рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Эстония

районах и 80%.

В 1998 году экспорт сельскохозяйственной продукции составил 3,5 млрд. крон

и 10% от общего объема экспорта, импорт - 5,5 млрд. крон и 11% от общего

объёма импорта. Сельскохозяйственную продукцию экспортировали больше всего

в страны Европейского Союза (26%), Россию (17%) и на Украину (15%).

Основную часть экспорта сельскохозяйственной продукции составляют молочные

продукты. Экспортируется в среднем около трети всех молочных продуктов.

Обеспечение отечественным зерном и мясом составило в 1998 году 73%.

Эстонская молочная промышленность осуществила крупные инвестиции с целью ee

соoтвeтcтвия нормам ЕС по технологиям и гигиене. В 1998 году крупнейшее

эстонское предприятие молочной промышленности АО “Пылва Пийм” было признано

соответствующим нормам ЕС и его продукция получила право экспортироваться в

ЕС.

В 1998 году было произведено инвестиций на сумму 375 млн. крон. Хотя объём

инвестиций вырос, по отношению к ВВП, он всё же был в 2,5 раза ниже, чем в

среднем по государству и в 3-3,5 раза меньше, чем в ЕС.

Сельскохозяйственным предприятиям было выдано льготных кредитов на сумму

166 млн. крон и дотаций на инвестиции на сумму 72 млн. крон. Приступило к

работе Целевое Учреждение по гарантиям на сельскохозяйственные кредиты с

начальным капиталом в 60 млн. крон. Продолжилась законодательная

деятельность по вопросам безопасности продуктов питания и работа по

приведению к соответствию с нормами Евросоюза институций и технических

средств. Был улучшен контроль на границе по вопросам безопасности и

качества продуктов питания, реконструированы лаборатории и начато

выполнение программы отслеживания качества продуктов питания.

ФИНАНСЫ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЭСТОНИИ

Как известно, национальная валюта - эстонская крона (ЕЕК) была введена в

обращение в период денежной реформы в 1992 году. По закону она жестко

привязана к немецкой марке в соотношении 8:1. Таким образом, колебание

курса эстонской кроны напрямую связано с изменением курса немецкой марки,

являющейся одной из наиболее устойчивых мировых валют. Эмиссия крон в

обращение строго связана с золотовалютными запасами.

Банковская система Эстонии состоит из Банка Эстонии и сети коммерческих

банков, число которых из года в год постоянно уменьшается как путем

объединений и слияний, так и лишением лицензий на их деятельность.

Биржевой кризис осенью 1997 года оказал существенное влияние на развитие

банковского сектора в 1998 году. В ходе кризиса цены на акции ведущих

банков на Таллиннской бирже ценных бумаг упали в несколько раз. Это

поставило многие банки в крайне затруднительное положение и коснулось,

прежде всего, тех из них, кто используя крупные иностранные займы, слишком

развивал экспансивную кредитную деятельность и сосредоточился на сделках с

ценными бумагами. В 1998 году произошло слияние четырех крупнейших банков:

Хансабанка и Сбербанка, Юхисбанка и Таллиннского банка. Объединились также

Форексбанк и Инвестиционный банк. Обанкротился Маабанк (Земельный банк).

Таким образом, число коммерческих банков Эстонии к концу года составило 7.

В целом, по мнению специалистов - это оздоровительный процесс, ведущий к

укреплению банковской системы. В свою очередь, Банк Эстонии разработал и

осуществляет ряд мер по ужесточению требований к надежности и упорядочению

банковской системы (адекватность капитала, требования к повышению

ликвидности, переход к более консервативной политике). В итоге произошло

некоторое замедление роста кредитов и повышение процентных ставок по

кредитам и вкладам. В целом банковская система работает устойчиво, с

достаточной степенью надежности. В 1998 году принят Закон о защищенности

вкладов, касающийся в первую очередь мелких и средних вкладчиков. Некоторые

принципиальные положения этого закона были досрочно применены

Правительством и Банком Эстонии при ликвидации последствий банкротства

Маабанка летом этого года.

В условиях перехода европейских стран к единой валюте "Евро" в Банке

Эстонии ведется работа по возможным сценариям вхождения эстонской кроны в

единую валютную систему. В то же время, в период биржевого кризиса

эстонская крона подтвердила свою устойчивость. И хотя в республике все еще

ведутся споры о наиболее эффективном курсе национальной валюты, общее

мнение сводится к тому, что ЕЕК будет жестко привязана к немецкой марке в

соотношении 8:1 по крайней мере до конца периода ее обращения (2002 год).

