рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

производительность труда при минимальных затратах. Отчасти такое

стремительное развитие послевоенной промышленности объясняется тем, что на

внешних рынках в это время отсутствовали такие мощные конкуренты как

Германия и Япония, были ослаблены Франция и Италия. Высокоразвита

электроэнергетическая промышленность. Большинство электростанций страны

работает на каменном угле. Удельный вес гидростанций невелик. Они

расположены главным образом в горных районах Уэльса, а также в Северной и

Юго-Западной Шотландии. Атомная энергетика пока еще не получила

приоритетного развития. В серьезной реконструкции нуждается угольная

промышленность Англии, пережившей периоды национализации и

денационализации. Многие шахты из-за их нерентабельности закрыты.

Наибольшее количество угля добывается в Северо-восточном и Восточно-

Мидленском районах страны. Так как запасы нефти незначительны и не

представляют серьезного промышленного интереса, нефтяная промышленность

работает в основном на привозном сырье. В металлургической промышленности

преобладает производство стали и проката. Чугун и металлический лом

Великобритания по большей части импортирует Ведущее место, как было уже

упомянуто, занимает машиностроение. Продукция машиностроительных

предприятий занимает чуть ли не большую половину в общем экспорте

Великобритании. Эта отрасль отличается наиболее высокой степенью

концентрации производства. Одна из старейших отраслей - тестильная

промышленность. Преобладает производство хлопчатобумажных и шерстяных

изделий. Развиты также трикотажное и шелковое производство. В химической

промышленности интенсивно развивается производство кислот, щелочей,

красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина,

искусственных волокон, удобрений. Высокопродуктивное мясомолочное

животноводство, птицеводство - традиционные отрасли сельского хозяйства

Англии. Видное место занимает овцеводство. Из зерновых культур широко

распространены овес и ячмень. Посевы пшеницы производятся лишь в восточной

части страны. Почти треть обрабатываемой земли занята под кормовыми травами

и корнеплодами. В Великобритании широко развиты практически все основные

виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной,

авиационный. Большое значение для Великобритании, как островной державы,

имеет морской транспорт. В английском флоте преобладают быстроходные суда,

подавляющая часть которых является собственностью частных компаний. До сих

пор в стране еще преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение импорта

над экспортом, хотя этот разрыв в последнее время значительно сократился.

Покрытие торгового дефицита происходит во многом и за счет т.н.

"невидимого" экспорта: доходов от заграничных капиталовложений,

судоходства, международных финансовых операций, высокие таможенные пошлины

и т.п. Денежная единица страны - фунт стерлингов. 1 ф.ст. = 20 шиллингам, 1

шилл. = 12 пенсам. Великобритания - парламентская монархия. Глава

государства - королева (в н.вр. Елизавета II, вступившая на престол

6.11.1952 г.) или король. Законодательный орган - двухпалатный парламент

(палата общин и палата лордов). Исполнительная власть осуществляется

правительством (кабинет министров). Сословная монархия и английский

парламент оформились во второй половине 13 века. Политические партии –

тори, и виги оформились в конце 17 века. В середине 19 века они

трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии.

Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде

единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат

важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших

судебных органов (прецедентное право). Среди существующих законов большое

конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215 года, Билль

о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679 г., Закон о престолонаследии

1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправлении правосудия, законы,

касающиеся избирательной системы и др. Королева (король) считается главой

вооруженных сил, ведает внешними сношениями, созывает и распускает палату

общин, объявляет войну и заключает мир, присоединяет или уступает

территорию государства. Эти права в настоящее время стали в значительной

степени номинальными. Монархи царствуют, но уже практически не управляют.

Палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови,

представителей пэров Шотландии, пожизненных ирландских пэров и высших

духовных и судебных сановников. Численный состав палаты законом не

установлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участие около 80-

90 человек. Юридически законодательным органом является палата общин,

которую часто и именуют парламентом. Она состоит из 630 депутатов,

избираемых прямым и тайным голосованием. Активным избирательным правом

пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 21 год и

проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрации

избирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система. В

состав правительства входят министры, возглавляющие соответствующие

министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств и

выполняющие по указанию премьер-министра определенные поручения, лорд-

канцлер, занимающийся юридическими и конституционными вопросами, лица,

возглавляющие юридические учреждения (генеральный прокурор и др.), а также

парламентские секретари и заместители министров. В правительстве существует

руководящее ядро - кабинет, состоящий из группы министров, отбираемых

премьер-министром. В Англии широко развито профсоюзное движение,

объединенное в своем большинстве в Британский конгресс тред-юнионов.

