рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народы Северного Кавказа

|шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, |

|кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные |

|шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием|

|типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или |

|шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой |

|у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных |

|цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх |

|рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из |

|стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - |

|каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а |

|также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка|

|(высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или |

|золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - |

|мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, |

|вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), |

|кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны |

|пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой,|

|жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств|

|- разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные |

|- буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара |

|тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная |

|общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в |

|сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и |

|тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), |

|совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального |

|родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с|

|коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и |

|уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных |

|общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб.|

|развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, |

|вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В |

|нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. |

|праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки |

|урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой |

|силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. |

|состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: |

|пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с |

|общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные |

|карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. |

|Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, |

|героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и |

|поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. |

|инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный |

|щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. |

|ЧЕРКЕСЫ, адыгэ (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. |

|Числ. 50,8 тыс. чел., в т.ч. в Карачае-во-Черкесии - 40,2 тыс. чел. В |

|прошлом предков совр. Ч. соседние народы называли "кабардинцы", |

|"бесленеевцы" или "адыги". Живут также в странах Бл. Востока, куда |

|переселились во 2-й пол. 19 в. Здесь под назв. "Ч." часто объединяются|

|выходцы из адыгов и др. народов Сев. и Зап. Кавказа, эмигрировавших |

|после присоединения Кавказа к России. Язык кабардино-черкесский (общий|

|с кабардинцами) абхазо-адыг. группы северокавказской семьи. Верующие -|

|мусульмане-сунниты Назв. "Ч.", вероятно, восходит к "кер-кет", как |

|называли др.-греч. авторы одну из групп адыгского нас. сев.-вост. |

|побережья Чёрного моря. Совр. Черкесия была заселена адыгами в 5-7 вв.|

|В 12-13 вв. часть адыгов переселилась на Терек, основав здесь |

|княжества Большая и Малая Кабарда, власть к-рых распространялась и на |

|Черкссию. В кон. 18 - нач. 19 вв. происходило массовое переселение |

|кабардинцев в Черкесию. Другим осн. компонентом в формировании совр. |

|Ч. были бесленеевцы. Первые сведения о них в рус. документах относятся|

|к 16 в. В 16-18 вв. они были известны как беслснейцы, беслинцы, |

|бесленсйские черкасы, а занимаемый ими район - Бесленей, Бысленей, |

|Бесленейские кабаки. |

|В 1922 образована Карачаево-Черкесская АО (разделившаяся в 1926 на |

|Карачаевскую АО и Черкесский нац. округ, с 1928 - АО; в 1957 они были |

|вновь объединены), в 1991 преобразована в республику. Оси. занятие - |

|отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот; до принятия |

|мусульманства разводили также свиней). Особое место занимало |

|разведение лошадей кабардинской породы. Традиц. ремесло было в осн. |

|связано с обработкой скотоводч. продуктов: выделка сукна, изготовление|

|одежды, бурок и т.п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у |

|соседних народов. На Ю. Чер-кесии была развита обработка дерева. |

|Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Ч. были |

|объединены в независимые сел. общины, имевшие свои органы |

|самоуправления (в осн. - из зажиточных общинников). Их члены были |

|связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными|

|угодьями, правом голоса на нар. собраниях. Сохранялись патрилипейныс |

|родств. группы (члены к-рых иногда образовывали особые кварталы в |

|селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая |

|патриархальная семья, включавшая неск. поколений и насчитывавшая до |

|100 чел., преобладала до 18 в. Семейные общины частично начали |

|возрождаться в кон. 19 в. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты |

|распространялись па всех родственников по обеим линиям, на потомков |

|людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, |

|аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.|

|Возникновение большей части совр. аулов Черкесии датируется 2-й пол. |

|19 в. В 19 - нач. 20 вв. было основано 12 аулов, в 20-х гг. 20 в.- 5. |

|Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом |

|на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные |

|глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, |

|глинобитный пол. Состояло из одной или неск. комнат (по числу в семье |

|супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты|

|выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отд. постройка. |

|У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным |

|дымарём, внутри к-рого устанавливали перекладину для подвешивания |

|котла. Хоз. постройки также делались из плетня, часто имели круглую |

|или овальную форму. Совр. Ч. возводят квадратные многокомнатные дома. |

|Традиц. муж. костюм - черкеска, беш-мет, штаны, меховая шапка с |

|суконной тульёй, бурка, наборный пояс, на ногах -чувяки, ноговицы, у |

|богатых - красные сафьянные сапоги, шитые золотом. Сейчас только |

|некоторые имеют полный комплект нац. костюма и появляются в нём по |

|праздникам. Жен. одежда в самом полном варианте сложилась в 19 в. |

|Платье имело разрез от пояса до полу. Нарядное платье шилось из шёлка |

|или бархата, украшалось галуном и вышивкой. Платье красного цвета |

|разрешалось носить только знатным женщинам. Платье подпоясывали |

|серебряным поясом. Сверху надевали вышитый кафтанчик из тёмно-красной |

|или чёрной материи, украшали золотым и серебряным галуном, серебряными|

|застёжками. Обувь, сделанная из кожи, вышивалась серебром. Головной |

|убор черкешенки зависел от её возраста и семейного положения: девочки |

|ходили в платках или с непокрытой головой, взрослые девушки и молодые |

|женщины (до рождения первого ребёнка) носили "золотую шапочку" с |

|высоким твёрдым околышем, украшенным галуном и вышивкой, и верхом из |

|сукна или бархата; поверх накидывался тонкий шелковый платок; после |

|рождения ребёнка женщина совершенно закрывала волосы тёмным платком |

|(концы его пропускались сзади под косами и завязывались на темени |

|особым узлом) и шалью. Совр. черкешенки носят нац. платья только по |

|праздникам. |

|Летом питаются преим. молочными продуктами и овощами, зимой и весной |

|преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из |

|пресного теста, к-рый употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и |

|сливками). Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются |

|кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или |

|индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. |

|Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и |

|говядину едят варёными, обычно с приправой из кислого молока с |

|толчёным чесноком и солью. После варёного мяса обязательно подают |

|бульон, после жареного - кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки |

|с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят бузу. По праздникам |

|делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), |

|пекут пирожки. В фольклоре центральное место занимают сказания на |

|общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и |

|исполнителей песен (джегуаки). Распространены песни-плачи, трудовые и |

|шуточные песни. Традиц. муз. инструменты - скрипка, бжамей (свирель), |

|пхарчач (ударный инструмент), разл. бубны, на к-рых играли руками и |

|палочками. В кон. 18 в. у русских была заимствована гармоника, на ней |

|играют гл. обр. женщины, на остальных инструментах - мужчины. В 14-15 |

|вв. Ч. считались христианами. Христианство проникло сюда из Византии и|

|Грузии в 10-12 вв. В 14 в. сюда стал проникать ислам. Окончательно |

|исламизированы Ч. к 18 в., но следы христианства сохранялись в |

|Черкесии вплоть до 20 в. Ч. поклонялись мн. древним божествам - богу |

|плодородия Тхагаледжу, покровителю охоты Мазытхе, пчеловодства - |

|Мериссе, кр. рог. скота - Ахину, коз и овец - Ямшу, верховой езды |

|-Зейк1уэтхэ, богу молнии и грома Шиблэ, металла и кузнецов - Тлепшу. |

|АБАЗИНЫ, абаза (самоназв.), народ в России, в Карачаево-Черкесии и на |

|В. Адыгеи. Числ. 33,0 тыс. чел., в т.ч. в Карачаево-Черкесии 27,5 тыс.|

|чел. Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (ок. 10 тыс. чел.).|

|Общая числ. ок. 44 тыс. чел. Язык абазинский абх.-адыг. группы |

|северокавказ. семьи, имеет два диалекта: тапантский (лежит в осн. лит.|

|яз.) и ашхарский. Распространены кабардино-черкесский, рус. яз. |

|Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. |

|А.- коренные жители Кавказа. Их предки были сев. соседями абхазов и, |

|по-видимому, уже в 1-м тыс. н.э. частично ими ассимилированы. В 14-17 |

|вв. А., жившие по черноморскому побережью между рр. Туапсе и Бзыбь, |

|переселились на Сев. Кавказ, где осели по соседству с адыгски-ми |

|племенами. В дальнейшем значит. часть А. была ассимилирована адыгами, |

|другая испытала их сильное культурное влияние. К сер. 19 в. традиц. |

|занятия, быт и нар. творчество А. мало отличались от адыгских, вместе |

|с тем нек-рые черты традиц. культуры А. сближают их с абхазами |

|(развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и |

|орнаментики и др.). В 1860-х гг. рос. пр-вом было осуществлено |

|переселение А. на равнину. До переселения гл. отраслью х-ва было |

|отгонное скотоводство (гл. обр. мелкий, а также кр. рог. скот, лошади;|

|коневодство - престижное занятие), со 2-й пол. 19 в. стало преобладать|

|земледелие (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Дом. |

|промыслы и ремёсла: обработка шерсти (изготовление сукна, войлоков - |

|гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, ноговиц, поясов, попон и |

