годы, нужно откровенно

констатировать, что вследствие нерациональной экономической политики, и

непродуманных действий в регионе сложилась деформированная экономическая

система, которая в целом социально непривлекательна, экологически опасна и

экономически неэффективна. За последние годы здесь накопилось много

социально-экономических проблем, острота и необходимость решения которых со

всей силой проявились в наши дни. Оценивая ситуацию в регионе по критериям

цивилизованных наций, изыскивая наиболее оптимальные пути к его процветанию

и прогрессу, нужно считаться с теми отрицательными явлениями и фактами,

которые имеют место в данном случае.

Социально-экономическая структура Карпатского региона характеризуется

производственной однобокостью: почти 3/4 работающих заняты в

производственной сфере, что говорит о социально неблагоприятном характере

его экономики.

Существуют ощутимые территориальные диспропорции в развитии

региональных производительных сил, которые проявляются в гипертрофированном

развитии равнинной части региона (особенно — некоторых промышленных узлов)

и социально-экономической отсталости его горных районов.

Машиностроение как одна из профилирующих отраслей является глубоко

милитаризированной и из-за преимущественно сборочного типа производства

имеет слабые внутрирегиональные кооперативные связи, что делает ее крайне

уязвимой в кризисные периоды.

Промышленность региона является эколого-опасной, а отдельные

производства и отрасли с отсталыми технологиями — вообще не совместимыми с

природой края. Ориентация некоторых отраслей промышленности (особенно -

машиностроения) на привозное сырье (комплектующие) и ускоренные темпы

развития природоэксплуатирующих отраслей (лесоводства, добычи серы,

калийных солей, нефти, газа, угля) сделали региональную экономическую

систему малопригодной к выживанию в критических ситуациях.

В регионе четко прослеживается тенденция к резкому ухудшению

демографической ситуации: увеличивается смертность, падает естественный

прирост, идет процесс старения населения. С учетом национально-

этнографического менталитета жителей Карпатского края существует реальная

угроза генофонду нации.

Постепенно обостряется социальная ситуация, связанная с проблемами

безработицы и занятости населения региона, которую усиливает еще и тот

факт, что здесь уже давно имел место избыток трудовых ресурсов.

Экономический ущерб, нанесенный природе Карпатского региона в

предыдущие годы, расточительство и бесхозяйственность повлекли за собой

значительное ухудшение состояния окружающей среды, вызвали деградацию

уникальной природы Карпат.

Стратегические ориентиры развития Карпатского региона и

региональные приоритеты

Анализ географических, природных, исторических и экономических

условий показывает, что на этапе становления государственности Украины и

вхождения ее в мировое сообщество Карпатский регион имеет уникальный шанс

стать своеобразным полигоном, где разумная экономическая политика может

успешно сочетать региональные, государственные и международные интересы

страны, обеспечив при этом и прогресс в его социально-экономической жизни.

Следовательно, речь идет о выборе правильного стратегического курса в

развитии региона. Если руководствоваться тем, что Карпаты являются

географическим центром Европы, а в природном отношении — уникальной

экосистемой на Западе Украины, то при формировании политики освоения этого

края необходимо разумно использовать его геополитические преимущества и

сохранить экологический феномен территории. Иначе говоря, будущая социально-

экономическая модель Карпат должна быть экономически выгодной для Украины и

экологически совместимой с прилегающими территориями соседних стран.

Сегодня можно достаточно уверенно утверждать, что исключительный

акцент на развитии в регионе промышленности вряд ли оправдает себя.

Технологический «бум» нам пока не «угрожает», а следовательно,

производительность труда и конкурентоспособность продукции еще долго будут

оставаться низкими. Кроме того, с эскалацией производства будет обостряться

экологическая ситуация, что будет забирать и без того ограниченные ресурсы.

Таким образом, нужно выработать нестандартные ходы и решения при выборе

приоритетов и конкретных сфер, развитие которых бы обеспечило прогрессивные

изменения в экономической жизни региона, ускорило и направило рыночные

реформы в необходимое русло, что, в свою очередь, будет инициировать приток

капитала (и в том числе — иностранного). При выборе такой стратегия важно

предусмотреть и учесть действие тех факторов, которые обусловливают

специфику региона и создают преимущества его стартовых условий для

прогрессивных социально-экономических преобразований.

С учетом имеющихся в Карпатском регионе природного, экономического,

научного и технического потенциалов, его исторических и географических

особенностей, стратегическая цель перспективного развития территории

заключается в том, чтобы на основе оптимального использования природы,

материально-технических, трудовых и интеллектуальных ресурсов создать

эффективную экономическую систему рыночного типа, которая обеспечит

материальное благосостояние населения и экологическую безопасность

Карпатского края.

