рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Проблемы формирования промышленности европейского севера России

В этой отрасли все нефтяные компании объединены в АО, например, «КомиТЭК». В 1996 году объёмы добычи и переработки нефти впервые за последние годы ( добыча - с 1984 года, переработка - с 1993 года ) превзошли уровень предыдущего года. Основные перспективы связаны с разработкой нефтяных месторождений в районе Усинска и освоением Ярегского нефтетитанового месторождения. Кроме того, АО «Комнефть» заинтересованы в освоении перспективных нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе. «КомиТЭК» участвует в международном консорциуме «Тиман Печора Компани».

В новых условиях хозяйствования предприятия, выходя на широкий рынок, стремятся снизить производственные и транспортные издержки путём мобилизации всех внутренних резервов и рационализации договорных связей по поставкам продукции и снабжению сырьём.

Газовая промышленность - самая молодая и быстро прогрессирующая отрасль топливной промышленности. Она обеспечивает производство синтетических материалов ценным и экологически выгодным сырьём, а промышленные предприятия, население городов, рабочих и сельских посёлков - удобным дешёвым топливом.Особенность заключается в динамичности размещения производства, что объясняется быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов, а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку.

В Европейской части формируется новая база по добыче газа в пределах Тимано-Печорского ТПК.Здесь она составляет 5,6 млрд. м3 - это лишь небольшая часть общероссийской добычи газа ( в основном она ведётся в Западно-Сибирском районе - 581,.1 млрд.м3 ) [ таблица 3 ].

Специфика газовой промышленности в том, что природный газ в отличие от твёрдого и жидкого топлива должен сразу направляться непосредственно к потребителям. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют тесно связанные между собой звенья единого процесса, важная роль в котором принадлежит системе магистральных нефтепроводов.В настоящее время сложилась Единая система газоснабжения ( ЕГС ), включая сотни разрабатываемых месторождений, в том числе и газоносные месторождения Европейского Севера такие, как Вуктылское и Войвожское, другие месторождения имеют преимущественно местное значение.

В газовом комплексе регион делает ставку на освоение новых месторождений и увеличение добычи газа на территории Республики Коми, строительство газотранспортной системы. Большие надежды возлагают на реализацию газового проекта Ямал-Европа.

Электроэнергетика. В ней объединены все процессы генерирования, трансформации и потребления электроэнергии. Она стержень материально-технической базы общества.Обеспечивая научно-технический прогресс, электроэнергетика решающим образом воздействует не только на развитие, но и на территориальную организацию производительных сил, в первую очередь промышленности.

Для успешного развития экономики электроэнергетика всегда должна опережать рост других отраслей экономики, а в составе ТЭК - топливную промышленность. Но в последние десятилетия темпы развития электроэнергетики снизились, и,тем не менее, спад производства в электроэнергетике в 3 раза меньше, чем в других отраслях [ 10 ]. Всё упирается в неплатежи, но без источников энергии жизнь невозможна.

Развитие и размещение электроэнергетики основывается на следующих принципах : концентрации производства электроэнергетики путём строительства крупных районных электростанций, использующих дешевое топливо и гидроэнергоресурсы ; комбинированном производстве электроэнергии и теплоты в целях теплофикации городов и индустриальных центров ; широком освоении гидроэнергоресурсов с учётом комплексного решения задач электроэнергетики, транспорта, водоснабжения, ирригации и рыболовства ; развития атомной энергии ; создании энергосистем, формирующих единую высоковольтную сеть сопредельных стран.

Важная роль в развитии электроэнергетики принадлежит добыче и производству ядерного топлива - атомной промышленности. В неё входят государственные предприятия, производственные и научно-производственные объединения и организации ядерно-энергетического комплекса по изготовлению расщепляющихся и радиоактивных материалов.