Большинство профсоюзов в Англии построено по цеховому принципу. Имеются

также профсоюзы, приближающиеся к производственным (железнодорожников,

горняков, докеров и др.). С 1973 года Великобритания член Европейского

Экономического Союза. Внешняя политика Англии традиционно отличается

определенным консерватизмом и некоторой обособленностью принятия решений,

несмотря порой на согласованную в рамках ЕЭС или НАТО ту или иную

стратегическую линию. В последнее время все в большей степени стали

проявляться черты прагматизма и более реалистичного подхода в принятии тех

или иных политических решений, в отношениях со странами бывших колоний.

Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны

конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь

медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался

медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы

производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной

продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене

товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к

ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые

подпорки для приоритетных отраслей.

Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса.

Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и

карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства.

Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным

делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним

принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались

к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.

Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были

выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян

Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мер док, Роберт Масвелл и братья

Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими

понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом,

эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские

отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха,

стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса.

Традиционно английское правительство занимает позицию невмешательства в

развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского

правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что

проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование

рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным

спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать

уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской

экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на

макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики.

Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем

наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие

залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла

девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности

посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало

проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности

и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою

очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области

формирования благоприятных факторов.

Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность,

принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия

с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация

отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о

конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по

реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории,

согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом

приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня.

Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная,

автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным

провалом. Программа научно-исследовательских разработок (НИР) в интересах

промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ

правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом

производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось

отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их

внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране

отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных

национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи,

немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной

и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в

кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного

"ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе.

Лишь немногие проекты правительства дали длительный ощутимый результат.

Резкие повороты в технической и экономической политике происходили и

при последующих правительствах. Приходившим к власти консерваторам

досаждали выступления рабочих, и продолжалось это до тех пор, пока

правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства лейбористов

стремились приспосабливать свою политику к требованиям профсоюзов, но это

вело к утрате экономической гибкости. Вериги системы государственной

собственности подрывали конкуренцию и динамизм в отраслях, подчиненных

правительству или с ним связанных. Разительные расхождения программ двух

партий срывали и без того редкие попытки частных фирм строить

долговременные планы производства. Зачем вкладывать средства в завтрашние

проекты, если завтрашний день "может принести высокие налоги, а то и

национализацию?

Для ряда отраслей, преимущественно из сферы услуг, политика английского

правительства в силу самого ее отсутствия была явно положительным фактором.

Необычно слабая степень регулирования сверху позволяла избежать отдельных

неблагоприятных факторов, с которыми сталкивались другие страны, и не

препятствовала нововведениям и рационализации. Уже говорилось о том, как

английские фирмы ухитрялись избегать принуждений, обрушивавшихся на

иностранные фирмы в аукционном деле. Подобным же образом слабая степень

регулирования свыше проявилась в торговле и страховании. В этих отраслях

английские фирмы были открыты новому, как никто в мире.

Государственный герб Соединенного Королевства Великобритании и Северной

Ирландии изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон львом и

лошадью - символы власти и труда. Щит разделен на четыре части, в каждой из

которых заключены гербы Англии, Шотландии и свободного ирландского

государства. Вокруг щита на синей ленте надпись: "Пусть устыдится тот, кто

дурно об этом подумает". Легенда рассказывает, что однажды на балу

английский король Георг увидел на полу оброненную дамскую подвязку, поднял

ее и воскликнул эту фразу. С этого времени эта фраза и поднятая королем

лента в качестве составных частей вошли в герб Великобритании. Королевская

корона наверху щита символизирует монархический строй в Великобритании. Лев

на короне - символ мощи государства. Внизу на ленте щита надпись: "Бог и

мое право".

[pic]

Флаг Великобритании - это то же самое, что флаг Соединенного

Королевства, включающего и северную Ирландию. Большинство Британцев, не

зная его правильного наименования, употребляют выражение "Юнион Джек".

Более сведущие люди, такие, как авторы "Таймс", называют его "Юнион Флэг"

(Государственный флаг Соединенного Королевства), хотя правильнее всего

было бы назвать флаг "Грейт Юнион" (не путать с "Гранд-Юнион" - симпатичным

каналом на севере Лондона).

Основа флага была впервые разработана в 1606 г., после объединения

Англии и Шотландии. Он соединил в себе красный крест Св. Георгия с

шотландским белым косым крестом Св. Андрея на голубом фоне (символ моря). В

1801 г. Северная Ирландия добавила в него красный косой крест Св. Патрика.

