рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономика республики Куба

Экономика республики Куба

ВСТУПЛЕНИЕ

Куба.

Кубинская экономика в период после революции 1959 года опиралась на

многостороннее сотрудничество с СССР и другими странами «мировой

социалистической системы». Закупки кубинского сахара использовались при

этом в качестве скрытой формы субсидирования кубинской экономики. Однако

это сотрудничество мало способствовало развитию собственного экономического

потенциала Кубы. Топливо, зерно, рыба, станки и машины, бытовая техника и

т.д. - все это завозилось на Кубу из-за рубежа, а собственные возможности

производства увеличивались незначительно. Лишь в последние годы перед

крахом «мировой системы социализма» были сделаны какие-то шаги в нужном

направлении (проведена успешная геологоразведка на нефть, построен ряд

импортозамещающих предприятий).

Но стремительный развал СССР и смена политического и экономического курса

почти всех стран бывшего «социалистического лагеря» бросили кубинскую

экономику в пучину тяжелейшего кризиса.

За 1989-1992 годы произошло резкое (почти полное) прекращение закупок этими

странами кубинского сахара, что означало не только прекращение скрытого

субсидирования, но и вообще резкое сокращение экспортных доходов Кубы.

Переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте крайне ограничил

возможности закупки нефтепродуктов, машин и оборудования, потребительских

товаров и продовольствия на бывшем рынке СЭВ. К 1993 году товарооборот Кубы

с бывшими странами СЭВ сжался до 15% от уровня 1988 года.

Более того, бывшие союзники фактически присоединились к объявленной США

блокаде (чего не делали даже Западная Европа и Канада). Так, «свободная

Россия» отказывалась в 1992-1993 годах поставлять на Кубу нефть и

нефтепродукты даже за свободно конвертируемую валюту.

Это был страшный удар. Заводы и сельскохозяйственные предприятия остались

без горючего, стройки - без металлоконструкций и цемента, машины - без

запчастей. Прекращение поставок нефти и нефтепродуктов, удобрений,

запчастей для сельскохозяйственной техники привело к резкому сокращению

сельскохозяйственного производства (как продовольствия, так и сахарного

тростника). Упадок в производстве сахарного тростника означал еще большее

сжатие экспортных доходов, а значит, невозможность компенсировать

прекращение поставок из СССР и других стран СЭВ импортом из других

источников. Продовольственный рынок внезапно оголился. Практически все

продукты питания стали распределяться по карточкам. Расцвел черный рынок с

бешеными ценами. То же самое произошло и с остальными предметами

потребления.

В целом за 1989-1993 годы производство валового внутреннего продукта на

Кубе сократилось почти на треть.

Но ни что не стоит на месте. Брошенная Куба начала адоптироваться к новым

условиям, на мой взгляд, правительство Фиделя Кастро по своей сути

совершило подвиг. Сработано было четко, поставив благополучие граждан на

первое место и не отказавшись от идей социализма Куба начала выходить из

кризиса.

Куба в СМЭ.

Куба является членом ВТО, Всемирной таможенной организации. Принимает

участие в международных соглашениях – Нью-Йоркской конвенции о межд.

арбитраже, Парижской конвенции и Мадридском протоколе, связанных с

промышленной собственностью. Подписано соглашение Всемирной организации

индустриальной собственности. В рамках ООН Республика Куба подписала

различные соглашения и является участницей нескольких конвенций по туризму,

торговле, гражданской авиации, защите окружающей среды и т.д. В 1999г. Куба

была избрана членом Совета по эксплуатации Всемирного почтового союза,

специализированного учреждения ООН, а также была выбрана членом

Руководящего совета МАГАТЭ.

В 1999г. Куба подписала важные документы:

– Австрия-Куба. Соглашение о взаимном выполнении судебных приговоров;

– Аргентина-Куба. Два соглашения в области санитарной защиты растений и

животных;

– Алжир-Куба. Договор о защите и взаимном поощрении;

– Беларусь-Куба. Протокол о расширении сотрудничества, в области

производства медикаментов и мед. оборудования;

– Барбадос-Куба. Договор о сотрудничестве в области спорта и договор об

избежании двойного налогообложения; Акт с договорами о сотрудничестве в

сельском хозяйстве, сахарной промышленности, спорте, образовании и

культуре;

– Бельгия-Куба. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и области

законодательства и Протокол о намерениях краткосрочной реструктуризации

долга.

– Болгария-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.

– Белиз-Куба. Договор о сотрудничестве в области развития спорта и туризма.

– Великобритания-Куба. Договор о сотрудничестве между Центром развития

инвестиции кубинского министерства и Консультативной группой по торговле с

караибскими странами британского управления внешней торговли.

– Венесуэла-Куба. Мининдел Кубы и Венесуэлы подписали два договора о

юридическом содействии, а также акты 6 совещания Механизма полит.

