рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ЛИИЖТ)

Кафедра «Экономика транспорта»

Курсовая работа по экономической географии транспорта на тему:

«Экономико-географическая характеристика

Центрально-черноземного экономического района.

Юго-восточная железная дорога»

|Выполнил студент группы ЭУТ-404 |Проверил преподаватель |

|Давыдов С.С. |Казакова Н.А. |

Санкт-Петербург

2004

Содержание:

Введение 3

I. Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного

экономического района. 5

1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-

черноземного экономического района. 5

1.2 Население и трудовые ресурсы 6

1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района 7

1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства 9

II. Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного

экономического района. 13

2.1 Железнодорожный транспорт 13

2.2 Автомобильный транспорт 18

2.3 Трубопроводный транспорт 18

2.4 Авиационный транспорт 19

2.5 Речной транспорт 19

III. Расчет густоты железнодорожной сети по областям,

входящим в район тяготения и по району в целом. 20

IV. Экономико-географическая карта района и картосхема района тяготения

железной дороги………………………………………………………………...21

Список литературы……………………………………………………………...23

Введение

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого

народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он

является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства.

Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и

осуществляет многообразную связь между производством и потреблением,

промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей

промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое

влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою

очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории

страны

Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом

пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому,

как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на

котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при

размещении производства по стране требуется определенная территориальная

организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между

предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная

межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две

подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего

пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями

и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный,

морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта.

Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды

еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный

персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского

хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций.

Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства:

продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива,

вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-

производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса

воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных

продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями

народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в

место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его

стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению.

Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным.

Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без

которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс

производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про

запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому

эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется

тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим

формируются потоки грузов и пассажиров.

Данные особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и

развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании

народного хозяйства.

Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных

железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым

покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных

трубопроводов. Основные производственные фонды транспортно-дорожного

комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного

хозяйства.

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают

железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может

круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в

направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего,

из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт

отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью

(по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он

принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса,

зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37%

грузооборота страны.

Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему

мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Российские

железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину

пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях.

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и

пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение

протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного

транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по

железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но

ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится

около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь,

черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные строительные

материалы, минеральные удобрения, руда.

Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов

транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения

единого экономического пространства и целостности государства, расширения

международных экономических связей.

I. Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного

экономического района.

1.1 Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного

экономического района.

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят:

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с

площадью 167,7 тыс.км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них

населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего

населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж

(903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113)

и Мичуринск (102).

Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение

в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным

районом страны — Центральным, а также с Поволжским и Северо-Кавказским

районами и Украиной.

Используя преимущества своего географического положения между важнейшими

экономическими районами страны, а также большие природные и людские

ресурсы, Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным

районом.

В межрайонном территориальном разделении общественного труда Центрально-

Черноземный район выделяется производством продукции железорудно-

металлургического комплекса, связанного с ним машиностроения, химической и

пищевой промышленностью. В формировании хозяйственного комплекса Центрально-

Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших

запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с

благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-

географическое положение.

В сельском хозяйстве отраслями рыночной специализации являются

производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных

культур, плодов, ягод, молока и мяса. Имея 1% территории России и 5,3%

населения, район производит 49,3% товарной железной руды, 17,2% чугуна,

18,8% стали, 19,4% готового проката черных металлов, 2,2% кузнечнопрессовых

машин, 12,4% цемента, 25,2% растительного масла и 35,4% сахарного песка.

1.2 Население и трудовые ресурсы

Население Центрально-Черноземного района составляет 7,51 млн.чел. или 5,3%

численности населения Российской Федерации. В городах проживает 4,66

млн.чел., или 61,96% населения, в сельской местности — 2,84 млн.чел., или

38,04%. По плотности населения (44,8 чел. на км2) регион занимает одно из

ведущих мест, уступая Центральному и Северо-Кавказскому районам. Крупнейший

город Центрального Черноземья — Воронеж с постоянно проживающим в нем

населением 903 тыс.чел.

На территории Центрально-Черноземного района проживают люди нескольких

национальностей это, в основном: Русские, Украинцы, Белорусы, Армяне и

Азербайджанцы.

В регионе сложилась сложная демографическая ситуация, которая остро

сказалась на сельскохозяйственном производстве, так как на протяжении двух

последних десятилетий шел интенсивный отток населения, в основном, из

сельской местности.

В связи с изменением геополитической обстановки России усилился

миграционный обмен между странами СНГ и в Центрально-Черноземном районе

ситуация несколько улучшилась за счет русскоязычного населения, прибывшего

из стран ближнего зарубежья.

