| |||||
МЕНЮ
| Экологическая безопасность Крымского регионапоэтому отличается теплым климатом средиземноморского типа. Продолжительность безморозного периода здесь 240-260 дней в году. Центр курортного района - город Ялта. Выделяется также Одесская группа курортов. Крупнейший индустриальный, транспортный и научный центр района - город- герой Одесса (свыше одного млн. чел.). Второй по величине- г. Николаев (500 тыс. чел). Крупный индустриальный и транспортный центр- г. Херсон (400 тыс. чел.). В Крымской области самый большой город - областной центр Симферополь (350 тыс. чел.). Значительными промышленными и культурными центрами Крымской области являются также города-герои Севастополь (350 тыс. чел.) и Керчь (200 тыс. чел.). Надо отметить и один из крупнейших портов Черного моря город Ильичевск. Южный район располагает благоприятными условиями для развития курортного хозяйства. 4. Крымский полуостров. 4.1. ЭГП и ФГП. Крым (крымский полуостров) расположен на юге европейской части материка и омывается водами Черного и Азовского морей. С материком соединен узким и низменным Перекопским перешейком. Крым имеет форму неправильного четырехугольника с широким выступом - Тарханкутским полуостровом - на северо-западе и длинным выступом Керченского полуострова -на востоке. Площадь Крымского полуострова 26 тыс. км.2 Расстояние от Перекопа на севере до самой южной точки Крыма- мыса Сарыч- составляет 195 км, в широтном направлении от мыса Тарханкут до Керченского полуострова 325 км. Крым делится на степную и северную часть, занимающую три четверти площади полуострова. 4.2 Национальный состав. Здесь проживают представители более 101 нации и народности - более 3 млн. человек. В Крыму 17 городов, 16 сельских районов. 4.3. Экономика Крыма. Крым сегодня - экономически развитая индустриально-аграрная область, три четверти совокупной валовой продукции которой производит промышленность. Наиболее значимые ее отрасли- пищевая, машиностроительная, металлообрабатывающая, химическая, горнорудная, легкая, судостроение и производство материалов. Одной из ведущих отраслей является высокоразвитая пищевая промышленность, основой для которой служат продуктивное сельское хозяйство и рыбодобывающий флот. А эфирно-масличная отрасль дает почти половину розового масла и свыше двух третей лавандового и более одной пятой шалфейного масел, вырабатываемых в стране. В многоотраслевом сельском хозяйстве ведущее значение имеет животноводство и производство зерна. Вместе с тем важное место в экономике Крыма занимают садоводство виноградарство овощеводство промышленное птицеводство и возделывание южных технических культур. Большую роль в развитии орошаемого земледелия сыграло сооружение Северо-Крымского канала и его оросительных систем. Канал помогает решить немаловажную для Крыма проблему водоснабжения городов Керчи, Феодосии, Евпатории, Симферополя, Севастополя и десятков других населенных пунктов, а в перспективе - и Южного берега. 4.4.Энергетические и минеральные ресурсы Крыма. Все больший интерес человечество проявляет к Мировому океану. Этот интерес продиктован, прежде всего непрерывно растущими нуждами в различных видах ресурсах - энергетических и минеральных, биологических и химических. В глобальном масштабе вопрос об истощении минерального сырья суши связан с ускоренными темпами мирового промышленного производства. 4.5.Транспорт. Важное значение для многоотраслевого хозяйства области имеет хорошо развитая сеть разнообразных путей сообщения. Города и районы связаны между собой железнодорожными и автомобильными, авиационными и морскими видами транспорта. Пригородные электрички ежегодно перевозят более 10 миллионов пассажиров, крупные порты области - Керчь, Евпатория, Феодосия и Ялта - связаны каботажными рейсами друг с другом и другими портами Черного и Азовского морей, через них осуществляются торговые связи более чем с 50-ми странами. Авиация и железнодорожный транспорт ( с учетом паромной переправы в Керчи ) связывают Крым фактически со многими странами. Но главным во внутриобластных пассажирских и грузовых перевозках является автомобильный транспорт. Этому способствует большая сеть шоссе с твердым покрытием, в том числе значительная протяженность дорог, которая связывает Крым с другими областями Украины. Экологическая безопасность Крымского региона Крым (крымский