рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

квота составляет около 15—16% (если рассчитывать ВВП по паритету

покупательной способности рубля).

Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней

торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте,

которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда определяют

соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по

паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно

страна участвует в международной торговле. У России этот показатель

составляет 0,7 (2%:3%), у США - также 0,7(14%:21%), у Японии-0,9 (8%:9%).

Важны и абсолютные показатели интернационализации, например,

стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он

составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150

долл.

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необходимо

обращаться не только к международной торговле, но и к международному

движению факторов производства. Так, показателями участия страны в

международном движении капитала являются объем накопленных зарубежных

капиталовложений страны по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране

иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в

ежегодных инвестициях страны, объем государственного внешнего долга страны

по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по

отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

Российские капиталовложения за рубежом большинством экономистов

оцениваются в 200—300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП

России (по паритету покупательной способности, равному примерно 1000 млрд.

долл.) составляет 0,2—0,3:1,0.

Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу

2003 года составил $57 млрд. 014 млн. и увеличился на 32,8% по сравнению с

началом 2003 года. Эти данные распространил Госкомитет РФ по статистике.

За 2003 г. в экономику России поступило $29 млрд. 699 млн. иностранного

капитала, погашено (выбыло) за этот период $16 млрд. 497 млн.

Среди иностранных инвестиций в российской экономике 45,8% составляют прямые

($26 млрд. 131 млн.), 2,5% - портфельные ($1 млрд. 429 млн.), 51,7% -

прочие инвестиции ($29 млрд. 454 млн.). По состоянию на конец декабря 2002

г. доля накопленных прямых инвестиций составляла 47,4% в их общем объеме,

портфельных - 3,4%, прочих - 49,2%.

Основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются наиболее

значительные инвестиции в Россию, являются Германия (объем накопленных

инвестиций - $10 млрд. 204 млн.), Кипр ($8 млрд. 085 млн.), Великобритания

($7 млрд. 220 млн.), США ($5 млрд. 296 млн.), Франция ($4 млрд. 776 млн.),

Нидерланды ($3 млрд. 575 млн.), Люксембург ($3 млрд. 464 млн.), Япония ($1

млрд. 900 млн.), Виргинские острова ($1 млрд. 519 млн.), Швейцария ($1

млрд. 450 млн.), на долю которых в сумме приходится 83,3% общего объема

накопленных инвестиций [8].

Таким образом, соотношение накопленных в России иностранных инвестиций

с ВВП составляет 0,05:1,0. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения

составляют соответственно 0,6:1,0 и 0,7:1,0. В связи с небольшим объемом

иностранного капитала в России невелика и его доля в ежегодных

капиталовложениях — около 5% в конце 90-х гг. (если считать только

иностранные прямые инвестиции). Что касается государственного внешнего

долга, то по многим развивающимся странам он превышает объем их ВВП (по

некоторым — многократно), у развитых стран он незначителен, а у России

составляет на начало конец 2003 г. свыше 119 млрд долл., что составляет 27%

ВВП.

Показателями участия страны в международном движении других факторов

производства могут быть доля иностранной рабочей силы в общей численности

занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля

иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в

стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и

управленческих услуг.

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот

процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспортной квоты, существовавший

у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70—80 гг. До

сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между

вывозом капитала и внутренними капиталовложениями в ведущих странах

Западной Европы, которое существовало в указанный период (например,

накануне Первой мировой войны Великобритания экспортировала капитала

больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс

интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно,

сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира —

Восточной и Юго-Восточной Азии.

4 Институты международной экономической

интеграции и интеграционные объединения

В различных регионах земного шара сложились несколько интеграционных

объединений. Они существенно отличаются друг от друга по характеру

складывающихся между странами-участниками отношений, по используемым

организационным формам и результатам деятельности.

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия,

Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое

сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых

государств, укреплялось и превратилось в мощную экономическую группировку.

В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. —

Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. 1 мая 2004 г. в состав Евросоюза

вошли сразу 10 новых членов, увеличив число стран – участниц объединения

до 25. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление

интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к

интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая

организацию совместных исследований и разработок, создание совместных

программ, разработку общих законодательств и т. д.

В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли,

разрабатывается общая торговая политика по отношению к третьим странам,

проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание

самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка

сельскохозяйственного производства.

Потребности сформировать региональный хозяйственный комплекс обусловили

общее финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым

занимаются специальные межгосударственные организации и учреждения.

