рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Непал

выхлопов в условиях слабого продувания долины может уменьшить

привлекательность Непала как центра туризма.

ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЙОНЫ

В пределах страны довольно четко выделяются три основные широтные зоны,

различающиеся по природным условиям, экономике, этническому составу и

культуре - Южный, Средний и Северный Непал. Это природно-хозяйственные

зоны. Официальная же статистика исходит из пяти выделенных экономических

районов (так называемых "районов развития"). Определены эти пять районов

развития не по широтному, а скорее по меридиональному принципу.

ЮЖНЫЙ НЕПАЛ

Это узкая равнинная полоса тераев и внутренних тераев, разделенных горами

Сивалик. Здесь на плоской равнине сосредоточено 70% всех обрабатываемых

земель страны, это житница Непала, где собирают два-три урожая в год. Летом

выращиваются наиболее теплолюбивые культуры - рис, джут, сахарный тростник,

зимой - ячмень, гречиху, просо, горчицу, табак. В относительно более сухих

Западных тераях сеют главным образом кукурузу (летом), пшеницу и ячмень

(зимой). Тераи - единственный район страны, имеющий излишки зерна. Отсюда

рис направляется в глубинные районы Непала, а также на экспорт в Индию.

Много здесь и разнообразных фруктов — манго, папайя, бананы, апельсины,

мандарины, лимоны, но садоводство не имеет товарного значения.

В силу благоприятных условий для сельскохозяйственного производства Южный

Непал - самая густонаселенная из трех зон страны. А ведь до середины XIX в.

тераи были безлюдными и почти сплошь покрыты джунглями! Только племена

тхару жили в этих краях с давних пор. Заселению тераев мешала

свирепствовавшая в здешних болотистых местах малярия. Освоению тераев

косвенно способствовало железнодорожное строительство в Индии: началась

рубка сала, древесина которого шла на изготовление шпал.

Деревни располагаются, как правило, на более высоких участках, куда не

достигают воды бурных в муссонный период рек. Сельские дома стоят

компактно. Поскольку здесь даже зимой тепло, строения обычно делают

легкими, глинобитными.

В Южном Непале много городов. Они протянулись цепочкой вдоль непало-

индийской границы. Исторически эти города формировались как транзитные

перевалочные пункты для торговли с Индией. Наиболее крупные из них -

Биратнагар, Джанакпур, Биргандж -в 60-е годы обзавелись значительной

промышленностью и стали важными промышленными центрами.

Лежащий на востоке тераев Биратнагар имеет целый ряд значительных

промышленных предприятий (сахарный завод, текстильные,

деревоперерабатывающие фабрики). Только здесь выпускаются джутовые изделия

(идут на индийский рынок). В Джанакпуре находится большая сигаретная

фабрика, в Биргандже — сахарный завод (оба эти предприятия были построены с

помощью нашей страны). Южнонепальские города довольно похожи друг на друга

и на города соседней Индии. Образ жизни, быт жителей тераев скорее

североиндийские, чем у жителей долины Катманду - сердца Непала. Да и

население здесь в основном индоарийского происхождения. Коренными жителями

тераев считается народность тхару. По облику тхару — монголоиды, но вот

парадокс — говорят они на индоевропейских языках (майтхили, бходжпури,

авадхи).

СРЕДНИЙ НЕПАЛ

Средний Непал охватывает межгорную депрессию, обрамленную хребтом

Махабхарат. на юге и Большим Гималайским хребтом на севере. Условно можно

считать эту полосу низко- и сред-негорьями. Как раз здесь складывалась

непальская нация и происходили важнейшие события истории Непала. Это

главная полоса расселения, но население в ней размещено исключительно

"пятнисто", сосредоточиваясь в межгорных котловинах.

Это район расселения тибето-гималай-ских народностей и основной ареал, где

живут носители языка непали. Населенные пункты расположены в долинах рек и

на пологих горных склонах. В целях экономии места в долинах дома строят в

два-три этажа и ставят вплотную друг к другу. Это особенно характерно для

селений неваров.

Сельское хозяйство в межгорных долинах имеет более интенсивный характер,

чем в других районах. Урожайность основной зерновой культуры -риса - самая

высокая в стране. Вторая но значению зерновая культура - кукуруза. На

горных склонах земледелие затруднено; склоны приходится искусственно

террасировать. Террасы узки, что затрудняет использование рабочего скота

для обработки почвы. Пропахав одну террасу, животное "перепрыгивает" на

нижележащей поле и про-должает там тянуть плуг.

С поднятием в горы климат долин меняется на умеренный. В горной части

выращивают в основном ячмень, гречиху, горные сорта суходольного риса (при

этом семена приходится заранее проращивать дома).

