рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Положение ЮАР на африканском континенте

Около 1/4 добываемой в стране марганцевой руды перерабатывается на местных

заводах по производству сплавов и металлического марганца для последующего

экспорта, остальное вывозится в виде руды.

ХРОМИТЫ

Залежи хромовых руд образуют два пояса в пределах Бушвелдского

магматического комплекса: Рустенбургский - протяженностью 160 км (от г.

Бритса до г. Рустенбурга) и Лейденбургский длиною в 115 км (на восток от р.

Дуаре до г. Стилпурта и далее к северо-западу от р. Улифантс).

Трансваальские хромиты используются в основном в химической промышленности,

в то время как доля сырья для металлургии не превышает 16%, в том числе

высокосортного - 4%. В ЮАР решена проблема применения железистых хромитов в

качестве исходного сырья для выплавки высокоуглеродистого феррохрома, что

значительно расширяет их применение в черной металлургии. Мощности по

производству товарной хромовой руды и концентратов к середине 90-х годов

составили около 4,7 млн.т; это значительно превышает данный показатель для

любой страны мира.

Разработка хромитовых месторождений ведется главным образом подземным

способом почти на 20 рудниках. Однако средняя себестоимость добычи и

обогащения 1 т этого вида сырья остается одной из наиболее низких в мире.

Основная часть хромитов добывается южноафриканскими компаниями, входящими в

"Дженерал Майнинг Юнион Корпорейшн Лтд" (General Mining Union Corporation

Ltd) и "Ранд Майнз Лтд" (Rand Mines Ltd). Суммарная мощность семи рудников

компании "Саманкор" составляет около 2 млн .т руды в год. Годовая мощность

рудника "Винтервелд" компании "Винтервелд Кроум Майнз Лтд" (Winterveld

Chrme Mines Ltd, дочерняя "Ранд Майнз Лтд") превышает 1 млн .т. Предприятие

входит в число крупнейших хромитодобывающих объектов в мире. 60-65%

добываемых хромитов поступает в качестве сырья на местные металлургические

комбинаты, остальное экспортируется в страны Западной Европы, Японию, США.

ТИТАН

ЮАР располагает значительными его запасами: около 40 млн.т в пересчете на

диоксид титана, или 12,4% подтвержденных мировых запасов. Крупнейшее в мире

россыпное месторождение протяженностью 180 км расположено вдоль восточного

побережья страны на участке от г. Ричардс-Бэй до г. Дурбана. Здесь залегает

более 1,5 млрд. т песков, содержащих 5-7% ильменита, 0,2-0,3% рутила, 0,4%

циркона, небольшое количество монацита и гранита. Разработка месторождения

ведется с 1977 г. компанией "Ричардс-Бэй Минералз" (Richards-Bay Minerals).

По объему ежегодного производства титановых концентратов ЮАР занимает

второе место в мире (после Австралии): 670-680 тыс.т (в пересчете на

диоксид титана). Предприятие компании "Ричардс-Бэй Минералз" выпускает

титановый шлак с содержанием 90% двуокиси титана (610-630 тыс.т). По этому

виду продукции ЮАР занимает 1 место в мире. Основная часть получаемых в

стране шлака и концентратов предназначена для экспорта в Великобританию и

США, остальное используется на местных металлургических заводах.

Завершаются работы по исследованию и других россыпных месторождений.

ВАНАДИЙ

ЮАР занимает одно из ведущих мест в мире по запасам, добыче и производству

ванадийсодержащих продуктов. Запасы ванадия, содержащиеся в

титаномагнетитовых залежах Бушвелдского магматического комплекса,

оцениваются в 13,6 млн.т (в пересчете на пентоксид ванадия) или около 28,6%

мировых запасов.

В последние годы объем производства ванадия из руд и концентратов достиг 29-

31 тыс.т (в пересчете на пентоксид ванадия) при наличии 38,1 тыс. т

суммарных мощностей. Это составляет около 60% мирового производства этой

продукции. Крупнейшим производителем ванадия является компания "Хайвелд

Стал энд Ванадиум Лтд" (Highveld Steel & Vanadium Ltd).

НИКЕЛЬ

В Южной Африке имеются также немалые запасы никеля с невысоким содержанием

(менее 0,2%) полезного компонента в рудах. Известно 14 месторождений этого

вида сырья, из которых 9 эксплуатируются. Многие из них имеют комплексный

характер, т.е. никель залегает с цветными металлами и металлами платиновой

группы, что способствует снижению себестоимости его извлечения.

