рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Методологические основы социально-экономического прогнозирования

Прогнозирование, в том числе социально-экономическое, соотносится с более широким понятием - предвидения как опережающего отображения действительности, основанного на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз, план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Это означает, что исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается качественная характеристика последних, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую определенность, поскольку основывается не только на качественных, но и на количественных параметрах и потому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также и количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Таким образом, прогноз отличается от гипотезы меньшей степенью неопределенности и большей степенью достоверности. В то же время связи прогноза с исследуемым объектом, явлением не являются жесткими, однозначными: прогноз носит вероятностный характер.

План представляет собой постановку точно определенной цели (нескольких четко определенных целей) и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. В нем фиксируются наиболее приемлемые для участников (заинтересованных сторон) пути и наиболее эффективные средства развития в соответствии с поставленными целями и задачами, обосновываются принятые управленческие решения. Его главная отличительная черта - определенность заданий. Таким образом, в плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность. Как и прогноз, план основывается на результатах и достижениях конкретно-прикладной теории.

Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом и с исследуемым объектом в системе управления и планирования, представляя собой последовательные в своей конкретности ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса - общенаучное предвидение состояний объекта, завершающий этап - составление плана перевода объекта в новое, заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

Хотя гипотеза носит наиболее общий характер, без нее невозможно никакое научное управление и планирование. Гипотеза оказывает воздействие на этот процесс через прогноз, являясь важным источником информации для его составления. Во многих случаях гипотеза выполняет ту же роль и непосредственно при разработке планов.

На основании вышесказанного следует вывод о том, что уровень определенности информации изменяется в зависимости от выбранной формы предвидения развития прогнозируемого объекта (см. рис.2.4). Наиболее тесно прогнозирование связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии при определяющей роли плана как ведущего звена управления национальной экономикой. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующее состояние социально-экономической системы на возможное развитие в будущем, а прогнозирование - как инструмент, устраняющий ошибки управления.

Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана.

Между прогнозом и планом существуют также различия. Главное из них состоит в том, что план имеет нормативный, а прогноз - альтернативный характер.

Для наглядности построим некоторую шкалу изменений функциональной направленности прогноза в зависимости от его отношения к плану (см. рис.2.5).

Государственный прогноз представляет собой официальный документ, включающий систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития всей страны, отдельных регионов и отраслей национального хозяйства.

Макроэкономическое прогнозирование - это обоснование динамики или оценка уровня ключевых параметров национальной экономики в будущем. Важнейшими объектами макроэкономического прогноза выступают объем национального продукта, уровень занятости, доходы и сбережения населения, показатели безработицы, темпы инфляции, объемы реальных инвестиций, государственных доходов и расходов, бюджетное сальдо, состояние платежного баланса, размер внутреннего и внешнего государственного долга.

Уровень определенности                                              Уровень определенности

информации возрастает                                                                информации возрастает

Рис.2.4. Изменение уровня определенности информации в зависимости от вида предсказания.

Прогноз перед планом

Прогноз во время

планирования

Прогноз после плана

Рис.2.5. Изменение функциональной направленности прогноза

План - это однозначное решение, в том числе и тогда, когда он разрабатывается на вариантной основе (проекты плана). Прогноз же по самому своему существу имеет альтернативное, вариантное содержание. В этом смысле прогнозирование представляет собой исследовательскую базу планирования, имеющую, однако, собственную методологическую и методическую основу, во многом отличную от планирования. Разработка прогнозов основана на прогностических методах, в то время как планирование опирается на более строгие и точные методы балансовых, оптимизационных и других расчетов.

Еще одно существенное отличие прогнозирования от планирования состоит в том, что оно, будучи составной частью планирования, существует самостоятельно. Выражается это, в частности, в том, что в сфере общественного производства существуют экономические процессы, которые не всегда поддаются планированию, но являются объектами прогнозирования. К ним относятся, например, демографические процессы - текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения.

