рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народы Северного Кавказа

|шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол.|

|19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и |

|бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, |

|матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, |

|разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. |

|пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый |

|хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. |

|Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, |

|собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, |

|поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. |

|передаются на аварск. и бежтинск. яз. |

|Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного |

|Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к |

|андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены |

|аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской |

|кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. |

|Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. |

|входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось|

|в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой |

|группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование |

|союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 |

|в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. |

|активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и|

|Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. |

|Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, |

|персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, |

|незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, |

|овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее |

|вспомогат. роль жив-во - мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в |

|небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были |

|распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, |

|обработка кожи, шитьё папах и обуви. Б. вели оживлённую торговлю с |

|Закавказьем и Сев. Кавказом, в основном фруктами. Селения компактные, |

|тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие |

|под домами. Селения разделены на кварталы по терр. принципу. Жители |

|делились на 7-8 тухумов (родств. группы). На самых высоких местах |

|ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - |

|четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр.|

|типы -двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской |

|земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для |

|скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду |

|галерею на столбиках. Дерев- конструкции украшали резьбой. В кладке |

|стен встречаются плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением|

|животных, крестами. Нац. одежда общедаг. типа. Характерен женский |

|головной убор - "рогатая чухта". В комплект муж. костюма входи ли |

|рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы,|

|бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная.|

|Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор |

|(к1ашт1а), платки с кистями и без них. Традиц. пища - блюда из |

|продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, |

|дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной |

|начинкой. Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, |

|исторические и эт-погенетические предания, мифы, волшебные сказки, |

|бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, |

|загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен|

|(на ботлихском и на авар. яз.). |

|ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Числ. |

|0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. |

|Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, |

|рус., гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на|

|аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В |

|раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й пол. 18 |

|вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813)|

|приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. |

|Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев |

|1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 |

|в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. В 1947 Г. |

|насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на |

|терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр. Осн. традиц. занятие - |

|скотоводство, гл. обр. овцеводство. Разводили коров, коз; занимались |

|коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень,|

|рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Дом. |

|ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, |

|вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных |

|орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко |

|регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Осн. |

|занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и |

|полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа |

|традиц. соц. организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. |

|Сохранялась роль патриарх, кровнородств. объединений - тухумов. |

|Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне|

|сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, |

|родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, |

|гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, |

|гл. обр. двухэтажные, с хлевом на нервом и жильём на втором этаже. |

|Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. |

|Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились |

|открытые лоджии. Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны, |

|бешмет, черкеска, бурка, разл. овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные|

|шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная |

|обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, |

|башмаки, ноговицы, со 2-й пол. 19 в. сапоги с каблуком русского |

|образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных |

|(реже - в серебряных) ножнах. Жен. традиц. одежда: туникообразные |

|платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до |

|щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые |

|шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин |

|(кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными |

|камнями. Пища в осн. мучная и мясо-молочная. Осн. блюда - хинкалы, |

|толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, |

|вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное нар. творчество |

|(пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, |

|сказки) на аварском и гинухском яз. Развита нар. медицина. Сохранились|

|традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом,|

|тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, |

|рощи, озера и т.д. |

|ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназв.), народ в России. Числ. ок. 3 тыс. |

|чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. |

|Говорят на годоберинском яз., имеющем диалекты. Распространены авар., |

|рус. яз. Письменность на авар. яз. на осп. рус. графики. Верующие - |

|мусульмане-сунниты. К кон. 14 в. часть Г. исповедовала христианство, |

|часть - традиц. верования. Исламизиропаны Г. в 16 в. Распространение |

|ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению |

|культурного развития Г. После присоединения Дагестана к России (1813) |

|приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под |

|рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 -Респ. |

|Дагестан. По переписи 1897 Г. насчитывалось 1172 чел., 1926 - 1512. В |

|февр. 1944 жители с. Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в |

|1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский р-н, с. Терочное. Традиц. |

