рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народное хозяйство Украины

Росло количество крестьян, нанимавшихся в батраки: в 1925 году на селе

нанималось 240,8 тысяч рабочих, а в 1937 - 431,5 тысяч.

Все это создавало остроконфликтные ситуации в межклассовых отношениях,

закладывало основу социально - экономических потрясений в украинской

деревне.

В условиях НЭПа значительно активизировалось кооперативное движение

крестьян. Простейшей и наиболее доступной для сельских тружеников формой

кооперации была потребительская кооперация (заготовки и сбыт продукции). В

1921 году из системы потребкооперации выделялась сельскохозяйственная

кооперация. В ее рамках создавались объединения как для совместного ведения

сельского хозяйства, так и для снабжения крестьян орудиями производства,

семенами, удобрениями, для переработки излишков продукции и т.д.

Всего к середине 20-х годов на Украине существовало 6712 потребительских и

11320 сельскохозяйственных кооперативных обществ. Всеми видами

производственной кооперации было охвачено 1,5 млн. Или свыше 30%

крестьянских хозяйств, а с учетом потребительской кооперации - больше

половины сельского населения.

Общие итоги восстановления сельского хозяйства республики на основах НЭПа

были значительны, хотя и противоречивы. Уже весной 1925 года посевные

площади на Украине составляли 95% уровня 1913 года.

Благосостояние крестьянских хозяйств во второй половине 20-х годов

возросло. В 1924-25 годах товарооборот сельской розничной торговли возрос в

2,6 раза.

Вместе с тем, количество товарной продукции, поступавшей на рынок их

деревни, не удовлетворяло спрос городского населения. Низкой осталась

культура сельскохозяйственного производства, а государство не имело

возможности резко наращивать вложения в сельское хозяйство. В результате

оно осталось в лучшем случае на уровне, уже достигнутом в дореволюционный

период.

В период НЭПа осуществляется коренная реформа управления промышленностью.

Схема управления отраслью приобрела такой вид: Высший совет народного

хозяйства (ВСНХ) - синдикат - трест. ВСНХ, будучи освобожденным от

оперативного руководства предприятиями, стал заниматься разработкой только

планов развития промышленности в целом, осуществлением контроля за их

выполнением, проведением единой технической политики. Синдикаты ( созданные

на паях хозрасчетные торговые объединения трестов )выполняли функции сбыта

продукции, посредством заказов регулировали работу трестов. Основной же

производственной единицей стали ( до конца 30-х годов) хозрасчетные

объединения - тресты. Они были наделены правами планирования, распределения

средств, расстановки кадров. Тресты всецело отвечали за безубыточность

своих предприятий (декретом от 10 апреля 1923 года было установлено, что

государственная казна за долги трестов не отвечает ). В конечном же счете

это означало, что из пассивного объекта управления сверху государственное

предприятие превращалось в активный субъект социально - экономической

политики.

Логическим следствием денатурализации хозяйственных отношений в стране

стало восстановление товарно - денежной и финансово - кредитной подсистем.

В результате денежной реформы 1922-1924 годов был осуществлен переход к

твердой валюте. Возобновили работу банки. Поставив под жесткий контроль

рублем производственную деятельность трестов, банки стимулировали более

эффективный труд. Промбанк ввел порядок выдачи трестам долгосрочных ссуд

под новое строительство на конкурентной основе.

Предоставление значительной хозяйственной самостоятельности трестам

органически увязывалось, далее, с развитием плановых начал в народном

хозяйстве. Так, в 1921 году был создан центральный плановый орган страны

(Госплан). При этом НЭП не менял единого государственного хозяйственного

плана и не выходил из его рамок, а менял подход к его осуществлению. Иначе

говоря, в условиях НЭПа важное значение приобретала проблема сочетания

плана и товарно - денежных отношений, плана и рынка.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что охарактеризованный процесс был далеко

не однозначным. Демократические методы хозяйствования ( когда одним из

важнейших регуляторов, управляющих развитием экономики, становится рынок),

содействовали экономическому прогрессу страны. Но в то же время постепенное

утверждение сталинского режима ( с его командно - административной системой

) неуклонно вело к нарастающему отчуждению трудящихся от собственности и

власти, к снижению мотивации производительного труда, усилению противоречий

в экономических и социальных отношениях.

С допущением местного товарооборота, разрешением частнопредпринимательской

деятельности, восстановлением рынка в масштабах всей страны обеспечивалась

смычка между городом и селом. Важнейшую роль в этом успехе играл также

перевод государственных предприятий на коммерческий расчет.

Широкому внедрению хозяйственного расчета препятствовал ряд причин:

нехватка основных и оборотных средств, экономически подготовленных кадров,

отсутствие развитого снабженческо - сбытового аппарата, длительная

неприбыльность предприятий возрождаемой тяжелой индустрии и т.д.