В последние годы население Центрального и Центрально-Черноземного районов

восполняется только за счет миграционных процессов. И здесь уже чувствуется

нехватка в государственном регулировании хаотической миграции. Государство

обязано вмешиваться в процессы миграции.

Уровень безработицы в Тамбовской, Белгородской и Липецкой областях

превышает среднерайонный показатель, что объясняется небольшим сокращением

рабочих мест в металлообрабатывающей, машиностроительной отраслях

промышленности и в военно-промышленном комплексе.

В будущем, однако, численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к

снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду

трудодефицитных.

Плотность населения Центрально-Черноземного района

|Администротивно-те|Территория|Численност|В том числе население |Плотность|

|рриториальная | |ь | |населения|

|единица |км2. |населения,| |чел/км2 |

| | | | | |

| | |чел | | |

| | | |городское |сельское | |

| | | |тыс. |% |тыс. |% | |

|Белгородская* |27,100 |1,511,620 |985,584|65,2|526,03|34,|55,77 |

|область | | | | |6 |8 | |

|Воронежская* |52,400 |2,378,803 |1,471,7|61,9|907,00|38,|45,39 |

|область | | |99 | |4 |1 | |

|Курская область |29,800 |1,235,091 |756,480|61,2|478,61|38,|41,44 |

| | | | | |1 |8 | |

|Липецкая* область |24,100 |1,213,499 |779,983|64,3|433,51|35,|50,35 |

| | | | | |6 |7 | |

|Тамбовская* |34,300 |1,178,443 |674,095|57,2|504,34|42,|34,35 |

|область | | | | |8 |8 | |

|Итого по району |167,700 |7,517,456 |4,667,9|61,9|2,849,|38,|44,82 |

| | | |41 |6 |515 |04 | |

|Итого по району |137,900 |6,282,365 |3,911,4|62,1|2,370,|37,|45,55 |

|тяготения железной| | |61 |5 |904 |85 | |

| | | | | | | | |

|дороги | | | | | | | |

Из таблицы видно, что сельское население Центрально-Черноземного района,

составляет довольно большую часть, 37% , это говорит о том, что район в

основном сельскохозяйственный.

1.3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района

Главным природным богатством района являются железные руды Курской

магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел –

Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1

до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до

40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды

Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного

экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1

оцениваются в 31,7 млрд.т, в т.ч. в Курской области 9,3 млрд.т, в

Белгородской 22,4 млрд.т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в

значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и

богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при

незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены

железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких

метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые

руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в

Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями

в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское,

Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области —

Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд

(на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу

в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими

затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь

обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных

рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для

замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых

руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и

обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме

высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли

процента серы и сотые доли фосфора.

Также район обладает крупными запасами нерудных ископаемых: гранитов,

огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы медно-никелевых

руд и бокситов.

В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные

месторождения бокситов — Висловское месторождение, но из-за большой глубины

залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не эксплуатируется.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по

значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской

Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного сырья,

огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское

месторождение огнеупорных глин и Павловское — строительных материалов.

В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов, строительных

материалов.

Липецкая область располагает месторождениями строительных материалов и

доломитов. Наиболее известны месторождения строительных материалов, такие,

как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов — Данковское.

В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов, фосфоритов,

минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка —

Тамбовское и Полковское.

Центрально-Черноземный район остро дефицитен по топливно-энергетическим

ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно

увлажненный, в юго-восточной — более сухой, нередки засухи. Средняя

температура июля +(19-20) 0С, января — (9-11) 0С. Количество годовых

атмосферных осадков 400—500 мм в год. Продолжительность вегетационного

периода с температурой выше 50С — 175-200 дней, с температурой выше 100С—

140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой

является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем

течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их

использование — водоснабжение населения и промышленных предприятий. В

настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных

городах.

Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на

севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы,

на всей остальной территории — разного типа черноземы с содержанием гумуса

от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 120- 130 см. Это

самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах

песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к

образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель,

поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу

земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная

обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около

половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району — 8%.

Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в

основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация

лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района

деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует

привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-

стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние

потребности региона в товарах народного потребления.

1.4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

Развитие производительных сил Центрально-Черноземного района традиционно

опиралось на использование ресурсного потенциала. Кризисные явления,

развивающиеся в хозяйстве России в целом и в Центрально-Черноземном районе,

в частности, в период с начала 90-х годов обусловили падение производства

практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.