В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управляющих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия. Эти предпосылки включают:

научный анализ тенденций развития общественного производства;

вариантное предвидение предстоящего развития общественного производства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели;

оценку возможных последствий принимаемых решений;

- обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития.

Таким образом, задача экономического прогнозирования, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными процессами действительности, а с другой - способствовать выработке оптимальных текущих и перспективных планов, опираясь на результаты различных вариантов прогноза и оценку принятого решения с позиций его последствий в планируемом периоде.

Ознакомившись с формами научного предвидения, перейдем к рассмотрению подходов к решению прогностических задач, выделив основные из них.

Исторический подход заключается в рассмотрении развития каждого явления (объекта) во взаимосвязи его исторических форм. Из взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего следует, что будущее существует как возможность в настоящем. Поэтому прогнозирование связано с перенесением законов, тенденций, существующих в настоящем, за его пределы, с тем чтобы на этой основе воспроизвести еще не существующую модель будущего. Связь различных исторических форм существования одного и того же явления (объекта) означает, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее состояние - закономерный результат развития в прошлом и настоящем. При таком подходе логическое исследование является отражением исторического хода общественного развития.

Важной стороной исторического подхода к прогнозированию является его связь с практикой. Общественная практика составляет основу социально-экономического прогнозирования, как и других видов общественного прогнозирования. Вместе с тем практика не может рассматриваться вне ее исторического развития. При этом задача прогноза не ограничивается познанием исследуемых объектов. Она заключается также в превращении полученного знания в инструмент воздействия на действительность в целях дальнейшего совершенствования общественной практики в заданном направлении, изменения будущего в соответствии с поставленными целями.

Комплексный подход включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же явления. Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии социально-экономических объектов является политическая экономия (экономическая теория). Следовательно, без научного аппарата никакое прогнозирование, в том числе социально-экономическое, также невозможно. В теории и практике социально-экономического прогнозирования широко используется научный аппарат других общественных наук. При исследовании конкретных объектов экономическое прогнозирование основывается на достижениях и научном аппарате науки управления производством, теории планирования, а также других конкретных экономических дисциплин. Оно тесно связано и с рядом естественных и технических наук.

Системный подход предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах. Он играет важную роль в социально-экономическом прогнозировании. Каждое явление действительности может рассматриваться как система. Это значит, что оно состоит из ряда связанных между собой частей, элементов, обеспечивающих в целом определенные свойства, функции, а следовательно, и поведение. Зная эти свойства и функции, можно предвидеть поведение исследуемого объекта.

Системный подход представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и все другие параметры этой деятельности. При этом данная система рассматривается как часть более крупной (глобальной) системы, а общая цель ее развития согласуется с целями развития глобальной системы.

В результате развития кибернетики и связанного с ней метода моделирования важным элементом системного подхода становится использование математического аппарата и ЭВМ для определения, разработки, проверки и осуществления поставленных целей и решений. Благодаря им создается возможность применять в исследованиях не только качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность анализа. Современный уровень знаний позволяет широко применять в исследованиях экономико-математические модели, теорию массового обслуживания, теорию игр, использовать при обработке статистических данных методы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа.

Системный подход позволяет на научной основе соотнести цели развития и необходимые для их достижения ресурсы и тем самым предупреждает принятие субъективных, волевых решений.

В дополнение к названным выше подходам некоторыми авторами предлагается группа подходов, которая может использоваться в отдельных специфических областях анализа и синтеза глобальных систем. Классификация таких подходов находится в стадии разработки.

2. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования и формирование системы прогнозных моделей

Ввиду того что «в экономике все зависит от всего», теоретически необходимо ставить задачу прогнозирования всеобъемлюще. Это значит, что существует необходимость в разработке одной глобальной модели в вариантной постановке. Далее возникает вопрос выбора рационального решения управленческой задачи, т.е. планирования путей достижения поставленных целей. Но на практике поступать таким образов нецелесообразно, так как могут возникнуть трудности методологического характера. Это объясняется тем, что модель должна быть не только достаточно операциональна и достаточно «прозрачна», но и понятна заказчику (пользователю - государственным органам управления). В связи с этим в практике прогнозирования используются различного рода упрощения и ограничения. Наиболее часто используемые на практике и рекомендуемые в литературе пути упрощения глобальной задачи можно подразделить на следующие группы: упрощение анализа и расчетов за счет уменьшения степени точности и полноты решения задачи; снижение размерности задачи путем агрегирования (сжатия) информации; разделение глобальной задачи на ряд подзадач.

Методы упрощения задачи прогнозирования за счет уменьшения степени точности и полноты ее решения. Существует множество причин, вынуждающих принимать решение на основе неполного анализа ситуации. Эти причины связаны с имеющими место определенными пределами в познании и предвидении, ограниченными возможностями наблюдения, недостатком времени для анализа и вычислений, а также для использования информации с целью принятия управленческих решений и т.д.

Напрашивается вопрос, каково оптимальное соотношение между степенью точности и полноты решения задачи и степенью ее упрощения, т.е. простоты? А следом возникает другой вопрос, можно ли изучить всевозможные сочетания этих параметров, и что значит «оптимальное соотношение», каков критерий отбора (функция предпочтения) из всевозможных сочетаний наиболее оптимального?

Это похоже на поиск грибов в большом лесу. Можно начать с изучения наличия грибов на каком-либо небольшом участке леса, однако в какой-то момент времени необходимо прекратить это изучение и приступить к сбору грибов. Это решение о начале сбора грибов должно приниматься интуитивно, т.е. без исследования в данный момент времени, приведут ли дальнейшие поиски грибных мест к лучшим результатам.

В литературе подобные проблемы относятся к так называемым границам рациональности, а плановые решения, учитывающие ограничения, приводящие к неполноте анализа, - к ограниченной рациональности. Таким образом, можно сделать вывод, что аналитических методов достижения оптимального соотношения между точностью и простотой решения задач прогнозирования и планирования не существует. Здесь решение должно приниматься на основе интуиции, подкрепленной теоретическими знаниями и практическим опытом.

Степень точности и полноты решения задачи может быть уменьшена, например, за счет исключения ряда недостаточно существенных показателей (факторов), если точность прогноза при этом не снижается ниже предела, установленного разработчиком прогноза по согласованию с заказчиком - Центром[1]. Для работы Центра с менее точной моделью разработчик прогнозов может заложить в нее избыток запасов ресурсов или товаров, избыток производственных мощностей и т.п.

Размерность задачи может быть снижена за счет игнорирования каких-либо аспектов, например, игнорирования изменения и, следовательно, моделирования такого фактора производства, как численность работающих, установления постоянной величины таких факторов, как скорость обращения денег, соотношение между государственными и частными инвестициями и т.д.

Размерность задачи может быть снижена и за счет сужения набора возможностей, подлежащих рассмотрению. Это касается, прежде всего, количества разрабатываемых вариантов прогноза. Искусство прогнозиста заключается в определении интервала изменения экзогенных (внешних) показателей, а точнее тех их значений, которые наиболее вероятны в прогнозируемом периоде - курса национальной валюты по отношению к доллару, мировых цен на нефть и т.д.

Задачу прогнозирования можно упростить, если разрабатывать варианты прогноза, отличающиеся друг от друга значениями только экзогенных факторов, формирующихся вне СЭС (мировая цена на нефть, металлы, курс доллара и т.д.). А в случае если разрабатываются варианты, отличающиеся друг от друга направленностью политики Центра, то использовать в вариантах прогноза различные значения инструментальных переменных, т.е. количественные, а не качественные отличия государственной политики.

Введение нами двух новых категорий - количественный и качественный аспекты социально-экономической политики государства - требует рассмотрения их содержания.