С отраслями топливной промышленности связана электроэнергетика.В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции ( за исключением Шексинской ГЭС ) работают преимущественно на углях Печорского бассейна и газе Вуктыла. Крупнейшей является Печорская ГРЭС. В Карелии и Мурманской области производство электроэнергии больше сосредоточено на гидроэлектростанциях, построенных на ряде порожистых рек - Тулоне, Ниве и др. Ондская, Маткожненская, каскад нивских ГЭС и другие гидростанции в значительной степени обеспечивают развитие энергоёмких производств этой части района. Развитие цветной металлургии металлургии и других производств явилось причиной строительства в Мурманской области Кольской АЭС. Естественные ресурсы роста электроэнергетики, однако, не исчерпаны. На Севере начаты работы по использованию энергии приливной волны. Здесь построена Кислогубская приливная электростанция, находяшаяся в эксплуатации.

3) Металлургический комплекс.

Комплекс производства металлов, охватывающий черную и цветную металлургию, - это совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов. Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена прежде всего сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии переработки рудного сырья, а также использования готовой продукции в качестве конструкционных материалов.

Черная металлургия - это базовая отрасль тяжелой индустрии.Она, будучи одной из основ индустриальной мощи, отличается массовостью, высоким уровнем концентрации производства, тесным взаимодействием всех звеньев металлургического производства, широкой утилизацией промышленных отходов.

Главное направление развития черной металлургии в перспективе - коренное улучшение качества и увеличение выпуска более эффективных видов продукции.Выпуск готового проката будет увеличиваться без роста производства чугуна. Намечено улучшить структуру металлопродукции путём производства листового проката с упорядоченной обработкой. Кроме того, планируется расширить производство труб для нефте- и газопроводов.

Прогрессивные изменения в чёрной металлургии обусловлены ростом производства металлических порошков ( из высококачественной руды месторождения Ковдор Кольского полуострова ), использование которых даёт возможность улучшить качественные характеристики выпускаемой продукции, снизить ее трудоемкость и металлоемкость.

Черная металлургия с полным технологическим циклом служит важным районообразующим фактором. Кроме многочисленных производств, возникающих на основе утилизации разного рода отходов при выплавке чугуна и коксовании угля, она притягивает к себе сопутствующие отрасли.

Для размещения металлургии полного цикла особенно большое значение имеют сырьё и топливо. На 1 тонну чугуна требуется 1,2 - 1,5 тонн угля ( с учётом потерь при обогащении и коксовании ), 1,5 тонн железной руды ( в зависимости от ее качества ), свыше 0,5 флюсовых известняков и до 30 м 3 оборотной воды. Это подчёркивает важность взаимного транспортно-географического положения сырьевых и топливных баз, источников водоснабжения и вспомогательных материалов [ 10 ].

В Северном экономическом районе выплавляется 15,5 % чугуна и 12,7 % [ 10 ] стали России. Большая потребность в металле, в частности петербургского машиностроения, обусловила в своё время размещение в Череповце ( Вологодская область ) металлургического завода полного цикла, ставшего к настоящему времени одним из крупнейших комбинатов и единственным во всей северной зоне европейской части. Он работает в основном на рудах Мурманской области и коксующихся углях Печорского и Кузнецкого бассейнов, на флюсовых известняках Ленинградской области ( Пикалево ). В силу отдаленности сырьевой и топливной базы, а также сравнительно дорогой добычи угля себестоимость чугуна, получаемого в Череповце, несколько выше себестоимости металла, выплавляемого на других заводах Европейской части.Но для крупнейшего потребителя - машиностроения С.-Петербурга - и всей Северной зоны металл Череповца обходится дешевле, чем привозной.

По данным отраслевой структуры производства 1992 года промышленной продукции Северного экономического района доля черной металлургии составляет 17, 9 % - второе место после лесной промышленности [ таблица 4 ].

Цветная металлургия активно развивается, опережающими темпами растёт производство разнообразных по физическим и химическим свойствам конструкционные материалы. В её состав входят медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, алюминиевая,титано-магниевая, вольфрамо-молибденовая отрасли, а также производство благородных и редких металлов. По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.

Для цветной металлургии характерна организация замкнутых технологических схем с многократной переработкой промежуточных продуктов и утилизацией отходов. В перспективе эта тенденция усилится. Одновременно расширяется производственное комбинирование, что дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию - серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и т.д.

