рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Экономико-географическая характеристика Московского региона

Экономико-географическая характеристика Московского региона

Экономико-географическая характеристика

Московского региона.

План.

1. Значение Московского региона в экономике Российской Федерации.

2. Народнохозяйственный комплекс.

2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.

2.2. Машиностроение.

2.3. Химическая промышленность.

2.4. Легкая промышленность.

3. Проблемы и прогнозы дальнейшего развития Московского региона.

1. Значение Московского региона в экономике Российской

Федерации.

Общая площадь земель в Москве в пределах городской

черты 99,4 тыс. га. Москва - крупный транспортный узел,

где находятся 3 крупных речных порта, 4 аэропорта,

сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных

дорог. Городской транспорт включает в себя более 160

станций метро протяженностью более 400 км.

В Москве сложился солидный производственный и

научно-технический потенциал, развитая инфраструктура,

есть высококвалифицированный управленческий аппарат.

Москва как столица на виду не только у федеральных

властей, но и всего мира, поэтому в случае финансовых

затруднений ей всегда оказывается помощь.

Например, в этом году часть продовольствия для нужд

города будет оплачиваться за счет продажи 1,5 млрд.

кубометров газа. По договору с РАО "Газпром" Москва

оплачивает газ рублями, а после его реализации получает

валюту для закупки продовольствия. Кроме того, на эти

цели Правительство РФ выделяет Москве кредит на сумму 250

млрд. рублей под 16% годовых.

У москвичей, по статистике, более высокие доходы по

сравнению с жителями других городов. Возможно таким

подходом руководствовались Государственная Дума и Совет

Федерации при принятии Закона “ О Федеральном бюджете на

1997 год “, в котором значительно снижены по сравнению с

предыдущим годом субвенции г.Москве для выполнения им

столичных функций. [3, стр. 3]

На проходившей в июне 1997 года конференции “Москва

и рынок” мэр Москвы Ю. Лужков в своем докладе перед

видными политическими деятелями и предпринимателями

осветил некоторые аспекты развития экономики города. В

условиях рыночных преобразований, осуществляемых в

стране, экономика столицы активно развивается. Бюджет

Москвы сегодня стал более мощный, и поступления в бюджет

города в прошлом году и в этом году составляют львиную

долю от государственного российского бюджета. Так, в

прошлом году бюджет Москвы составил 41 триллион рублей.

Это 30% того, что Россия получала от других регионов. А

недавно налоговая служба заявила, что в апреле Москва

внесла 43% от всех налоговых поступлений в бюджет

Российской Федерации. [10, стр. 3]

Поступления в городской бюджет в виде налогов с прибыли

промышленных предприятий (35%) напрямую связаны с долей

отрасли в структуре промышленного производства г. Москвы.

Из диаграммы приложения 1 видно, что львиную долю

занимает пищевая промышленность (31%). Машиностроение

составляет приблизительно 1/5 (22%). По 5% приходится на

легкую и химическую отрасли промышленности.

Характерной чертой московской промышленности была высокая

концентрация производства. В самом начале ХХ века, когда

предприятие с числом работающих 500 человек считалось

крупным, на Прохоровской мануфактуре (ныне “Трехгорная

мануфактура “) работало более 2000 человек. Такое же

количество работающих было на ситценабивной фабрике.

Практически каждый третий рабочий Москвы работал на 22

крупнейших предприятиях с численностью. В 1910 году в

Москве превалировала легкая и пищевая промышленность. Из

909 крупных предприятий города лишь 227 (или каждое

четвертое) относились к машиностроению и

металлообработке. Тем не менее, уже тогда имелись крупные

заводы: металлургический Гужона (ныне завод “Серп и

молот”), братьев Бромлей (завод “Красный пролетарий”),

Дангауэра и Кайзера (завод “Компрессор”) и др.

По общему объему промышленного производства Москва

занимала 2-е место в стране после Петербурга. И все же

долгое время она оставалась “ ситцевой“ Москвой, в

отличие от тогдашней столицы, где индустрию города

определяли крупные машиностроительные заводы. Сегодня

промышленность города носит масштабный многоотраслевой

характер. Это около тысячи производственных объединений,

заводов, комбинатов, фабрик. В силу необеспеченности

собственными ресурсами большое влияние на ее развитие

оказывают поставки материалов, сырья, топлива, энергии из

других экономических районов. Этим в значительной степени

определяется развитие нематериалоемких и неэнергоемких

отраслей.

