рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

Курсовая работа

по дисциплине: Экономическая география России

по теме: «Этнический состав Омской области.

О жизни сибирских татар, казахов, русских, украинцев, немцев»

Выполнила:

Великая Александра

г. Исилькуль, 2004 г.

ПЛАН:

| |стр. |

| | |

|Введение. |3 |

|1. Сибирские татары. |5 |

|2. Жизнь казахов. |14 |

|3. Русские и украинцы. |21 |

|4. Немцы. |27 |

|Заключение. |30 |

|Список использованной литературы. |31 |

|Приложение 1 |32 |

|Приложение 2 |33 |

ВВЕДЕНИЕ.

За уральским каменным поясом на обширной территории в 2,5 млн. кв. км.

расположен крупнейший Западно-Сибирский район России, включающий Алтайский

край, Кемеровскую, Новосибирскую, Тюменскую, Томскую и Омскую области. Есть

здесь необозримые черноземные степи и высокие горы, стремительные водопады

и задумчивые озера, альпийские луга и дремучая тайга, бескрайняя тундра и

тихие лесные речушки, многочисленные болота. Здесь пролегают бассейны

крупнейших рек Сибири – Обь и Иртыш.

Омская область расположена в южной части Западно-Сибирской равнины. Она

занимает площадь 139,7 тысяч квадратных километров, что превышает размеры

Австрии и Венгрии. Протяженность с севера на юг – 600 км., с востока на

запад – 300 км. Соседние территории – Тюменская, Томская, Новосибирская

области, Республика Казахстан. После распада СССР область стала

пограничной.

Территория Среднего Прииртышья, которую в настоящее время занимает

Омская область начала заселяться более 14 тысяч лет назад.

Могучая река Иртыш являлась ориентиром для передвижения племен в

древности. Рыбные озера и реки, богатые дичью угодья, луга и увалы

привлекали охотников и скотоводов. Поэтому более всего осталось памятников

обитания древних людей по берегам рек в виде стоянок, городищ, курганов.

Наибольшее количество археологических памятников сохранилось от племен

саргатской культуры, обитавших в нашем крае 2500—2000 лет назад.

В средневековье территория юга Западной Сибири входила в состав

различных кочевых империй, была ареной миграций. В Омском Прииртышье

проживали монголы, калмыки, мадьяры, ханты, манси, узбеки, таджики, шорцы.

Около 1000 лет назад по Иртышу и Тоболу проникают из Центральной Азии

тюркские племена, позже получившие название сибирских татар, 400 лет назад,

когда в Прииртышье пришли русские землепроходцы, немногочисленные группы

татар обитали по берегам реки Тары и севернее ее по Иртышу.

По рекам Иртышу, Оби и их притокам селились выходцы из Европейской

России: русские, украинцы, немцы, поляки, эстонцы, латыши. По берегам рек

создавались казачьи поселки. Между ними селились выходцы из различных

религиозных сект: староверы, молокане, мармоны, лютеране менониты, баптисты

и др.

Сейчас в области живут 2180000 человек, из них в самом Омске – 1170000,

в пяти других городах области – 310000, остальные – на селе. По

национальному составу население состоит из русских (1800000), немцев

(134000), украинцев (105000), казахов (75000), татар (50000) и

представителей других национальностей.

На севере области основной каркас расселения образуют населенные пункты

вдоль Иртыша и его крупнейших притоков в этом регионе - Ишима, Большого

Аева, Уя, Оши, Тары. Южнее население размещается более равномерно по

территории. Однако и здесь можно выделить основные полосы расселения,

которые протянулись вдоль железнодорожных магистралей, рек Иртыша и Оми.

Национальный состав населения области формировался в основном в

процессе заселения ее территории с начала русского освоения Сибири. Сюда

переселялись, направлялись на службу или ссылались русские, немцы,

украинцы, поляки, белорусы и представители многих других национальностей.

Коренными жителями области являются сибирские татары, имеющие ареалы

компактного расселения в северной части ее территории, и с определенной

степенью условности – казахи, перешедшие к оседлому образу жизни уже в

период русского освоения Сибири. Очень небольшие сельские населенные пункты

с преимущественно казахским населением имеются в южных районах области.

Хотя на территории области проживают представители около 80

национальностей, этнический состав ее населения однороден (см. Приложение

1).

Объект исследования: население Омской области.

Предмет исследования: этнический состав.

Методы исследования:

1. Статистика;

2. Анализ.

