рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Германия

остальные -–по партийным спискам, выставляемым в каждой земле. В бундестаге

могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 % голосов

избирателей по спискам или проведших 3-х депутатов по избирательным

округам. Интересы земель представляет бундесрат, который обеспечивает для

них возможность влияния на законодательную и исполнительную власть. Каждая

земля располагает в бундесрате минимум 3, но не более 6 голосам (в

зависимости от численности населения).

Политические партии и общественные организации:

Христианско-демократический союз (ХДС) – образована в 1945 г., более 900

тыс. членов, опирается на поддержку католической церкви. Христианско-

социальный союз(ХСС) – образован в 1945 г.. действует только на территории

Баварии, более 130 тыс. членов, по политическим челям является родственной

ХДС. Свободная демократическая партия (СвДП) – либеральная партия, создана

в 1948 г., выражает интерресы средних и мелких предпренимателей, служащих,

чиновников, интеллигенции, части крестьянства и ремеслянников. Социал-

демократическая партия Германии (СДПГ) – самая многочисленная партия ФРГ

(около 940 тыс. членов), создана в 1969 г., имеет влияние на профсоюзы и в

среде рабочих. Партия «зелёных» – создона в 1980 г. в результате слияния

организаций и групп, выступивших с позицией охраны окружающей среды (около

40 тыс. членов), её опора – молодёжь и студенты. Партия демократического

социализма (ПДС) – является приемницей Социалистической единой партии

Германии (СЕПГ), чсло членов более 100 тыс. человек. Национал-

демократическая партия (НДП) – создана в 1964 г. путём объеденения

различных неонацистких группировок, около 6 тыс. членов. республиканская

партия – образована в 1983 г. из представителей правого крыла ХСС,

програмные установки партии опираются на неофашисткую идеологию, во главе

стоит бывшиц эсэсовец.

В Германии насчитывается около 700 молодёжных организаций, объеденений

и групп. Самой крупной и влиятельной профсоюзной организацией является

Объединение немецких рофсоюзов (ОНП). Создано в 1949 г. В его состав входят

16 отраслевых профсоюзов, численность – 12 миллионов человек.

5. Население.

Для населения ФРГ характерна исключительная однородность его национального

состава: почти 100 % постоянных жителей страны – немцы. Национальные

меньшинства составляют всего 0,2 % населения страны. Это более 30 тыс.

датчан, около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране, и 80 тыс.

голландцев. Перед войной в Германии, преимущественно в городах, жило около

560 тыс. евреев. После установления фашистского режима они эмигрировали или

были истреблены в концлагерях. Реэмиграция была небольшой. Само название

всего немецкого народа – Teutsch, Deutsch – произошло от названия племени

тевтонов, живших когда-то на севере страны. По племени же алеманнов,

обитавших в глубокой древности на юге её, многие романские народы называют

немцев Allemands.

В начале 16 в. августинский монах Мартин Лютер перевёл на немецкий

язык Библию и ввёл богослужение на немецком языке. За основу Лютер взял

наиболее распространенный в стране диалект, сложившийся в Саксонии. С этого

времени существует единый литературный немецкий язык. Он относится к

западногерманской группе индоевропейских языков. Однако из-за длительной

феодальной раздробленности литературный язык не стал единственным

разговорным языком немцев. Есть три группы диалектов: верхненемецкая,

средненемецкая и нижненемецкая. Сильнее всего отличается от литературного

нижненемецкий, так называемый платдейч. Близкий голландскому и фламандскому

языкам. Со времён реформации (16 в.), сложилось деление германских земель

на католические (юг и запад) и протестантские (север и частично юго –

запад). В целом протестанты (лютеране) преобладают: к ним относится почти

половина всего населения ФРГ, католики же составляют 45 %. При этом картина

в различных районах очень контрастна: во многих северных районах доля

протестантов превышает 80 %, а на востоке Баварии ещё резче доминируют

католики, которые составляют там до 90 % верующего населения. Характерно

преобладание католиков в сельской местности, в мелких общинах, тогда как в

крупных городах преобладают протестанты.

До начала 60-х годов в стране не ощущалось нехватки трудовых ресурсов.

Сначала их пополняли поток переселенцев. Однако в середине 60-х даже при

замедлении темпов экономического роста стало заметно не хватать рабочих

рук. В этот период начинается вербовка иностранных рабочих.

Научно – техническая революция вызвало существенное перераспределение

по отраслям хозяйства. В промышленности и строительстве работало половина

всех занятых. Доля же их в сельском хозяйстве заметно снизилась.