Достижение поставленной цели усматривается в поэтапной реализации

первоочередных задач. На ближайший период основными приоритетами

регионального развития Карпатского края должны стать: рекреационный

комплекс; АПК; лесопромышленный комплекс; машиностроение;

непроизводственная сфера (особенно — в горной части региона); охрана

окружающей среды, сохранение и восстановление историко-культурного

наследия.

Создание необходимых условий для. развития этих отраслей и сфер

Человеческой деятельности обеспечит подъем его общего социально-

экономического уровня, который должен определяться не только

общегосударственными интересами, но и потребностями и интересами самого

региона — субъектов хозяйствования, которые здесь размещены, и населения,

которое здесь проживает.

Для развития Карпатского региона приоритетным является освоение его

курортного потенциала. Для подтверждения обоснованности этого выбора можно

привести следующие основные аргументы.

Наличие природно-ресурсной базы. В регионе насчитывается свыше 800

источников и скважин лечебных минеральных вод всех известных типов (многие

из них - уникальны), запасы которых достаточны для ежегодного оздоровления

более 7 млн. чел. Но сегодня уровень их использования не превышает 15 %.

Разведаны также значительные запасы лечебных грязей и озокерита. Эти

ресурсы - в сочетаний с благоприятными климатическими условиями - служат

природной базой для развития санаторно-курортного дела в регионе.

Мощный потенциал для развития различных видов туризма. Живописные

ландшафты, рельеф Карпат создают благоприятный фон для кратковременного

отдыха. Они не имеют альтернативы в Украине в отношений развития

горнолыжного спорта на уровне мировых стандартов. Расчеты показывают, что

одноразовая предельная рекреационная вместимость региона составляет 2,2

млн. чел., тогда как годовая — 8 млн. туристов и отдыхающих, а также 12

млн. экскурсантов и туристов выходного дня. Даже при 50-процентном уровне

этих показателей значительный диапазон для перспективного роста туризма в

регионе сохраняется.

Выгодное географическое положение. Карпатский регион находится в

центре Европы. Через него проходят многообразные связи. Его неплохая

транспортная доступность является благоприятным фактором для привлечения

контингента отдыхающих не только из восточных регионов, но и из европейских

стран. Карпаты могут служить своеобразным полигоном для дислокации, центров

международного бизнеса, что будет стимулировать рост коммерческого и

делового туризма.

Фактор территориального разделения труда. Фактически в Украине есть 2

региона, условия которых позволяют обеспечивать удовлетворение общественных

потребностей в рекреационных услугах: Черноморско-Азовский и Карпатский. На

фоне перегруженности первого из них и при растущем спросе на оздоровление и

отдых Карпаты выступают практически единственной территорией, которая может

реализовать неудовлетворенный спрос населения на эти услуги.

Последствия Чернобыльской аварии. Сравнительно высокая экологическая

безопасность региона и наличие в нем крупных запасов минеральных вод для

лечения радиационных заболеваний обусловливают потребность в создании в

Карпатах широкой сети специализированных здравниц для населения,

пострадавшего от радиоактивного загрязнения.

Экологический феномен территории. С одной стороны, по сравнению с

другими регионами природа Карпат понесла меньшие потери и во многих местах

сохранила свое первобытное состояние. А это очень важно для многообразных

форм отдыха и туризма. С другой стороны, исключительно важное климато- и

водорегулирующее значение Карпат как для Украины, так и для соседних

европейских государств обусловливает остроту вопроса сохранения уникальной

природы края. Если отбросить чисто Консервативные варианты выполнения этой

задачи, то туризм и отдых в экологически обоснованных пределах могут

выступать активной формой обеспечения экологической безопасности Карпат.

Социально-экономическая специфика гор. В горных районах четырех

карпатских областей проживают около 1,3 млн. чел. (то есть около 20 % всего

их населения, из них треть — на высоте в 500 м и выше). Горы создают

специфические, чрезвычайно сложные условия для проживания и хозяйствования

(особенно — в сельском хозяйстве), поэтому здесь чрезвычайно остро, стоит

проблема занятости, и как следствие — низок уровень материального

благосостояния жителей гор. Ослаблению этих и других отрицательных

процессов за счет расширения сфер занятости и развития инфраструктуры будет

способствовать развитие туризма с соответствующей организацией

обслуживания, к которым может быть привлечено местное население. В данном

контексте разумной альтернативы рекреации просто не существует.

Экономическая конкурентоспособность рекреационной сферы. Мировой опыт

показывает, что туризм является высокорентабельной отраслью народного

хозяйства. Например, в Испании он дает 17 млрд. долл США., что равно 30 %

доходов от ежегодного экспорта этой страны, в Италии туризм обеспечивает 11

%, а в Дании и в Австрии -— 8 % прибылей, поступающих от экспорта товаров

за границу. Безусловно, пока показатели экономической результативности

отечественного туризма далеки от зарубежных, хотя в Карпатах есть отдельные

центры, в хозяйственной структуре которых рекреационная отрасль является

ведущей. В целом сегодня Карпатский регион занимает второе место в Украине

по объему доходов от рекреационной сферы (22 % от суммарного показателя по

Украине) и уступает только Крыму (соответственно, 42 %), опережая

Причерноморье (17 %) и Приазовье (13 %).