консультаций и МПК по сотрудничеству.

– Голландия-Куба. Договор о фитосанитарном сотрудничестве.

– Гватемала-Kуба. Договор о воздушном транспорте; о предупреждении

наркоторговли и борьбы с ней; договоры о сотрудничестве в области

санитарной охраны животных и фитосанитарного контроля и договор о морском

транспорте.

– Гайана-Куба. Договор о стимулировании и взаимной защите инвестиций.

– Доминиканская Республика-Куба. Договор о тех. сотрудничестве в области

здравоохранения.

– Замбия-Куба. Договор о двухстороннем сотрудничестве в спорте.

– Испания-Куба. Договор об избежании двойного налогообложения; Договор о

развитии эконом. обмена и расширении связей между предприятиями обеих

стран; Соглашение по водному хозяйству.

– Ирландия-Куба. Соглашение об установлении дипотношений.

– Ирак-Куба. Протокол о двустороннем сотрудничестве между парламентами двух

стран.

– Индия-Куба. Протокол IV кубино-индийской МПК по экономическиму и научно-

техническому сотрудничеству.

– Камбоджа-Куба. Протокол мининдел о намерениях по экономическому и научно-

техническому сотрудничеству.

– Колумбия-Куба. 7 договоров о сотрудничестве: меморандум о взаимопониманию

по культурному обмену; программы действий на 1999г. в рамках Соглашения о

сотрудничестве в области туризма; плана действий но сотрудничеству и

образовании; соглашения в области здравоохранения; меморандума в области

торговли; соглашения о перемещении наказуемых в судебном порядке; договор о

контроле и борьбе с наркобизнесом;

– Конго-Куба. 4 договора о сотрудничестве – в области здравоохранения,

культуры, строительства и высшего образования.

– Мексика-Куба. Договор о сотрудничестве в области земледелия и

животноводства, рыболовства, энергетики, науки и технологий,

здравоохранения н соц. обеспечения, связи, транспорта и окружающей среды.

– Никарагуа-Куба. Меморандум о списании долга.

– Намибия-Куба. Соглашение о новых возможностях сотрудничества в сфере

здравоохранения и возможности распространения сотрудничества на другие

отрасли экономики, в частности на сахарную промышленность.

– Португалия-Куба. 3 договора о сотрудничестве в области торговли и договор

в области спорта.

– Панама-Куба. Договор о стимулировании и защите инвестиций; Договор о НТС

в области сельского хозяйства.

– Перу-Куба. Соглашение о сотрудничестве, Протокол о намерениях между МИД,

Договор о сотрудничестве в области культуры, науки и образования; Договор о

юридическом содействии в области уголовного права.

– Россия-Куба. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве;

– Руанда-Куба. Генеральное соглашение об экономическом, научно-техническом,

соц. и культурном сотрудничестве.

– Суринам-Куба. Договоры о защите и стимулировании инвестиций и об обмене

между МИД.

– Сент-Люсия-Куба. Два договора: о двухстороннем сотрудничестве в спорте; о

безвизовом въезде. Соглашение о тех. и эконом. сотрудничестве.

– Сейшельские о-ва-Куба. Программа сотрудничества между минобразования Кубы

и Сейшельских о-вов.

– Тунис-Куба. Соглашение о расширении товарооборота и открытии новых сфер

эконом. и научно-технического сотрудничества.

– Турция-Куба. Соглашения в области туризма и в области культуры и НТС;

Договор о взаимном стимулировании и защите инвестиций.

– Швейцария-Куба. Соглашение о продлении действия торгового соглашения

1954г.

– Эфиопия-Куба. Договор об эконом. и научно-техническом сотрудничестве.

– Ямайка-Куба. Соглашение о сотрудничестве в морском деле.

Внутренняя и внешняя торговля.

Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства.

Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе.

Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается по

высоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты на

дефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры, и

стиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь,

осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При

этом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии с

успехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностью

в политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, на

Кубе существует «черный» рынок, наличие которого в сочетании с

коррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчает

жесткость существующей распределительной системы.

В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар,

разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем

самым кубинцы получили доступ в принадлежащую государству сеть валютных

магазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться только

иностранные туристы и дипломатический корпус.

Важным источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-

за границы, в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам их

семей. В январе 1999 правительство США разрешило также переводить

определенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим

родственников в США.

Потребности Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также в

нефти практически полностью покрываются за счет импорта; значительная часть

промышленных потребительских товаров, сырья и многие виды основных

продуктов питания также поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортных

поступлений Куба получает от продажи сахара, другими важными статьями

экспорта являются никель, сигары и рыбопродукты. По состоянию на 1990,

торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2 млрд. долл.

