| |||||
МЕНЮ
| Комплексная экономико-географическая характеристика Мексикискота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном из индейцев (позже метисов). Войны за независимость (1810–1821) и последовавшая за ними нестабильность разорили страну и затормозили инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в 1876–1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения, телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем производства кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами, и они были вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к вспышке революции 1910, которая свергла Диаса. Новое правительство предприняло активные действия по «мексиканизации» экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную реформу. Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию отечественной промышленности для замены импорта (ICI) – эта концепция широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности», которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей. К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы, займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог, аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала «экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического роста. Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться благодаря открытию «Петролеос мехиканос» («Пемекс»), государственной нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства. Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе, направленной на устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству Мексики в ГАТТ. В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо- Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия свободной торговли не только на промышленные, но также и на сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров. Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие с 1 января 1994. Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более эффективно работающими корпорациями США и Канады. Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит, огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995 программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года стремительно сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу для ее роста в 1997 (прирост 4,8 %) и 1998 (4,5 %). Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998 только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета. Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999. Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на 67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и нефтехимических заводах. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 – общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд. долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила 28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство – 6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно составлял в 1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %. Политическое устройство: Исполнительная власть. Официально Мексика имеет федеральную форму правления. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока. Президент Мексики с 2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне «Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной Америке, основал сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил в консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в конгресс, а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато. Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел, иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов, связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно- финансового управления. Законодательная власть. Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500 членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500 депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам; остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства. Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть лет. Реформа 1993 предоставляет оппозиционным партиям не менее 25 % мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с которым, если партия наберет 35 % голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе. Судебная система. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68 окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды специальной юрисдикции, в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу, отвечающее за разрешение трудовых конфликтов. Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос, Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно- Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Веракрус и Юкатан. Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную власть. Распределение территории по штатам идет следующим образом: ШТАТ ТЕРРИТОРИЯ км2. Агуаскальентес 6472 Вера Крус 71896 Герреро 64458 Гуанахуато 30575 Дуранго 123520 Идальго 20870 Кампече 50952 Керетаро 11480 Кинтана-Роо 50843 Коауила 150395 Колима 5205 Мехико 21414 Мичоакан 60093 Морелос 4964 Наярит 27053 Нижняя Калифорния север 71627 Нижняя Калифорния юг 72465 Нуэво-Леон 65103 Оахака 94211 Пуэбла 33997 Сакатекас 72843 Сан-Луис-Потоси 6324 Синалоа 58488 Сонора 182553 Табаско 25337 Тамаулипас 79602 Тласкала 4027 Федеральный округ 1483 Промышленность. Промышленность сосредоточена главным образом в зоне с 80-километровым радиусом от города Мехико и в городах Монтеррей и Гвадалахара. Промышленный коридор тянется вдоль бульшей части северной границы Мексики. Добыча нефти сосредоточена на восточном побережье от Тампико до Вилья-Эрмоса, на морских буровых установках в заливе Кампече. Большинство ферм по разведению крупного рогатого скота находится в северных и центральных штатах, в них сосредоточена и большая часть других полезных ископаемых. Малорентабельное производство кукурузы, бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских красных перцев размещено по всей стране, за исключением тех районов, где этому препятствуют климат и естественная растительность (северные районы пустынь и леса в Табаско, Юкатане и Чьяпасе) или территория (скалистые горные долины