Размещение предприятий цветной металлургии зависит от многих экономических и природных условий ( особенно сырьевого фактора).

Вследствие значительной материалоёмкости цветная металлургия в целом ориентируется на сырьевые базы. При этом обогащение «привязано» к местам добычи руд цветных металлов.

В размещении цветной металлургии немаловажен топливно-энергетический фактор.В соответствии с требованиями, предъявляемыми к топливу и энергии, в ее составе различают топливоемкие и энергоемкие производства.Так, на получение 1 т никеля расходуется 50-55 т условного топлива, 1 т алюминия - 17-18 тыс. кВт/ч электроэнергии, магния - 18-20 тыс., титана - 20-60 тыс. кВт/ч [ 10 ].

Предприятия цветной металлургии Европейского Севера производят главным образом алюминий и никель.Здесь используются сульфидные (медно-никелевые) руды - на Кольском полуострове (Мончегорск,Никель).

Эти предприятия характеризуются комплексной переработкой сырья. Добыча и обогащение медно-никелевых руд и производство файнштейна осуществляется в посёлке Никель.Комбинат «Североникель» Мончегорск завершает металлургический передел.Утилизация отходов позволяет получить серную кислоту, минеральную вату и термоизоляционные плиты.

Алюминиевая промышленность же использует сырьё более высокого качества, нежели остальные отрасли цветной металлургии.На Кольском полуострове добывают нефелины - Кировское месторождение.Это комплексное сырьё.

Технологический процесс складывается из двух основных стадий : производства глинозёма и выплавки металлического алюминия. Территориально эти стадии могут находиться вместе или разобщены. Производство металлического алюминия, как энергоёмкое, тяготеет к источникам массовой и дешевой электроэнергии, среди которых первостепенную роль играют мощные ГЭС. Центры получения алюминия в Северном экономическом районе - Надвоицы ( Карелия ) и Кандалакша ( Мурманская область ).

Раздел 3 : Проблемы и прогнозы дальнейшего развития экономики района.

Долгое время в среде учёных и специалистов, изучающих развитие минерально-сырьевых баз, господствовала точка зрения о том, что человечество сможет неограниченно продолжительное время добывать полезные ископаемые в нужных количествах. То есть вопрос в том, что нужно как-то учитывать исчерпаемость полезных ископаемых попросту не стоял.Считалось, что рост энерговооруженности человечества в результате научно-технического прогресса будет позволять извлекать полезные ископаемые, т.е. необходимые минералы и элементы из недр со всё более низкими их природными концентратами, со всё больших глубин в недрах, со дна морского океана, с шельфов арктических морей, вплоть до выделения из вод мирового океана. То есть считалось, что технически или экономически недоступные полезные ископаемые в настоящее время станут доступны в будущем и так - до бесконечности.

Представление об уникальных запасов Севера возникли видимо в значительной степени потому, что в силу естественных природно-климатических трудностей здесь из выявленных месторождений выборочно осваивались лишь действительно уникальные по количеству и качеству запасов. Кроме того активное освоение минеральных ресурсов Европейского Севера продолжается относительно недолго 50-60 лет, а средний срок эксплуатации одного крупного месторождения полезного ископаемого 30-40 лет, мелкие же отрабатываются обычно за 5-15 лет. Однако за 30 последних лет в Тимано-Печорском регионе было разведано более 30 % первичных ресурсов газа и более 22 % уже отработано.Для нефти эти показатели ещё выше : разведано более 50 %, отработано более 30 %. То есть практически за такой же период нефте- и газодобыча здесь прошла периоды роста,стабилизации и вступила в период затухания [ 1 ].

С начала 90-х годов ТЭК подвержен кризисным явлениям. Сократилась добыча нефти и угля, уменьшились темпы роста добычи природного газа. В отдельных районах наблюдается дефицит электроэнергии.

Коренное совершенствование структуры энергообеспечения требует экономии топлива и электроэнергии во всех отраслях народного хозяйства, снижения удельной энергоёмкости общественного производства, перехода на энергосберегающие технологии. Чрезвычайно важные направления перестройки структуры потребления энергии - замещение органического топлива другими энергоносителями, в первую очередь атомной и гидравлической энергией, а также жидкого топлива природным газом и расширение использования вторичных и новых источников энергии.