Московская область - высокоразвитый индустриальный

регион. Ведущую роль в экономике области занимает

промышленность. По объему промышленного производства

Московская область занимает 9 место в РФ. На промышленных

предприятиях области занято 36,7 % трудоспособного

населения. Территория области - 46000 кв. м., население -

6,6 млн. чел., плотность населения - 143 жителя на 1 кв.

м., что в 16 раз больше, чем в среднем по стране. В

составе области - 39 районов, 74 города, 112 поселков

городского типа, 474 сельсовета.

В отраслевой структуре произведенного национального

дохода промышленная продукция составляет 44,4 %, в

экспорте наибольший удельный вес приходится на

предприятия химической и нефтехимической промышленности.

Московская область по уровню промышленного потенциала

уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу с областью.

Отраслевая структура промышленного производства

Московской области (см. диаграмму приложения 2)

характеризуется еще большим, чем в Москве, удельным весом

машиностроения и металлообработки (36%), легкой

промышленности (12%), химической промышленности (8%).

Пищевая промышленность, напротив, составляет только 10% в

общем объеме промышленного производства.

2. Народнохозяйственный комплекс.

2.1. Структура народнохозяйственного комплекса.

Являясь самым крупным городом Российской Федерации,

в котором наиболее ярко выражены все особенности и

тенденции современного этапа урбанизации, Москва играет

огромную роль в народнохозяйственном комплексе страны.

Как и в любом крупном городе, в Москве можно выделить две

основные группы отраслей. К первой группе относятся

отрасли, формирующие народнохозяйственную основу города,

определяющую его значение в общероссийском разделении

общественного труда. Это промышленность, наука, высшее и

среднее специальное образование, уникальные виды

обслуживания населения, административно-хозяйственная

деятельность.

Ко второй группе принадлежат отрасли

градообслуживающей сферы. Это отрасли, обеспечивающие

население жильем, предприятиями коммунального и культурно-

бытового назначения, товарами народного потребления. К

данной группе относятся и отрасли, связанные с созданием

технической инфраструктуры, - городской пассажирский и

грузовой автомобильный транспорт, все виды связи,

водоснабжение, энергоснабжение, теплофикация,

газификация, канализация, а также та часть строительной

индустрии, продукция которой используется преимущественно

на территории города или городской агломерации. Словом,

все связанное с жизнедеятельностью города. [8, стр. 29].

Основу градообразующего комплекса столицы составляет

промышленность. Она занимает первое место и по числу

занятых в ней москвичей - каждый четвертый.

Машиностроение, химическая и нефтехимическая

промышленность, легкая промышленность являются отраслями

специализации Московского региона, поэтому мы остановимся

на них подробнее.

2.2. Машиностроение.

Автомобильная промышленность является одной из важнейших

подотраслей машиностроения. Ее крупнейшие представители -

АО “Москвич” (бывший АЗЛК), производящий легковые

автомобили, и ЗИЛ, который специализируется на выпуске

грузовых машин.

Совсем недавно АО “Москвич” - предприятие, выпускавшее

“народный автомобиль” десятками тысяч в год - было на

грани банкротства. Однако правительство Москвы заявило о

готовности оказать заводу помощь и гарантировать

погашение задолженности перед федеральным бюджетом и

Пенсионным фондом России в течение двух лет (1997-1998

гг.), составляющей на начало апреля 1997 года почти 2,3

триллиона рублей. В том числе перед бюджетами всех

уровней - примерно 1,5 триллиона рублей; из них долг

федеральному бюджету - 316 миллиардов рублей. Высока

сумма и “набежавших” пени, достигшая свыше 840 миллиардов

рублей.

Разработанная при непосредственном участии Департамента

науки и промышленной политики столичного правительства,

программа по выходу завода из кризиса предусматривает

ориентацию предприятия на высокоэффективное сборочное

производство в тесном взаимодействии с рядом иностранных

автомобильных компаний. Но сначала нужно решить проблему

содержания социальной инфраструктуры, отвлекающей немало

финансовых ресурсов предприятия и делающей сегодня

производство автомобиля поистине “золотым”. По словам

начальника управления делами АО “Москвич” Евгения

Гассана, в процессе уже начавшейся реструктуризации

завода подавляющее большинство социальных объектов -

детские сады, общежития, земельные участки - будут

переданы на баланс города. Но ни один объект

непроизводственной сферы, как уверяет руководство, не

будет “продан за гроши”, как пишут СМИ.