|занятия Г.- пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже |

|кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, |

|виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и |

|ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, |

|производство войлока. Осн. совр. занятия - земледелие, скотоводство, |

|садоводство, подсобное - пчеловодство. Мн. Г. живут в городах, заняты |

|в пром-сти. Традиц. поселения на холмах, улицы довольно широкие, |

|неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годе-кан, где |

|мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и |

|боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с |

|16-17 вв. имели чисто терр. характер. Традиц. жилище из камня, дерева |

|(в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в |

|плане, каркас-но-столбовое; ныне дома совр. типа. Традиц. одежда |

|сходна с одеждой бот-лихцсв. В основе муж. костюма - тунико-образная |

|рубаха, штаны, бсшмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной |

|формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиц. обувь нескольких|

|типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс жен. одежды |

|входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался|

|серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с |

|войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В традиц. пище |

|преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка),|

|распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, |

|курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее |

|распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе |

|традиц. социальной орг-ции -сел. община, большое значение имели |

|патриарх, кровнородств. объединения -тухумы. Семья малая, счёт родства|

|ведётся но отцовской и по материнской линиям. Широко распространена |

|родств. и соседская взаимопомощь. Похорон-но-помипальпая обрядность |

|сочетает элементы домусульм. и мусульм. обрядов. Жанры фольклора |

|разнообразны -предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и|

|т.п., нек-рые двуязычны (передаются также на аварск. яз.). Популярны |

|легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о |

|происхождении тех или иных тухумов. Развита нар. медицина. Сохраняются|

|домусульм. анимистич. представления (вера в духов, культы предков, |

|деревьев и т.п.). |

|ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (само-назв.), этнолингвистич. группа евреев в |

|России (11,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., |

|Кабардино-Балкарии -3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии -2,6 тыс. чел.). |

|Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв.|

|СССР - 18,5 тыс. чел. Язык - татский иранской группы индоевроп. семьи.|

|Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, рус. языки. |

|Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие - иудаисты. Судя по |

|языковым и косвенным исто-рич. данным, община Г.е. формировалась в |

|7-13 вв. в ходе иммиграции евреев из Сев. Ирана, а также, возможно, из|

|близлежащих р-пов Византийской им |

|Ингушетия. Чечня. |

|ИНГУШИ, галгаи (самоназв.), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в|

|Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Сев. Осетии (32,8 тыс.) и др. Более |

|мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Ср. Азии, а также на |

|Бл. Востоке. Общая числ. более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее|

|самоназв. вайнах) относятся к коренному нас. Сев. Кавказа. Говорят на |

|ингуш, яз. нахско-даг. группы северо-кавк. семьи. Распространён также |

|рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В горах И. жили отд. |

|обществами: Галгаевское (отсюда самоназв. И.), Цоринское, |

|Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в 16-17|

|вв. Одним из гл. направлений ингушской миграции с гор являлись |

|Тар-ская долина и др. земли по р. Камбилеевке. Здесь не позднее кон. |

|17 в. расположилось с. Онгушт (отсюда назв. И.), ныне с. Тарскос |

|Пригородного р-на Сев. Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный |

|процесс в 19 в. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное|

|население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань.|

|В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе |

|размещался ее административный центр, в 1934 она объединена с |

|Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В |

|1944 И. вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Ср. Азию|

|и Казахстан, республика упразднена. В 1957 Чечено-Ингушская АССР |

|восстановлена, народ вернулся на свою терр., при этом Пригородный р-н,|

|составляющий около половины терр. плоскостной Ингушетии, остался в |

|составе Сев.-Осетинской Республики, что служит источником конфликта И.|

|с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апр. 1991 закона |

|"О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение |

|независимости Чечни в нояб. 1991 вызвали движение за создание |

|самостоят. Ингушской респ. (обр. в 1992 в составе Рос. Федерации). В |

|результате вооруж. конфликта в Сев. Осетии и войны в Чечне в Ингушетию|

|въехало ок. 100 тыс. И. В хоз-ве нас. горной Ингушетии ведущее место |

|занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), |

|сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были |

|распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) |

|башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей |

|(средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и |

|заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми |

|вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный |

|саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской |

|ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его|

|жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с |

|черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж.|

|рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, |

|прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила |

|распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - |

|овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы,|

|войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже |

|-высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда:|

|удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие |

|штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали. |

|Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. |

|распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из |

|пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, |

|молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом)|

|и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. |

|Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, |

|куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании|

|малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки |

|экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная |

|солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. |

|И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ |

|святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся |

|развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели |

|нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., |

|распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной |

|- с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. |

|эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, |

|сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец |

|- парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и |

|изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным |

|орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры). |

|ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), |

|осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в|

|Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), |

|Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), |

|Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской |

|(4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 |

|тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. |

|чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. |

|Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух |

|толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. |

|нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, |

|чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. |

|Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность |

|после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на |

|основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним |

|гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", |

|"близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. |

|источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. |

|"говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ |

|нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в|

|рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. |

|(ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - |

|чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, |

|терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать |

|сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., |

|освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано|

|вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским |

|кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа |

|в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне |

|Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. |

|нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская |

|равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни |

|объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом|

|постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским |

|ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на |

|чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, |

|устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с |

|Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.