Зарубежное исследование, касающееся оценки прямыми иностранными инвесторами

банковского сектора Эстонии по данным за 1996-1997 гг., показывают их

доверие к нему и довольно высокую оценку его эффективности как в общем

плане по сравнению с другими факторами благоприятствующими инвестициям, так

и в общем использовании услуг эстонских коммерческих банков (хранение

депозитов, операции с иостранной валютой, проведение платежей и другие).

Актуальные проблемы экономической политики Эстонии

Правительством Республики и Банком Эстонии в феврале подписан и представлен

МВФ очередной Меморандум об экономической политике Эстонии на период до 1

июля 2001 года. Меморандум рассмотрен и утвержден на совете директоров

Международного валютного фонда 1 марта с. г. Меморандум состоит из четырёх

разделов, охватывающих все стороны экономического развития республики и

основные экономико-политические цели на предстоящий период. Их выполнение

позволит Эстонии повысить экспортные возможности и обеспечить более

стабильный и последовательный экономический рост.

Экономическое положение на конец 1999 года и дальнейшие перспективы

Эстонская экономика в течение 1999 года прошла фазу снижения и вернулась

обратно на путь экономического роста. Тем самым, развитие Эстонской

экономики в течение года в определённом смысле отражает изменения,

происходящие в мировой экономике. Произошедшее во второй половине года

экономическое оживление в Западной Европе, дало толчок экономическому

росту Эстонии, принеся с собой, начиная с третьего квартала, рост

экспорта товаров и услуг. Благоприятная монетарная среда уже с первой

половины года также создала хорошие предпосылки для восстановления

экономического роста. Со снижением внешнего давления в начале года и под

воздействием высоких буферов ликвидности, процентные ставки снизились к

концу года до наинизшего уровня всех времен.

Начавшееся во втором полугодии, преимущественно опирающееся на увеличение

внешнего спроса, экономическое оживление все же не смогло компенсировать

понижение происходившее в начале года и по итогам года уровень

позапрошлого года оказался не достигнутым, реальный рост ВВП оказался

негативным до 1,4%.

1999 год характиризуется резким снижением инфляции. Так рост

потребительских цен в среднем по году сформировался в размере 3,3%, а

цены производителя даже до 2,3%. Быстрая дезинфляция не отражает только

долгосрочные фундаментальные экономические процессы, но впервые дала знак

о том, что первая половина 1999 года попала под сферу влияния ранее

начавшихся краткосрочных внутренних и заграничных процессов

приспособления. Уже в последнем квартале года большинство ценовых

индикаторов показало возобновление ускорения инфляции. Если рассматривать

инфляцию в Эстонии через реальный курс кроны, то уровень цен Эстонии по

отношению к промышленным странам в течение года практически не изменился.

Но это абсолютно не значит, что конвергенция цен уже прошла.

Дефицит текущего счёта снизился с 9,8% в 1998 году до 6,3% в конце 1999

года. И хотя притоки внешнего капитала не были меньше чем в 1998 году,

характерный для всего года излишек счёта финансов платежного баланса, был

более скромным чем раньше. Это находилось в согласии с уменьшением

потребности во внешнем финансировании, что в свою очередь было

обусловлено уменьшением негативной разницы между внутренними сбережениями

и инвестициями.

На формирование счета финансов по году сильное влияние оказали движение

средств банковского и правительственного сектора: в первой половине года

были созданы большие внешние резервы, часть из которых к концу года была

израсходована.

Реальной экономике помог выйти из застоя сильный банковский сектор.

Стабилизация и консолидация финансовой системы произошли в конце 1998

года и в 1999 году финансовый сектор развивался стабильно. Увеличение

сбережений частного сектора и приток внешних денежных средств обеспечили

рост широкого денежного предложения, приблизительно на 25% и снижение

процентных ставок.

Как реальный так и финансовый сектор в своей деятельности в области

кредитов были значительно осторожнее чем прежде. Поэтому прирост займов в

сравнении с денежным предложением был значительно медленне – примерно на

10% в расчёте на год. Быстрый рост денежного предложения в первой

половине 1999 года канализировался главным образом во внешние резервы.

Рост займов во второй половине года начался прежде всего с отраслей

деятельности ориентированных на внутренний рынок. Стабильно возрастали по

году и кредиты на жилье. Займы, выдаваемые экспортным отраслям – в т.ч.