В Среднем Непале выделяются две главные горные котловины - долины Катманду

и Покхары.

Долина Катманду. Это крупнейшая долина Среднего Непала, где городских

жителей больше, чем сельских. Здесь находятся столица страны Катманду и два

других болыиих по непальским меркам города - Лалитпур (Патан) и Бхактапур

(Бхадгаон). Два первых из них, разделенные рекой Багма-ти, почти слились, а

третий лежит от них всего в 12 км (к востоку) и соединен с Катманду

троллейбусной линией. Все города (особенно Лалитпур) -древние: Катманду был

основан в 720 г., Лалитиур - в 299 г., в Бхакта-нур - в 889 г.

Лалитпур и Бхактапур имели в течение трех веков равный статус с Катманду -

ведь все они были столицами княжеств от того времени, когда король Якша

Малла в XV в. разделил свое владение между тремя сыновьями и вплоть до

завоевания долины Притхви Нараян Шахом и образования централизованного

государства со столицей Катманду. В центре каждого из городов находится

площадь (дарбар), которую окаймляют старинные храмы и дворцы правителей из

династии Малла. Катманду в отличие от городов-соседей разросся очень

сильно, вышел далеко за пределы своего исторического ядра. Историческое

ядро обросло

кварталами современных домов, кинотеатрами, универмагами, гостиницами. Но в

центре столицы сохраняется зеленая "отдушина" - огромная незастроенная

территория Тундикхел, вытянутая с севера на юг на 2 км при ширине 0,5 км.

Это место парадов, национальных торжеств, красочных фестивалей, спортивных

праздников. Северная часть этой территории (место народных гуляний)

называется Ратна-парк. В восточной части площади в роскошном дворце из 1600

комнат Синха-Дарбар ("Дворец льва"), служившем резиденцией премьер-

министров из семейства Рана, размещаются некоторые министерства. На юге

Тундикхела расположен стадион и спортивный комплекс.

Тундикхел замыкает с запада старую часть города. В полукилометре от нее

находится дворцовая площадь Хануман-дхока, где расположен старый

королевский дворец, храм Таледжу (1549 г.), дворец богини Кумари и храм

Каста-мандан (буквальный перевод - "Деревянное здание"). Этот храм,

согласно легенде, был выстроен из одного-един-ственного огромного дерева.

От слова Кастамандап происходит и название непальской столицы — Катманду.

Соседний с Катманду Лалитпур называют "городом искусств", "архитектурной

жемчужиной" Непала. Не случайно, на санскрите Лалитиур означает

"Очаровательный город".

Это поистине музей под открытым небом. Особо знамениты два памятника

средневековой архитектуры - индуистский храм Кришна-Мандир и буддийский

храм Махабодха. Эти храмы относятся к типу шикхары, т. с. имеют вид

сужающейся к вершине башни. Шикхара переводится как "вершина" и

символизирует в индуизме мифическую гору Меру. В отличие от пагод, в

основном строившихся из дерена, шик-хары — каменные. На каменных стенах

Кришна-Мандира высечены сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Храм

Махабодхи, относящийся к XIV в., знаменит тем, что облицован тысячами

терракотовых пластинок с изображением Будды. Землетрясение 1934 г. сильно

разрушило храм, но его сумели восстановить в точном соответствии с

сохранившимися планами. Это говорит о том, что традиционное храмовое

искусство не умерло.

Считается, что самые искусные непальские мастера работали и сейчас работают

именно в этом городе. Их искусство продолжает и нынешнее поколение

лалитиурских умельцев. В промышленной зоне города расположены мастерские

резчиков по дереву и слоновой кости, металлистов, ткачей.

В отличие от Катманду и сросшегося с ним Лалитнура Бхактапур ("Город

благочестивых") выглядит провинциально и тихо. Извилистые улицы террасами

спускаются с холмов. Здесь немного улиц, по которым может проехать машина.

В Бхактуануре туристов привлекает своей поразительной целостностью

Дворцовая площадь, которой три века.

На ней, кроме пагод, стоит дворец, названный Пятидесятипятиоконным. У него

действительно 55 окон поразительной красоты. На каждом окне рисунок резьбы

свой, неповторяющийся. Этот дворец, построенный в XVII в., принадлежит к

архитектурным шедеврам мирового значения. Гигантскими размерами и

восхитительной пропорциональностью отличается и более молодой (начало XVIII

в.) храм Ньята-пола. Эта пятиярусная деревянная пагода покоится также на

пятиярусном, но каменном, цоколе. В храм нужно подниматься по

величественной и очень крутой лестнице с парными фигурами стражей -

богатырей, слонов, львов, грифонов и мифических существ по обеим ее

сторонам. Каждая вышестоящая фигура считается вдвое сильнее, нежели

располагающаяся ниже.

