рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Королевство Нидерландов

Центральное плановое бюро с тревогой указало на тот факт, что, начиная с

конца 80-х годов, многие предприятия стали тратить меньше средств на

исследования и развитие.

Сокращение расходов на промышленные исследования и развитие имеет

прямое влияние на состояние экспорта, причем негативное, поскольку

Нидерланды и без того экспортируют много товаров, спрос на которые

фактически приблизился к пределу возможностей дальнейшего роста. Это

относится, например, к сырью и полуфабрикатам (базисные химические продукты

и сталь), на которые в нидерландском экспортном пакете приходится весьма

большая доля. Ослабление спроса на сырье и полуфабрикаты объясняется тем,

что из-за налогов на энергию и охрану окружающей среды промышленность

совершенствует технологию и потребляет все меньше химикалий, горючего и

т.д. для производства единицы продукции.

Следует отметить, однако, что переменчивость рыночной конъюнктуры

иногда не совпадает с общей тенденцией. Так, экспорт химической продукции

Нидерландов в 1994 г. возрос по сравнению с 1993 г. на 10%. Химические

предприятия использовали то благоприятное для них обстоятельств во, что

американские фирмы меньше экспортировали в Европу из-за растущего спроса на

собственном внутреннем рынке, вызванного оживлением американской экономики.

На долю Западной Европы пришлось 70% всех поставок голландских химикалий.

Озабоченность в Голландии вызывает экспорт промышленной продукции. В

то время как рост нидерландского экспорта должен был бы идти за счет

высокотехнологичных товаров, как раз эти отрасли переживали в последние

годы не лучшие свои времена.

То, что в Нидерландах в целом отмечается опережающий рост экспорта

промышленных товаров по сравнению с конкурентами из ЕС, объясняется

активным реэкспортом, т.е. речь идет об импортных товарах, которым в

Нидерландах добавляется стоимость в форме, например услуг по распределению,

торговле, перевозкам, страхованию, и которые затем вывозятся.

Таблица 3.1

Структура и основные показатели внешней торговли Нидерландов

|ПОКАЗАТЕЛЬ |1985г|1990г|1993г|1994г|

| |. |. |. |. |

|Импорт, млрд. гульд. |

|Весь импорт |216 |230 |235 |246 |

| Пищевые товары, напитки, табачные |26 |25 |30 |32 |

|изделия | | | | |

| Сырьевые материалы |15 |13 |13 |16 |

| Минеральное топливо |48 |24 |23 |20 |

| Химические продукты |22 |24 |28 |29 |

| Машины и оборудование |34 |51 |53 |56 |

| Промышленные товары |57 |72 |68 |71 |

| Транспортное оборудование |14 |20 |21 |22 |

|Доля стран ЕС, % |56 |64 |61 |59 |

|Экспорт, млрд. гульд. |

|Весь экспорт |226 |239 |258 |265 |

| Пищевые товары, напитки, табачные |41 |46 |53 |53 |

|изделия | | | | |

| Сырьевые материалы |14 |15 |17 |18 |

| Минеральное топливо |52 |23 |23 |21 |

| Химические продукты |37 |41 |41 |45 |

| Машины и оборудование |28 |42 |51 |53 |

| Промышленные товары |46 |57 |60 |61 |

| Транспортное оборудование |8 |14 |14 |14 |

|Доля стран ЕС, % |73 |77 |74 |73 |

|Индекс цен (1985 г.-100) |

|Импорт |100 |82 |75 |76 |

|Экспорт |100 |82 |75 |76 |

Ведущими конкурентоспособными отраслями экономики Нидерландов являются

судостроение (особенно в области специализированных судов),

электротехническая, нефте- и газодобывающая промышленность, пищевая

промышленность и другие сектора агропромышленного комплекса.

Общую картину положения Нидерландов на мировом рынке рисуют результаты

исследований Мирового экономического форума относительно конкурентных

позиций всех стран в мире по 300 критериям. Из них следует, что позиции

Нидерландов по отношению с другими странами ЕС достаточно прочные: 6-е

место в мире, впереди из членов ЕС только Дания и Германия. Имеется

отставание в области высоких технологий, научных разработок и

интернационализации. По первым двум показателям Нидерланды спустились с 6-

го на 12-е место. По качеству самодеятельного населения - с 6-го на 8-е

место. Уровень менеджмента остался на 7-м месте. Даже по такому показателю,

как интернационализация, где Нидерланды традиционно сильны, сделан шаг

назад - со 2-го на 3-е место. По уровню развития инфраструктуры Нидерланды

поднялись с 14-го на 11-е место в мире.