Обоснование выбора темы:

Я являюсь коренным жителем Омской области. Мои родители с большим

почтением относились к этому суровому краю, к его истории, народам,

населяющим эту землю, языку, традициям и всему тому, чем богата Сибирь.

С раннего детства они прививали мне любовь к родному краю. Часто мама

читала мне сказки о народах Сибири и Севера. В сказках рассказывалось о

мужестве, доброте, отзывчивости к чужой беде. Помню, что я была очень

удивлена тому, как мирно и дружно живут люди разных национальностей.

В месте, где я сейчас живу, проживает большое количество людей разных

национальностей. Среди них есть и русские, и немцы, и казахи, и украинцы, и

татары. Меня заинтересовала история их появления на территории Омской

области.

Я попыталась проследить исторические пути их появления на этой земле.

1. СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ.

До прихода русских в Среднем Прииртышье проживало в основном татарское

население. Земли в Сибири было много, и до массовых переселений второй

половины XIX в. во владении у татарских поселений находилось значительное

количество земель. "Каждое инородческое общество изстари владеет известными

пространствами прибрежьев и лесу, которые по равным частям распределены

между семействами, его составляющими. В случае увеличения их числа

приступают, с общего совета князца и общества, к новому делению"

(Гагемейстер, 1854).

Пришлые поволжско-приуральские татары селились в основном в местах

проживания сибирских татар: или это были отдельные улицы в сибирско-

татарских поселениях, что встречается чаще всего, или, изредка, основывали

свои деревни недалеко от сибирско-татарских поселений. Русское

переселенческое население в конце XIX в. основало значительное количество

новых деревень в местах, где имелись более-менее свободные земли. Дело в

том, что приселение русского переселенческого населения к старожилам было

редким, хотя и имело ряд преимуществ в виде более удобных земель,

возможности с помощью старожилов обзавестись своим хозяйством. Но не всем

приезжим это было по карману, так как старожильческие общества за

подселение часто требовали больших денежных взносов в мирскую кассу.

Поэтому-то русские переселенцы конца XIX в. и основывали свои деревни. Так,

недалеко от татарского поселения Ипцисс (упоминания о котором встречаются в

архивных документах, датируемые XVI в.) в конце XIX в. русскими

переселенцами были основаны несколько поселений - это село Поречье, жители

которого в 1995 г. отметили столетие со дня основания, деревни Алексеевка,

Игорсвка, Рязапы и др. Поселение русских на землях, принадлежавших коренным

сибирским татарам, вызывало некоторое недовольство у последних.

Земли, принадлежащей деревне Инцисс, было достаточно много. Земледелием

же в конце XIX в. занимались немногие, по словам информаторов, около 10

семей (по переписи населения 1897 г. в Ипциссе числилось 67 хозяйств). Так

как татары мало занимались земледелием, то инцисские земли сдавались в

аренду русскому населению Поречья и Алексеевки. В качестве арендной платы

за использование земель русские отдавали татарам хлеб. В основном, татары

хлеб покупали или меняли на лес, деготь, смолу.

Скотину в Инциссе держали все. Сенокосные угодья распределялись по

душам. С увеличением населения норма па одного человека уменьшилась. Покосы

и земли, па которых сеяли, по дороге в сторону села Евгащипо (на другом

берегу Тары) отходили на 5 км от Инцисса. Поэтому русское население

арендовало у татар не только пахотные земли, но и сенокосные угодья. Часть

заготовленного сена русские отдавали татарам в качестве арендной платы. Во

время коллективизации и создания колхозов земли отрезали и разделили между

близлежащими деревнями.

В прошлом значительную роль в хозяйстве татар играла промысловая охота

и рыболовство. В середине XIX в. рыболовные озера принадлежали чаще всего

обществам инородцев-татар или отдельным членам этих обществ. От них русские

брали в содержание озера на несколько лет за значительную плату. Инородцы

владели и большей частью звероловных мест, и поэтому русские, пускающиеся

на промысел, должны были покупать у них право на ловлю зверей.

Цикл обрядов сибирских татар, связанных с рождением и смертью, до

настоящего времени сохранил древние черты. До начала, а кое-где и до

середины 20 в. татарские женщины рожали дома, обычно на нарах или на полу.

