рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики

скота для внутреннего потребления, на добыче серебра и другого минерального

сырья, а также выращивании табака на экспорт. Она в сильной степени

зависела от использования труда местного населения, состоявшего в основном

из индейцев (позже метисов). Войны за независимость (1810–1821) и

последовавшая за ними нестабильность разорили страну и затормозили

инвестиционный процесс. В конце 19 в. диктатор Порфирио Диас (правил в

1876–1910) использовал расточительные финансовые стимулы, чтобы привлечь

иностранных инвесторов, которые приступили к освоению месторождений нефти

Мексики и построили железные дороги, шоссе, портовые сооружения,

телеграфные линии и системы линий электропередач. Это вызвало бурное

экономическое развитие и рост среднего класса, который возмущался

предоставлением иностранцам более благоприятных условий. Поскольку объем

производства кофе, хлопка, сахарного тростника и мексиканской пеньки

возрастал за счет сокращения натурального сельского хозяйства, большинство

крестьян пострадали, так как земли, принадлежавшие их общине, так

называемые «эхидос», были заняты частными землевладельцами, и они были

вынуждены работать на плантациях, которые специализировались на выращивании

экспортных культур, или все вместе покидать землю. Движение за возвращение

земли крестьянам и против экономического господства иностранцев привело к

вспышке революции 1910, которая свергла Диаса.

Новое правительство предприняло активные действия по «мексиканизации»

экономики. В 1930-е годы президент Ласаро Карденас национализировал

железные дороги страны, экспроприировал 17 иностранных компаний, которые

контролировали нефтяную промышленность, и осуществил крупную земельную

реформу.

Во время Второй мировой войны правительство приступило к созданию

отечественной промышленности для замены импорта (ICI) – эта концепция

широко распространилась по всему западному полушарию в результате Великой

Депрессии. Эта стратегия строилась на создании протекционистских барьеров

для поощрения «зарождающихся отечественных отраслей промышленности»,

которые бы смогли производить товары, которые ранее покупались за границей.

К другим стимулам развития предпринимательства относились налоговые льготы,

займы с низкими процентами, дешевая электроэнергия, послушное профсоюзное

движение и строительство обширной сети шоссейных и железных дорог,

аэропортов и сооружений связи. Такая политика правительства вызвала

«экономическое чудо», которое проявилось в высоких темпах экономического

роста.

Ситуация в экономике Мексики в начале 1970-х годов стала улучшаться

благодаря открытию «Петролеос мехиканос» («Пемекс»), государственной

нефтяной компанией, крупных нефтяных месторождений в Табаско, Чьяпас и в

заливе Кампече, однако вскоре оказалась неспособной обслуживать огромный

внешний долг, когда цены на нефть начали падать в период экономического

спада 1981–1982. Экстренные займы, предоставленные США и международными

финансовыми организациями, сопровождавшиеся резким обесцениванием песо и

политикой строгой экономии, спасли страну от банкротства.

Убедившись, что проведение политики поощрения отечественного производства с

целью замещения импорта будет сдерживать развитие страны, президент Мигель

де ла Мадрид Уртадо (1982–1988) приступил к реформе, направленной на

устранение протекционистских барьеров. Де ла Мадрид и Салинас стремились

получить иностранные займы, привлечь современные технологии, поощрять

вненефтяной экспорт и бороться с инфляцией, а также содействовали членству

Мексики в ГАТТ.

В 1988 заключение соглашения о свободной торговле между США и Канадой

побудило Салинаса выработать аналогичное соглашение, которое бы включило

Мексику. Переговоры, длившиеся более года, привели к созданию Северо-

Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое было

утверждено Конгрессом США в ноябре 1993 и позволило распространить условия

свободной торговли не только на промышленные, но также и на

сельскохозяйственные товары; бытовые, транспортные, банковские и

инвестиционные услуги; и такие виды интеллектуальной собственности, как

авторские права, торговые марки и программное обеспечение для компьютеров.

Три государства договорились также о проведении в жизнь законов об

окружающей среде и труде, в т.ч. законы об охране детства, минимальной

зарплате и безопасности труда на рабочих местах. НАФТА вступило в действие

с 1 января 1994.

Еще до вступления в должность 1 декабря 1994 будущий президент Эрнесто

Седильо Понсе де Леон обещал «обеспечить защиту» мелкого бизнеса, компаний

средних размеров и крестьян, которые не могли конкурировать с более

эффективно работающими корпорациями США и Канады.

