| |||||
МЕНЮ
| Обычаи и традиции Шотландиион поровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних времён”.Днём для тех,кто ухаживал за овцами,стриг и клеймил их, приготовляли праздничный обед.Раздавали также угощение (обычно сырное печенье ) молодёжи.Вечером на деревенской площади устраивались игры и танцы.Highland dancing исполялилсь шотландцами-горцами в своих живо-писных национальных костюмах по музыку волынок. С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая, который приходился на 1 августа.Как я уже упоминала,год у древних кельтов делился на две половины ,и каждое полугодие начиналось большим праздни-ком (Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая).Меньшие праздники открывали и четверти года - 1 февраля и 1 августа,так что 1 августа по кельтскому кален-дарю , приспособленному к нуждам скотоводов,был днём начала нового сезона. День 1 августа имеет много названий,но наиболее распространённое среди них Л у г н а с а (Lughnasa),которое переводится как”сборище Луга” или “свадьба Луга”.Луг- один из богов кельтского пантеона,покровитель земле- делия и многих ремёсел.Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискус- ный”.Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приёмной матери богини Таилтине после её смерти.Образ этой богини связывают с землёй,плодородием,ведь её имя Tailtin от слова talam -земля. Праздник Лугнаса был не только скотоводческим,но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “ время начала жатвы ” , период , когда “ земля страдает под тяжестью своих плодов”. Подобно тому , как христианская церковь приурочила праздник Иоанна Крестителя ко дню летнего солнцестояния,но название St.John’s Day не повлияло на языческую основу этого праздника,так и 1 августа , несмотря на то,что это был день памяти Петра и Маккавея не был подчинён церковному влиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжении многих веков. Главные черты праздника были следующие : торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ,обрядовое вкушение плодов первого урожая , в котором должны были принимать участие все члены общины;собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы. 13 1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах,и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба. На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой итрижды обводил им вокруг своей головы,а все стоявшие около него члены семьи пели в это время специальную песню, в которой просили бога благословить новый урожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмо- лачиали, перемалывали в муку на ручной мельнице,из муки на овечьей шкуре замешивали тесто и пекли лепешки для каждого члена семьи. Смысл обычая поедать первые плоды,состоял в том,чтобы заручиться благосклонностью духа или божества растительности , чтобы получить возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая.Первому вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать вся семья,и этот ритуал,по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года. Важное значение имел день 1 августа для скотоводов.В Хайленде женщи- ны обычно раздавали всем,кто был на летних пастбищах,небольшие сыры из творога - на счастье .Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические дей-ствия над скотом,чтобы уберечь его от всяких напастей.особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши , привязывали к хвостам красные и синие нитки,произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке. Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин . Высоко в горах приносились жертвы,а затем устраивались игры,различные состязания,танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушания. Собранные колосья зарыва- лись не возле земельных участков с созревшим урожаем,а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов.Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том,что приёмная мать Луга,богиня Таилтине,была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник. Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор;преследование лиц,исполнявших этот обычай ,особенно усилилось после Реформации в Шотландии.Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые обычаи.Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой,люди начали подниматься в горы тайно,выходя на их склоны якобы для сбора черники ( whortle-berry) , ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай -обязательный сбор черники в день Лугнаса , её ягоды стали рассматриваться как символ плодородия.Как и плоды первого урожая ,в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод . Больным и старикам их приносили домой . По чернике предстказывали буду-щий урожай ;по поверьям ,приготовленные из неё вино,торт укрепляли любовь. В день первого августа , как и в другие праздники , в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.Многие кельтские обычаи,соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогда суще- 14 ствовавших свободных отношений между полами во время описываемого праздника. На Оркнейских островах существовал обычай,согласно которому молодые парни и девушки из простонародья образовывали пары на время,пока дли-лась ярмарка,и в течение этого времени назывались братьями и сёстрами Lammas (урожая).Этот обычай продолжал бытовать и позднее.В 1900 г.один местный краевед сообщал о нём с Оркнейских островов:” Титул брат и сестра Лэммеса не совсем ещё вышел из употребления,точно так же как и обычай соглашения двух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса”. Подобные обычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли ,истощённой созревшим урожаем. Среди шотландцев был также распространён интересный обычай заключения временных,испытательных браков. Так , на открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные браки путём простого “скреп-ления рук” ( hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и 1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороне насыпи,девушки- на другой,и их отцы и матери ,собравшись посредине ,договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодых людей.