Многие из этих переведенных на коммерческий расчет предприятий практически

не смогли работать на началах самофинансирования и окупаемости. В связи с

этим государственные предприятия стали объединяться в тресты. Чаще всего

объединялись предприятия, производящие однородную продукцию, или же

разнородные, но технологически связанные между собой. На трестах лежала вся

полнота ответственности за организацию производства и сбыта, выполнение

годовых заданий и качество выпускаемой продукции. Именно трест, особенно

середины 20-х годов, являлся юридическим лицом и субъектом самостоятельных

имущественных прав. Предприятия же, входившие в его состав, прав

юридического лица, производственной, коммерческой и финансовой

самостоятельности не имели. В качестве основной промышленной хозрасчетной

единицы трест просуществовал около 9 лет. Если же в начале НЭПа тресты -

автономные и оперативно самостоятельные звенья социалистического сектора

производства, то с 1927 года они превращаются в хозяйственных агентов

государства, выполняющих плановые задания. Потенциальные возможности

трестов как участников рыночных отношений не были использованы и в силу

ряда других объективных причин. В частности, из-за неразвитости собственной

системы материально- технического снабжения и сбыта они не могли стать на

рынке ни полноценным продавцом, ни покупателем.

Осознав неразрешимость проблемы материального обеспечения и сбыта готовой

продукции своими силами, тресты по своей инициативе стали создавать такие

хозяйственные организации как синдикаты. Синдикатские формы организации

государственной промышленности возникли в марте 1921 - январе 1923 года.

Синдикаты представляли собой объединения добровольного типа, которые

строили свои отношения с трестами на договорных коммерческих началах.

Капитал синдикатов формировался за счет кредитов банка, государственных

ссуд, паевых взносов трестов и выпуска акций. Основные функции синдикатов

состояли в том, чтобы способствовать своим трестам- пайщикам в реализации

готовой продукции и обеспечения их материалами, полуфабрикатами, сырьем,

топливом. Деятельность синдикатов строилась на коммерческой основе (т.е.

была платной). Их работники были заинтересованы в получении прибыли.

В самые первые годы своего существования ни тресты, ни синдикаты с задачей

организации все более масштабного товарооборота ( особенно в

территориальном разрезе ) не справлялись. Не имелось и компетентных

государственных органов, которые занимались бы на должном уровне изучением

зарождавшегося рынка, учетом спроса и предложения, действенным

регулированием товаропотоков в пределах городов, уездов, губерний

(областей), республик, страны в целом. В связи с этим был восстановлен

такой важнейший элемент капиталистической практики хозяйствования как

биржа. Биржа представляла собой регулярно действующий рынок по торговле

определенными товарами, непосредственно не выносимыми на рынок, имеющими

четкие качественные и количественные характеристики, подтверждаемые

документами, и цены, которые официально устанавливаются на основе спроса и

предложения. Первые советские биржи возникли по инициативе самих торгующих.

Постановлением СТО от 28 августа 1922 года и примерным уставом биржам

ставилась задача "выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и

упорядочивать как товарообмен, так и связанные с товарообменом товарные и

торговые операции". На основе этих общих положений определились следующие

основные направления деятельности бирж: создание централизованного рынка;

выявление состояния рынка и цен и информации о нем торгующих и

правительственных органов; регулирование рынка; защита интересов торговли;

содействие развитию более сложных и высоких форм торговли (переход от

продажи конкретных товаров к сделкам на срок и по образцам, применение

междубиржевых сделок и т.д.). По мере развертывания биржевой торговли в ней

наростало участие частного капитала.

Возникновение, развитие и ликвидация синдикатской формы оптовой торговли и

биржевой торговли объясняется изменением положения и роли государственной

торговой системы в экономике страны. Они функционировали до тех пор пока не

укрепились государственная оптовая и оптово-розничная торговля. Парадокс

заключается в том, что они сами максимально способствовали этому.

В осуществлении новой экономической политики, направленной на установление

товарно- рыночных связей между городом и селом, все же большую роль, чем

государственная торговля, сыграла кооперация. В начале НЭПа все основные

виды кооперации (потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-

промысловая) оказались слитыми в одну потребительскую кооперацию, т.к.

занимались одним и тем же - заготовкой и распределением продукции.