Два варианта социально-экономической политики отличаются друг от друга только количественно, если они отличаются только величиной показателей, используемых в виде инструментов государственной социально-экономической политики: величиной различных налогов, государственными расходами по различным статьям госбюджета, различными учетными ставками и нормами обязательных резервов Центробанка и т.д.

Если же различие двух вариантов социально-экономической политики нельзя описать таким способом, то между ними существует качественная разница. Например, качественно различаются варианты социально-экономической политики, если в одном из них предполагается определенное государственное регулирование цен, а в другом - свободное ценообразование. Также качественно отличаются варианты, если в одном допускается свободный импорт иностранных товаров, а в другом - прямое регулирование государством внешней торговли.

Но в некоторых случаях такое деление условно. Например, если в стране предполагается введение нового вида налога, то это может быть отнесено к качественным изменениям в государственной экономической политике; но это же самое можно представить как увеличение значения данного вида налога с нуля до некоторого положительного значения, т.е. как количественное изменение. Кроме того, в некоторых странах даже незначительное повышение подоходного налога сверх какого-либо фиксированного уровня расценивается как привнесение чего-то принципиально нового в существующую социально-экономическую систему и может привести, и часто приводило, к острой политической борьбе.

Но несмотря на это, считается, что использование государством любого инструмента социально-экономической политики, который прежде не использовался, является качественным изменением. Для удобства в литературе вместо использования выражения «выбор между качественно различающими вариантами социально-экономической политики» используется более краткое выражение «качественная политика». Аналогично употребляется выражение «количественная политика».

Тогда качественная политика будет включать в принципе все, начиная от таких кардинальных преобразований, как смена форм собственности (приватизация, национализация), замена одного набора инструментов социально-экономической политики другим, новым набором (переход от монетаристской модели к неокейнсианской и т.д.).

Кардинальные изменения могут быть отнесены к изменениям в основных предпосылках развития СЭС, тогда как незначительные изменения относятся к качественным сдвигам в рамках существующей СЭС.

Кардинальные качественные изменения, которые меняют существующую государственную структуру, не могут рассматриваться в качестве возможных вариантов политики Центра. Например, Центр, идеологией которого является неолиберальная политика, не будет рассматривать вариант плана с инструментами активного государственного вмешательства в экономические процессы. Такой вариант может быть «заказан» Центром научным организациям или группам ученых, занимающихся прогнозированием, для того чтобы еще раз убедиться и убедить население страны (электорат), к каким негативным последствиям приведет кардинальная смена экономической политики, той экономической платформы, с которой данные политики пришли к власти.

Но в вариантах социально-экономической политики могут быть предусмотрены некоторые достаточно кардинальные изменения, которые, однако, не меняют существующую государственную структуру, - приватизация или национализация отдельной отрасли или группы крупных предприятий, постепенная ликвидация какой-либо подотрасли (например, в Японии - угледобывающей в 1946-1955 гг.).

В вариантах социально-экономической политики предусматриваются различные незначительные изменения в государственной политике. Поэтому следует отличать изменения, приводящие к изменению социально-экономической системы, и изменения, не приводящие к изменению социально-экономической системы, которые и назовем термином «качественная политика».

Качественная политика предполагает и учет в каких-либо вариантах (варианте) таких мероприятий государственных органов, которые требуют реорганизацию или даже создание новых учреждений, т.е. институциональных преобразований, конечно, в рамках допущений, не противоречащих политике данного правительства. Если государственные органы решают не выходить за рамки институциональных ограничений, то ценность этих вариантов (варианта) заключается в том, что они дают представление о потерях в эффективности функционирования социально-экономической системы, связанных с отказом от проведения вышеназванных мероприятий. Кроме того, такие варианты могут «подтолкнуть» государственные органы заблаговременно приступить к созданию тех условий, которые в будущем, например в следующем пятилетии, позволят осуществить институциональные преобразования и реализовать необходимые мероприятия.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.