Принимала роды опытная пожилая женщина или повивальная бабка (кентек инэ),

которая перерезала пуповину ребёнка. По обычаю сибирских татар пуповину

перерезали положив её на серебряную монету. Этот обычай, по представлению

сибиряков, обеспечивал новорождённому крепкое, как металл, здоровье и

богатство. Пуповину вместе с последом обычно заворачивали в чистую тряпку и

закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых

местах существовал обычай сохранять пуповину новорождённого. Пуповину

заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками

потолка. По такому поверью пуповина оберегала жизнь и здоровье ребёнка.

До 40 дней ребёнок лежал на подушке рядом с матерью, а после 40 дней

его помещали в колыбель (ценкельцек). Наиболее распространённая форма

колыбели - лёгкая деревянная рама, на которую натягивался холст, по четырём

углам рамы закреплялись ремни, верхние их концы сходились вместе (иногда

переплетались) вокруг железного кольца. За это кольцо колыбель

подвешивалась к крепкому железному крюку, вбитому в матицу.

Праздничный цикл, связанный с рождением ребёнка и с теми или иными

явлениями в его жизни, включает следующие обряды: приглашение повитухи,

совершение священного омовения, обмазывание губ ребёнка пищей из смеси мёда

и масла (пала авыслантыру), набрасывание на него рубашки отца, праздник

помещения в колыбель (бала туе), первое сбривание волос (карын цац),

наречение именем, обрезание.

Рождение ребёнка обычно рассматривалось как важное событие. Особенно

большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим

предзнаменованием считалось и рождение близнецов.

К смерти сибирские татары относятся как неизбежному событию,

завершающему жизненный путь человека, распространено так же мнение, что

смерть человека - кара за его грехи при жизни. В 16-17 вв. сибирские татары

до прихода сюда казанских татар и бухарцев хоронили покойников в берестяных

чехлах или долблёных стволах деревьев. Были распространены так же наземные

погребения типа курганов, погребения в своеобразных склепах - бревенчатых

срубах с крышами, есть данные, что в некоторых группах сибирских татар

бытовали способы погребения умерших прямо на земле или в естественной яме.

В 19-20 вв. для захоронения сибирские татары отводили места недалеко от

своих поселения. Особенностью грунтовых могил татар - мусульман была

боковая ниша (лякот, ляхэт), куда и укладывали тело умершего. Над

покойником сооружали наклонный навес из досок, жердей, небольших брёвен,

нижние концы которых упирались в дно могилы, а верхние - в противоположную

стенку.

Иногда обмытого покойника без одежды сразу заворачивали в кусок холста

или коленкора, но чаще шили специальную одежду, которая состояла из

нескольких слоёв. На покойного надевали так же сшитые из белой ткани штаны,

тапки, голову подвязывали платком, иногда обматывали её ещё куском ткани,

надевали колпаки. Сверху тело оборачивали белой тканью (саван-кафэн):

мужчину в три, а женщину - в пять слоёв. В могилу тело на верёвках опускали

обычно 4-6 человек, клали его на дно могилы в нишу. Дно могилы в

большинстве случаев ничем не покрывали, но в различных местах собраны

сведения и о том, что дно могилы могли устилать стружками, соломой,

берёзовыми ветками или досками.

В прошлом веке и ранее у всех групп сибирских татар был распространён

обычай оставлять покойнику еду и разные предметы (утварь, украшения, орудия

труда). После похорон родственники раздавали присутствующим деньги (хаир),

а иногда и одежду покойного. На могильных холмах сажали деревья, ставили

берёзовые колья. Характерной особенностью надмогильных сооружений томских и

барабинских татар были стелы из камня и дерева, некоторые их них

оформлялись в виде человеческой фигуры или украшались надписями на арабском

языке. для групп курдакско - саргатских, тобольских, заболотных татар

характерной деталью надмогильных сооружений являются высокие деревянные

столбы (баган), орнаментированые насечками в виде лестницы, навершиями в

виде копья (сонга), гребня (торак), шара.

В настоящее время у сибирских татар бытует три основных вида

надмогильных сооружений из дерева и металла: деревянные срубы и ограды -

штакетники и металлические ограды. в современном сибиреведении общепринята

точка зрения, что наиболее древней и традиционной формой таких сооружений

являются деревянные срубы. они могут иметь форму усечённой призмы с прямыми

торцами брёвен, с затесанными торцами, такие срубы могут быть

орнаментированы столбиками с надписями. интересна и ещё одна деталь таких

сооружений - они перекрыты матицами, число которых варьируется от одной до

двух, трёх. встречаются так же срубы форме прямоугольников. детские

надмогильные сооружения этого типа отличаются размерами. в некоторых

случаях до настоящего времени дожил обычай оставлять на могиле различные

предметы, которыми пользовался умерший.