полуостров) расположен на юге европейской части материка и омывается водами Черного и Азовского морей. С материком соединен узким и низменным Перекопским перешейком. Крым имеет форму неправильного четырехугольника с широким выступом - Тарханкутским полуостровом - на северо-западе и длинным выступом Керченского полуострова - на востоке. Площадь Крымского полуострова 26 тыс. км.2 Расстояние от Перекопа на севере до самой южной точки Крыма- мыса Сарыч- составляет 195 км, в широтном направлении от мыса Тарханкут до Керченского полуострова 325 км. Крым делится на степную и северную часть, занимающую три четверти площади полуострова. Проблемы окружающей среды в целом и Крымского региона в частности становятся все более социализированными и политизированными. Поэтому поиск путей их решения неотделим от решения общих социальных и политических проблем развития общества. В настоящее время экологической безопасности Крыма угрожают управленческие неурядицы: законодательная нерегулируемость новых экономических отношений, бесконтрольность - со стороны государства - исполнения законов, неэкологированность всего законодательства и, в первую очередь, тех его отраслей, которые связаны с экономикой. Наиболее характерными из экологических нарушений являются: * изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку; * выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов; * необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды. Крыму грозит утрата биоразнообразия. При этом имеется в виду не только сохранение отдельных видов животных и растений, но также природных ландшафтов и экосистем. Важное место при решении этой задачи должно принадлежать системе охраняемых территории. Что касается прибрежной полосы, то здесь необходимо упорядочить стоянки неорганизованных туристов, создать систему кемпингов и палаточных городков, а местным властям осуществлять строгий контроль по сохранению окружающей среды. Исходя из приоритетности решения экологических проблем, сейчас как никогда существует настоятельная необходимость повышения степени участия людей в сохранении уникальной крымской природы. Важная роль принадлежит образованию и просвещению, которые призваны помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения экологической безопасности Крымского региона. При этом они должны дать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Крым характеризуется большим разнообразием природных условий и ландшафтов, которые связаны с его географическим положением и сложным геолого- геоморфологическим строением. Разнообразию ландшафтов способствовало длительное антропогенное воздействие, приведшее как к деградации многих естественных, так и формированию совершенно новых антропогенных ландшафтов. В настоящее время естественные, слабо преобразованные ландшафты занимают всего 2.5% территории Крыма. Это горные широколиственные леса, горная лесостепь на яйлах, солончаки и галофитные луга Присивашья и Керченского полуострова. Большая часть территории полуострова (62%) освоена под конструктивные ландшафты: пашни, сады, города, дороги и др. Остальная территория (35.5%) представлена производными ландшафтами. В целом загрязненность полуострова и прилегающих вод весьма высокая. Равнинная часть Крыма по уровню загрязнения (особенно почв) уступает лишь Криворожско-Приднепровскому региону, южным частям Херсонской и Запорожской областей и находится примерно на одном уровне с Донбассом. Такое значительное загрязнение связано с применением большого количества удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Средняя загрязненность воздуха и почв, а также нарушенность земель в Крыму ниже, чем в среднем по Украине. Примерно в два раза ниже и загрязненность вод, но пестицидная загрязненность более чем в два раза выше по сравнению с Украиной. Общая антропогенная преобразованность в Крыму уступает промышленному Приднепровью и Донбассу, но превосходит другие районы. В Горном Крыму, вопреки запретам, продолжается выпас скота. Большую тревогу вызывает пастьба на яйлах, где формируется значительная часть речного стока полуострова. Закарстованность и трещиноватость известняков, слагающих яйлинские плато, способствуют быстрой инфильтрации загрязненных поверхностных вод и попаданию их в реки и водохранилища. Крым омывают воды двух внутренних морей. Их своеобразие состоит в ограниченной связи