Если же по истечении указанного срока молодые люди решали расторгнуть свой брак,то они вновь приходили на эту же площадь , становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) и расходились в разные стороны уже разведёнными, свобод-ными вступать в новые союзы. В пограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подоб-ных ярмарках настолько часто заключались временные браки,что из окрест-ных монастырей сюда стали специально направлять монахов,чтобы они да-вали церковное благословение таким союзам.Иногда и зажиточные шот-ландцы следовали этому обычаю,чтобы быть уверенными в прочности и счастье предстоящего союза. После того как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов в день праздника начала жатвы,она попыталась придать им религиозный характер , набросив свой церковный покров на старые народные обряды: перенесение праздников на воскресенье, благословение временных браков, освящение первых плодов и т.д. Со временем сборища на холмах стали переплетаться с христианскими обрядами,а восхождение на горы сочеталось с паломничеством к святым местам. Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часов- ни,открывались мощи святых,святые источники . Однако неоднократные попытки перенести место празднования с вершины гор к их подножию успеха не имели. Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии ,как борьба двух сторон .Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах , расположенных на расстоя-нии примерно 2-3 км друг от друга,строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3 метра ,диаметром 3 м).День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю .Все сражающиеся были вооружены дубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том , чтобы снять с верха башни флаг противника и поставить на его место свой. После окончания игры парни по- жимали друг другу руки , целовались и мир полностью восстанавливался. 15 Позднее эти летние обычаи воплотились в Highland Gatherings ( Highland Games) - традиционных ежегодных фестивалях шотландских игр и музыки (Scottish Sports and Music), проводимых в центре Хайленда .Самыми извест- ными Highland Gatherings являются те,что проводятся в г.Брейма (Braemar) и традиционно посещаются членами королевской семьи. Август и сентябрь являлись основными месяцами уборки зерновых на Британских островах.Тяжёлая,многочасовая работа почти не оставляла вре-мени для отдыха .Всё благополучие семьи во многом зависело от того, насколько быстро удавалось собрать и заложить в хранилище хлеб до наступ- ления дождливых осенних дней. Поэтому в эти месяцы особенно следили за приметами , предсказывающими погоду во время жатвы.Так,считальсь,что сухой и тёплый август не принесёт вреда урожаю. У гэлов Шотландии , жителей Хайленда и прилегающих к Шотландии островов, большим годовым праздником был день св.Михаила - 29 сентября. Многие приуроченные к этому дню обычаи и обряды очень похожи на те ,что происходят на праздник Лугнаса,хотя их и разделяют почти 2 месяца.Разница во времени была вызвана тем , что переселившиеся в Шотландию гэлы из Ирландии привезли с собой свои праздники и обычаи ,которые здесь получи-ли новое осмысление и новое приурочивание.В Шотландии начало осени счи-тали с михайлова дня ( 29 сентября ).Среди шотландцев была распространена поговорка -”Лето есть до дня св.Михаила”. Св.Михаил был одним из наиболее популярных святых как у ирландцев, так и у шотландцев , даже у тех из них,которые принадлежали к протестан- ской церкви.Шотландцы называли его Michael nam Buuder-Михаил Победо-носец , победитель власти темноты . Его наделяли самыми различными функциями-он был патроном моря и моряков,лодок и лодочников,лошадей и всадников.На иконах Михаила обычно изображали всадника, сидящего на белом коне, с трезубым копьём в правой руке и треугольным щитом в левой -изображение, во многом сходное с изображением популярного в европейских странах св.Георгия.Скорее всего,образ св.Михаила ,прежде всего покровителя скота , вытеснил почитаемого когда-то здесь одного из языческих богов девних кельтов.И ,хотя день св.Михаила считается христианским праздни-ом, многие из связанных с ним обрядов -явно языческие по своему происхож-ению и характеру.Смысл всех связанных с 29 сентября обрядов и церемоний тот же , что и в предыдущем празднике : отметить сбор и первую пробу плодов нового урожая.Красной нитью через все присоединённые к празднику обряды и обычаи проходят мотивы обеспечения плодородия земли,приплода скота и потомства людям.На это направлены обряды, совершаемые при подготовке к празднику. Так,за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись в поля для сбора моркови,которая играла существенную роль в ритуалах этого дня.Морковь или выдергивали руками, или выкапывали лопатой,сделанной в форме равностороннего треугольника , или небольшой трезубой мотыгой (несомненные аналогии с постоянными атрибутами св.Михаила-треугольным щитом и трезубцем ). О том , что этот обычай связан с магией плодородия и даже, возможно,являлся пережитком фаллического культа, свидетельствуют заклинания, сопровождавшие сбор моркови.В них женщины просили для себя хорошего потомства: “Потомства,самого лучшего потомства,потомства моему чреву”(“Progeny, preeminent over every progeny,progeny on my womb”). Дома 16 женщины мыли собранную морковь и связывали её в небольшие пучки красной шерстяной нитью в три оборота. Большое внимание уделяли женщины приготовлению обрядовых блюд к празднику. Обычно резали ягнёнка - обязательно мужского пола, с белой шкуркой без единого пятна или повреж-дения.