У сибирских татар встречаются срубные оградки из досок, имитирующие

форму срубов или прямоугольные срубы из бруса, очень похожие на жилища.

Деревянные оградки - штакетники очень разнообразны по форме, среди них

выделяется группа антропоморфных и зооморфных. К наиболее современному типу

надмогильных сооружений относятся металлические ограды. С влиянием

мусульманства связывается появление на надмогильных сооружениях сибирских

татар полумесяцев. ыКроме описанных сооружений на кладбищах сибирских татар

обычно находятся сараи для хранения инвентаря, ящики (табут) для переноски

умерших.

Поминки по умершему сибирские татары устраивали на 3, 7, 40, 100-й день

и через год. В некоторых группах сибирских татар поминки устраивали, кроме

того, на 14-й, 52-й день, полгода. У всех сибирских татар в 19-начале 20

вв. в поминальных обрядах отмечались черты, несовместимые с мусульманскими

догмами. Нередко поминки проводились в день похорон, на них употреблялось

спиртное, приносили в жертву петухов, в дни поминовения посещали могилу и

устраивали там угощение с выпивкой. Барабинские татары сразу после похорон

резали на кладбище барана или быка (в 17 в. - лошадь); поминки продолжались

у них несколько дней.

И сейчас погребальный обряд сибирских татар во многом сохраняет черты,

сложившиеся в 17-18 в. на основе синтеза местных домусульманских и

привнесённых через бухарцев и поволжских татар, связанных с влиянием

ислама, похоронных элементов.

Из цикла семейных обрядов наряду с обрядами, связанными с рождением и

смертью, по-прежнему очень стойко сохраняются элементы свадебной

обрядности. В прошлом формами заключения браков у сибирских татар были

браки через сватовство, через добровольный уход и насильственное умыкание

невесты. Основными этапами первой формы брака были сватовство (кыс сурату),

сговор, совет (кингаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом

родителей (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в

дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали

сами родители из круга семей, равных им по экономическому положению.

Существовали ограничения на браки с родственниками: такие браки считались

возможными только в третьем поколении.

Другой формой бракосочетания был уход девушки тайно от родителей в дом

своего возлюбленного, Случалось этот тогда, когда родители не были согласны

на брак.

Значительно чаще случалось бракосочетание через похищение невесты.

Причины для этого могли быть разные. Чаще всего они были связаны с

имущественным различием семей. Обычно невозможность платить калым за

невесту вызывала её похищение, которое производилось как с согласия

невесты, так и насильственным путём. Иногда родители жениха и невесты

договаривались инсценировать похищение, чтобы не платить калым, не готовить

большого приданого и заменить дорогостоящую свадьбу небольшой вечеринкой

для близких родственников. Нередко в таких случаях за невестой отряжали

специально украшенную лошадь.

Из праздников относимых к календарной обрядности отмечаются сибирскими

татарами праздники религиозного содержания (курбан байрам, ураза байрам,

маулет и т.д.), общероссийские праздники, а так же такие праздники сельских

тружеников, как день первой борозды, день животноводства, праздник урожая.

значительное распространение имеет проведение татарского народного

праздника сабантуя. наряду с традиционными видами состязаний и увеселений

таких как борьба, лазание по гладкому столбу за призом, бои на бревне с

туго набитыми мешками соломы, перетягивание друг друга за палку, появились

и новые спортивные игры и аттракционы (мото- и велогонки, метание гранат,

поднятие гирь, волейбол, футбол и др.) в быту для досуга наряду с такими

интернациональными инструментами как гармонь, у отдельных групп сибирских

татар бытовали и самобытные музыкальные инструменты, такие как комыс. игра

на комысе требовала определённого искусства.

Религиозные верования сибирских татар характеризуются сочетанием

исламских и домусульманских (языческих) явлений. По современному

вероисповеданию сибирские татары мусульмане - сунниты ханафитского мазхаба,

принятие ислама происходило с 14 – по середину 18 в (в отдельных группах

барабинских татар). Практически в каждом более или менее крупном населённом

пункте татар была устроена мечеть. правоверный мусульманин обязан совершать

ежедневную молитву (намаз) на специальном коврике, обращаясь при этом лицом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.