промышленности начали медленно возрастать лишь в последнем квартале. Для

отечественных частных предприятий и частных лиц номинальные процентные

ставки по займам снижались в течение 1999 года довольно последовательно,

достигнув в конце года наинизшего уровня в своей истории. Снижение

процентных ставок по займам отразило прежде всего усилившуюся в течение

года ликвидность банков и меньший спрос на кредиты отечественного

реального сектора. Впервые в течение 1999 года в IV квартале показали

понижающую тенденцию также и реальные процентные ставки, понизившись к

концу квартала до 6-7 процентной границы. Понижение реальных процентных

ставок исходило как из понижения номинальных процентных ставок так и из

ускорения темпов инфляции в конце 1999 года.

Можно сделать вывод, что экономико-политический каркас Эстонии является

достаточно эффективным, чтобы справиться с резкими изменениями

экономической среды. Базирующаяся на валютном комитете денежная система

подтвердила свою способность справиться и с фазой понижения экономики, а

правительственный сектор сделал заметные усилия для достижения бюджетного

равновесия.

По прогнозам глобальный экономический цикл будет находться в фазе подъема

и в 2000 году. Несмотря на это, нет оснований быть сверхоптимистами и

отказаться от прежнего консервативного прогноза экономического роста –

3,% до 4,5 %. Главный вопрос по-прежнему в объеме и скорости

реструктуризации предприятий – или другими словами – способности

использовать возможности, предлагаемые циклом роста Западной Европы.

Для восстановления экономического роста и подъема продуктивности, рост

цен в 2000 году должен превышать прошлогодний показатель и подъем цен

потребителя может достигнуть более 4%. Эту оценку поддерживает также

тенденция в развитии внешних цен, и изменения на рынке пищевых продуктов

и продолжающиеся административные ценовые акции. В бюджетной политике

главной проблемой остается удержание дефицита ниже 1,5% от ВВП. Большой

дефицит может принести с собой как ухудшение внешнего равновесия, так и

уменьшение доверия ко всей политике Эстонии.

Денежная и финансовая политика

Правительство и Банк Эстонии остаются полностью приверженными системе

валютного комитета и действующего фиксированного соотношения между

кроной, немецкой маркой и евро. Считается, что это обеспечивает создание

достаточных рамочных условий для подготовки к вступлению в Европейский

Союз и полному участию в Европейском Валютном Союзе (ERM2). Поэтому

стратегической целью Банка Эстонии в средне-срочном плане является

обеспчение вступления в Европейский Союз к 1 января 2003 года. С этой

целью, Банк Эстонии в сотрудничестве с соответствующими институтами

Европейского Союза, по плану 2000 года подготовит детальный анализ

денежного законодательства Эстонии для гарантии его полного

приспособления с требованиями законодательства Европейского Союза. Любые

необходимые законодательные изменения будут внесены в парламент к 31

декабря 2000 года. Общим стремлением Банка Эстонии в управлении

финансовой системой является обеспечение того, чтобы банковская система

хорошо управлялась, поддерживала достаточный уровень капитала и

ликвидности для противостояния внутренним и внешним потрясениям. Следует

обеспечить и то, чтобы Банк Эстонии был в состоянии эффективно следить за

развитием, своевременно, в случае необходимости, принимать корректирующие

меры на начальной стадии негативного развития. С этой целью Банк Эстонии

в течение периода действия программы будет усиливать действенность

системы валютного комитета и финансовой системы путем благоразумного

пересмотра возможностей системы, обеспечения необходимых уровней резервов

центрального банка, которые превышают требования валютного комитета, что

поможет справиться с любым непредвиденным портясением. В частности, будут

осуществленны следующие мероприятия:

1. К 31 марта 2000 года будет завершен обзор существующей структуры

резервных требований и требований к дополнительной ликвидности и к июню

2000 года будут введены соответствующие изменения с целью снижения

рыночных искажений, присущих действующим денежно-политическим рамкам. В

частности, будет пересмотрена адекватность текущей ставки, по которой

компенсируются вклады коммерческих банков в Банк Эстонии, категории

активов, которые подходят к резервным требованиям, и метод подсчета

обязательств по резервным требованиям. Эти изменения не подвергнут

опасности уровень буферов ликвидности в системе валютного комитета. Не

предусмотрено изменений и в нормативе адекватности капитала, который

останется на уровне 10 процентов от активов со взвешенными рисками;

2. К 31 марта 2000 года будет введена в действие усовершенствованная

внутренняя система раннего предупреждения для своевременного определения

трудностей, с которыми сталкивается финансовая система;