До распада СССР три четверти объема внешней торговли Кубы приходилось на

страны советского блока (в том числе около 60% – на торговлю с СССР);

другими крупными торговыми партнерами были Япония и Испания. СССР

финансировал дефицит в торговле Кубы со странами социалистического лагеря

путем выдачи кредитов и предоставления займов, а поставки советской нефти в

обмен на кубинский сахар и никель осуществлялись на весьма выгодных

условиях. В 1990 сумма торговой задолженности Кубы в твердой валюте

составляла около 7 млрд. долл., а в 1994 оценивалась в 8,5 млрд. долл.

В 1990-е произошли коренные изменения во внешне экономических связях Кубы,

прежде всего с Россией. В мае 1996 была подписана Декларация о принципах

между РФ и Кубой, закрепившая их новый – идеологизированный и экономически

взаимовыгодный – характер. Основу торгово-экономических связей составляет

монобартер «нефть – сахар». После существенного сокращения товарооборота (с

3,3 млрд. долл. в 1991 до 350 млн. долл. в 1995) в дальнейшем наметился

подъем – 670 млн. долл. в 1997. Россия остается одним из ведущих торговых

партнеров Кубы и крупнейшим импортером сахара-сырца.

По данным на 1998, около 45% внешнеторгового оборота Кубы приходилось на

страны Европы, 39% – на страны Латинской Америки и Канады и 16% – на

Азиатско-Тихоокеанский регион. Приоритетными стали отношения с Канадой,

странами ЕЭС, Китаем и Японией. Важнейшей задачей остается преодоление

экономического эмбарго со стороны США и развитие международного

сотрудничества.

В начале 1980-х годов Куба стала предпринимать серьезные усилия по развитию

международного туризма; для этого была проведена реконструкция

туристических объектов и развернута мощная рекламная кампания. Хотя

правительство США еще раз подтвердило свое решение, запрещавшее

американским гражданам посещение Кубы, в 1992 страну посетило около

500 тыс. туристов из Европы, Канады и стран Латинской Америки. В 1998

количество туристов возросло до 1 млн. человек. Планируется дальнейшее

увеличение их числа до 2 млн. к 2000 и до 7 млн. человек к 2020.

Правительство Кубы предпринимает усилия, направленные на интеграцию

экономики страны в экономическую систему стран Латинской Америки и

Карибского бассейна и расширение диапазона экономической деятельности

посредством создания в различных отраслях совместных предприятий с

европейскими, канадскими и латиноамериканскими компаниями. В 1994 на Кубе

был создан ряд новых совместных предприятий с участием фирм Канады

(модернизация производства никеля на кубинском металлургическом комбинате,

вывоз кубинской никелевой руды для переработки на заводе в канадской

провинции Альберта, бурение нефтеразведочных скважин на шельфе у берегов

Кубы, увеличение добычи нефти из ранее разведанных месторождений на

территории Кубы), Мексики (модернизация кубинского нефтеочистительного

завода для переработки мексиканской нефти с целью последующего реэкспорта,

модернизация системы телефонной связи на Кубе, в которой участвуют также

итальянские фирмы) и Израиля (внедрение прогрессивных методов разведения

цитрусовых культур и организация сбыта кубинских фруктов в странах Европы).

Распределение секторов Кубинской экономики.

Государственный сектор, охватывает 32,6% сельхозугодий (агропромышленные

комплексы, сельскохозяйственные предприятия, фермы молодежной армии труда,

хозяйства местных органов народной власти и пр.), кооперативный сектор с

63,6% сельхозугодий, и частные крестьянские хозяйства, обрабатывающие 3,8%

земельных угодий. В сельское хозяйство в 1998 г. государством было вложено

140 млн. долл. (в основном для приобретения комбикормов для скота). Если

учесть, что в 1989 году в эту отрасль ежегодно направлялось более миллиарда

долларов, а эффективность сельскохозяйственного производства практически

осталась на том же уровне, то можно представить напряженность положения с

материальным обеспечением этого сектора экономики.

Сельское хозяйство Кубы.

Наибольший вес занимают кооперативные формы пользования землей и среди них

особая роль отводится UBPS (Базовые единицы кооперативного производства),

которые насчитывают около 2500 хозяйств, производят 22% овощей, 42% молока,

36% цитрусовых, 16% фруктов, 38% риса, 22% кофе, 12% корнеплодов и 7%

табака.[1] Остановимся подробнее на сахарном производстве.

Сахарная промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Кубы.