Европейское сообщество было создано из трех сообществ: Европейского

Сообщества по атомной энергии — Евратом, Европейского объединения угля и

стали — ЕОУС и ЕЭС.

Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает

правом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать

международные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры

иностранных дел всех стран-участниц. В его рамках действует Европейский

парламент (Европарламент) избираемый путем всеобщих и прямых выборов. Он

является консультационным и рекомендательным органом ЕС.

В 1978 г. была учреждена коллективная валютная единица ЕЭС, названная

ЭКЮ (англ. European Currence Unit - европейская валютная единица). ЭКЮ

стала одной из мировых валют и вступила в обращение в качестве мировых

денег во всемирном хозяйстве. В 1999 г. введена новая европейская валюта —

ЕВРО.

Страны-участницы «общего рынка» тесно связаны между собой: на

внутреннюю торговлю приходится около 60 % их общего внешнеторгового

оборота.

В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках

Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет

создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение

торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции.

Форсированными темпами осуществляются странами Западной Европы

многочисленные проекты многосторонних научно-технических программ в рамках

экономического и валютного союза с Европейским банком. Эти интеграционные

процессы обусловлены не только внутренними обстоятельствами, но и

экономическими и политическими тенденциями внешнего порядка. Первая

тенденция связана с резким увеличением масштабов международной конкуренции.

Как показывает практика, фирмы Старого Света в условиях раздробленности

национальных рынков, несогласованности мирохозяйственной политики,

ограниченности финансовых и технологических ресурсов узкими рамками

национальной экономики не в состоянии эффективно противостоять мощному

натиску заокеанских конкурентов.

Вторая тенденция сопряжена с развитием ситуации в странах Восточной

Европы. По мнению ряда западноевропейских аналитиков, реформы в

восточноевропейских странах могут быть заторможены, если государства

Западной Европы не окажут им значительную экономическую и организационную

помощь. Подобная перспектива чревата угрозой возрождения недемократических

режимов и подрывом европейской стабильности, что не соответствует интересам

ЕС. Но для этого Европейское Сообщество должно стать более целостными

сплоченным в хозяйственном и политическом отношении объединением.

Важным направлением деятельности Европейского Сообщества становится

состыковка различных технических норм и стандартов. Проблемой их

гармонизации занимаются Европейский комитет по стандартизации и Европейский

комитет по электротехнической стандартизации. Создание ЕВР отвечает и

интересам потребителей. Эффект от свободного движения капиталов, рабочей

силы и товаров не ограничивается лишь сближением уровня цен в различных

странах ЕС (хотя сама по себе разница между ними по одним и тем же товарам

порой превышает 50 %). Предполагается общее снижение уровня потребительских

цен под воздействием конкуренции, оптимизации масштабов производства,

структурных сдвигов и перемещения производства в районы с низкой стоимостью

рабочей силы, ведущее к снижению издержек.

Логика развития межнациональных производительных сил приводит все

страны и континенты к новому миропорядку. Предполагается, что в предстоящие

годы ЕС превратится в наиболее значительный фактор мировой хозяйственной

конъюнктуры и Евроэкономика обретет глобальное измерение. Это означает, что

воздействие Сообщества на другие секторы мирового хозяйства станет глубоким

и многоплановым, хотя оно связано с риском и угрозой сокращения прибылей.

Все же новая динамика евроинтеграции будет иметь в целом гораздо больше

позитивных, чем отрицательных моментов. В их числе — стимулирование

глубоких качественных сдвигов в международном разделении труда, содействие

либерализации мировой экономики, усиление межрегиональной хозяйственной

взаимозависимости, появление дополнительных возможностей для достижения

глобального экономического равновесия.

В мировом хозяйстве имеются более широкие по составу экономические

интеграционные объединения развивающихся государств. Эти объединения

создаются по разным причинам и преследуют разные цели. Хозяйственная

интеграция укрепляет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве,

защищает их интересы в отношениях с экономически более сильными партнерами,

противостоять которым в отдельности не может ни одно из молодых государств.

Исходя из этого, страны Азии, Африки и Латинской Америки развивают

хозяйственное сотрудничество путем коллективной опоры на собственные силы.

В ряде регионов созданы торговые блоки. Это, например. Ассоциация стран Юго-

Восточной Азии (АСЕАН), куда входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд.