2 ИМПОРТ И ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

1 ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Помощь национальным производителям в освоении внешних рынков является

одним из основных элементов экономической политики Нидерландов. Можно

назвать следующие инструменты такой политики:

. прямое и косвенное субсидирование экспортеров;

. кредитование экспорта;

. страхование экспорта;

. содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры;

. содействие в обеспечении экспортеров необходимой информацией;

. внешнеполитическая деятельность по обеспечению максимально

благоприятных условий для национальных производителей на внешних

рынках;

. моральное поощрение экспортеров.

Прямое субсидирование экспорта применяется преимущественно при вывозе

сельскохозяйственной продукции. Однако такая политика вызывает неизбежные

контрмеры и может привести к общей дестабилизации мировой торговли. Поэтому

ГАТТ призывает страны-участницы Соглашения ограничивать субсидирование

экспорта. Помимо прямых дотаций из бюджета могут использоваться такие

средства, как налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на

импорт сырья и материалов.

В 1976 г. страны-члены ОЭСР, в которой состоят Нидерланды, достигли

договоренности об ограничении льготности экспортных кредитов с целью

выравнивания условий торговли. Они согласились предоставить кредиты на срок

не свыше 8,5 лет для развитых и 10 лет для бедных и средне-обеспеченных

государств, устанавливая при этом минимальные процентные ставки, а также

требовать оплаты наличными не менее 15% стоимости кредитуемого контракта.

Соглашение, однако, не распространяется на кредитование экспорта аграрной

продукции, судов, самолетов, оборудования для атомных электростанций,

военного оборудования.

Важным средством государственной поддержки экспорта является также

страхование и гарантирование экспортных кредитов, предоставляемых частными

финансовыми институтами.

Наиболее эффективными инструментами внешнеторгового регулирования

являются квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Верные принципам

свободы торговли Нидерланды поддерживают благоприятный торговый режим.

Большинство экспортно-импортных операций осуществляется без каких-либо

ограничений. Однако согласно Закону о внешней торговле, введенному в

действие с 1 января 1963 г. (последние изменения в этот Закон были внесены

24 марта 1988 г.), соответствующим постановлениям и распоряжениям, принятым

в рамках ЕС, все внешнеторговые и валютные операции могут быть подвергнуты

государственному контролю.

Единственным товаром, подпадающим под государственную монополию на

экспорт и импорт в Нидерландах, является природный газ. Только компания

"Газюни", в которой государству принадлежит 50% капитала, может его

транспортировать, хранить, добывать и продавать.

Для основной части нидерландского экспорта не требуется ни лицензий,

ни валютного разрешения. Права регулирования экспорта и импорта, включая

решение вопросов о выдаче лицензий, предоставлены по промышленным товарам

Центральной экспортно-импортной службе в Гронингене, а по

сельскохозяйственным товарам, включая продукты рыбного промысла, - 15

"Продуктсхаппам".

Как правило, лицензии требуются при ввозе товаров, на которые

установлены количественные ограничения, либо которые подпадают под правила

регулирования в рамках ЕС или многостороннего соглашения по текстилю.

Лицензии на экспорт драгоценных металлов выдаются Нидерландским банком, а

на произведения искусства - Фондом торговли художественными изделиями. Для

регулирования отгрузок стратегических товаров от экспортера требуется

получение экспортной лицензии и проверки, не содержится ли запрашиваемый

товар в списке товаров КОКОМ, запрещенных к вывозу.

В систему внешнеторгового регулирования входят также антидемпинговые

меры. С 1977 г., когда вступило в силу антидемпинговое регулирование,

главная роль контроля над его выполнением принадлежит странам ЕС. Это

означает, что голландские компании могут обращаться напрямую в Брюссель с

просьбой защитить их от демпинга. Однако большинство обращаются

непосредственно в Министерство экономических дел, которое выступает в роли

их официального адвоката.

2 ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЕС И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Подавляющее большинство государств мира руководствуются в своей

таможенной политике принципами Генерального соглашения о тарифах и торговле

(ГАТТ) и конвенциями, заключенными на основе данного соглашения. Целью ГАТТ

является осуществление свободной торговли товарами в мировом масштабе. В

настоящее время ведутся переговоры о распространении положений ГАТТ на

торговлю услугами.