Долина Покхары. Долина расположена между хребтом Махабхарат и Большими

Гималаями на высоте 800 м над уровнем моря. По площади она гораздо меньше

долины Катманду. Соединение долины Покхары со столицей страны хорошей

асфальтированной дорогой придало ей новый импульс развития. В частности,

это касается туристского бизнеса. Поскольку эта долина лежит ниже долины

Катманду, то здесь гораздо теплее зимой. Вообще в долине Покхары особый

микроклимат; это самое влажное место в стране, поскольку муссонные ветры с

юго-востока, упершись в стену Аннапурны, оставляют здесь влагу. Населяют

долину преимущественно невары и тхакали. Невары были приглашены сюда

местными правителями в конце XVIII в. в надежде, что те смогут наладить в

этом крае торговлю. И невары оправдали эти надежды.

Долина Покхары славится своими озерами, особенно озером Пхева-Таль -самым

крупным и живописным в этой долине. На зеркальной глади этого окруженного

зеленым лесом озера отражаются заснеженные вершины гор, в том числе

Манхапучхре (буквально -"Рыбий хвост") и длинная зубчатая стена Аннапурны

(что означает "Дающая плодородие"). В последнее время вокруг озера

появились гостиницы; иностранных туристов привлекают восхитительные пейзажи

с гигантскими горами, неповторимые деревушки среди почти девственной

природы. В закрытой горами долине Покхары - влажные субтропики и самые

лучшие в Непале мандариновые сады.

Горная часть Среднего Непала. Горные склоны Среднего Непала населены

несравнимо реже, нежели долины. Среди народностей Среднего Непала

выделяются своей численностью тибето-бирманские народы - таманги, ма-гары и

гурунги, раи, лимбу и другие.

Таманги живут вокруг долины Катманду. Слово "тамаиг" в переводе с

тибетского означает "продавец лошади". И по сию пору в основном таманги

ухаживают за лошадьми при дворе короля. Магары и гурунги, живущие к западу

от долины Катманду, а также рат и лимбу, живущие к востоку от нес, издавна

поставляли солдат в английскую армию, где они были известны под именем

"гуркхи" (от названия княжества Горкха). Рекрутируются в армию они и сейчас

(в британские, индийские вооруженные силы), но уже гораздо реже. Прослужив

15 -20 лет за границей, солдаты возвращаются домой с деньгами. Впрочем,

военная служба - все-таки промысел меньшинства; в основной своей массе эти

этнические группы заняты в сельском хозяйстве.

СЕВЕРНЫЙ НЕПАЛ

Это высокогорная часть страны, охватывающая непальскую часть Большого

Гималайского хребта и небольшой участок расположенной севернее его области

Бхот. У Северного Непала много общего с Тибетом. Обитающие здесь народы —

бхотия, шерпы, тхакали - в средние века прибыли сюда из Тибета.

Горцы живут в небольших деревнях. Плосковерхие дома обычно стоят компактно,

вплотную один к другому, чтобы ослабить обдувание пронзительными ветрами.

Короткое холодное лето позволяет выращивать в высокогорье (да и то до

высоты 3500 - 4000 м) лишь неприхотливые культуры - овес, ячмень,

картофель. Из-за ограниченных возможностей земледелия главным занятием

жителей служит пастбищное скотоводство — разведение яков, цзо (гибрид яка и

коровы), овец. Однако и оно не в состоянии прокормить местное население.

Немалая часть жителей поэтому издавна занималась посреднической торговлей

между Непалом и Тибетом. С непальской стороны ею прежде всего занимался

небольшой народ тхакали, использовавший свое положение на удобном

караванном пути. В Непал они доставляли из Тибета шерсть, а главное — соль

(на это они имели монопольное право, предоставленное им непальским

правительством). В обратную же сторону из Непала в Тибет они везли рис,

пшеницу, сахар, кустарные изде: лия. Главный перевалочный пункт торговли -

поселок Тукуча, что означает буквально "место, где торгуют солью".

Освободившись от уборки урожая, многие тхакали спешат отправиться в крупные

города Юго-Восточной Азии по торговому делу. Многие тхакали вместе с

магарами, гурунгами, раи охотно шли на военную службу в бригады гуркхов.