Необходимо разработать новый вариант Энергетической программы с учётом использования нетрадиционных, экологически безопасных источников энергии, строительства опытно-экспериментальных АЭС с различными типами и схемами расположения атомных реакторов. В то же время формирование рыночных связей по топливу как наиболее массовому виду продукции должно учитывать экономически обоснованное разрешение.

Среди главных направлений и важнейших мероприятий по развитию ТЭК в перспективе на первом месте проведение активной политики и осуществление прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса.

Воспроизводственные процессы базируются в основном на привозных материально-технических ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность перевозок уже в 60-80 -е годы довели долю транспортной составляющей в цене потребляемой на Севере до 55-60 %, по сравнению со средними показателями по стране 12-15%. [ 8 ]. В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из основных причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.

Испокон веков центральное правительство в нашей стране относилось к северным территориям, как к сырьевой базе центра. Создавались крупные горнодобывающие центры на Кольском полуострове, на Печоре и т.д. «Освоение месторождений» ( комплекс строительных работ, необходимых для начала эксплуатации месторождения ) велось форсированными темпами.Нам постоянно чего-то для чего-то не хватало.Набатом гудели лозунги : «Даёшь металл!...Даёшь алмазы !... Дадим угля !...».В отдельных случаях к середине срока эксплуатации на уникальных месторождениях возникали города с минимальными социально-бытовыми удобствами для работающих. В таких условиях ни о каком бережном отношении к природе не могло быть и речи. Вырубали леса, травили водоёмы, уничтожали нерестилища рыб, распугивали и уничтожали зверей и птиц. Вокруг крупных горнопромышленных центров ( Мончегорск, Апатиты, Воркута и т.д. )возникали мёртвые зоны без дичи и рыбы радиусом десятки и сотни километров. Но это привыкли считать «естественными издержками производства» при освоении уникальных минеральных ресурсов.

Сейчас освоение природных ресурсов Северного экономического района технически и инфраструктурно слабо обеспеченное, как правило не комплексное, привело к повсеместным экологическим деформациям и нарушениям. Разрывается и уничтожается тонкослойная природная целостность Севера.По существу, навечно из-за экологически преступной хозяйственной деятельности возникают многочисленные кладбища природы, превращая значительные территории в мертвый Север.

Деградация и разрушение природной среды усугубляется её высокой ранимостью и наличием вечной мерзлоты. Она служит водоупором и способствует застою загрязненных вод. К самым неблагополучным в экологическом отношении зонам района относятся территории нефте-, газо- и лесопромышленного освоения, которые чаще всего превращаются в «язвы опустынивания» из-за прогрессирующего разрушения почвенного и растительного покрова.

Неотъемлемую часть всех производственных процессов составляют люди, поэтому нужно учитывать потребности всего населения. Постановлением РФ «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безведомственной субсидии на строительство и приобретение жилья» № 937, от 3 августа 1996 года определён размер субсидии, составляющей от 5 до 70 % [ 4 ]средней рыночной стоимости жилья. Это зависит от величины дохода в расчете на одного члена семьи и времени постановки на счет по улучшению жилищных условий, что для северян по сути дела значит от количества лет работы в районах Крайнего Севера. Но здесь возникает немало проблем в связи с нехваткой средств из федерального бюджета.

Уже сейчас стало ясно, что ежегодный завоз промышленных товаров, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера окончательно провалился. Северяне хорошо знают, чем им это грозит : когда за окном будет минус пятьдесят градусов, десятки посёлков и целые города обязательно останутся без отопления, за хлебом и сахаром выстроятся огромные очереди, а лекарства из аптек вообще исчезнут.Такая картина повторяется уже не первый год, и чем дальше, тем хуже. Без ежегодных завозов Крайний Север прожить не сможет.В районах вечной мерзлоты нет ничего, что могло бы обеспечить относительно достойную жизнь. Десятилетиями товары доставлялись в крупнейшие морские порты, откуда по маленьким речкам развозились в самые отдалённые уголки. Перевозить грузы речным транспортом - просто и относительно дёшево. Летом навигация длится 20-25 дней, потом реки опять замерзают. Тогда только один путь - на вертолётах, а это слишком обременительно для местных бюджетов.