ЗападнойСьерры-Мадре). Мотыги и плуги, запряженные буйволами, все еще широко используются малорентабельными крестьянскими хозяйствами, которые редко могут позволить себе использовать более передовую сельскохозяйственную технику, которая применяется крупными землевладельцами. Товарное сельское хозяйство наиболее развито и механизировано в районах к северу от долины Мехико и на северо-западных склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре, особенно в штатах Синалоа и Сонора, где выращиваются, в основном на экспорт, фрукты и овощи, произрастающие в условиях умеренного климатического пояса, в частности помидоры и дыни. Товарные тропические культуры выращиваются на центральном побережье и на юге: сахарный тростник – на равнинах, кофе – в горных районах, мексиканская пенька на Юкатане, а бананы, манго, гуайява, папайя и ананасы в ряде других районов. Добывающая промышленность. Шахты и нефтяные поля Мексики, которые когда-то принадлежали главным образом корпорациям США, теперь в основном национализированы. Мексика является одним из основных мировых производителей серебра (2536 т в 1996) и плавикового шпата (480 тыс. т в 1997), а также главным поставщиком сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка. В 1997 было произведено 170 тыс. т свинца, 360 тыс. т меди и 2,3 млн. т серы, а также большое количество золота, молибдена, вольфрама, олова, висмута, урана, барита и высококачественного коксующегося угля. Имеются три главных горнодобывающих района. На севере Нижняя Калифорния и штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон, Дуранго и Сакатекас богаты серебром, медью, углем, золотом, железной рудой, цинком, свинцом, молибденом, баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом. На побережье Мексиканского залива, штаты Веракрус, Табаско и Кампече производят серу, алюминий и марганец. Значительное количество золота, марганца, плавикового шпата, свинца и цинка страны добывается в западно-центральных штатах Халиско, Герреро, Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго и Сан-Луис-Потоси.. Мексика является четвертым по объему добычи в мире производителем сырой нефти и занимает пятое место по разведанным запасам углеводородов, равным 60,16 млрд. баррелям нефти. Когда в начале 20 в. началась коммерческая добыча нефти, она стала играть важную роль в экономике Мексики и ее внешнеэкономических связях. После экспроприации иностранных нефтяных компаний в 1938 государственная компания «Петролеос Мехиканос» («Пемекс») воспользовалась монополией на освоение, производство, переработку, транспортировку и продажу нефти и природного газа. Первоначальные нефтяные поля располагались в основном между Веракрусом и Тампико, но в 1970-х и 1980-х годах были открыты новые нефтяные поля в Табаско, в море близ побережья Кампече и в Чьяпасе. Доход от продажи нефти на экспорт в 1982 составлял 3/4 валютной выручки Мексики, в 1998 – только 19%. Мексика отказывалась в 1991–1992 открыть свой нефтяной сектор для иностранных компаний во время переговоров о НАФТА. Тем не менее потребность Пемекса в инвестициях в размере от 22 до 25 млрд. долл. в середине 1990-х годов заставила ее заключить контракты с частными компаниями по бурению нефтяных скважин, совместными предприятиями по переработке нефти и предложить государственной компании продать большинство акций нефтехимических предприятий. Эта компания-монополист сократила численность своего персонала с 215 тыс. человек в 1988 до 133 тыс. чел. в 1998. Обрабатывающая промышленность. Значительная часть мексиканской промышленности базируется на переработке природных ресурсов, особенно нефти, и на первичной обработке сельскохозяйственной продукции. Мексика производит также широкий ассортимент товаров легкой промышленности и длительного пользования, таких как автомобили, имеет хорошо развитую стекольную промышленность. Предприятия обрабатывающей промышленности сосредоточены в городе Мехико и окружающей его промышленной зоне, а основные предприятия черной металлургии находятся в северных городах Монтеррей и Монклова и на западном побережье. Металлургические заводы Мексики удовлетворяют спрос на сталь внутри страны. В 1991 было выплавлено 5,9 млн. т стали. Самыми важными видами продукции обрабатывающей промышленности были автомобили, продукты питания, чугун и сталь, химикаты, напитки и электротехнические товары. В городах вдоль северной границы Мексики имеется большое число предприятий, работающих только на экспорт и принадлежащих иностранным, в основном американским промышленным компаниям, которым разрешено беспошлинно ввозить сырье или детали последующего реэкспорта. Эти предприятия в Мексике получили название «макиладорас». Основными видами продукции являются текстиль, игрушки, электротовары и электроника. Промышленники США используют Мексику в качестве «инвестиционной экспортной платформы» в основном из-за дешевой, относительно квалифицированной и большой по численности рабочей силы. Мексиканское правительство поощряет их, так как они создают большое количество рабочих мест. На макиладорас почти не повлиял экономический кризис 1995–1996, и темпы роста их производства значительно превышали темпы роста экономики страны в целом. Возможность получения рабочих мест в макиладорас вызвала большой приток рабочей силы, в основном молодых женщин, в северные пограничные города. Организация и планирование производства. Со времен революции 1910 и особенно с 1930-х годов правительство осуществляло политику «мексиканизации» для того, чтобы модернизировать экономику в соответствии с национальными интересами. Многие крупные и принадлежавшие иностранцам поместья были разделены на части и распределены среди безземельных крестьян, были национализированы также сотни промышленных предприятий. Чтобы осуществить свою политику мексиканизации, правительство приняло ряд законов и регулирующих актов, которые определили тип собственности, допустимый в различных отраслях промышленности. Государственной собственностью стали производство электроэнергии, эксплуатация железных дорог, радиосвязи и телеграфной связи, а также нефтяная и нефтехимическая |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|