Шерпы живут в основном на склоне Сагарматхи на высоте 3400 -4400 м. Они

занимаются скотоводством и отчасти посреднической торговлей. Однако

торговая жилка у шерпов не так развита, как у тхакали. В последние

десятилетия шерпы принялись добывать средства к существованию другим путем

- сопровождая иностранные альпинистские экспедиции в качестве проводников и

носилыциков. Южный склон Сагарматхи становится все более привлекательным

для туристов и альпинистов, которых доставляют теперь сюда воздушным путем.

Возможности заработать на обслуживании туристов возросли. Эта работа,

впрочем, сезонная, поэтому на зиму многие шерпы спускаются в поисках

заработка в более южные районы страны, а также в Индию. Шерпы примечательны

еще и тем, что это единственная народность Непала, которая практикует

многомужество. Два брата берут одну жену на двоих (это предохраняет семью

от имущественного дробления). Однако в последнее время подобная практика

становится уже анахронизмом.

СТРУКТУРА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ

И для индуизма, и для буддизма очень характерно представление о четырех-

частной организации мира. Эти представления нашли отражение не только в

структуре храмов, но и в композиции городов, а также населенных пунктов

долины Катманду.

Окруженная с четырех сторон горами Большая Долина Непала (сейчас чаше всего

ее именуют долиной Катманду) в священных книгах индуистов и буддистов

называется Непалмандала и изображается в виде мандалы. Согласно легендам, в

те далекие времена, когда эта долина якобы еше была покрыта водой, четверо

болхисатв (праведников, находящихся на пути к просветлению) посещали это

священное озеро. Они останавливались на возвышенных местах вокруг этого

водоема, образуя как бы круг в пространстве и времени. В центре озера

неожиданно появился четырехлепестковый лотос, и в центре лотоса засверкал

Сваямбху (букв, саморожленный) - божество в виле яркого света. Один из

бодхисатв разрубил гору и выпустил воду из озера. На месте озера появилась

плодороднейшая долина, окруженная с четырех сторон горами. В центре же

долины оказался холм, на котором блистал светом Сваямбху на лотосе.

Впоследствии на этом холме воздвигли огромную буддийскую ступу

Сваямбхунатх. Ступа в центре долины и священные горы с четырех сторон

символизируют "дхармачакра" - "колесо закона".

Сама природа придала долине Катманду форму круга, и выход к внешнему миру

происходит через четыре основных горных перевала. Вокруг этой долины с

четырех сторон света расположены по четыре храма каждому из главных богов

индуистского пантеона - Вишну, Ганеше и другим. Кроме того, в восьми углах

долины на берегах рек расположены восемь святых мест в честь богинь-

прародительниц (такая восьмерка называется Аштаматрика) и также восемь

божеств-хранителей (бхайрав). Число 8 кратно 4, а четверка - одна из

главных мифопоэтических констант, упорядочивающих мироздание как у

индуистов, так и буддистов (Будда стал просветленным на четвертый день,

благородных истин в буддизме -четыре, путь, ведущий к освобождению от

страдания, восьмеричен, правильное направление мысли имеет четыре ступени).

Таким образом, расположение святых мест в долине Катманду не случайное, а

строго соответствует индуистским и буддийским представлениям о строении

Вселенной.

Примечательно, что не только храмы, но и города в долине Катманду построены

по принципу мандалы (или дхармачакры).

В Лалитпуре (Патане) в центре города находится главная ступа (Ашокаступа),

а на севере, юге, западе и востоке - ступы в честь четырех эпох. Вдобавок

вокруг Лалитпура также строго по восьми румбам расположены места почитания

восьми богинь индуистского пантеона.

Другой город долины - Бхактапур - имеет форму восьмиугольника, и в восьми

его ключевых точках расположены места поклонения восьми богиням.

Точно так же в центре непальской столицы Катманду был воздвигнут храм

Кантишвара (отсюда и второе название столицы - Кантипур, то есть "Город

Кантишвара"), а вокруг города расположились святые места в честь восьми уже

знакомых нам главных богинь.

РОССИЙСКО-НЕПАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-непальским связям уже более 120 лет. Заложил основы отношениям

дружбы, взаимопонимания и обоюдного доверия между народами России и Непала

известный российский востоковед, знаток санскрита и буддизма, профессор

Иван Павлович Минаев. Он был первым из русских, кто ступил на землю Непала.

Произошло это в 1875 г.. Российский ученый был принят тогдашним королем

Непала Сурендрой Бикрамом Шахом. И.П. Минаев позднее писал, что Непал -

превосходный пример гармонического соединения двух великих культур и

традиций - индуизма и буддизма. Именно благодаря научным публикациям

Минаева в России узнали о народе и культуре Непала.

Решение об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и

Королевством Непал было принято обеими странами в 1956 г., а спустя

несколько лет в Москве и Катманду открылись посольства.

