рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Культура Древней Греции

поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной

обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза. Литература этих лет

полна насмешек над богами, традиционными верованиями и ритуалами. Однако

парадоксальность ситуации заключалась в том, что те самые граждане, которые

вчера смеялись над богами, смотря комедию, завтра участвовали в

торжественных религиозных церемониях в честь тех же божеств. Все это

свидетельства наметившегося разрыва между религиозными чувствами гражданина

и религиозной политикой государства, ранее невозможного в греческом мире.

Наконец, в числе причин - и одновременно результатов - духовного кризиса

следует назвать критику традиционных представлений и установлений общества,

в том числе и религии, со стороны софистов. Софистические идеи более всего

распространились среди верхушки общества. Не зря народное мнение Афин в

"деле гермокопидов" считало виновниками святотатства Алкивиада и его

друзей, людей того же круга. Вместе с тем нельзя преувеличивать масштабы и

глубину этого кризиса. Именно в обстановке упадка старых представлений

рождались новые религиозные идеи. В частности, в это время становится

популярной идея о личной связи человека с божеством. Ее мы встречаем,

например, у Еврипида, в общем весьма негативно относившегося к традиционным

взглядам. Возрастает значение новых культов, например бога врачевания

Асклепия. Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их

функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в

Элладу иноземных культов, фракийских и азиатских. Для религиозного сознания

эпохи характерно также распространения мистицизма.

ФИЛОСОФИЯ

В философии Vв. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в

Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-

материалистической натурфилософии этого времени - Гераклит Эфесский,

Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы Vв.

основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например,

видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально представлял собой

неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц ("семян"), которой

придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное

противопоставление источника движения инертной материи; она оказала

значительное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи

"первичного толчка" в философии нового времени). Эмпедокл видел четыре

первичных элемента (он их называл "корнями всех вещей"): огонь, воздух,

землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех

элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в

различных пропорциях. Движение материи (как и у Анаксагора) определяется

находящимся вне ее разумом - организующим принципом космоса, преодолевшим

начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря ее восприятию

Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVIIв.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из

Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической

философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию

своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую

систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве

гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на

вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому

брошенному им слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,

исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей

(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью

мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В Vв. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала Vв. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

Vв. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в центре

философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую

роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый"). Возникновение

софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим усложнением

структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении числа

социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, - естественный результат

процесса профессионализации знаний. Другая причина рождения софистического

движения - логика внутреннего развития самого знания. Всеобъемлющие

космологические учения натурфилософов покоились, в сущности, на очень

шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными. Чем далее, тем

труднее стало согласовывать в рамках единых концепций множество отдельных

эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими генеральными

схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между натурфилософией и

реальными знаниями, тем большим становился общественный скептицизм в

отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки зрения

обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам Сократ -

не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом, противостоящим

софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало их учение.

Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен учениками. Во

взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни греческого

общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал необходимость

профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] -

откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже

профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта

концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской

демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина.

Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и

привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом,

закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины Vв. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции:медицина заклинаний,

сновидеий,знамений и чудес в орбите святилищь и медицинское искусство

независимое и целиком светское,к которому и относился Гиппократ. Они были

паралельны, но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к

фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше

их.Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими

учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на

наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его

истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются

от произвольных предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение Vв. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика,

освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной

деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению.

Важным для развития математики было создание дедуктивного метода

(логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс

математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии,

стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в

астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение

солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к Vв. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей политической деятельностью современную историю, хотел знать

и историю, которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой

историографии стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от

логографов к Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал

"отцом истории". Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной афинянин,

связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов, Фукидид был

видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его карьера

внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел поражение

у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная ему

история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий очерк

истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

Vв., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в

полном смысле слова. Она являлась одним из ответлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, котырый делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принималучастие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая лирика

переходит в Vв. из предыдущего в лице таких признанных мастеров, как

Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида также

относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям

жизни. Ему чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная

тема - доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность

традиционных качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются

афинские предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным

жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На

смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в

жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные

представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во

время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны,

знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров

[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о

которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой

лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной,

с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности

собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в

Vв. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал

подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных

граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему

полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась

большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и

почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим

гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили

состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри,

избранное из граждан, определяло победителя.

ТРАГЕДИЯ

Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на

534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии

представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно

драматические произведения. Только на рубеже VI и Vвв. трагедия приобретает

свой классический облик.

В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с

внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную

справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех

крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.

Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на

протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и

склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала

существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков,

которое имела в Vв., имена ее посредственных создателей оказались почти

забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в

школах и переписывались из столетия в столетие.

КОМЕДИЯ

Рождение комедии как особого жанра, видимо, связано с Сицилией, где

протекала деятельность Эпихарма, который первым стал активно разрабатывать

пародийно-мифологическую и бытовую тематику в форме целостных пьес.

Античные авторы, однако, предпочитали называть эти пьесы драмами, ибо в них

почти никакой роли не играл хор. Несколько позднее появились комедии и в

Афинах, где официальное признание они получили позднее, чем трагедии: на

Великих Дионисиях комедии стали ставиться в 488-486гг., а на Ленеях - около

448г.

"Древняя аттическая комедия представляет собой нечто исключительно

своеобразное. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо

сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем,

стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла

карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив

при этом неприкосновенными внешнии формы обрядовой игры. [N.4,с.155]

Несмотря на признанное влияние Эпихарма, аттическая комедия отличалась от

сицилийской: ее объект - не мифологическое прошлое, а живая современность,

злободневные вопросы политической и культурной жизни полиса, в ней

чрезвычайно силен обличительный пафос. В аттической комедии эта

обличительная тенденция обычно находит выражение в издевке над конкретными

лицами, часто в очень грубой форме. Способом осмеяния общественных явлений

и граждан служит, как правило, карикатура. Осмеиваемые лица практически

всегда подаются в грубо карикатурном виде, автора комедии мало волнует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.