Значительно увеличилось число, работающих в сфере обслуживания, в том числе

заметна выросло число государственных служащих. Рост промышленности и

стремительное разрастание сферы обслуживания способствуют всё большей

урбанизации. Около 90 % населения живёт в городах, причём свыше 30 % - в

крупных городах и агломерациях. Но уже начался процесс субурбанизиции, рост

пригородов «расползающихся» крупных городов и агломираций. Проблемы городов

стали весьма острыми. Агломерации страны отличаются крайней транспортной

перегруженностью, шумом и загрязнением окружающей среды – задымленостью,

трудностями со снабжением населения чистой питьевой водой, горами отходов и

автомобильными кладбищами. К транспортным и экологическим проблемам

добавляются и социальные: многие районы в ядрах агломираций превращаются в

гетто для бедных слоёв населения. Крупнейшие города – Гамбург, Франкфурт,

Штутгарт заняли в стране первые места по масштабам преступности.

6. Общая характеристика хозяйства.

По объёму ВНП (3049,7 млрд. марок в 1993 г.) и промышленного

производства ФРГ занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире

(после США и Японии). На долю ФРГ приходится около 7,8% мирового ВНП и 28%

ВНП стран ЕС. Со времени объединения Германии наблюдаются тенденции

замедления темпов экономического развития, объясняющаяся кризисной

ситуацией в восточных землях. В 1992 г. ВВП возрос на 1,9%, против 3,1% в

1991 г. Общее состояние и тенденции развития на востоке и западе страны

различны. В новых федеральных землях производится всего 7,7% ВВН страны,

более 60% предприятий работает неполный рабочий день. За последние годы в

экономику бывшей ГДР вложено 600 млрд. марок. В новых землях интенсивно

проводится приватизация бывшей госсобственности. Несмотря на трудности,

вызванные объединением Германии, экономика ФРГ остаётся в целом стабильной.

Высоким уровнем развития отличаются металлургическая, химическая,

электротехническая, машиностроительные отрасли, строительная

промышленность. В 1995 г. произведено 42,1 млрд. кВт.ч электроэнергии. Доля

ядерной энергетики составляет 11%. Основными энергоносителями является

уголь (33%), нефть, газ. Запасы месторождений каменного угля составляют

около 20 млрд. т.

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством, на долю

которого приходится 15% ВНП (с учётом доли перерабатывающих отраслей) и

около 5% занятых. Потребности населения в продуктах питания покрываются за

счёт собственного производства на 90%. Основной отраслью сельского

хозяйства ФРГ является животноводство (67% общего объёма реализуемой

сельскохозяйственной продукции). Средний уровень потребления мясных

продуктов 97 кг. В год. Средняя урожайность зерновых в западных землях 62

ц/га, в восточных землях – 53,5 ц/га.

Основу транспортной системы ФРГ состовляют федеральные железные

дороги, находящиеся в собственности государства. Их протяжённость – 40,9

тяс. Км., 16 тыс. км. из них электрофицированы. Объм перевозок 103

млрд.т./км. автомобильный парк – 42,5 млн. машин, из них 35,5 – легковые;

автодороги всех классов – 221 тыс. км., в том числе скоростные – 11 тыс.

км. торговый флот ФРГ насчитывает 1066 судов общим тонажём 5,68

млн.бр.–рег.т. Внешнеторговый оборот ФРГ в 1993 г. достиг 1227 млрд. марок

(экспорт – 627 млрд. марок, импорт – 600 млрд.). осповными партнёрами

являются страны ЕС, на их долю приходится около 51 оборота. Торгрвля с

Германией наибольший удельный вес в товарообороте СНГ. Состовляет в

экспорте 13% и в импорте 17,2%.

Развития туристская индустрия приносит ФРГ солидный доход. В 1992 г.

посетившие Германию иностранцы оставили в стране 17,44 млрд. марок.

Финансовое положение страны после объеденения несколько ухудшилось,

хотя и остаётся в целом достаточно стабильным. Напряжённое положение в

области финансов вызвало резкое увеличение государственных расходов,

связанных с необходимостью модернизации хозяйства бывшей ГДР. В 1992 г. на

эти цели израсходовано около 150 млрд. марок. Внутренный гос. Долг ФРГ в

1992 гю составил 45 млрд. марок. Дифицит бюджета – 3% от стоимости ВНП.

Темпы роста инфляции в 1994 г. – 4,4% (в 1990 – 2,6%). Золотые резервы

Федерального банка – 13 448 млрд. марок (1995 г.). немецкая марка – вторая

по значению резервная валюта мира. Её доля в валютных запасах всех стран

составляет 19%. Средняя зарплата составила 3950 марок, в восточных землях –

примерно вдвое меньше.