3. К 31 декабря 2000 года совместно с правительством будет разработана

общая структура требующих решения кризисов платежеспособности и

ликвидности в банковской системе, с целью создания прозрачной среды для

обеспечения стабильности банковской системы и уверенности в ней. При

разработке этой структуры, соответсвующим образом будет учтен основной

принцип, по которому работа по разрешению трудностей с краткосрочной

ликвидностью обычно является обязанностью Банка Эстонии, а все остальные

требования приходятся на бюджет. Более того, организация системы

валютного комитета строго ограничивает финансовые пределы вмешательства

Банка Эстонии. Таким образом, вмешательство должно производиться только

тогда, когда кризис, охватывающий всю систему, примет отчетливый

характер;

4. К 31 декабря 2000 года будет закончено изучение условий и структуры

кредитных линий частного сектора и иных рыночных инструментов, в

настоящий момент используемых общественным и частным сектором, особенно

коммерческими банками. Это изучение поможет оценить гибкость эстонской

финансовой системы по отношению к внешним и внутренним потрясениям и ее

способность обеспечить доступ к адекватному финансированию в случае

рыночного распада. Значительное укрепление банковской системы посредством

процесса объединения в период по 1998 год и появление иностранных

стратегических инвесторов предоставляет важную возможность работы вместе

с коммерческимим банками в направлении более устойчивой финансовой среды.

Кроме того, Банк Эстонии усилит контакты с основными частными кредиторами

в банковскую систему с целью гарантирования своевременного и

соответствующего обмена информацией. В октябре 1999 года Банк Эстонии

установил порядок отчисления прибыли в госбюджет, которым учитывается

необходимость поддержания достаточной среднесрочной капитализации

центрального банка и обеспечивается адекватный уровень нетто-

международных резервов по сравнению с минимальным покрытием валютного

комитета по закону о Банке Эстонии. В рамках этого порядка перевод

прибыли в госбюджет будет ограничен 25 процентами от годовой прибыли

Банка Эстонии в последующие годы.

Трудности, с которыми столкнулись банковская система в 1997 и 1998 годах,

вынудили Банк Эстонии пойти по пути дальнейшего улучшения среды контроля

и слежения за банковсой системой с целью сделать финансовую систему более

открытой и прозрачной. С этой целью приняты следующие меры для улучшения

системы надзора:

5. в начале 1998 года введен банковский надзор на консолидированной основе

и продолжают совершенствоваться соответствующие процедуры в ходе работы.

Запланированы дальнейшие улучшения в этой работе. Так например, во

внутреннем контроле консолидированных институтов и улучшении

аналитической базы для стороннего контроля консолидированных групп;

6. пересмотренный Закон о Кредитных учреждениях вступит в силу 1 июля 1999

года. Этот закон значительно усиливает способность Банка Эстонии

проводить в жизнь необходимые стандарты в части нормативов надежности и

помогает привести стандарты надзора и соответствие с сущностью Базельских

принципов и международно признаной практикой;

7. в октябре 1999 года введены пересмотренные требования к обнародованию

отчетов коммерческих банков, их публичной открытости, включая публикации

раскрытых внебалансовых данных в годовых очетах. Первые отчеты,

составленные в соответствии с новыми требованиями об открытости будут

опубликованы в конце февраля 2000 года;

8. в октябре 1999 года были пересмотрены регулятивные рамочные условия с

целью полного использования возможностей, предлагаемых новым законом о

кредитных учреждениях. В частности, введены новые или пересмотренные

правила в отношении лицензирования новых банков, критерий «пригодный и

надлежащий» для менеджеров и владельцев банков, а также обстоятельств,

при которых владения в банке, превышающее 10 процентов от общего капитала

могут быть приобретены или увеличены;

9. для содействия надзору на консолидированной основе, Банк Эстонии

подготовил руководство с полным набором внутренних постановлений и в

дальнейшем будет дополнять и совершать иные необходимые изменения в этом

руководстве когда и как необходимо.

Для дальнейшего повышения стандартов банковского надзора, Банк Эстонии

также примет следующие меры:

10. к 31 марта 2000 года внедрит улучшенную структуру оценки займа, включая

единую систему минимального провизирования убытков по займам, которая

определит предел частичного провизирования;

11. в настоящий момент используется двухэтапная система для оценки

компонентов государственного риска и компонентов риска переводов при

подсчете адекватности капитала. Будет рассмотрена необходимость введения

более сочлененной структуры для этого подсчета. При необходимости она

будет введена к 30 сентября 2000 года;

12. для соблюдения высоких стандартов надзора, Банк Эстонии также соблюдает

наличие соответствующего персонала в департаменте контроля.