Еще до того, как новый президент приступил к исполнению своих обещаний, он

столкнулся с ситуацией экономического спада. Раздутый торговый дефицит,

огромный внешний долг и увеличение денежной массы привели к обесцениванию

песо. В конце декабря 1994 Седильо обнародовал планы по ограничению роста

зарплат, урезанию государственных расходов и расширению участия частного

капитала в экономике Мексики. Президент Клинтон разработал в начале 1995

программу выхода из кризиса; тем не менее, ВВП в течение этого года

стремительно сократился на 6,2 % на фоне роста цен на 52 %. Жесткая

политика Седильо улучшила состояние экономики в конце 1996, заложив основу

для ее роста в 1997 (прирост 4,8 %) и 1998 (4,5 %).

Период оздоровления мексиканской экономики продолжался недолго, и вскоре

цены на нефть начали падать. Хотя нефть и нефтепродукты составили в 1998

только 12 % экспортной выручки, ими подпитывалась 1/3 федерального бюджета.

Дефицит в поступлениях вынудил министра финансов урезать государственные

расходы трижды в течение года и существенно сократить бюджет 1999.

Более оптимистически настроенная НАФТА поощряла расширение торговли по

всему континенту. Двусторонняя торговля Мексики с ее партнерами выросла на

67 % в период между 1993 (91 млрд. долл.) и 1996 (152 млрд. долл.), хотя в

конце 1990-х годов дефицит платежного баланса стал увеличиваться. Несмотря

на критику со стороны озлобленных националистов, Седильо продолжал

осуществлять приватизацию, сосредоточив внимание на объектах

телекоммуникаций, железных дорогах, портах, электростанциях и

нефтехимических заводах. Валовой внутренний продукт (ВВП) Мексики в 1997 –

общий выпуск товарной продукции и оказанных услуг – составил 402,5 млрд.

долл. или 4184 долл. на душу населения. В 1997 промышленность составила

28,3 % ВВП, сфера услуг и торговля – 65,3 %, сельское и рыбное хозяйство –

6,1 %. Прирост объема производства мексиканской экономики ежегодно

составлял в 1995 – 6,2 %, в 1996 – 5,1 %, 1997 – 7 %, в 1998 – 5,3 %.

Политическое устройство: Исполнительная власть. Официально Мексика имеет

федеральную форму правления. Фактически политическая власть

сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико.

Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим

голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно

быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года,

предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы

назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои

обязанности в течение первых двух лет срока.

Президент Мексики с 2000 – Висенте Фокс Кесада. Родился в 1942, изучал

менеджмент в Мехико и Гарвардском университете, затем работал в концерне

«Кока-кола», где отвечал за работу в Центральной Америке, основал

сельскохозяйственную фирму и собственную фабрику. В 1987 вступил в

консервативную Партию национального действия. В 1988 Фокс был избран в

конгресс, а в 1995 выиграл губернаторские выборы в штате Гуанахуато.

Кабинет состоит из 19 государственных управлений: внутренних дел,

иностранных дел, обороны, военно-морского флота, финансов, энергетики и

горной промышленности, торговли, сельского хозяйства и водных ресурсов,

связи и транспорта, социального развития, образования, труда и социального

обеспечения, президентского управления, аграрной реформы, здравоохранения и

обеспечения, туризма, рыбного хозяйства, юстиции и главного контрольно-

финансового управления.

Законодательная власть. Конституция облекает законодательной властью

двухпалатный конгресс. Нижняя палата, или палата депутатов, состоит из 500

членов. Избиратели выбирают депутатов на трехлетний срок на основе

всеобщего избирательного права: один депутат от каждых 250 тыс. человек

населения или для его части, которая превышает 125 тыс. человек. Из 500

депутатов 300 человек выбираются по одномандатным избирательным округам;

остальные 200 человек – на основе пропорционального представительства.

Верхняя палата, или сенат, состоит из 128 членов, по 4 члена от каждого

штата и федерального столичного округа, избираемых прямым всеобщим

голосованием на шестилетний срок, с полной ротацией его членов каждые шесть

лет. Реформа 1993 предоставляет оппозиционным партиям не менее 25 % мест в

сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1

сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента

законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой

обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные

посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 была принята поправка к

конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с

которым, если партия наберет 35 % голосов по всей стране, она автоматически

получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни

одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к

конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами.

Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в

основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за

исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над

законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что

правящая Институционно-революционная партия владела львиной долей мест в

обеих палатах. Промежуточные выборы в июле 1997 лишили правящую

Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов,

хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2000 ни

одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

Судебная система. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный

суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с

согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над

нижестоящими судами. Президент назначает также судей в 12 выездных окружных

судов, состоящих из трех судей; в 9 унитарных выездных окружных судах и 68

окружных судах, состоящих из одного судьи. Законодательно были созданы суды

специальной юрисдикции, в т.ч. налоговый суд и управление по арбитражу,

отвечающее за разрешение трудовых конфликтов.

Органы власти штатов. Мексика состоит из 31 штата и одного федерального

округа. Центральный регион охватывает столичный Федеральный округ и штаты

Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго, Халиско, Мехико, Мичоакан, Морелос,

Пуэбла, Керетаро и Тласкала. Северный, самый большой регион, состоит из

штатов Коауила, Чиуауа, Дуранго, Нуэво-Леон, Сан-Луис-Потоси, Тамаулипас и

Сакатекас. Северо-Тихоокеанский регион включает штаты Нижняя Калифорния

Северная, Нижняя Калифорния Южная, Наярит, Синалоа и Сонора. В Южно-

Тихоокеанский район входят штаты Колима, Чьяпас, Герреро и Оахака. Регион

Мексиканского залива состоит из штатов Кампече, Кинтана-Роо, Табаско,

Веракрус и Юкатан.

Конституция наделяет штаты полномочиями, которыми не обладает центральная

власть, хотя на практике мексиканские штаты имеют ограниченную реальную

власть.

Распределение территории по штатам идет следующим образом:

ШТАТ ТЕРРИТОРИЯ

км2.

Агуаскальентес 6472

Вера Крус

71896

Герреро

64458

Гуанахуато

30575

Дуранго

123520

Идальго

20870

Кампече

50952

Керетаро

11480

Кинтана-Роо

50843

Коауила

150395

Колима

5205

Мехико

21414

Мичоакан

60093

Морелос

4964

Наярит

27053

Нижняя Калифорния север 71627

Нижняя Калифорния юг 72465

Нуэво-Леон

65103

Оахака

94211

Пуэбла

33997

Сакатекас

72843

Сан-Луис-Потоси

6324

Синалоа

58488

Сонора

182553

Табаско

25337

Тамаулипас

79602

Тласкала

4027

Федеральный округ

1483

Промышленность.

Промышленность сосредоточена главным образом в зоне с 80-километровым

радиусом от города Мехико и в городах Монтеррей и Гвадалахара. Промышленный

коридор тянется вдоль бульшей части северной границы Мексики. Добыча нефти

сосредоточена на восточном побережье от Тампико до Вилья-Эрмоса, на морских

буровых установках в заливе Кампече. Большинство ферм по разведению

крупного рогатого скота находится в северных и центральных штатах, в них

сосредоточена и большая часть других полезных ископаемых. Малорентабельное

производство кукурузы, бобовых, тыквы, баклажанов и чилийских красных

перцев размещено по всей стране, за исключением тех районов, где этому

препятствуют климат и естественная растительность (северные районы пустынь

и леса в Табаско, Юкатане и Чьяпасе) или территория (скалистые горные

долины ЗападнойСьерры-Мадре). Мотыги и плуги, запряженные буйволами, все

еще широко используются малорентабельными крестьянскими хозяйствами,

которые редко могут позволить себе использовать более передовую

сельскохозяйственную технику, которая применяется крупными

землевладельцами. Товарное сельское хозяйство наиболее развито и

механизировано в районах к северу от долины Мехико и на северо-западных

склонах и в долинах Западной Сьерры-Мадре, особенно в штатах Синалоа и

Сонора, где выращиваются, в основном на экспорт, фрукты и овощи,

произрастающие в условиях умеренного климатического пояса, в частности

помидоры и дыни. Товарные тропические культуры выращиваются на центральном

побережье и на юге: сахарный тростник – на равнинах, кофе – в горных

районах, мексиканская пенька на Юкатане, а бананы, манго, гуайява, папайя и

ананасы в ряде других районов.

Добывающая промышленность. Шахты и нефтяные поля Мексики, которые когда-то

принадлежали главным образом корпорациям США, теперь в основном

национализированы. Мексика является одним из основных мировых

производителей серебра (2536 т в 1996) и плавикового шпата (480 тыс. т в

1997), а также главным поставщиком сурьмы, кадмия, марганца, ртути и цинка.

В 1997 было произведено 170 тыс. т свинца, 360 тыс. т меди и 2,3 млн. т

серы, а также большое количество золота, молибдена, вольфрама, олова,

висмута, урана, барита и высококачественного коксующегося угля.

