рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финляндия

энергетического баланса. Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии

покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-

за рубежа. Ежегодно ввозится 13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4

млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа.

Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия.

Природный газ также поступает из России по проложенному через Карельский

перешеек газопроводу.

Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном

побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно

гидроэнергетические ресурсы. Большое гидроэнергетическое строительство

развернулось после второй мировой войны на реках северной части страны.

Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки.

Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15

электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех

гидроэлектростанций страны.

К концу 1960-x годов наиболее мощные и выгодные в технико-

экономическом отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской

электроэнергетике перешло к тепловым электростанциям, значение которых из

года в год возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3

производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном

на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов

и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью

800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки,

вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с

нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны

сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ,

подаваемый из России.

Новый этап в развитии электроэнергетики Финляндии начался после того,

как в 1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу

Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и

работает на российском уране.

Только после второй мировой войны в значительной мере в результате

хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться

металлургия, металообработка и машиностроение.

Лесная промышленность.

Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой -

обширными таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в

зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины,

главным образом словой и сосновой.

Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов,

бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн.

куб. м. пиленных и струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает

третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления

расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки,

Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского

залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром

лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу

озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других

деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном

исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть

потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса

автомобильным транспортом.

Ныне металопромышленность заняло ведущее место по числу занятых,

объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее,

лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и

определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в

мировой торговле.

Черная металлургия.

Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной

металлургии. Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз.

Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие

металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда

заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у

самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные

месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ

полуострова Ханко, и Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной

руды оцениваются в 200—300 млн. т.

Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5

млн. т. стали и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный

центр черной металлургии — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь

в 60— 70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной

Европе металлургический завод «Раутарукки». Он производит 4/5 всего

выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной

лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает

в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.

Одним из главных поставщиков железорудного сырья для доменных печей завода

«Раутарукки» стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии,

сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные

металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку

и на полуострове Ханко.

Цветная металлургия.

Цветные металлы — главное минеральное богатство страны. Запасы меди

составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного

месторождения Оутокумпу на востоке Озерного плато содержит также цинк,

кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же

районе месторождения Коталахти одновременно с медью извлекается никель.

Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и

свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти,

расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно

из ведущих мест в Зарубежной Европе..

На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в

мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам

хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве,

а по добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции.

Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио

экспортируется.

Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического

залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда

поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее

выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются

электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе

цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с

других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

Машиностроение.

Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на

внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция которой занимает в

финском экспорте по стоимости второе место после лесобумажного

производства. Главные машиностроительные предприятия сосредоточены

преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

Турку и Тампере —одновременно важнейшие машиностроительные центры.

В машиностроении выделяются прежде всего судостроение и изготовление

оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

С участием шведских концернов «Вольво» и «СААБ-Скания» создана

автомобильная промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и

около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и

деталей поступает из Швеции.

Судостроение.

Финское судостроение — отрасль, развитие которой в послевоенные годы

особенно сильно связано с советскими заказами. Для их выполнения были

коренным образом реконструированы и расширены старые верфи и построены

новые. Был освоен выпуск новых типов судов, двигателей и различного

судового оборудования. Финское судостроение специализируется на постройке

дизель-электрических ледоколов, морских буксиров, морских автомобильных

паромов, танкеров для перевозки аммиака и других химических веществ, судов

для прокладки подводных кабелей, буровых платформ для морских

нефтепромыслов.

Ведущей судостроительной фирмой концерну «Вяртсиля», выпускающему

примерно половину всех судов, принадлежат старейшая и крупнейшая в стране

верфь «Крейто - Вулкан» в главном центре судостроения - Турку и верфь во

втором по значению центре - Хельсинки.

Судостроительные верфи расположены также в других городах на побережье

Ботнического и Финского заливов — в Рауме, Пори, Васа, Рахе, Ловиса.

Наряду, с судостроением ведущую роль в международной специализации финского

машиностроения играет также изготовление различных машин и комплектного

оборудования для лесобумажной промышленности. Ныне Финляндия входит в число

крупнейших производителей и особенно экспортеров наиболее сложных

бумагоделательных машин и другого оборудования для целлюлозных,

лесопильных, фанерных и мебельных предприятий. Бумагоделательные машины

выпускают ведущие машиностроительные фирмы: «Валмет», «Тампелла»,

«Вяртсиля». Основные центры производства оборудования для лесобумажной

промышленности — Тампере. Раума, Паса, Лахти, Кархула.

Точная электроника.

Довольно быстро развивается электротехническая промышленность,

выпускающая генераторы, электродвигатели, трансформаторы, силовой и

телефонный кабель на предприятиях, расположенных главным образом в

Хельсинки и Турку. Предприятия молодой электронной промышленности

изготовляют несложные ЭВМ, контрольно-измерительную аппаратуру,

радиоприемники, цветные телевизоры. Электротехническая и электронная

продукция занимает третье место и Финском экспорте машин и оборудования.

Химическая промышленность.

Большая потребность целлюлозно-бумажного производства и в химикалиях,

прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической

промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат

сырьевой базой для лесохимии и производства удобрений. Рост

нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в

том числе выпуску синтетических смол и пластмасс. Главные центры химической

промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски.

Текстильная промышленность.

Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей

страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине

прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное

производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные

фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и

трикотажные предприятия.

Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда

и художественная керамика фабрики «Арабия» в Хельсинки.

В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем

кооператива «Валио» производство молочных продуктов. Часть сливочного масла

и сыра идет на экспорт.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны,

хотя доля занятого в нем (вместе с лесным хозяйством) экономически

активного населения за последние два десятилетия уменьшилась почти втрое.

Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и

мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для

этой отрасли в Финляндии характерны преобладание мелкого и среднего

землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и

тесная связь с лесным хозяйством.

Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки

пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют

более 2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в

условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего

числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и

средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной

земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее

число хозяйств из года в год сокращается.

Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое

существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры

которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по

стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50

га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более

четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех

денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии

лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а

сельское хозяйство — лишь дополнительным.

Своеобразие отраслевой структуры сельского хозяйства наряду с

характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства

над земледелием состоит в Финляндии, как и в Дании, в исключительно большой

роли молочного производства. Примерно 4/5 всех доходов финского сельского

хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5

доходов от животноводства.

Земельные ресурсы.

Для земледелия используется 2,6 млн. га пахотной земли, или менее 9%

территории страны. Трудом многих поколений пашни создавались на месте

выжженного леса и на осушенных болотах. Пашни «зажаты» между лесами,

озерами, гранитными скалами и поросшими кустарником болотами. Из года в год

крестьяне выбирали из-под лемеха бесчисленные камни-валуны и относили их к

краю поля. Так возникли каменные ограды, отделяющие одно владение от

другого. Поля прорезаны длинными осушительными канавами. Дренаж полей

крайне необходим: почва слишком насыщена водой. Однако открытые канавы

занимают большую площадь и мешают использованию тракторов и комбайнов.

Поэтому все больше переходят к закрытой системе дренажа.

Земледелие служит прежде всего кормовой базой животноводства. Под

различными кормовыми культурами занято более -3/4 обрабатываемой земли. Из

года в год растет возделывание кормового зерна, доля которого в пахотном

клине превышает 2/5. Овес и ячмень — две ведущие зерновые культуры

Финляндии. Овес вызревает лишь в южной половине страны, зато ячмень

успевает вызревать и в заполярной Лапландии.

Под продовольственным зерном, главным образом яровой пшеницей, занято

более 1/10 пашни. Главный район возделывания пшеницы — юго-запад страны,

хотя посевы яровой пшеницы встречаются на всем побережье Ботнического

залива. Доходящие же до полярного круга посевы ржи значительно сократились.

Ныне пшеница дает более 2/3 а рожь — менее 1/3 сбора продовольственного

зерна.

Растениеводство.

Финляндия - самая северная в мире страна, возделывающая сахарную

свеклу, посевы которой сосредоточены на юго-западе, где находятся и

перерабатывающие ее сахарные заводы. Картофельные поля можно встретить

практически, но всей стране, но особенно обширны они на песчаных почвах

востока и юго-востока страны. До половины урожая картофеля идет на корм

скоту.

Сеяные травы, главным образом тимофеевка и красный клевер, также

возделываются повсеместно. Всего под ними занято более 1/3 пахотной земли.

В северной же половине страны сеяные травы доминируют и в растениеводстве и

служат основным кормом крупного рогатого скота.

Животноводство.

Стадо крупного рогатого скота насчитывает около 1,8 млн. голов, из

которых около 800 тыс. — молочные коровы. Разводят преимущественно две

примерно равноценные по продуктивности и хорошо переносящие холод породы:

финскую, низкорослую и безрогую, и завезенную из Шотландии скрещенную с

местным скотом более крупную, айрширскую. Обе породы сличаются хорошими

удоями и, главное, высокой жирностью молока.

Подавляющая часть молочного стада сосредоточена в мелких и средних

хозяйствах, объединенных в сбытовые кооперативы, которые скупают молоко и

перерабатывают его на своих многочисленных заводах.

В Финляндии так же развито свиноводство. Свинина составляет более

половины общего производства мяса. В заполярной Лапландии пасутся стада

северных оленей, насчитывающие до 200 тыс. голов. Оленина играет важную

роль в мясном балансе страны. На многочисленных звероводческих фермах,

преимущественно и западной части Финляндии, ежегодно заготовляют более 3

млн. шкурок норки.

Транспорт и внешнеэкономические связи. Близкое к полуостровному

положение страны в сочетании с изобилием глубоких заливов способствует

развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10

экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами

торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. т. Вес

доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо,

вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих

преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов

на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами

грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и

Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку

отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В

соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный

порт.

Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных

путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с

Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и

железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км,

принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в

Россию.

В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых

автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями

повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

Внешние экономические связи имеют весьма важное значение для

хозяйственной жизни страны. Об этом свидетельствует тот факт, что доля

Финляндии в мировой торговле вдвое превышает ее долю в мировом промышленном

производстве. На внешнем рынке реализуется более 1/4 валового национального

продукта. Одновременно импорт покрывает до 1/3 потребности страны в товарах

и услугах.

До второй мировой войны практически вся внешняя торговля страны

осуществлялась с капиталистическими странами, которые рассматривали

Финляндию как поставщика лесопромышленного сырья и полуфабрикатов. Доля

лесобумажных товаров превышала 4/5 всей стоимости вывоза, причем половина

приходилась на лесоматериалы. Более 2/3 всего экспорта шло и три главных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.