Не нашлось места лишь уэльскому Св. Давиду, чьей эмблемой служит голубь.

Хотя это и незаметно с первого взгляда, британский флаг слегка

ассиметричен, и его полагается поднимать только определенной стороной

вверх. Поднятый неправильно, в особенности на море, где моряки хорошо

разбираются в таких вещах, он может быть ошибочно принят за сигнал

бедствия. Флаг любой страны поднятый на флагштоке в носовой части корабля,

называется у англичан "джек". Когда на флагштоке поднимается флаг

Соединенного Королевства, его позволительно называть "Юнион Джек".

[pic]

Составные части Королевства имеют на своих гербах геральдических

животных и растения: львы и роза у Англии, львы и чертополох у Шотландии,

дракон и лук-порей у Уэльса.

II.Экономико – и политико – географическое положение страны.

Теперь настало время рассмотреть один из важнейших аспектов британской

экономики на современном этапе, без которого стала бы невозможна та прочная

экономическая ситуация, которой позавидуют главы правительств многих стран

мира, в том числе и господин Черномырдин. Речь пойдет о дружественном

альянсе британского экономического подъема с внутренней и внешней политикой

английского правительства, благодаря которому и стали возможными

поразительные достижения “застарелого консервативного общества”, о котором

у нас, мне кажется, сложились не совсем верные представления. Итак, факты

этого альянса таковы.

Процентные ставки стабилизируются. Ожидается снижение инфляции до 3,5%.

Отличительной чертой социальной политики кабинета консерваторов является

последовательная и жесткая линия на снижение стоимости рабочей силы и

сокращение расходов по социальной защите. В Британии уволить работника

легче, чем в других странах ЕС, законодательство здесь не устанавливает

жестких норм продолжительности рабочей недели. Если на половину французов

распространяется закон о 39-часовой неделе, а половина итальянцев

официально работает по 40 часов, то в Британии 40-часовую неделю имеет 10%

населения. Социальные выплаты составляют менее 30% общего фонда заработной

платы (в Италии - более 50%, почти столько же во Франции и Германии).

Мэйджор продолжает политику, начатую консерваторами в годы правления М.

Тэтчер и направленную на частичный демонтаж государственной системы

социальной защиты. Сохранив один из ее важнейших элементов - службу

здравоохранения, консерваторы ликвидировали полностью или сократили другие

элементы системы социальной защиты. Так. Отменена минимальная заработная

плата и пособие по безработице для подростков 16-18 лет. Строже стали

правила выдачи пособий безработным в течение длительного периода: речь уже

идет не о том, чтобы защитить их от бедности, а о том, чтобы стимулировать

их к более активным поискам самостоятельного дохода. При этом в результате

внесенных в трудовое законодательство изменений была значительно ослаблена

регламентация найма, увольнения и условий переизбрания на пост премьер-

министра Д. Мэйджор пересмотрел состав своего кабинета. В новом кабинете

преобладают евроэнтузиасты, и его внешнеэкономическая политика отражает

интересы сторонников интеграции. Между тем теперь труда на частных

предприятиях.

После львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый

Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду и Австралию и бывшие

колонии британской короны. Дальнейшая же интеграция Великобритании в

общеевропейский союз означает, вероятно, и ее приближение к европейским

социальным стандартам. Это для Великобритании - весьма актуальная проблема.

Несмотря на то, что консервативной партии удалось достичь стабилизации

экономического роста, сопровождаемого повышением производительности труда и

снижением инфляции, уровень жизни широких слоев населения не улучшается,

напротив - увеличиваются налоги, коммунальные услуги сокращаются. Согласно

официальным обследованиям, проведенным в 1991-1992 гг., каждая четвертая

семья и каждый третий ребенок в Англии живут в бедности.

Справедливости ради надо, однако, отметить, что именно долговременная

экономическая политика консерваторов, сочетающая усиление механизма

рыночных рычагов саморегулирования, в частности посредством проведения

приватизации, снижение корпорационного налога до 35% (для мелких фирм до

25%) с широкомасштабными целевыми государственными программами научно-

технического прогресса, охватившими все основные его направления, повысила

эффективность экономики Великобритании. В то же время ясно, что

долгосрочная экономическая перспектива страны будет зависеть от разумного

сочетания действующих уже рычагов регулирования экономики со стороны

предложения со стимулированием спроса и решением социальных задач. Целый

ряд отраслей британского хозяйства имеет достаточно высокие конкурентные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.