О том, что положение на Севере близко к катастрофическому говорилось ещё весной на заседании Госдумы. В Комитете по проблемам Севера до сих пор хранится толстая папка с обращениями, заявлениями и выступлениями депутатов, суть которых сводится к следующему : «Давайте деньги на завоз, иначе будет плохо». Плохо стало уже сейчас. Комитетом по проблемам Севера на завоз 1997 года из бюджета предусмотрено выделить 3,5 триллиона (всем Северным районам). Это очень мало - всего 30 % от минимально необходимой суммы.На сегодняшний день из них получено только 41,4 % - больше денег не ожидается ! [ 8 ].

На Севере в прошлом году работала комиссия, выясняющая куда именно уходят выделяемые а завоз деньги.И выяснила : деньги уходят куда угодно, только не по назначению. Ими выплачиваются долги по зарплате и в федеральный бюджет, их выдают неплатёжеспособным предприятиям, и хуже того - на них покупается спиртное и прочие продукты, которые никак не относятся к товарам первой необходимости. В результате,когда приходит время возвращать средства в бюджет ( выдаются они в виде ссуд ), возвращать уже нечего. Теперь, когда в Москву приезжают очередные представители с Севера, московские чиновники первым делом демонстрируют им отчёт « О результатах проверки Счётной палатой целевого использования средств, выделенных их федерального бюджета на возвратной основе в 1993-1997 годах на завоз продукции в районы Крайнего Севера» У северян свои претензии. Они категорически против того, чтобы средства проходили через коммерческие банки, где «оседает» порой до 40 % предназначенных им денег.

При этом экономика страны на современном этапе представляет собой сложную многоотраслевую систему с деформированными межрегиональными связями и структурными соотношениями и, как правило, в рыночном хозяйстве выживают те субъекты, которые добиваются более высокой эффективности производства и большей прибыли - только на этой основе они могут решать социальные проблемы. В этих условиях в тяжелое положение попал Северный экономический район, в котором эффективность производства по ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических условий, ниже, а социальные проблемы требуют больших средств. Это означает, что этот район не может на равных с другими районами входить в рынок. Условия Севера не вписываются в большинство общероссийских стереотипов экономических и политических реформ. В необходимости проведения здесь особой политики убеждает и мировой опыт.Однако это не всегда находит должное признание в правительственных структурах. Более того, располагая богатейшими природными ресурсами и играя важную роль в экономике страны, Север наиболее остро ощущает на себе бюджетный дефицит и другие трудности. Государство не в состоянии выделить средства, необходимые для поддержания достигнутого здесь уровня добычи сырья.

Суть сегодняшнего политико-административного строя заключается в необходимости регулирования не только своих внутренних, но и внешних отношений, от эффективности которых зависят возможность комплексного использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения.

Список литературы

Бебрис Р.Р. Минеральные ресурсы Севера в народнохозяйственном комплексе страны, М., 1990.

Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. Пособие по географии. Тесты, ответы, справочник. М., ОНТ, 1996.

Жидлёва В.В. Устойчивое развитие региона, Сыктывкар,1995.

Жилина О. Кто дождётся субсидий ? «Российская газета», 16 августа 1997.

Куднечевский В. Дипломат с большой дороги. « Российская газета»,  29 августа 1997.

Лаженцев В.Н. Республика Коми : развитие производительных сил в условиях реформы хозяйства. Сыктывкар, 1993.

Методология районирования территорий для управления формированием трудовых ресурсов В Северных регионах.Апатиты, 1996.

Письменная Е. Север устал от борьбы за выживание. «Известия», 04/22/97

Письменная Е. Республика Коми занялась перестройкой промышленности. «Известия», 05/06/97.

Размещение производительных сил.Под редакцией В.В Кистанова,

Н.В.Копылова. Москва, Экономика, 1994.

Курс лекций по экономической географии и региональной экономике.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.