По рудничному производству никеля ЮАР занимает пятое место в мире (около 30

тыс.т в год), по выплавке металлического никеля - седьмое-восьмое (28

тыс.т). Добычу никелевых руд осуществляют три компании, крупнейшая из них

-"Импала Платинум" (Impala Platinum) - при разработке месторождения руд,

содержащих металлы платиновой группы, попутно извлекает (близ г.

Рустенбурга) никель и производит никелевый матт, содержащий 50% никеля, 28%

меди. Компания "Вестерн Платинум" (Western Platinum) ведет добычу в районе

г. Марикана (Северная Провинция). Кроме никеля здесь получают платину,

палладий, золото, родий, иридий, медь и кобальт.

УРАН

На ЮАР приходится 12% всех разведанных мировых запасов урана, а по объему

его добычи страна уступает только США и Канаде. Вместе с тем содержание

металла в ураносодержащих породах является довольно бедным и составляет

лишь 0,02-0,03% окиси урана. Производство этого минерала остается

экономически оправданным только благодаря тому, что уран здесь добывается

как побочный продукт золотодобычи. В свою очередь побочное производство

урана становится в ряде случаев важным условием продления сроков

эксплуатации золотодобывающих рудников.

Добыча урана в ЮАР получила быстрое развитие в условиях повышенного спроса

на него в ситуации "холодной войны" и усиленной гонки вооружений. К концу

50-х годов в стране действовало 17 урановых заводов, перерабатывающих руду

с двух десятков рудников в урановые концентраты. Самое большое количество

концентратов (6143 т в пересчете на металл) было произведено в 1980 г.

Однако перепроизводство в 80-90-е годы урана в мире, падение спроса и

колебание цен на него привели к тому, что мощности урановых заводов стали

использоваться не полностью, а выпуск продукции резко сократился.

УГОЛЬ

Из-за того, что в ЮАР не обнаружено промышленных запасов нефти, основную

роль в энергетике страны играет уголь, за счет которого покрывается

приблизительно 80% потребностей в энергоресурсах. Общие запасы угля в Южной

Африке оцениваются примерно в 115 млрд.т.

Главными угледобывающими районами ЮАР являются север провинции Свободное

Государство (около г. Феринихинга) и провинция Мпумаланга (бассейны Спрингс-

Хейделберг, Эрмело-Брейтен и Витбанк-Мидделбург). Бассейн Витбанк-

Мидделбург наиболее хорошо разведан, имеет высокое качество углей; на него

приходится около 40% всей добычи в стране. Большинство угольных

месторождений расположено достаточно удобно - в непосредственной близости

от промышленных районов, железных дорог, электростанций и других

потребителей.

Условия залегания угля - небольшая глубина и значительная толщина пластов -

по большей части очень благоприятны для разработок. Это обстоятельство

является причиной того, что стоимость добычи угля в ЮАР - среди самых

низких в мире.

В последние десятилетия ЮАР сделалась крупным экспортером угля. Как статья

экспорта, используемая для пополнения валютных резервов, уголь уступает

только золоту.

Обрабатывающая промышленность

Южно-Африканская Республика обладает наиболее развитой обрабатывающей

промышленностью на континенте. Эта отрасль создает 25% ВВП и в ней занято

около 1,5 млн. человек (11,5% экономически активного населения). Наиболее

важными составляющими этой отрасли являются металлургическая,

металлообрабатывающая, машиностроительная, химическая, целлюлозно-бумажная,

пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность.

В ЮАР производится очень широкий спектр промышленной продукции, и

качество всех товаров, как правило, очень высокое. Вместе с тем хозяйство

страны в значительной степени зависит от импорта станков, механизмов,

узлов, комплектующих деталей и некоторых полуфабрикатов.

Предприятия отрасли сосредоточены преимущественно в нескольких

промышленных зонах. Прежде всего это - провинции Хотенг (города Претория,

Йоханнесбург и Феринихинг) и Западный Кейп с промышленными центрами

Кейптауном, Белвиллем, Саймон-стауном, Вустером, а также города Дурбан и

Порт-Элизабет. В результате проводимой уже с конца 60-х годов политики

децентрализации промышленности и привлечения предпринимателей в

приграничные зоны бантустанов путем предоставления налоговых льгот, займов,

снижения железнодорожных тарифов образовалось несколько новых промышленных

районов: Росслинг (к северо-западу от Претории), Хаммарсдал (вблизи

Дурбана) и г. Питермарицбург.