Ещё более важное значение придавали выпечке особого вида хлебов и лепёшек,так называемых с т р у а н св.Михаила ( struan Micheil ) . В обрядах , связанных с их приготовлением , видно , какое большое сакраментальное значение придавали шотландцы хлебу,особенно испечённому из первых зёрен урожая. Для его приготовления брали смесь всех хлебных злаков,выращенных на ферме в течение года.Муку должны были смолоть только на ручной мельнице, а месить тесто на шкуре ягнёнка.В качестве топлива в очаг клали только священные породы деревьев: дуб,рябину и пр.Сверху выпеченный хлеб покрывали смесью из взбитых сли- вок, яиц и масла. Шотландцы в прошлом делали три вида хлебов: общинный струан ( struan commchaidh ) - его съедали за коллективной трапезой, на кото-рую собиралась вся община.Выпекали также семейный струан (struan treo) и небольшие хлебцы -струаны для каждого члена семьи. Их называли малень- кий струан (struan beag) или по имени тех,для кого они были предназначены. Такие небольшие хлебцы были одинаковы по размерам,но разнообразны по форме: треугольные,пяти, семиугольные или круглые.Большие же хлеба дела-ли всегда в форме четверти круга. При изготовлении струанов соблюдалось много предосторожностей , так как считалось , что если , например , он разло-мится , то человек , для которого его делали , заболеет ; если хоть один из них упадёт на пол, это предвещает беду для всей семьи. Сухую муку, оставшуюся после приготовления хлеба, собирали в мешочек и в день св.Михаила распы-ляли над скотом , чтобы обеспечить его плодовитость и защитить от злых сил.На ранней мессе в церкви в день св.Михаила пастор благословлял все эти хлебы,и по возвращении домой семья садилась за праздничный стол и съедала по кусочку ягнёнка и свои личные лепёшки,а также по куску семейного струа-на, который глава семьи разрезал так,чтобы каждый кусок по форме был таким же,как и весь хлеб. В наши дни на островах в Хайленде подобные хлебцы пекут , следуя тради-ции , но их значение и связанные с ними ритуалы почти забыты. Многие из обрядов ,совершавшихся накануне или в день праздника ,были направлены на предохранение лошадей от болезни и прочих бед. Так , жители Оркнейских и Шетландских островов в канун этого дня приводили своих ло- шадей к древнему мегалиту или пирамиде из камней , поставленной а память происшедшего на данном месте несчастного случая , и обходили с ними нес- колько раз вокруг этих камней по ходу солнца. Лошади вообще были в центре многих ритуалов этого дня. По традиции в день св.Михаила совершалось паломничество к святым местам, обязательно верхом на лошадях, а в ночь перед праздником каждый имел право для этой цели украсть любую лошадь. Народная шотландская поговорка сохранила память об этом странном обычае:”Воровство лошади на праздник св.Михаила никогда не порицается”. И хозяева и воры бодрствовали всю ночь , стараясь перехитрить друг друга. Однако , если кому - нибудь и удавалось увести со двора лошадь, по окончании праздника он обязан был возвратить её хозяину в целости и сохран-ности. 17 Паломничество к “ святым местам ” , связанным с памятью о св.Михаиле,- основное событие праздничного дня. К определённому месту-часовне, напри- мер, - собирались люди из нескольких селений.Чаще ехали на лошадях- муж и жена на одной лошади , дети или шли пешком или тоже парами на лошадях (причём обязательно мальчик с девочкой). На месте паломничества после краткой молитвы начинался круговой объезд “святого места” (circuiting) с востока на запад. Впереди всех ехал священник на белом коне,за ним попарно все остальные , распевая псалм о св.Михаиле.В заключение каждая девушка дарила парню, ехавшему с ней,пучок моркови с пожелани-ями “потомства и благополучия”, и он отвечал на это такими же пожелани- ями.После этого, все спешили на традиционные скачки,называемые о д е(oda), которые отличались большим своеобразием . Всадники должны были скакать без головных уборов, сапог, на них были надеты только белые рубашки и короткие клетчатые штаны :нельзя было употреблять ни сёдел,ни уздечек,ни шпор. На Гебридских и Оркнейских островах подобные конные состязания были в обычае ещё в ХIX в. Вечером в самом большом сарае или доме селения устраивался коллектив- ный ужин и танцы. На его организацию каждый мужчина вносил определён-ную сумму денег или продукты. Женщины же приносили в полотняных мешоч- ках морковь , и во время танцев юноши и девушки грызли её. Танцующие обменивались также подарками. Большое значение придавали шотландцы и времени окончания сельско- хозяйственных работ,окончания жатвы.Популярен обычай срезания послед-них колосьев и связывания последнего снопа. У кельтов( в основном жителей Хайленда и островов) бытовали обычаи , в основе которых лежал страх перед божеством и духом растительности : ему якобы наносили какой-то урон во время жатвы или даже умерщвляли его , и поэтому боялись его мести и гнева и всячески старались от него отделаться. Согласно народным верованиям , срезание последних колосьев было неже- лательным делом для жнецов, и они старались всячески этого избежать. Хайлендерские жнецы и островитяне боялись нанести какой-то ущерб скрывавшемуся в последних колосьях духу растительности и этим вызвать его нерасположение.Так,на Гебридских островах во время жатвы жнецы стара-лись работать так,чтобы не остаться в хвосте.Когда работали вместе,то часто были случаи,что последний ряд оставался несрезанным,так как никто не хо-тел за него браться.Каждая женщина боялась заполучить”обжору” (cailleach) в виде воображаемой старухи , которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх , внушаемый этой старухой вызывал много суеты и забавных недоразумений. Поэтому ,последние колосья связывали и жнецы должны были по очереди пытаться их срезать с завязанными глазами. Шотландцы устраивали соревнование: последний пучок колосьев связывали сверху и жнецы по |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|