рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

алым, елым), кривды (куру), которые татары иногда плели из покупных ниток.

Неводы делились по своему назначению на язевый (опта ау), сырковый (йешть

ау), карасевый (йазы балык ау), муксуновый (чрынды ау). Ловили рыбу и

удочками (кармак, лец), переметами, «дорожками». Широко были распространены

орудия лова корзиночного типа: морды (суган, суген), верши и корчажки.

Использовали также фитили и бредни. Крупную рыбу ловили ночью при свете

факелов острогой из трех-пяти зубьев (сапак, цак-цы). Широко так же было

распространено запорное рыболовство с использованием котцов(езе) и сложных

запорных сооружений (туан), основным элементом которых являлась земляная

дамба (пьеу, йерь бийеу). Собравшуюся в котле рыбу вычерпывали сачками и

черпаками.

Доля охоты в структуре традиционных промыслов к концу XIX в.

Существенно сократилась и уже не являлась главным промыслом для всех

сибирских татар. В некоторых селениях охотой уже совсем не занимались, в

отдельных селениях было по несколько охотников - промысловиков. В тайге они

добывали лисицу, колонка, горностая, белку, зайца. Охотились также на

волков, лосей, косуль, рысей и медведей. Летом добывали кротов. Обилие дичи

способствовало сохранению охоты на диких гусей, уток, куропаток, рябчиков,

глухарей.

При охоте применялись ружья и покупные железные капканы и манки. При

охоте на волков татары употребляли чекмеры - дубинки из дерева с утолщенным

концом, обитым железной пластиной. Волков ловили также западнями. Иногда

охотники пользовались длинными ножами (клинками). Есть сведения, что в

некоторых группах сибирских татар для охоты на водоплавающую птицу и мелких

пушных зверей использовались луки с тупыми стрелами. На колонка, горностая

и глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в

которых служили рыба, мясо и т.д., ловушки давящего типа (пасмак).

Использовались при охоте также черканы (чирканы) и самострелы, ставили

разнообразные волосяные петли и силки (тозок, тосок, кыл). Устанавливая

капканы зимой, охотник заметал свои следы метёлкой. Охота была пешей (зимой

пользовались лыжами), при проверке капканов и ловушек в некоторых местах

ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники - промысловики

жили в сезон охоты в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого

зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек.

Традиционным занятием для сибирских татар была обработка дерева и

изготовление из него различных изделий. Основным инструментом для этого

служило тесло. Среди всех групп сибирских татар встречались специалисты по

изготовлению долбленых лодок из цельного дерева, выгибанию лыж и коромысел

, а также плетением коробов для саней и телег.

Сибирские татары владели технологией обработки волокна как

растительного (лён, конопля), так и животного (шерсть) происхождения.

Культура прядения льна на волокно сибирским татарам стала широко известна

лишь с начала 19 века от татар - переселенцев с Поволжья и Приуралья; до

этого основным растительным волокном для изготовления тканей была конопля

(киндер). Шерсть использовали преимущественно овечью, иногда козий пух.

Для подготовки волокна к прядению использовали чесала, затем волокно

пряли на различного вида прялках, в т.ч. Корневых и самопрялках. Затем

приступали собственно к тканью на ткацких станках "турап урыны",

непременной деталью которых было бердо, часто орнаментированные. Ткани

выполнялись, в основном, простым полотняным переплетением и использовались

для изготовления одежды, предметов внутреннего убранства жилища и пр.

В целом, хозяйственные взаимоотношения татар и русских в годы массового

переселения последних развивались благоприятно и осуществлялись в различных

формах. Русские никогда не селились в татарские деревни, а основывали свои

поселения. В настоящее время отмечается чересполосное с русскими расселение

татарского населения.

2. ЖИЗНЬ КАЗАХОВ.

Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В

числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена

государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана

и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее

участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие

племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.),

кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в

формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских

языков.

До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые

казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном

сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй

его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири

имеют все же более древнюю историю.

Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с

мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах.

Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена

Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников,

объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там

своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают,

что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках

очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом

родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый

Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума

находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее

вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века

среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились

к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в

бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и

казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о

завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды

царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих

воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями —

ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические

отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом

казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и

принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума

в этот период находились также и воины казахи.

После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел

Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним

находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими

людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав

казахов.

В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами

Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи,

оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые

центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у

казахов скот.

Но с начала XVII века экономические и политические связи России с

казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и

Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние

заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.

К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический

характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских

территорий.

В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем

все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских

землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они

вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа.

Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи

совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды.

В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск

приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период

продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов

стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту

Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в

Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили

южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но

было их немного.

Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев,

которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что

в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных

скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов)

называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение

казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем

переосмыслиться как этническое самоназвание.

В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на

территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до

прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть

казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими

феодалами к русским границам.

В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к

России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с

пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять

лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять

их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо

большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России

присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В

1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В

начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского

населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX

века.

После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и

развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов

в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры,

что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с

целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить

миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать

переходить эту линию.

С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских

казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782

году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором

оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль

Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об

отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается

целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о

сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились

киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками.

В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в

Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов,

живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих

отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления

сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской

области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями

казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные

отношения.

В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские,

направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и

крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в

основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые

казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на

службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В

Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их

держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно

в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно

оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии

начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о

поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии

числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 —

в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только

осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи,

временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих

кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году

составила по Омскому округу 1622 человека.

Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири

охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он

характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за

казахами, установлением административно-территориальных единиц с

ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-

культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет

численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы

их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний.

Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к

1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение

русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным

образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель,

находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное

влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев

привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их

на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще

на несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине

насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском

округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в

Тарском округе Тобольской губернии.

Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в

расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период,

начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время

усилились миграционные процессы среди казахов. Фактически к 1928 году

сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни.

Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует

жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично

стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого

хозяйства.

Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с

изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.

Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению

формирования современного национального состава в данном регионе. Этот

период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением

казахов среди русских, украинских и немецких селений.

В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в

юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5%

населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях

сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди

окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и

татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске.

Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их

многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада,

возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а

также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами,

способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа

— омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов

Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформлялись в единый

этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак».

Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с

казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской,

Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня,

прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик

приглашают друг друга на праздники, на свадьбы.

Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между

казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают

однонациональные браки преимущественно внутри области.

Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции

нередко назначались муллами к казахам. Тесные связи у последних были,

прежде всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи,

расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с

курдакско-саргатскими, и с тобольскими татарами. Омские татары нередко

покупали у них лошадей, а некоторые вместе с казахами в XIX — начале XX

века работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов.

Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими.

Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в

XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между

ними, имевших место еще в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале

XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а

также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи,

которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались

со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты

с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также

способствовали расширению взаимоотношений их и русских.

В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на

положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была

запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения

купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди

казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в военно-

статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что

«султаны и почетные баи пытаются выучить детей своих грамоте не только на

киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди

казахов Тобольской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.