с Мировым океаном, а, значит, их гидрологический режим существенно зависит от речного стока и водообмена через пролив Босфор. В целом экологические проблемы Крыма связаны с комплексом причин социально- экономического и природно-ресурсного характера, нашедших свое отражение в характере природопользования. В Крыму насчитывается примерно 800 участков с проявлением оползневых процессов. Одна из проблем Крыма - быстро идущая потеря регионального своеобразия и территориального разнообразия. Большое ландшафтное разнообразие Крыма определяется его географическим положением на стыке суши и моря, гор и равнин. Поэтому Крым справедливо называют "природным музеем". Здесь представлены горные породы различного возраста и происхождения, известно более 210 минералов, из которых есть редкие и самоцветные. Это район классического карста с 8500 карстовыми воронками и красивейшими карстовыми пещерами, а природа богата редкими, эндемичными и реликтовыми видами. Спад производства в сочетании со сменой собственности и нестабильностью политической ситуации, привели к снижению исполнительной дисциплины предприятий, невыполнению предписаний природоохранных органов, уменьшению финансирования природоохранных мероприятий за счет собственных средств предприятий, к росту объектов незавершенного строительства, в том числе природоохранных, уменьшению поступлений средств в местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды. Продолжающееся снижение объемов производства привело к уменьшению техногенного давления на окружающую природную среду - снизился объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снизилась пестицидная нагрузка на почвы и т.д. Однако снижение объемов производства в 1993-1996 гг. не способствовало приостановке отрицательных тенденций, связанных с долговременными последствиями предшествующей техногенной нагрузки на природную среду (фоновое загрязнение почв, подземных вод). Сложившееся положение усугубляется низкой экологической эффективностью производства. Энерго - и ресурсозатраты на единицу продукции в Украине значительно выше (примерно в 2-4 раза), чем в экономически развитых странах. С учетом высокой степени износа основных фондов предприятий (по отдельным отраслям до 80%) очевидна возможность возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. С другой стороны, в области экологической политики в 1996 году появились и положительные тенденции: * на государственном уровне большое внимание уделялось формированию и внедрению экономических механизмов природопользования; * совершенствовались и более широко применялись системы первичного учета потребления природных ресурсов, как организациями, так и отдельными гражданами; * усилилось взаимодействие различных общественных институтов государственных органов в вопросах охраны окружающей среды. В целом, экологическая составляющая является неотъемлемой частью общественного развития Крыма, представляя собой систему регуляторов и ограничений регионального природопользования. Экологические проблемы региона могут быть кардинально решены только при условии положительных изменений в социально-экономическом состоянии общества. экологическую ситуацию в Крыму можно оценить как напряженную, характеризующуюся ухудшением состояния отдельных компонентов окружающей среды по сравнению с нормативами, однако, еще не принявшим необратимого характера. К основным региональным проблемам Крыма в 1996 году следует отнести: * ухудшение качества гидроминеральных ресурсов (Сакский, Ленинский районы, гг. Евпатория, Феодосия, акватория озера Сиваш); * загрязнение поверхностных водных объектов суши (рр. Салгир, Чурук-Су); * загрязнение прибрежной зоны моря (Керченская и Камыш-Бурунская бухты, Керченский пролив, зона курортного водопользования г. Ялта, Каркинитский залив); * нарушение земель при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (Сакский, Ленинский, Бахчисарайский, Симферопольский, Красногвардейский районы); * усиливающееся воздействие автотранспорта на атмосферу городов Крыма; * ухудшение качества сельхозугодий, связанное с увеличением удельного веса засоленных (Ленинский район), переувлажненных (Красноперекопский, Джанкойский, Нижнегорский районы) и эродированных земель (Сакский, Первомайский районы). Для Крыма, как особого рекреационного и заповедного региона, необходима выработка специфических