Потребительская кооперация стала составной частью государственного

обюракраченного распределительного аппарата. Лишенная в его рамках всякой

инициативы и самостоятельности она медленно агонизировала. В обстановке

нарастающего товарного голода многие кооперативы прекращали свою

деятельность. С целью возрождения кооперации были разработаны и

осуществлены разнообразные мероприятия. Кооперации были представлены более

широкие возможности участвовать в заготовительно - сбытовых операциях, на

основе аренды ей представлялось участвовать в заготовительно - сбытовых

операциях, на основе аренды ей передавались национализированные

предприятия, с помощью государственных ссуд поддерживались кредитные

операции кооперативных учреждений и т.д. Однако реальность была такова, что

кооперативные объединения должны были опираться на собственные силы,

средства пайщиков. Крупных успехов достигла кооперация на Украине в области

торговли. В соответствии с установками НЭПа она стала самым активным

организатором и участником товарооборота. В конце 20-х годов кооперативный

сектор занял доминирующее положение в общем товарообороте всех секторов

хозяйства Украины. Если в 1925-26 г.доля кооперативной торговли в общем

товарообороте республики составляла 37,2%, в 1926-27 г. - 43%, то в 1927-28

г. - уже 52,8%. В конце 20-х годов по инициативе сверху начинается

свертывание кооперации как самостоятельной организации, всячески

ограничивается сфера ее деятельности. Промысловая кооперация сокращает свои

снабженческо - сбытовые и кредитные операции, полиморфная

сельскохозяйственная кооперация сводиться к одной форме - коллективным

хозяйствам. Потребительская кооперация вновь стала превращаться в

распределительно - снабженческий аппарат.

Наряду с государственным и кооперативным сектором в важнейших отраслях

народного хозяйства определенное развитие в период НЭПа получил

частнокапиталистический сектор. Развитию частного предпринимательства

мешало отсутствие необходимых капиталов, цельного законодательства,

гарантирующего его существование, общий антирыночный настрой

люмпенизированных широких масс населения и другие причины. Самым

отрицательным образом на частном предпринимательстве оказывалось его

неприятие со стороны государственно-партийных структур. Побывавший в СССР в

1925 году всемирно известный английский экономист Д. Кейнс в своей работе

"Беглый взгляд на Россию" писал по этому поводу следующее: "Система как

будто отнюдь не запрещает торговые и посреднические сделки. И политика

вроде бы их не сдерживает, но заниматься ими считается либо опасным, либо

зазорным и постыдным. Частные торговцы - своего рода дозволенные

отверженные, как евреи в средние века: тем у кого есть склонность к

торговле, создана видимость отдушины, но она не считается естественным и

одобряемый занятием обычного гражданина". В Советском Союзе, и в том числе

на Украине, желающих обзавестись собственным делом становилось все меньше.

С переходом к НЭПу товарно - денежные отношения стали постепенно вытеснять

натурализированные хозяйственные связи, связывая многоукладную экономику

воедино. Однако на момент перехода к НЭПу в стране развитого денежно -

кредитного хозяйства, банковской и финансовой системы практически не

существовало. Денежные доходы в государственный бюджет не поступали. А

деньги нужны всегда, пока есть товары,- таков экономической постулат. Но в

годы военного коммунизма авторитет денег в стране значительно упал, так как

была сделана ставка на ликвидацию товарно - денежных отношений. Вместо

денег вводилась талонная система натуральной оплаты труда, в основе которой

была "пайковая" зарплата по категориям.

Именно таким виделся кратчайший реальный путь перехода ко всеобщему

равенству, обоснованный теоретиками экономической политики военного

коммунизма. Население бесплатно пользовалось жильем, общественным

транспортом, бесплатными были коммунальные услуги. Одежда, обувь выдавались

в соответствии с установленными местными нормами в зависимости от

принадлежности к определенным социальным классам и категориям. Все это

привело к падению производительности труда. Падение было обусловлено

незаинтересованностью рабочих в результатах производительности труда,

отсутствием реальных стимулов. Показательными в этом отношении были частные

сообщения в газетах о том, что различные категории населения требовали для

себя тех же льгот, какие получали по карточкам более "привилегированные".

Заинтересованными в подобном "коммунистическом распределении" были, прежде

всего, неквалифицированные рабочие, получавшие не только зарплату, но и

частичную денежную оплату, вне зависимости от количества и качества

вложенного труда. Рабочие с достаточной квалификацией потеряли всякий

интерес к производительному труду и часто уходили в деревню, где было легче

прожить. В Донбассе складывалось катастрофическое положение с добычей угля,

что грозило полным развалом экономики страны, питавшейся топливом из

единственной всесоюзной кочегарки. А причина одна - отсутствие реальных

стимулов к труду. Оценка личного вклада каждого человека требует какого- то

эквивалента, и самым универсальным являются деньги. В момент перехода к

НЭПу устойчивых денежных знаков, полноценных средств обращения, платежа и

накопления страна не имела. В связи с тем, что государственные расходы в

основном покрывались путем печатания совзнаков ( не покрытых товарной

массой ) в типографиях, рубль все более обесценивался. Жизнь требовала

проведения радикальной денежной реформы. В основу разработанной денежной

реформы была положена идея существования параллельных денежных систем

(старой и новой) с последующим вытеснением старой. Началось соревнование

между имевшим хождение казначейским денежным знаком (совзнаком) И новой

денежной единицей - банковскими билетами (червонцами). Денежная реформа в

Советской России началась 12 октября 1922 года изданием декрета о

банкнотах. По декрету червонцы обеспечивались на четверть своей ценности

драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой, а остальные три

четверти - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими

обязательствами.