Потенциальные мощности 156 сахарных заводов Кубы в состоянии переработать в

сутки 670 тыс. т. сахарного тростника, что теоретически может обеспечить

производство 9-9,5 млн.т. сахара в год. В 80гг. Куба смогла достичь

стабильного производства сахара на уровне 7-8 млн.т. в год, из которых 3-

3,5 млн.т. поставлялось в СССР. В прошлом относительно высокие показатели

отрасли базировались преимущественно на экстенсивном способе развития

сахарной промышленности, фактически поощряемом и оплачиваемом странами-

членами СЭВ. Известно более 50 продуктов, получаемых из отходов этого

ценного биологического сырья и с успехом реализуемых на межд. рынках

(искусственные волокна, краски, пластмассы, сырье для производства бумаги и

тех. резины, кормовые добавки для скота и т.д.). В будущем Куба намерена

довести количество производных сахарного тростника до 100 наименований. Это

направление признано одним из приоритетных в реализации научно-технического

прогресса на Кубе.

После 5 лет бездействия, вошел в строй крупный агропромышленного комбинат

«Мануэль Сангили» в провинции Пинар-дель-Рио. На нем, наряду с

производством основного продукта-сахара, на основе самых современных тех.

процессов производится выпуск патоки, мочевины и гидролизованной багассы из

отходов сахарного тростника.

Большое внимание также уделяется собственно тростниковому

растениеводству, расширение посевных площадей на лучших землях, доведению

зрелости тростника до необходимых пределов. В целях создания задела для

будущих сафр выработка сахара в сезон планируется в пределах несколько ниже

4,3 млн.т. и одновременно будут интенсифицированы посадки на новых площадях

с соблюдением передовых агротехнических требований.

Начато в промышленных объемах производство экологически чистого сахара,

при выращивании которого, равно как и в ходе индустриального процесса

переработки, не применяются хим. продукты. Цены на экологически чистый

сахар на мировом рынке в три раза превышают цены на сахар обычных сортов.

Лидером национального производства указанного продукта является завод

«Карлос Балиньо» в провинции Лас Вильяс. В 2000г. он выпустил 4,2 тыс. т.

экологически чистого сахара. В 2005г. планируется получить не менее 21,3

тыс. т. данного продукта. В целом ежегодные потребности мирового рынка по

указанному виду сахара составляют 200 тыс. т. Развертывание программы

производства экологически чистого сахара, по оценкам кубинских экспертов

сахарной промышленности, позволит Кубе в перспективе ближайших лет занять

ведущие позиции среди продуцентов этого товара в мире.

Россия сохраняет лидирующее место в потреблении кубинского сахара-сырца,

однако, его поставки в Россию осуществляются в основном через фирмы третьих

стран. В 2000г. Россия импортировала 2,02 млн.т. кубинского сахара-сырца (в

1999г. – 2,08 млн.т.), что составило 63% сахарного экспорта Кубы.

Производство сахара-сырца на Кубе, в тыс.т.: в 1988/89гг. – 8121; 1992/93

– 4300; 1993/94 – 3826; 1994/95 – 3300; 1995/96 – 4446; 1996/97 – 4252;

1997/98 – 3150; 1998/99 – 3780; 1999/2000 – 4060.[2]

Туристический бизнес.

Основной поток иноинвестиций приходится на главный кубинский курортный р-н

Варадеро. Из существующих в Варадеро 40 отелей – четыре (с 2 тыс. номеров),

являются совместной собственностью и еще 3 тыс. номеров находятся в

сооружениях, которыми управляют иностранных предприятия (испанские, франц.,

немецкие). С каждым годом эта цифра увеличивается в связи с вводом в

эксплуатацию новых отелей. Идет строительство двух десятков объектов.

В 2000г. произошло изменение позиции кубинского руководства в отношении

инвестирования в сектор недвижимости. С 1998г. в этой сфере наблюдался

резкий всплеск активности иностранного капитала. Сохраняя уже созданные

совместные проекты, руководство страны временно приостановило допуск

зарубежных инвесторов в данный сектор. Существует 17 эконом. ассоциаций,

осуществляющих проекты в жилом секторе и сооружении крупного делового

центра в Гаване.

Происходит расширение сфер иноинвестирования: были созданы первые

совместные структуры в банковской сфере (испанский партнер Caja de Madrid)

и в страховании (с британской фирмой Lambert Fenchurch).

Наряду с ростом объемов прямых инвестиций в экономику Кубы вложенных

иностранных компаниями, отмечается заметная активность со стороны

зарубежных инвестиционных фондов, создающих специализированные структуры

для обслуживания кубинского рынка. К их числу относятся британские Beta

Gran Caribe и Commonwealth Development, имеющие на Кубе свои

представительства и совместные с кубинцами фирмы, управляющие финансами

фондов на Кубе.

Важнейшим элементом создания поля правой стабильности для иноинвесторов

является курс Кубы на заключение соглашений о поощрении и взаимной защите

инвестиций. На конец 2000г. у Кубы было подписано 51 подобное соглашение и

по соглашениям с 10 странами осуществляется переговорный процесс.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.