Филиппины, Бруней; Карибское сообщество КАРИКОМ (14 небольших стран

Карибского бассейна); Арабский общий рынок (Египет. Иордания, Кувейт,

Марокко, Сирия и др.). Устанавливая общую таможенную границу, эти блоки

вводят льготный режим для взаимного товарооборота.

Функционируют организации по созданию совместных проектов. В их число

входят, Например, Администрация бассейна реки Нигер, Амазонский пакт,

Комитет по Меконгу и т. п. Члены таких объединений совместно сооружают

крупномасштабные ирригационные, энергетические и иные объекты, часто путем

комплексного использования ресурсов бассейнов больших рек, к которым они

примыкают.

В различных районах земного шара действуют валютные союзы, например.

Азиатский клиринговый союз (7 стран). Арабский валютный фонд (16 арабских

стран). В рамках союзов ведутся денежные расчеты на основе клиринга (без

фактического перевода валюты), используются национальные денежные единицы,

иногда обращаются коллективные денежные средства (в Азиатском клиринговом

союзе, например, азиатская валютная единица — АМЮ). Страны-участницы не

стремятся использовать во взаимных расчетах доллары США и валюты других

стран.

С целью содействия решению ключевых экономических проблем

соответствующих регионов созданы инвестиционные институты: Азиатский банк

развития (45 стран-участниц), Арабский фонд экономического и социального

развития и др. Координировать политику объемов производства соответствующих

товаров и цен на них призваны товарные ассоциации: ОПЕК, Альянс

производителей какао-бобов, Межправительственный совет стран-экспортеров

меди, Союз стран-экспортеров бананов и др. Эти ассоциации участвуют в

разработке товарных соглашений, которые заключаются с международными

организациями, представляющими развитые страны. Ассоциации не могут

противостоять объективным тенденциям, определяющим размеры спроса и

направления движения цен на мировом рынке. Их собственные возможности

зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве,

от конъюнктурных колебаний, от политики торгово-промышленных корпораций,

монополизировавших рынок.

Развертываются интеграционные связи стран СНГ. Концепция взаимодействия

базируется на основных положениях договора о создании Экономического союза,

соглашениях о создании зон свободной торговли. Таможенного и Платежного

союзов, общего научно-технологического пространства.

Страны-члены СНГ признали, что многолетний поиск направлений новой

экономической стратегии развития своих государств и направлений интеграции

за пределами бывшего постсоветского пространства пока не принес

удовлетворения ни одной стране. Нет и ожидаемой помощи из-за рубежа.

Инвестиции растут не такими темпами, которые ожидались, внутренние рынки

перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же производственные

мощности используются на одну четверть. Ухудшилась структура экономики СНГ

в целом, усилилась ее сырьевая ориентация. Например, в России, в Белоруссии

и на Украине снизилась доля продукции с высокой степенью обработки. За 90-е

годы в связи с недоиспользованием производственных мощностей примерно на 50

% возросла энергоемкость ВВП. Удельный вес ТЭК в общем объеме промышленного

производства в странах СНГ возрос до 30 %.

По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный

потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных

видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %.

Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная

политика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-

энергетический, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую

очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры

интеграции. Подсчитано, что для того чтобы страны Содружества могли

экономически существенно влиять на рынки Европы и Азии, им необходимо до

конца столетия увеличить свой общий товарооборот по крайней мере в 2 раза,

а объем ВВП — в 1,5 раза.

Регионализация является базой для международной экономической

интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран

в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых

экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно

идущее весь XX в. усиление связей американских корпораций с канадскими и

мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или

бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние

десятилетия.

Из определения сути международной экономической интеграции и

интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе

глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать

интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между

компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному

существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных

группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть

СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из

политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада

СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое

оформление региональной интеграции может происходить без спешки

(Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь

в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате

чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся

связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать

и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не

по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей

государственного регулирования экономических отношений в рамках этой

хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при

условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим

важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных

объединениях активно могут участвовать страны разного экономического

уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету

покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а

между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это

соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного

меньше—2,6: 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической

интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений

является общность или близость культур их стран-участниц.

Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы

международных экономических отношений, как международная миграция рабочей

силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток

рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

Отмеченный путь развития регионализации является доминирующей, но не

обязательной для всех случаев. Многие развивающиеся страны и государства с

переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на

развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.