В июне 1958 г. тогдашний король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дев с

королевой посетили Советский Союз (люди постарше, наверное, помнят

сочиненную тогда у нас самодеятельную песню о "королеве Непала")- Ответный

официальный визит правительственная делегация СССР нанесла в Непал через

два года.

В 1957 г. в СССР приехали первые два непальских студента, и с тех пор счет

непальских студентов, обучающихся в вузах СССР, пошел на десятки человек. В

Непале сейчас трудятся более

4000 выпускников наших вузов. Выпускники советских вузов зарекомендовали

себя как прекрасные специалисты в различных областях производства, науки и

культуры, и многие из них занимают высокие посты в стране.

С 1959 г. Советский Союз приступил к оказанию Непалу экономической и

технической помощи. Началась помощь с изыскательских работ и строительства

шоссейной дороги "Восток - Запад", строительства.ГЭС на р. Панаути, завода

по переработке сахарного тростника и сигаретной фабрики. В 1963 г. был

торжественно открыт первый объект советской помощи Непалу - госпиталь в

Катманду, а в 1965 г. начали действовать и промышленные предприятия.

В начале 60-х годов в Непале и СССР были созданы и общественные организации

- Союзы дружбы между нашими странами, которые в последующие годы немало

сделали для того, чтобы люди обеих стран лучше узнали друг друга.

Именно в 50-е - 60-е годы был заложен прочный фундамент дружбы и

сотрудничества между нашими странам.

ГИМАЛАЙСКИЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ НА ЭКСПОРТ

В горах Непала достаточно благоприятные климатические условия для

выращивания таких цветов (например, орхидей), которые находят неплохой сбыт

в Японии и странах Европы. Однако непальским экспортерам цветов приходится

преодолевать немало трудностей — отсутствие опыта, слабая технологическая

база, трудности и дороговизна транспорта. Последний фактор особенно

затрудняет бизнес. Из Непала экспортировать цветы можно только воздушным

путем, оплата же перевозок обходится непальским предпринимателям вдвое

дороже, чем их коллегам и соседям — индийским продавцам цветов. Поэтому

Непал не может специализироваться на цветах массового ассортимента - розах,

гладиолусах или астрах. Зато большие экспортные возможности у орхидеи. В

Непале в естественных условиях произрастает 90 видов и 350 подвидов этого

прекрасного растения. Четыре вида орхидей умеренного климатического пояса

уже экспортируются в небольших количествах в Японию. В основном же

непальские цветы направляются пока на индийский рынок. Любопытно, что

непальские орхидеи в Индию идут не как цветы, а как лекарственное растение.

Лекарственные растения - весьма важная статья непальского экспорта.

К сожалению, значительная часть лекарственных трав экспортируется не прямо,

а через Индию посредством местных торговцев и уже как статья индийского

экспорта. К примеру, из индийского порта Калькутты ежегодно уходит за океан

150 т растения чираито (используется для лечения малярии). Таким же образом

из Непала вывозится и мумие, по-здешнему шиладжит.

Мумие - это, конечно, не растение, а органическое смолоподобное вещество,

образующееся в горных породах, обычно в известняках, но в Непале - в

сланцах и гнейсах. Количество мумие увеличивается в муссонный период, и оно

высачивается из горных пород. Лечебными свойствами мумие как народного

средства непальцы пользуются издревле.

ЙЕТИ - "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

Кто не слышал о "снежном человеке" - покрытом шерстью получеловеке-

полуобезьяне, якобы живущем высоко в непальских Гималаях. Здесь он

известен, как йети, и многие шерпы, сопровождавшие альпинистов, утверждают,

что видели или слышали его.

Бум интереса к йети пришелся на 50-е годы, когда Непал открылся для

европейцев. Тогда были спешно организованы экспедиции за снежным человеком

в Гималаи, но никаких положительных результатов поиски не дали. Ни одна

экспедиция не встретила йети, хотя крупные следы в снегу им и попадались.

Скептики, впрочем, считают, что это всего лишь оплывшие следы ступни

человека или крупных животных. Жители Гималаев верят, что йети все-таки

живут в недоступных местах, в горных пещерах. "Тигры снегов" - шерпы

относятся к йети с почтением, но стараются избежать с ними прямой встречи,

иола-гая, что ничего хорошего такое столкновение с йети людям не сулит.

Хотя снежный человек не обнаружен и большинство ученых относятся к йети как

к легенде, в Непале принят закон, запрещающий охоту на снежного человека. В

Непале стараются использовать миф о йети в рекламных целях -изображая его

на сувенирах, называя так авиалайнеры и роскошные гостиницы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.