эколого-экономических программ, подкрепленных соответствующей законодательной базой. Начало этому процессу положила "Декларация о необходимости устойчивого развития Крыма", с которой выступил созданный в 1994 г. Комитет развития Крыма. В ней особо подчеркивается настоятельная необходимость составления и выполнения долгосрочной программы устойчивого развития, направленной на восстановление природы Крыма, его возврата в число наиболее ценных рекреационных регионов мира, развитие полуострова как исторически сложившегося рекреационно-сельскохозяйственно- заповедного региона. Сложившаяся в Крыму экологическая ситуация обусловлена тем, что: * доминирует оборонительная концепция природопользования, характеризующаяся борьбой с последствиями, а не с причинами отрицательных воздействий; * продолжает господствовать ориентация на достижение сиюминутных тактических интересов, а не долгосрочных стратегических целей; * экологические приоритеты не занимают должного места в массовом общественном сознании и не всегда используются для обоснования управляющих решений в структурах власти. Для преодоления этих недостатков необходимо выявление стратегических целей природопользования в Автономной Республики Крым и важнейшие направления экологической политики как средства их достижения. Эта политика должна основываться на принципах: * прогнозирования влияния всех видов хозяйственной деятельности на качество природной среды и здоровье населения: * ориентация не на борьбу с отрицательными экологическими последствиями, а с механизмами определяющими или усиливающими их, т.е. не на строительство природоохранной инфраструктуры (очистных сооружений и т.д.), а на разработку и внедрение экологически чистых технологий; * эколого-экономической оптимизации, где в качестве цели выступает сохранение и улучшение качества природной среды и здоровья человека при получении высокой прибыли производства; * выгодности охраны природы, хотя в настоящее время это не всегда и не для всех, очевидно. Механизмами осуществления экологической политики в Крыму могут быть: * единая технологическая политика, ориентированная на снижение ресурсо - и энергоемкости производства, рациональное использование отходов и вторичных ресурсов; * структурные изменения, направленные на максимальное соответствие природно-ресурсного потенциала Крыма его социально-экономической специализации; * создание комплексной системы (экономической, юридической и т.д.) рационального природопользования; * инвестиционная поддержка современных эффективных "чистых" технологий. Таким образом, для Крыма применима только такая стратегия устойчивого развития, которая позволяет сохранять природу, восстанавливать нарушенную среду обитания и использовать наиболее ценные возобновимые ресурсы. Важным фактором регулирования пределов использования ресурсов Крыма является установление экологических императивов с признанием невозможности расширения природно-ресурсного потенциала полуострова. Залогом успешного воплощения концепции устойчивого развития Крыма является осознание населением остроты экологических проблем, которое достигается путем экологического образования и воспитания, всеобщей информированности, пропаганде здорового образа жизни. В целом, экологическая стратегия Крыма может быть сформулирована следующим образом - улучшение качества окружающей среды до нормы, повышение эффективности природопользования при ликвидации противоречий между имеющимся природно-ресурсным потенциалом и типом его использования на фоне устойчивого экономического развития региона. Таким образом, настоятельная необходимость сегодняшнего дня - формирование региональной эколого-экономической концепции развития Крыма, которая, закрепленная в законодательстве, смогла бы остановить экологический кризис у опасной черты и дать толчок к осуществлению программных целей устойчивого развития. Использованная литература: 1.Статья Ю. Ф. Безрукова и И. Б. Камынина “Экологические проблемы Крыма” 2. КРЫМ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ: Сб. Статей. /Под ред. Г.М.Фомина. - Симферополь: Таврия, 1995. 3. ЭКОЛОГИЯ КРЫМА: Материалы семинара. Вып.1 /Ред.коллегия: В.А.Боков, Л.М.Соцкова, Т.В.Бобра и др. - Симферополь: Крымская Академия Наук, Симфероп. государственный ун-т, Общество геоэкологов Крыма, 1996. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|