Хотя были достигнуты значительные успехи в приведении контроля банковской

системы в соответствие с международными стандартами, контроль

небанковских финансовых институтов – особенно отрасли ценных бумаг –

остается слабым. Правительство и Банк Эстонии решили выработать публично-

правовую стратегию для объединения системы контроля над финансовым

сектором в одно независимое агенство (далее «Агенство») на

законодательной основе, чтобы обеспечить надзор надо всеми финансовыми

операциями в Эстонии на высоком и едином стандарте. Имея перед собой эту

цель, и осознавая важность для экономики и финансового сектора

законодательных, институционных и организационных основ Агенства,

Правительство и Банк Эстонии намереваются принять следующие меры по

подготовке к основанию агенства:

13. правительство уже предоставило парламенту новый Закон о кредитной

деятельности в сентябре 1999 года и предоставит к 30 июня 2000 года новый

закон о рынке ценных бумаг. Эти законы установят минимальные стандарты,

особенно в отношении регулирования первичного и вторичного рынков,

устраняют возможность сделок с ценными бумагами лиц, обладающих

конфиденциальной информацией, и обеспечат соответствие требованиям

минимального капитала и адекватности капитала. Также эти законы должны

обеспечить контролеров достаточными полномочиями и автономией, чтобы

эффективно внедрить эти стандарты. Проекты этих законов были составлены в

соответствии с руководством Евросоюза.

14. Правительство и Банк Эстонии формируют совместную рабочую группу для

подготовки к 30 июня 2000 года организационных и юридических принципов,

по которым будет основано агенство, а также для составления подробного

плана действий по созданию нового агенства. Осозновая ключевую роль,

которую играет банковский сектор в обеспечении стабильности

макроэкономики и жизнеспособности валютного комитета будет обеспечено,

чтобы в стандартах контроля коммерческих банков не наблюдалось

компромиссов в надзоре коммерческих банков во время перехода к единой

среде надзора. Кроме того, к 30 июня 2001 года парламенту будут

представлены проекты всех необходимых законодательных мер, необходимых

для основания агенства.

Компенсационный фонд был основан в 1993 году как механизм возмещения и

размещений ваучеров национального капитала, которые не были использованы

для приобретения приватизированных домов, земли или доли в предложенных

государственных акциях. По действующему законодательству, срок действия

ваучеров истекает 1 декабря 2000 года. Ожидается, что в дальнейшем

Компенсационный фонд выпустит долговые обязательства на сумму около 150

миллионов крон в период до сентября 2000 года, после чего долговые

обязательства выпускаться не будут. Таким образом правительство полагает,

что работа Компенсационного фонда будет выполнена, и намеревается

прекратить его деятельность. С этой целью дальнейшие переводы доходов от

приватизации Компенсационному Фонду приостановлены с 1 января 2000 года.

Правительство к 30 июня 2000 года закончит обзор финансовых и

законодательных последствий устранения Компенсационного Фонда и предложит

парламенту законодательный акт, который санкционирует реструктуризацию

Компенсационного Фонда. Будет принято адекватное финансовое

провизирование для обслуживания всех долговых обязательств

Компенсационного Фонда вплоть до последнего платежа. После оплаты всех

оставшихся ваучеров по рыночной стоимости из резерва созданного для этих

целей, активы Компенсационного Фонда должны превысить его обязательства

на сумму приблизительно в 500 млн. крон. Намерением правительства

является последующий перевод этих избыточных ресурсов в Фонд Стабилизации

резервов.

В ноябре 1998 года Банк Эстонии приобрел по цене 225 миллионов крон

контрольный пакет в Оптивабанке как часть программы спасения банка и

попытку его реструктуризации. Банк Эстонии считает, что интересы

эстонской банковской системы были бы соблюдены лучше, если бы доля Банка

Эстонии в этом банке была приобретена соответствующим стратегическим

инвестором. Банк Эстонии твердо придерживается приватизации своей доли и

продолжит попытки найти подходящего покупателя для Оптивабанка. При

определенных рыночных условиях ожидается, что сделка о продаже будет

заключена к 30 июня 2000 года. Кроме того, Банк Эстонии завершил продажу

своей скромной доли в Хансабанке в декабре 1999 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. WWW.RAMBLER.RU

2. WWW.APORT.RU

3. http://www.intourion.ru/php/linkru.php3?6189

4. http://www.hurmaster.ee/rus/trans.htm

5. http://www.hurmaster.ee/rus/facts.htm

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.