|т.д.), выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Традиц. |

|социальная организация - сел. общины, большие и малые семьи, |

|патронимии. Традиц. аулы делились на патронимич. кварталы, на равнине |

|- скученные, в горах гнездового типа. Древнейшее жилище - круглое, |

|плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и |

|многокамерные дома из плетня; в кон. 19 в. стал применяться саман. Со |

|2-й пол. 19 в. появились кирпичные и дерев. рубленые дома под железной|

|или черепичной крышей. Традиц. усадьба включала один или неск. жилых |

|домов, в т.ч. помещение для гостей - кунацкую, и, в отдалении от них, |

|комплекс хоз. построек. Традиц. одежда общекавк. типа. Основу традиц. |

|кухни составляют растит., молочные и мясные продукты. Излюбленное |

|блюдо - белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями. |

|Пили слабоалкогольный напиток (буза). Характерны обычаи и обряды, |

|связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, |

|разл. жанры сказок, песен. Особенности традиц.-бытовой культуры более |

|всего сохраняются в пище, семейной и др. обрядности, этикете, нар. |

|творчестве. Продолжается ассимиляция А., в т.ч. за счёт частых |

|смешанных браков с черкесами; в то же время усиливается Движение за |

|культурное возрождение и нац. автономию |

|Осетия |

|ОСЕТИНЫ, ирон, дигорон [самоназв.; сохранились также этнонимы туалаг |

|(двалы, группа О. Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, |

|группа О. в Юж. Осетии)], народ в Рос. Федерации (осн. нас. Сев. |

|Осетии, числ. ок. 335 тыс. чел.) и Грузии (осн. нас. Юж. Осетии, числ.|

|65 тыс. чел.); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. чел.), в |

|Карачаево-Чсркесии (4 тыс. чел.). Числ. в России 402 тыс. чел. Осн. |

|субэтнич. группы: иронцы и дигорцы (на 3. Сев. Осетии). Говорят на |

|осетинском яз. иранской группы индоевроп. семьи. Имеет 2 диалекта: |

|иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность |

|(с 19 в.) на основе рус. алфавита. Верующие - православные, есть |

|мусульмане-сунниты. Впервые в исторических источниках как дигоры |

|(ашдигоры) упоминаются в "Армянской географии" (7 в.). В этом же |

|источнике названы двалы. Груз. историк Леонтий Мровели (11 в.) |

|указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из |

|Грузии через терр. двалов на Сев. Кавказ. О.- один из древних народов |

|Кавказа. Уже со времён скиф. походов в Переднюю Азию они именуются в |

|груз. хронике овсами (осами, отсюда рус. назв. осетины). Сваны |

|называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши|

|- ири, балкарцы и карачаевцы -дюгер, кабардинцы - къущхьэ. |

|Формирование осет. народа связано с аборигенным населением Сев. |

|Кавказа (создателями кобаиской культуры) и с пришлыми ирано-язычными |

|народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 в. н.э.). В |

|результате оседания последних на Центр. Кавказе коренное население |

|восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный |

|союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони -в рус. ср.-век. |

|источниках) положил начало образованию осет. народности. В 13 в. |

|аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы |

|оттеснены с плодородных равнин к Ю., в горные ущелья Центр. Кавказа. |

|На его сев. склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к |

|плем. делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на |

|южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости |

|от груз. князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в |

|страны Вост. Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа |

|потомков алан, к-рая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже|

|с 40-х гг. 18 в. складывались рус.-осет. отношения. Рус. пр-вом была |

|создана "Осет. духовная комиссия". Члены комиссии организовали осет. |

|посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению О. в |

|Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. О., |

|испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию|

|с просьбой к рус. правительству о переселении их в предгорные р-ны |

|Сев. Кавказа. В 1774 Осетия "добровольно" вошла в состав России. |

|Усилилась консолидация осетинской народности. В кон. 18-19 вв. |

|началось переселение части О. с гор на равнины. Земли, переданные О. |

|рос. правительством, закреплялись в основном за осет. знатью. После |

|1917 происходит массовое переселение О. на равнину. 20 апр. 1922 была |

|образована Юго-Осет. АО в составе Груз. ССР, в 1924 - Сев.-Осет. АО, |

|к-рая 5 дек. 1936 была преобразована в Сев.-Осет. АССР в составе |

|РСФСР. В 1990 Верх. Совет респ. принял Декларацию о гос. суверенитете |

|Респ. Сев. Осетия. На равнине осн. традиц. занятие - земледелие |

|(пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием|

|было развито скотоводство (овцы, козы, кр. рог. скот). Традиц. система|

|земледелия на равнине - трёхполье. Гл. орудие в горах - рало с |

|железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине -тяжёлый плуг, в|

|упряжке к-рого было 8-10 волов. Скот-во было важнейшим занятием, |

|обеспечивавшим О. продуктами питания, сырьём, тягловой силой. |

|Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый |

|скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - произ-во |

|сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, |

|ювелирное, вышивка и др. Традиц. поселения в горах (кау) - небольшие, |

|кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной |

|планировки. Осн. строит, материал -камень, в лесистых ущельях - |

|дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши |

|плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи|

|с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. |

|Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, |

|совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью |

|(считались священными, как и центр, опорный столб, поддерживающий |

|перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей |

|устраивалась кунацкая комната. |

|Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. |

|Сохранились кровная месть, распространяющаяся на близких и дальних |

|родственников. Она возникает из-за земли, оскорбления чести, похищения|

|женщин и т.д. Примерение завершается выплатой скота, ценных вещей |

|(оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для|

|угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, |

|побратимства, взаимопомощи, аталы-чества мало отличались от |

|аналогичных у других народов Сев. Кавказа. Пережитки родового строя |

|проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая |

|(осрвадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы сов. |

|власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи |

|были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности |

|между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Осн. семьёй|

|была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: |

|безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с |

|тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением |

|пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей |

|на семейных и обществ, торжествах. Большинство О. исповедовало |

|православие, проникавшее в 6-7 вв. из Византии, позже из Грузии, с 18 |

|в. из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 вв. от |

|кабардинцев); сохранялись языч. верования и обряды. Среди |

|разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героич. |

|песни, предания, плачи. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формируется осет.|

|интеллигенция. В 1798 издана первая книга па осет. яз. ("Краткий |

|катехизис"). В 40-х гг. 19 в. рус. филологом и этнографом А.М. |

|Шег-реном составлены осет. грамматика и осет. практический алфавит на |

|рус. основе. На нем стала выходить духовная и светская лит-ра, |

|фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осет. лира" |

|("Ирон фандыр"). До сер. 1910-х гг. в Осетии имелось более 200 нач. и |

|ср. школ, значит, число нац. интеллигенции, развивалась худ. лит-ра, |

|появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие |

|образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы |

|проф. театры, гос. ансамбли, худ. коллективы. |

|Адыгея |

|АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), |

|коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах |

|Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. |

|чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: |

|абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, |

|махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. |

|Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, |

|диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, |

|бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. |

|графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - |

|кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. |

|После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди |

|ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. |

|протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. |

|демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, |

|они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена |

|(бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С |

|1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём |

|освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию |

|А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы |

|военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были |

|подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. |

|были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть|

|А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с |

|1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. |

|занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - |

|кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и |

|мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, |

|бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и |

|серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, |

|делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной |

|планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому |

|пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых |

|сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная |

|рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, |

|войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы;|

|у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное |

|распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными |

|лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым |

|галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные |

|продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании |

|малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). |

|Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами.|

|Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было |

|распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен |

|разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор |

|включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, |

|бытовые и др., танцы. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.