Прежде всего, намечено ликвидировать непрофильные

высокозатратные производства пластмассовых деталей,

металлорежущих станков, комплектующих, являющихся,

несомненно, прерогативой специализированных предприятий

отрасли. Но зато возобновится выпуск “41-й” модели. В ее

новом варианте будет немало импортных узлов и деталей -

германских, французских, британских изделий, производимых

известными в мире компаниями “Рено-меган“, “Лукас”,

“Санрайз-фабрик”.

Практически завершена разработка “42-й”, более

совершенной модели, которую тоже намечено запустить в

серийное производство. Ну а кроме того, получит развитие

изготовление малотоннажных погрузчиков грузоподъемностью

до 4 тонн (в количестве не менее 15 тысяч), спрос на

которые растет. Разработана и новая модель автомобиля

“Москвич” с современным кузовом типа “Седан”, серийный

выпуск ее планируется на IV квартал 1997 года.

Начата работа по выпуску престижных автомобилей

повышенной комфортности “Князь Владимир” (которой по

выходным пользуется мэр города Ю. Лужков), а также “Князь

Юрий Долгорукий”. Стоимость этих машин 16000 - 20000 тыс.

$. Руководство предприятия надеется на заказы от

региональных властей на эти машины, что будет

способствовать скорейшему выводу завода из кризиса.

Не менее широкие перспективы для завода и рынка

столицы открывает реализация соглашения о кооперации с

фирмой “Рено” на основе базовой модели “Минивэн”, серийно

выпускаемой во Франции с осени 1996 года,

предусматривающего привлечение коммерческого кредита в

размере 72 миллионов долларов.

С момента январского “запуска” завода уже

изготовлено (к середине апреля) свыше 450 автомобилей и

более 600 кузовов. Всего намечено выпустить около 80

тысяч автомобилей - по 40 тысяч, соответственно, с

двигателями “ВАЗ” и “Рено”. Производственные мощности

позволяют производить здесь до 120 тысяч автомобилей

ежегодно, так что примерно 2/3 этих мощностей намечается

загрузить уже в текущем году.

Ситуация с заводом подпитывается еще и растущими как

снежный ком пени на долги. Хотя, если бы кредиторы

мыслили здраво, они больше других заинтересованы в том,

чтобы “Москвич” скорейшим образом вышел из “кризисной

полосы” и стал действительно конкурентоспособным рыночным

предприятием России. [1, cтр. 4].

Еще одним автомобильным гигантом Москвы является

автомобильный завод И. А. Лихачева (ЗИЛ). Как и многие

столичные предприятия, он является головным, его

производство представляет собой завершающие стадии. Завод

осуществляет сборку и выпуск готовой продукции, а

первоначальные технологические операции выполняют филиалы

объединения ЗИЛ, расположенные в других экономических

районах страны. По этой причине в условиях рынка у завода

возникает много проблем, связанных с получением

комплектующих.

Предприятия Подмосковья являются крупнейшими, а в

ряде случаев единственными в Российской Федерации

производителями тепловозов, вагонов метрополитена,

электропоездов, автобусов и другой продукции.

В числе основных предприятий машиностроения: Коломенские

заводы тепловозостроительный и тяжелого станкостроения,

Мытищинский “Метровагонмаш”, Подольский

машиностроительный и электромеханический заводы,

Люберецкий завод сельскохозяйственных машин им.

Ухтомского, Ликино-Дулевский автобусный и др. (см.

картосхему).

В 1958 году в связи со специализацией автозавода им.

Лихачева на выпуске грузовых машин было принято

постановление о переводе производства автобусов с ЗИЛа на

ЛиМЗ, который с этого времени стал называться Ликинским

автомобильным заводом - ЛиАЗ. В первые 10 лет

эксплуатации завода было выпущено 50000 автобусов.

Начиная с 1965 года ежегодное производство автобусов

достигало 6200 штук при 5200 работающих. А в 1975 году с

конвейера сошло 10000 автобусов, на заводе работало около

8000 человек. На базе моделей ЛиАЗ-677 создано целое

семейство автобусов - городские, пригородные,

экскурсионные, перронные для перевозки пассажиров в

аэропортах.

Мытищинский машиностроительный завод - ныне

“Метровагонмаш”, отметивший в этом году свое столетие, по

праву называют флагманом российского машиностроения. С

момента открытия Московского метро его основной маркой

стал выпуск метровагонов. Сегодня в непростых условиях

рынка завод удерживает имидж одного из ведущих

поставщиков как гражданской, так и военной техники. Его

продукция - современные комфортабельные трамвайные

вагоны, вагоны метро, прицепы к легковым автомобилям,

автосамосвалы - можно увидеть не только в России, но и

далеко за ее пределами: Венгрия , Чехословакия, Иран

Индия, Китай и др. Причем продукция становится все более

конкурентоспособной. По состоянию на 1 апреля 1997 года

предприятие является рентабельным, не имеет

задолженностей перед федеральным и местным бюджетами,

регулярно выплачивает заработную плату.

