рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России

данного сектора экономики.

Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных

и конкурентоспособных компаний.

Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным

инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого

воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей

МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20

лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей

основных фондов находится за чертой физического износа.

В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен

иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных

компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный

минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной

обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее

всесторонней интеграции с добывающими отраслями.

Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при

всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп -

корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с

транснациональными корпорациями Запада.

Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей

промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных

технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все это

заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-

промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые

средства на внутреннем и мировом рынках капитала.

Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-

промышленных групп должны предусматривать:

устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их

переработки;

повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и

создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий

путь развития;

дальнейшее развитие сырьевой базы;

поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его

структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной

продукции;

развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.

Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на

базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической,

нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития -

объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими

структурами.

Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики

России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений,

существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости

населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как

фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и

промышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России,

СНГ и мирового сообщества.

Природно-ресурсная политика России.

Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в

частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс их

освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельных

собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для

достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.

В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне

сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое

время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-

ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-

ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих

десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но

сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает

место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему

необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные

процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с

развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного

государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных

ресурсов.

Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может

базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем

более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит,

и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даже

наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие

технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает

решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой

экономической безопасности.

В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип

рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных

механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и

ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки

последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:

а) правового обеспечения,

б) финансово-кредитной поддержки,

в) инфраструктурного и информационного обеспечения,

г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и

экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное

ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и

многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами

исследователями выделяются аспекты технико-технологические.

Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть

поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности.

Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в

области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней

непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется)

многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым

технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий

(ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-х

годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на

ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде

производств ВПК.

Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду

направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо

обеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и

сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих

отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые

разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов

предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление

предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в

отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В

целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих

организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже

отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых

проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного

государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному

поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих

инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистоты

биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во

всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда

результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от

существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм

хозяйствования.

Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение

рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала

России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей

экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление

принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное

ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов

комплексного решения задач рационального использования, охраны и

воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых

методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния

природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на

основе цифровых геоинформационных систем.

В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере

восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на

ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней

воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное

потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на

повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни

населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование

природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания,

усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства

и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая

ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических

решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение

национальной безопасности России.

При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока

являются

завершение перехода к рациональному сочетанию административных и

экономических методов государственного регулирования в области

природопользования;

формирование эффективной системы органов государственного управления в

сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их

деятельности;

развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и

инвестиционного процессов в сфере природопользования;

оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции

при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;

развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в

сфере природных ресурсов;

осуществление государственной поддержки научных исследований как

важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения,

воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

создание условий для сбалансированного природопользования как

основного фактора устойчивого развития страны;

обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и

субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;

учет региональных особенностей и потребностей природопользования при

совершенствовании структуры экономики России в целом.

Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных

корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих

нормы природопользования...

На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение

следующих проблем:

совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе

усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;

углубление и совершенствование экономического механизма

природопользования;

уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации

режимов природопользования;

разработку механизма аудита в области природопользования;

расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной

основе;

создание действенного механизма финансового обеспечения программ и

мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;

формирование критериев и требований к разграничению государственной и

иных видов собственности на природные ресурсы;

создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и

иных видов естественных богатств.

В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на

завершении создания унифицированной системы нормативно-правового

обеспечения;

реализации государственной политики в области природопользования;

переходе к управлению и регулированию природопользования на основе

разграничения государственной собственности на природные ресурсы между

центром и субъектами;

развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере

природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными

платежами;

внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;

введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;

создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-

статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.

В связи с этим необходимо

разработать и начать реализацию концепции государственной природно-

ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового,

экономического, учетно-статистического обеспечения рационального

природопользования;

завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за

пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный

оборот;

продолжить совершенствование системы платежей за право пользования

недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за

истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих

дефицитные полезные ископаемые.

В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход

в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного

управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в

области отношений собственности на природные ресурсы, усилить

административную и уголовную ответственность за нарушения природно-

ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов

при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-

ресурсного законодательства, углубление экономического механизма

природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации,

разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных

ресурсов...

Для реализации государственной политики в области использования, охраны и

воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных

следует предусмотреть следующие основные меры:

ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального

сырья (марганца, хрома, урана и др.);

приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных

ископаемых;

развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления,

оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и

агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых

отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных

удобрений;

повышение комплексности использования минерального сырья;

разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ,

внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к

геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных

регионов России;

расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового

океана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно

базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет

минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием

применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается

гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем

создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и

перспективных потребностей экономики России с учетом экологических,

социальных, демографических, оборонных и других факторов.

В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что

сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода

России из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой

основе свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на

ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса

страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и

масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей

степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, создание

материально-технической базы для производства высокотехнологичной и

наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решение

продовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственной

безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры

внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира;

решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих

будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса

страны - важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения

былой мощи на качественно новой основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

. Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.

. Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г.

. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.

. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический

анализ. – М. 1997 г.

. Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.

. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.

. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.

. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск.

1997 г.

. Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже

ХХ-ХХI веков. М. 1995.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.