Можно привести еще ряд убедительных аргументов в пользу рекреационной

ориентации перспективного развития Карпатского региона. Но это ни в коей

мере не означает, что, форсируя экономические процессы в данном

направлении, мы сразу же достигнем желаемых результатов. Здесь необходимы

взвешенные решения и продуманные практические действия. Поэтому развитие

рекреации в регионе рассматривается в контексте структурной перестройки его

хозяйственного комплекса, в перспективной модели которого эта отрасль

должна стать одной из профилирующих. Именно такие ориентиры заложены в

Государственную программу социально-экономического развития Карпатского

региона, которая должна на практике реализовать идею обеспечения социально-

экономического прогресса его территории через государственную поддержку

приоритетных секторов региональной экономики, и в первую очередь —

рекреации.

Государственная программа социально-экономического развития

Карпатского региона как инструмент региональной политики

Государственная программа социально-экономического развития

Карпатского региона разработана Институтом региональных исследований НАН

Украины, совместно с Министерством экономики Украины, Закарпатским, Ивано-

Франковским, Львовским и Черновицким облисполкомами. Ее цель заключается в

создании необходимых правовых экономических и организационных условий для

обеспечения практических результатов в деле стабилизации и улучшения

социально-экономической ситуации в регионе, для формирования — на основе

рационального, использования ресурсного потенциала территории — эффективной

экономической системы рыночного типа, которая гарантировала бы приближенный

к мировым социальным стандартам уровень материального благосостояния и

проживания людей, а также экологическую безопасность края.

Статус программы как государственной обусловливает ее ориентацию на

первоочередную реализацию именно государственных интересов в Карпатском

регионе. Иначе говоря, она должна стать практическим инструментом

воплощения государственной, региональной политики на этой территории.

Поэтому в программу включены меры и проекты, которым государство

гарантирует свою поддержку, которая может выступать в двух формах: режим

полного государственного содействия (финансовое, и ресурсное обеспечение,

финансово-кредитные и налоговые льготы исполнителям); режим частичного

государственного содействия (финансово-кредитные и налоговые льготы

исполнителям). Проблемы же местного значения решаются на локальном уровне

силами региона.

Для Карпатского региона особенно острой является проблема горных

районов. Комплекс вопросов, нуждающихся в первоочередном решении, получил

отражение во всех подпрограммах. Между тем, очевиден факт, что горные

районы должны иметь специальный статус, которым бы законодательно

закреплялись необходимые льготы и социальные гарантии их жителям. В этой

связи очень важное значение имеет принятый Верховным Советом Закон Украины

«О статусе горных населенных пунктов Украины».

В программу вошли наиболее значимые меры и проекты, которые в силу

определенных причин (и в первую очередь — из-за отсутствия материально-

финансового обеспечения) не реализовались в рамках уже существующих

программ. Источниками финансирования программы служат государственный

бюджет; местные бюджета; внебюджетные фонды; средства предприятий,

учреждений и организаций; зарубежные инвестиции. В общем объеме ее

финансирования государственный бюджет занимает 33,6 %, средства предприятии

— 25,2 % и местные бюджета — 22,8 %. Наибольший удельный вес

государственный бюджет занимает в общей стоимости подпрограмм «Развитие

агропромышленного комплекса» (43,2 %), «Экологическая безопасность» (53,8

%); «Культурное развитие» (74,4 %), «Развитие науки» (79,8 %). В то же

время на развитие рекреационной индустрии из государственного бюджета

предусматривается 27,1 %, социальной сферы — соответственно, 26,2 % и

нефтегазового комплекса — 26,8 %. Развитие лесопромышленного комплекса

будет финансироваться исключительно за счет средств предприятий. Из общей

суммы финансирования на Закарпатскую область выделено 40,1 %, на Ивано-

Франковскую — 29,9 %, на Львовскую — 16,7 % и на Черновицкую — 11,8 %.

Достижение программной цели ориентировано на 2010 г. Реально

прогнозируемым является ближайший 5 … 6-летний период, в течение которого

поставленные цели поддаются декомпозиций с более или менее точным

обоснованием путей и средств их достижения, а также с предвидением

результатов. На более отдаленную перспективу возможна лишь постановка

достаточно обобщенных целевых ориентиров, с прогнозным сценарием действий

по их реализации.

Опыт разработки Государственной программы социально-экономического

развития Карпатского региона показывает, что при новаторских подходах к

управлению их реализацией, такие программы могут стать эффективным

инструментом государственной региональной экономической политики в Украине.

Список использованной литературы:

1. Большая советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1978.

2. Журналы «Капитал» за 1996 … 1998 г.г.

3. Газета «Экономика Украины» за 1995 … 1998 г.г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.