МЕТАЛЛУРГИЯ

ЮАР входит в число двадцати крупнейших мировых производителей черных

металлов, лидируя среди стран Африканского континента. В последние годы

Южная Африка заняла важные позиции в качестве поставщика некоторых из них

на мировой рынок.

Кроме того, в 90-е годы ЮАР вышла на одно из ведущих мест в мире по

производству полуфабрикатов из марганцевых руд и хромитов.

Ежегодно в стране выплавляется около 10 млн.т стали. Около 90% этого объема

приходится на Корпорацию по производству чугуна и стали -"Саут Эфрикэн

Айрон энд Стал Корпорейшн" (ИСКОР, South African Iron and Steel Corporation-

ISCOR), приватизированную в начале 90-х годов.

ИСКОР принадлежит четыре металлургических комбината полного цикла.

Крупнейший из них - завод в г. Фандербейлпарке на юге провинции Хотенг -

после серьезной реконструкции в 1985 г. выпускает около 4,5 млн.т стальной

продукции. На предприятиях корпорации около четверти объема стали

выплавляют в электропечах. При этом в установках по непрерывной разливке

получают 60% металла. Кроме ИСКОР черные металлы производят еще две

корпорации: "Юнион Стил Корпорейшн" (ЮСКО, Union Steel Corporation - USCO),

контрольный пакет акций которой принадлежит ИСКОР, и "Эфрикэн Металз

Корпорейшн" (АМКОР, African Metals Corporation - AMCOR). ЮСКО владеет двумя

сталеплавильными заводами в Феринихинге, выпускающими специальные сорта

стали, сортовой прокат и проволоку, и несколькими машиностроительными

предприятиями. Заводы АМКОР в городах Кукфонтейн и Витбанк выплавляют чугун

и ферросплавы.

"Хайвелд Стил энд Ванадиум Корпорейшн" (Саут Эфрика) (Highveld Steel and

Vanadium Corporation Ltd (South Africa) принадлежит металлургический

комбинат полного цикла в г. Витбанке годовой мощностью более 1 млн. т

стали. Завод выпускает также чугун и пентоксид ванадия.

Кроме того, в стране имеется несколько металлургических мини-заводов

общей мощностью около 1 млн.т стального проката и заготовок в год. Несмотря

на относительно небольшие масштабы, эти предприятия соответствуют самым

современным технологическим требованиям. Как правило, они производят

продукцию узкого сортамента (катанка, арматурная сталь, прутки, уголки и

т.д.), но высокого качества при довольно низких капитальных затратах и

низкой себестоимости. ЮАР удовлетворяет свои потребности в основных видах

продукции отрасли, импортируя сравнительно небольшие объемы качественных

сталей и некоторые виды проката. Страна вывозит около 2,5 млн.т стали в

государства Западной Европы, а в последние годы и в африканские страны.

Южно-Африканской Республике принадлежит одно из ведущих мест в мире по

производству сплавов марганца - 11-13% мирового производства ферромарганца

(4,5-5,0 млн.т в год) и около 30% (примерно 300 тыс.т) силикомарганца.

Марганцевые сплавы выпускают четыре завода. Переработка марганцевых руд

производится в основном компаниями, связанными с добычей этого вида сырья,

что значительно упрощает решение проблемы сырьевого обеспечения

металлургических предприятий. Крупнейший в стране завод компании "Метал

Эллойз" (Metal Alloys, филиал "Саманкор") в г. Кукфонтейне имеет годовую

мощность 350 тыс.т ферромарганца, 150 тыс.т силикомарганца. Мощности

предприятия компании "Ферэллойз" (Ferralloys) в г. Като Ридж составляют 80

тыс.т ферромарганца и столько же силикомарганца. Оба вида сплавов

производятся на предприятиях компании "Трансэллойз" (Transalloys, капитал

распределяется между "Англо-Америкэн Корпорейшн оф Саут Эфрика Лтд" - Anglo

American Corporation of South Africa Ltd, шведской "Авестой" - Avestoy,

американской "Эр Рекьюшн" - Air Recution ) в г.Витбанке. Небольшое

количество ферромарганца выпускает завод корпорации ИСКОР в г.Ньюкасле.