Важнейшим требованием является предоставление всем странам - членам

ГАТТ режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает,

что товару, ввозимому из какой-нибудь одной страны, должны предоставляться

условия не менее благоприятные, чем товару, ввозимому из любой другой

страны. Исключения могут делаться в случае создания зон свободной торговли

в мировом масштабе. Страны - члены ГАТТ договариваются о взаимном снижении

таможенных пошлин и отказе от нетарифных ограничений торговли. Чтобы

различие национальных таможенных процедур не препятствовало свободному

международному товарообмену, страны - члены ГАТТ держат курс на их

постепенную унификацию.

Основные принципы унификации национальных таможенных систем

разрабатываются в рамках Совета таможенного сотрудничества (СТС). Данный

Совет, действующий с 1952 г., в настоящее время включает 132 страны (Россия

стала его членом в 1992 г.). В рамках Совета разработана и с 1988 г.

введена в действие Международная конвенция о Гармонизированной системе

описания и кодирования товаров. Страны-члены СТС осуществляют классификацию

товаров для таможенных целей в соответствии с утвержденной данной

конвенцией Гармонизированной системой (ГС), на основе которой составлены

национальные таможенные тарифы. ГС включает 21 раздел, 97 товарных групп,

1241 позицию и более 5 тыс. субпозиций. Она предусматривает присвоение

каждому товару шестизначного цифрового кода. Однако за применяющими ее

странами оставлено право более детальной классификации товаров. Так, в

Едином таможенном тарифе Европейского Сообщества (ныне Союза) используется

Комбинированная номенклатура с восьмизначным кодом. Отдельным странам-

членам ЕС при ее введении было разрешено классифицировать товары более

подробно вплоть до четырнадцатого знака. (Россия использует 9-значную

товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, до восьмого знака

идентичную Комбинированной номенклатуре ЕС. Девятый знак пока является

нулевым, что оставляет в дальнейшем возможность более детальной

классификации.)

4 ИНВЕСТИЦИИ В НИДЕРЛАНДАХ

1 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Правительством Нидерландов осуществляется последовательный курс на

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие

национальной экономики как со стороны отечественных, так и иностранных

предпринимателей. Особенно поощряются инвестиции, способные содействовать

повышению конкурентоспособности голландской продукции на мировом рынке и

росту экспортного потенциала страны. Иначе говоря, связанные с разработкой

и внедрением передовых технологий. Инвестиции рассматриваются и как

существенный фактор в решении проблем создания новых рабочих мест.

Основными иностранными инвесторами в Нидерландах являются Бельгия,

США, Англия, Германия и Франция. В последние годы значительно возросла роль

Японии, Швейцарии, Австрии, а также Скандинавских стран. Около 8% всех

инвестиций в Нидерланды в последнее десятилетие осуществили развивающиеся

страны.

На предприятия с иностранными инвестициями приходится до 20%

промышленного производства и 21% всех занятых в Голландии. Из 300

крупнейших мировых компаний (по списку "Форчун") свыше 150 имеют в

Нидерландах филиалы.

Нидерланды привлекательны для иностранных инвесторов по ряду

показателей:

. развитая инфраструктура;

. высокий уровень квалификации местной рабочей силы (качество

высшего образования, знание иностранных языков и т.д.);

. объем собственных заграничных инвестиций;

. льготное торговое законодательство;

. сравнительно невысокие издержки по содержанию филиалов (стоимость

аренды, электричества, газа и т.д.);

. политическая и экономическая стабильность в стране.

Вместе с тем в последнее время отчетливо проявились и признаки

ухудшения инвестиционной привлекательности Нидерландов. Известные финансово-

консалтинговые компании "Прайс Ватерхауз" и "Куперс энд Либранд"

опубликовали результаты специального исследования: "Нидерланды уже не

налоговый рай для ТНК (транснациональных корпораций)". По данным за пять

лет, предшествовавших 1992 г., не менее 35 крупных иностранных инвесторов

предпочли Нидерландам другие страны (в Европе, например, Бельгию и

Ирландию). Предполагаемый объем этих упущенных инвестиций — 5 млрд. гульд.