Подольский машиностроительный завод не только

устоял под тяжестью налогов и конверсии , но и расширил

свое производство. Только в прошлом году на завод принято

800 человек. Основная его продукция по-прежнему котлы и

оборудование для электростанций, но одновременно налажен

выпуск электродов, металлической черепицы, выпуск

оборудования для саун и котлов для индивидуальных домов,

работающих на 5 видах топлива. Завод имеет сертификаты -

европейский, американский, и готов выполнять заказы для

любых стран.

Несмотря на то, что за 8 месяцев текущего года

объем промышленной продукции предприятий Московской

области составил 98,4% от объема соответствующего

периода прошлого года. В целом по Подмосковью по

сравнению с январем - августом 1996 года в

соответствующем периоде 1997 года наблюдался рост объема

промышленного производства в машиностроении и

металлообработке (107%) . В частности выпуск грузовых

автомобилей возрос в 2,2 раза, в т.ч. в АО”

Давыдово“(Орехово - район) -в 3 раза; легковых

автомобилей в АО”Автоваз “( г. Серпухов)- почти в 3 раза,

вагонов электропоездов в АООТ “ Демиховский машзавод“- на

48,6%, кранов на автомобильном ходу в АОЗТ “БАКМ”(г.

Балашиха) - на 80%.

Москва - Родина отечественного авиастроения. Начало

развития отечественного авиастроения было положено в 1909

году Н. Е. Жуковым, который был инициатором подготовки

летного поля на Ходынке и подготовил группу русских

авиаторов на базе Московского Императорского технического

училища (МВТУ им. Баумана). Официальной датой рождения

гражданской авиации считается 9 февраля 1923 года, когда

было принято Постановление Правительства страны об

организации гражданской авиации как отрасли народного

хозяйства. Основу отечественного авиастроения составляют

ведущие промышленные предприятия и конструкторские бюро

(КБ): Государственная корпорация МАПО “МИГ”, Авиационный

комплекс им. С.В.Ильюшина, АО “ОКБ Сухого”, “ОКБ

Яковлева” и др. Московское авиационное

производственное объединение (МАПО). К началу 1918 года в

России сохранилось только 18 действующих маломощных

авиационных предприятия, в том числе 11

самолетостроительных, 5 моторостроительных и 2

пропеллерных, на которых было занято 10 тысяч человек.

Насчитывалось только 226 исправных и 228 неисправных

аэропланов. Благодаря усилиям конструкторов и мастеров на

заводе №1 уже в 1928 году было изготовлено 385

истребителей. До 1944 года было изготовлено 5645

самолетов - разведчиков Р-5.

Самолет У-2 (конструктор Поликарпов) широко

применялся в сельском и лесном хозяйстве, для

аэрофотосъемок, санитарных перевозок, как связной

самолет. С 1928 по 1953 г.г. было построено около 55

тысяч самолетов.

Завод №1 являлся головным в авиастроении. Под

руководством Генерального конструктора С.В.Ильюшина были

разработаны пассажирские и боевые самолеты ИЛ, вынесшие

основную тяжесть в Великой Отечественной войне. В

1939 году был создан конструкторский отдел под

руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича, и уже в 1940

году на заводе было изготовлено 100 самолетов

истребителей МИГ- 1 , а в 1941 году был налажен выпуск

по 25 единиц ежедневно. Остается восхищаться поистине

трудовым подвигом ученых, конструкторов и рабочих,

занятых в авиастроении. На протяжении последних трех

десятилетий самолетостроительная фирма специализируется

на производстве истребителей МИГ-21 (23, 29). Около 3

тысяч самолетов были поставлены в 40 государств Восточной

и Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

В 1960 - 1980 г.г. завод принимал активное участие

в строительстве крупных гражданских объектов - элементы

металлоконструкций Кремлевского Дворца Съездов, гостиницы

“Россия”, кинотеатра “Россия”, Останкинской телебашни.

При участии МАПО построен авиационный завод в Индии,

оказана техническая помощь в выпуске МиГов в КНДР.

“ОКБ МиГ” является пионером в разработке

катапультного кресла для спасения летчиков. Самолеты МиГ-

29 имеют двигатели, превышающие по своей мощности 10000

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.