Дальнейшее развитие производства сплавов с содержанием марганца планируется

в основном путем расширения мощностей действующих предприятий. Основная

часть выплавляемых в стране сплавов предназначена для экспорта (около 30%

мирового экспорта). Большая его часть поступает в страны Западной Европы и

США. В начале 90-х годов ЮАР удовлетворяла потребности ЕЭС в ферромарганце

почти на 40% и в силикомарганце - более чем на 25%.

ЮАР занимает первое место в мире по производству и экспорту

металлического марганца (чистота - 99,9%). В 90-е годы объем ежегодной

выплавки достиг 35 тыс.т, т.е. примерно 42 % всего мирового производства.

Производственные мощности трех предприятий страны по выпуску этого вида

продукции составляют 44 тыс.т.

Лидирующее положение в мире ЮАР занимает и по производству феррохрома

(включая ферро-силикохром) - почти 1,7 млн.т в год. Выплавка феррохрома

контролируется южноафриканскими компаниями. Крупнейшей из них является

"Саманкор", заводы которой в городах Витбанк, Стилпурт и Тубатса имеют

общую мощность 0,5 млн.т сплавов в год. Компания "Барлоу Ранд Лтд" (Barlow

Rand Ltd) через "Миддлбург Стил энд Эллойз Лтд" (Middleburg Steel and

Alloys Ltd) владеет заводом в г. Миддлбурге мощностью более 300 тыс.т

феррохрома в год. Компании "Консолидейтед Металлурджикал Индастриз Лтд"

(Consolidated Metallurgical Industries Ltd) принадлежит предприятие годовой

мощностью около 200 тыс.т этого сплава в г. Лейденбурге. Все три компании

разрабатывают и осуществляют проекты расширения своих предприятий. Кроме

названных компаний, феррохром выплавляют "Ферэллойз" (Ferralloys) в

г.Маршаллтауне (100 тыс.т) и "Батлако" (Batlako) в г.Бопутатсване (25

тыс.т).

Ресурсная база цветной металлургии не столь богата и разнообразна.

Наибольшее развитие получило производство меди и алюминия, Медеплавильная

промышленность ЮАР работает в основном на местных рудах, в то время как

алюминиевая - на импортном сырье.

В начале 90-х годов ежегодный объем выплавки черновой меди составил 170-180

тыс.т, а рафинированного металла - 130-140 тыс.т, т.е. в том и другом

случаях примерно 15-17% всей выплавки меди на континенте. Крупнейшим

производителем этого металла является компания "Палаборва Майнинг"

(Phalaborwa Mining), 39% акций которой принадлежит "Рио-Тинто Зинк" (Rio-

Tinto Zink), no 29% - "Англо-Америкэн Корпорейшн оф Саут Эфрика" и "Де Бирс

Консолидейтед Майнз Лтд" (De Beers Consolidated Mines Ltd). Компания

владеет рудником на северо-востоке провинции Хотенг годовой мощностью 130

тыс.т и плавильно-рафинировочным заводом в г.Палаборва, использующим

местное сырье и импортные концентраты.

На заводе компании "Окип Коппер" (Okeep Copper), также расположенном в

провинции Хотенг, выплавляется до 50 тыс.т черновой меди. Сырье

поставляется с принадлежащего компании рудника годовой мощностью около 30

тыс.т руды (по содержанию металла). Небольшое количество (около 13 тыс.т в

год) рафинированной меди высокой чистоты выпускает предприятие компании

"Мессина (Трансвааль) Девелопмент" (Messina (Transvaal) Development) в

г.Мессина. Ежегодно здесь выплавляют около 15 тыс.т черновой меди. Кроме

того, электролитическую медь и никель в качестве побочного продукта

получают при производстве платины на заводах компании "Импала" (Impala),

"Вестерн Платинум" (Western Platinum) и др. Около половины выплавляемой в

стране рафинированной меди и примерно четверть черновой ежегодно

экспортируется.

Побудительным мотивом для развития в ЮАР алюминиевой промышленности,

кроме возрастания спроса на легкий металл, послужило наличие здесь мощной

энергетической базы. Пока в стране действует единственный завод по

производству первичного алюминия, принадлежащий компании "АЛЮСАФ" (ALUSAF)

в г. Ричардс-Бэе. В настоящее время осуществляется проект создания на его

базе крупнейшего в мире электролизного завода мощностью 636 тыс.т металла в

год, из них около 500 тыс.т предполагается экспортировать. По

предварительным оценкам, после расширения производственной базы ЮАР сможет

выйти на пятое место в мире по производству алюминия.