Принимая во внимание, что далеко не все инвесторы предварительно обращались

к голландским консультантам и тем самым обнаруживали свои первоначальные

намерения, можно предположить, что реальный объем этих потенциальных

инвестиций мог бы быть значительно выше. Нидерландское агентство по

иностранным инвестициям считает, что привлекательность Голландии для

иностранных инвесторов начинает ослабевать по мере введения не менее

гибкого инвестиционного законодательства в других европейских странах. Это

серьезный фактор, особенно на фоне того, что в Нидерландах отмечается едва

ли не самый высокий уровень социальных расходов со стороны предпринимателей

и жесткая политика в отношении природоохранных требований, также

значительно удорожающая производство.

В 1993 г. новые иностранные инвестиции в Нидерландах оценивались в

13,1 млрд. гульд., что на 13% ниже, чем годом раньше. На 1994 г. ожидалось

дальнейшее падение - еще на 7%. Наибольший спад инвестиций наблюдался в

химической промышленности (-26%), металлообрабатывающей и

электротехнической (-27%), при росте инвестиций на 4% в пищевой и на 41% в

нефтяной отраслях. Порядка 70% этих инвестиций поступило из стран

Европейского Сообщества, около 10%—из США.

Все большее число иностранных предприятий привлекает район Схипхола -

крупнейшего аэропорта Нидерландов, где формируется мощный промышленный

центр. Сейчас в этом районе задействовано более 70 тыс. рабочих мест, это

единственное место, где занятость за последние годы возрастала, несмотря на

наблюдавшийся спад в экономике.

В свою очередь, Нидерланды также являются одним из крупнейших мировых

инвесторов и занимают 3-4 место в мире по экспорту капитала на душу

населения. Нидерландские капиталовложения за рубежом составляют около 150

млрд. гульд., что значительно превышает инвестиции других стран в экономику

Нидерландов (93 млрд. гульд.). Нидерланды занимают третье после

Великобритании и Японии место по инвестициям в экономику США (41 млрд.

гульд.). Традиционно самая большая доля голландских капиталовложений за

рубежом приходится на западноевропейские страны.

Однако отмечаются и новые акценты в инвестиционной политике

Нидерландов в плане географического размещения инвестиций. В то время, как

в самой Голландии с напряжением решаются проблемы занятости, нарастает

вывоз капитала и, следовательно, экспорт рабочих мест в страны Юго-

Восточной Азии, а в последние годы также и в страны Средней и Восточной

Европы.

Нидерланды делят с Францией пятое место по инвестициям в

среднеевропейские и восточноевропейские страны, уступая США, Германии,

Италии и Великобритании. И хотя в абсолютном измерении объемы ежегодно

направляемых в эти страны голландских инвестиций не столь велики, темпы их

роста весьма значительны. Если в 1990 г. они составили всего 7 млн.

долларов, то в 1991 г. - 155, в 1992 г. - 373, а в 1993 г. - уже 754

млн.долларов. Большая часть этих инвестиций сделана крупными концернами,

преследующими цели завоевать свое место на новых рынках. Вместе с тем

проведенные в Нидерландах исследования и опросы среди средних и малых

предприятий также выявили интерес последних к восточноевропейской зоне.

2 СТИМУЛЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

В Нидерландах, как и в других странах — членах Европейского

Сообщества, действует система стимулирования инвестиций, предложенная в

рамках Структурной Программы ЕС на 1990-1994 годы. Эта программа,

включающая целый ряд подпрограмм, направлена на поощрение деятельности

инвесторов в области исследований и технологического развития по следующим

приоритетным направлениям:

. информационные и коммуникационные технологии;

. промышленные технологии и технологии новых материалов;

. охрана окружающей среды;

. энергетика;

. прикладная наука и технология;

. трудовые ресурсы и мобильность рабочей силы.

На каждую подпрограмму выделены ассигнования из бюджета ЕС, которые

могут быть распределены между инвесторами в виде грантов. Заявки на

предоставление грантов должны быть согласованы с управляющими

подпрограммами в Генеральном Директорате по науке, исследованиям и развитию

ЕС.

Европейское Сообщество уделяет особое внимание развитию сотрудничества

и кооперации между компаниями входящих в него стран. Исключительно для

совместных проектов предусмотрены дотации, покрывающие 50% расходов по их

осуществлению.

5 ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

В Нидерландах сформировалась развитая банковая система, деятельность

которой выходит далеко за национальные масштабы. Столица страны Амстердам

известен как один из крупнейших центров финансового мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.