7. Промышленность.

Федеративная Республика Германия – страна современной высокоразвитой

индустрии. На фабриках и заводах работает её каждый второй житель, занятый

в хозяйстве. Промышленность даёт более половины валового национального

продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики

есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные скопления, такие, как

задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы

Гамбурга, и новые предприятия электроники и химии в сельской местности,

или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу».

Символами новой промышленности Германии становятся серебряные корпуса

атомных электростанций, лёгкие конструкции заводов электроники, лабиринты

трубопроводов на почти безлюдных предприятиях нефтепереработки или

нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и

«преобразователем» стала научно – техническая революция. Она проявляется во

всём: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского

хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте

престижа и притегательнояти центров научно – технического прогресса. Но

процесс этот сложный. Научно – техническая революция началась в ФРГ на 10-

15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной

Германии перестраиваться более быстро и позволял использовать опыт других

стран. До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать

«наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшие, набор

экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки,

электрооборудование, автомашины. С середины 60-х развитие индустрии стало

более интенсивным, происходят быстрые перемены в структуре промышленности

и экспорта.

Однако не все области индустрии находились «на волне»; энергично

развивались новые и новейшие, многие же старые переживали кризис и

свёртывались. В западной Германии 50-х годов ещё доминировал угольно –

металлургический комплекс и тяжёлое машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во

много раз выросла нефтепереработка, химическая промышленность,

машиностроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли –

электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых

и новейших отраслей выросла почти вдвое. Лицо германской индустрии

определяет теперь нефтепереработка, электротехника и автомобилестроение.

От этих отраслей зависит ныне положение ФРГ на внешних рынках. На

экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 % химикатов, более 20 % изделий

электроники и электротехники. По вывозу автомобилей и многих других изделий

ФРГ занимает первое место в мире.

Научно – техническая революция усилила концентрацию производства:

выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвёртый

рабочий и служащий занят на предприятии, принадлежащем какой – либо из 25

ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и

«Зальцгиттер АГ» - контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии.

«Большая четвёрка в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер – Бенц»,

«Опель» и «Форд») даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов

универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли. Семь монополий пищевой

промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини – часть», равную 7

%.

Научно – техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ

сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ

потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или

«соседней» руды французской Латаринлгии начался массовый импорт более

качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру

раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня

условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива;

вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически

одинаковы везде. Для развития промышленности стало важным близость к путям

доставки сырья и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к

морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в

поисках наиболее дешёвой рабочей силы. На размещение промышленности стало

создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие

отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или

традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга,

Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме,

университет в Дюссельдорфе, Касселе, Констанце; возникло несколько научно –

исследовательских центров – монополий.

Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в

результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы.

Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если

раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше

половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на

9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других

стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к

Кёльну и от средиземноморских портов на юго – Западе и Юг ФРГ. Собственная

добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70 % нефтепереработки

контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр

нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах –

Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё

равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои

источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо –

западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь

происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение

импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн

«Рурколе АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком.

Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных

потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый

дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах

Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и

полностью механизирована.

Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики Рейнско-Рурского

района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций.

Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии

работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках

Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных

электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной

государством.

Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её

производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-

конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут

работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение

металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте

руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут

использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из

Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным - по Рейну и

вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района –

Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район –

Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более

дешёвую и качественную привозную. Единственный крупный приморский

металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам,

подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее

металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт

рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь

же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны,

производят оборудование для химических заводов.

Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей

степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют

Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке страны, где находится

головной завод концерна «Фольксвагенверк». От гигантского завода в

Фольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов – в Ганновере, брауншвейге и

Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод

в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – «Даймлер-Бенц» возник в 20-х

годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в

Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в

его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат

американскому капиталу. «Форд» ещё до войны обосновался в Кёльне, а

«Дженерал моторс» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в

Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не

процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание

автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же,

как на внутреннем так и на внешнем рынках усилилась конкуренция.

На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно

выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии,

и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи

расположены в Гамбурге и Киле.

Весь научно-технический прогресс в промышленности, её переоснащение

были бы немыслимы без развития электротехнической промышленности, и в

частности электроники. Но ФРГ заметно отстаёт от США по электронике, а по

радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым

крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.