Вот лишь небольшая иллюстрация обесценивания этих денег: в январе 1924 года

курсы золотого рубля приравнивались к денежным знакам 1923 года таким

образом: 5 января - 3000 рублей, 9 января - 3750, 13 января - 4600, 21

января - 6100, 2 марта - 33000, 7 марта - 45000.

Такое стремительное падение стоимости банкнот требовало ответных действий

государства. В качестве твердой счетной единицы было введено понятие

"товарный рубль". Это были своеобразные, постоянно менявшиеся переводные

коэффициенты. Товарным рублем называлась стоимость набора из 24 предметов

широкого потребления (включая продукты). Цена набора товаров

устанавливалась 4 раза в месяц, по ней вычислялся товарный рубль, о чем

сообщалось населению через прессу. Пока советский рубль продолжал

обесцениваться, приходилось страховать заработок рабочего от падения

вычисляя его в твердой единице, одной из которых был товарный рубль. Чтобы

знать, выгодно или убыточно предприятие, нужно было уметь считать доходы и

расходы не в условных, а в реальных денежных единицах, признаваемых рынком.

Новой денежной единицей, которая завоевала себе признание на рынке, стал

червонец.

В ноябре 1922 года наркомом финансов был назначен член ЦК РКП(б)

Г.Я.Сокольников, с именем которого во всем мире связывают уникальную

финансовую операцию оздоровления денежного обращения в стране.

Первое время параллельно деньги находились в обращении, одновременно

конкурируя друг с другом. Сущность "соревнования" двух денежных единиц

заключалась в том, что червонец выпускался в ограниченном количестве,

полностью зависевшем от его золотого обеспечения. Один червонец в начале

обменивался на 60000 совзнаков. Вначале червонцы были средством кредитного

обращения и выпускались Госбанком по его коммерческим операциям. Червонцы

имели крупное достоинство - золотое основание, что делало их чрезвычайно

привлекательным кредитным документом. Поэтому они не только обесценивались,

как бумажные совзнаки, а постоянно росли в цене параллельно обесцениванию

"бумажек".

Теперь остановимся на специфике развития промышленного производства на

Украине в условиях НЭПа.

НЭП оказал серьезное влияние на процесс трестирования промышленности

Украины.

В УССР тресты стали создаваться осенью 1921 года. Среди первых были :

"Химуголь" - на базе заводов и шахт Лисичанского района в Донбассе,

"Югосталь", объединивший Макеевский, Петровский и Юзовский металлургический

заводы, "Сахаротрест", Украинский текстильный трест и другие. В начале 1922

года Украинскому СНХ непосредственно подчинялось 24 треста, объединявшие

433 предприятия всех отраслей.

Развитие новых экономических отношений обусловило восстановление кредитно -

банковской системы. VI Всеукраинский съезд Советов еще в декабре 1921 года

отметил, что создание и укрепление регулярно работающего аппарата "является

делом первой важности".

В период НЭПа были заметны перемены в системе организации производства.

Было ликвидировано уравнительное распределение при оплате труда,

натуральное снабжение рабочих постепенно заменено зарплатой, учитывающей

качество и количество работы.

Внедрение принципа оплаты за труд дало огромный эффект. По подсчетам

экономиста С.Г.Грунилина, "эффективная", т.е. зависящая от напряженности

труда, доля заработка составляла в 1920 году всего 5,6%, в 1921 - 23%, а в

1922 - 71,8%.

Одновременно были приняты меры к вытеснению частного капитала из оптовой

торговли на селе, к замене его кооперацией. Результатом всех этих усилий

явилось снижение оптовых цен на промышленную продукцию Украины на одну

треть уже весной 1924 года, а на некоторые товары крестьянского потребления

цены стали еще дешевле.

Большую роль в подъеме экономики республики сыграла проведенная в стране

денежная реформа.

В первой половине 20-х годов промышленность Украины, преодолевшая возникшие

трудности, все же смогла решить многие задачи, используя потенциал НЭПа.

Уже в 1924 - 25 годах вся крупная промышленность республики выполняла

производственные планы на 108%, а спустя еще год - на 110%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.