С конца 70-х годов Южная Африка вошла в число производителей первичной

сурьмы. Компания "Консолидейтед Мерчисон" (Consolidated Merchison),

акционерами которой являются "Йоханнесбург Консолидейтед Инвестмент Компани

Лтд" с 24% акций, "Англовааль" (Anglovaal), владеющая примерно 20%, и ряд

американских фирм, имеет завод мощностью 7 тыс.т триоксида сурьмы в год.

Завод, принадлежащий компании "Зинк Корпорейшн оф Саут Эфрика Лтд" (Zink

Corporation of South Africa Ltd), расположенный в г. Спрингсе, ежегодно

выплавляет 85-90 тыс.т цинка - около половины производства этого металла на

Африканском континенте.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

Это крупнейшая отрасль южноафриканской обрабатывающей промышленности.

Здесь производятся двигатели, турбины, сельскохозяйственные машины и

орудия, автомобили и автобусы, морские и речные суда и самолеты,

специальное оборудование и т.д. Предприятия тяжелого машиностроения в

Фандербейлпарке, Рудепорте, Джермистоне и некоторых других городах

специализируются на выпуске горнопромышленного оборудования,

технологических установок для химических и нефтеперерабатывающих заводов,

прокатных станов, а также обогатительного оборудования и оборудования для

электростанций. Часть продукции идет на экспорт.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

В ЮАР действует около 20 предприятий по сборке автомобилей и производству

запчастей и различных компонентов. Правда, своей марки автомобиля здесь

пока нет, зато ежегодно собираются сотни тысяч "фордов", "фольксвагенов",

"мерседесов", "тойот"... С конвейеров заводов, принадлежащих ведущим

автомобильным корпорациям США, Японии, Западной Европы, сходят также

автобусы, грузовики, прицепы и полуприцепы, а также запчасти к ним, общим

числом более 200 наименований, 159 из которых выпускает компания НААКАМ

(NAACAM). Комплектующие детали поступают не только на сборочные заводы

страны, но и на рынки США, Южной Америки, Европы, Дальнего Востока и

Африки.

Центрами автомобилестроения ЮАР являются города Порт-Элизабет, Эйтенхах,

Кейптаун, Ист-Лондон, Дурбан, Йоханнесбург и Претория. На расположенных

здесь заводах собирается более 40 моделей автомобилей и около 150 их

модификаций. Благодаря развитию отрасли ЮАР ныне располагает самым большим

числом автомашин на континенте и входит в двадцатку стран мира по

количеству автомобилей на душу населения. Здесь эта пропорция составляет: 1

машина на 12 человек. И тем не менее местное производство до сих пор не

удовлетворяет потребностей южноафриканцев в "личных транспортных

средствах". Поэтому часть их импортируется из ФРГ, Японии, Англии, Франции,

Италии.На южноафриканских машиностроительных предприятиях производятся

железнодорожные вагоны и локомотивы, шпалы, оси, парные колеса и рельсовое

оборудование. ЮАР не только полностью обеспечивает себя подвижным составом

и железнодорожным оборудованием всех видов, но и экспортирует часть этой

продукции. Заводы этой отрасли контролируются компанией "Дорбил Лтд"

(Dorbyl Ltd). Они расположены в пригородах Йоханнесбурга, а также в городах

Рудепорт, Маребург, Джермистон, Боксбург, Бенони и Порт-Элизабет.

Что касается СУДОСТРОЕНИЯ, то Южная Африка в основном

специализируется на производстве малотоннажных судов различного

предназначения: буксиров, траулеров, плавучих кранов, барж, каботажных

судов, а также судов для обслуживания морских буровых платформ. Кроме того,

южноафриканские судостроители -известные специалисты по созданию яхт

различных классов.

Главный центр судостроения - г.Дурбан, а ведущие компании - "Дорбил Лтд"

(Dorbyl Ltd), "Петрол Инжиниринг" (Petrol Engineering) и "Робертсон энд

Кейн" (Robertson and Kein). Только последней с 1972 г. было спущено на воду

более 400 океанских яхт, в том числе знаменитая "Брамстик", построенная за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.