Имеются три главных горнодобывающих района. На севере Нижняя Калифорния и

штаты Сонора, Синалоа, Чиуауа, Коауила, Нуэво-Леон, Дуранго и Сакатекас

богаты серебром, медью, углем, золотом, железной рудой, цинком, свинцом,

молибденом, баритом, плавиковым шпатом, ураном и вольфрамом. На побережье

Мексиканского залива, штаты Веракрус, Табаско и Кампече производят серу,

алюминий и марганец. Значительное количество золота, марганца, плавикового

шпата, свинца и цинка страны добывается в западно-центральных штатах

Халиско, Герреро, Агуаскальентес, Гуанахуато, Идальго и Сан-Луис-Потоси..

Мексика является четвертым по объему добычи в мире производителем сырой

нефти и занимает пятое место по разведанным запасам углеводородов, равным

60,16 млрд. баррелям нефти.

Когда в начале 20 в. началась коммерческая добыча нефти, она стала играть

важную роль в экономике Мексики и ее внешнеэкономических связях. После

экспроприации иностранных нефтяных компаний в 1938 государственная компания

«Петролеос Мехиканос» («Пемекс») воспользовалась монополией на освоение,

производство, переработку, транспортировку и продажу нефти и природного

газа. Первоначальные нефтяные поля располагались в основном между

Веракрусом и Тампико, но в 1970-х и 1980-х годах были открыты новые

нефтяные поля в Табаско, в море близ побережья Кампече и в Чьяпасе. Доход

от продажи нефти на экспорт в 1982 составлял 3/4 валютной выручки Мексики,

в 1998 – только 19%.

Мексика отказывалась в 1991–1992 открыть свой нефтяной сектор для

иностранных компаний во время переговоров о НАФТА. Тем не менее потребность

Пемекса в инвестициях в размере от 22 до 25 млрд. долл. в середине 1990-х

годов заставила ее заключить контракты с частными компаниями по бурению

нефтяных скважин, совместными предприятиями по переработке нефти и

предложить государственной компании продать большинство акций

нефтехимических предприятий. Эта компания-монополист сократила численность

своего персонала с 215 тыс. человек в 1988 до 133 тыс. чел. в 1998.

Обрабатывающая промышленность. Значительная часть мексиканской

промышленности базируется на переработке природных ресурсов, особенно

нефти, и на первичной обработке сельскохозяйственной продукции. Мексика

производит также широкий ассортимент товаров легкой промышленности и

длительного пользования, таких как автомобили, имеет хорошо развитую

стекольную промышленность. Предприятия обрабатывающей промышленности

сосредоточены в городе Мехико и окружающей его промышленной зоне, а

основные предприятия черной металлургии находятся в северных городах

Монтеррей и Монклова и на западном побережье. Металлургические заводы

Мексики удовлетворяют спрос на сталь внутри страны. В 1991 было выплавлено

5,9 млн. т стали. Самыми важными видами продукции обрабатывающей

промышленности были автомобили, продукты питания, чугун и сталь, химикаты,

напитки и электротехнические товары.

В городах вдоль северной границы Мексики имеется большое число предприятий,

работающих только на экспорт и принадлежащих иностранным, в основном

американским промышленным компаниям, которым разрешено беспошлинно ввозить

сырье или детали последующего реэкспорта. Эти предприятия в Мексике

получили название «макиладорас». Основными видами продукции являются

текстиль, игрушки, электротовары и электроника. Промышленники США

используют Мексику в качестве «инвестиционной экспортной платформы» в

основном из-за дешевой, относительно квалифицированной и большой по

численности рабочей силы. Мексиканское правительство поощряет их, так как

они создают большое количество рабочих мест. На макиладорас почти не

повлиял экономический кризис 1995–1996, и темпы роста их производства

значительно превышали темпы роста экономики страны в целом. Возможность

получения рабочих мест в макиладорас вызвала большой приток рабочей силы, в

основном молодых женщин, в северные пограничные города.

Организация и планирование производства. Со времен революции 1910 и

особенно с 1930-х годов правительство осуществляло политику

«мексиканизации» для того, чтобы модернизировать экономику в соответствии с

национальными интересами. Многие крупные и принадлежавшие иностранцам

поместья были разделены на части и распределены среди безземельных

крестьян, были национализированы также сотни промышленных предприятий.

Чтобы осуществить свою политику мексиканизации, правительство приняло ряд

законов и регулирующих актов, которые определили тип собственности,

допустимый в различных отраслях промышленности. Государственной

собственностью стали производство электроэнергии, эксплуатация железных

дорог, радиосвязи и телеграфной связи, а также нефтяная и нефтехимическая

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.