| |||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Роль финансов в регулирование экономики Республики БеларусьПо мнению Дрозда Н. [4], тип финансовой системы является определяющим в процессе перераспределения и регулирования денежных ресурсов в экономике. Экономические субъекты могут регулировать потребности в ликвидности созданием новых долгов; получением финансирования от финансовых посредников и принимая на себя обязательства других экономических субъектов. В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса следует выделять понятие хрупкой финансовой системы. По мнению Каллаур П.В. [7], это такое состояние финансовой системы, в котором она неэластична к негативным воздействиям и даже при самых незначительных негативных шоках переходит в состояние финансовой дестабилизации. В рамках продуманной государственной финансовой политики, в том числе в отношении финансовых рынков, такой показатель, как доля финансового сектора в произведенном ВВП, может выступать одним из основных критериев развития национальной финансовой системы и эффективности ее функционирования, отмечает Вольская А.А. [3]. По мнению Каллаура П.В. [7], привлечение внимания участников финансовой системы к проблемам поддержания финансовой стабильности позволяет выходить на новый уровень понимания финансовых процессов и совершенствовать методологию анализа финансовой стабильности. Кроме того, углубление общественной дискуссии по актуальным проблемам финансовой стабильности является инструментом профилактики финансовой дестабилизации, поскольку в данном случае действует принцип «предупрежден - значит вооружен». Мы согласны с Никитенко П.Г.[10] по поводу того, что сегодня все очевиднее становится своеобразная аксиома: мудрость и искусство управления жизнедеятельностью людей в решающей мере зависят от разума народа и в первую очередь, кадров власти, от рационального использования и оптимизации совокупного потенциала обоих полушарий головного мозга – правого(стабилизационного) и левого (динамического)- и, образно говоря, «двух рук»- правой, которую называют «невидимой рукой рынка» и левой «видимой рукой» государственного регулирования политико- экономического механизма. Сегодня необходимость разумного использования обоих полушарий мозга и «рук» в очередной раз убедительно демонстрирует настоящий кризис. По нашему мнению, работая в условиях мирового финансово- экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем. 2. Объективные предпосылки и возможность использования финансов для обеспечения производственного процесса Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Исторический характер финансов как объективной экономической категории прежде всего подтверждает постоянство их сущностных характеристик, изменяющихся кардинально со сменой общественно-экономической формации. Финансы всегда имеют одну цель — создание эффективной системы формирования и использования фондов и доходов, обеспечивающих выполнение государством его функций. Если говорить о финансах, как источнике обеспечения производственного процесса, следует рассмотреть понятие «финансы» более детально. Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств. Национальный доход выступает главным источником денежных фондов страны. Он представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда (средств производства). Объем национального дохода определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и роста общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени. Рассматривая стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП) и постигая природу и место финансов в совокупности производственных отношений, нельзя не заметить, что в процессе создания ВВП складываются отношения, обусловленные производственно-технологическими и организационными особенностями процесса труда, сугубо технологическим его разделением. Происходит самодвижение продукта внутри предприятия от одного рабочего места к другому, от участка к участку, от цеха к цеху — до получения готового продукта. Каждый реальный продукт в каждом промежуточном звене технологической цепочки имеет свою денежную оценку. Их сумма составляет стоимость продукции на конечной стадии. После завершения производства начинается стадия распределения созданного продукта через сумму цен и выручку от реализации совокупной продукции. Если в производственно-технологическом процессе денежная оценка материально-вещественного содержания продукта происходит параллельно, то на стадии распределения в движении созданного продукта начинается обособление его стоимостной и вещественной форм, относительно самостоятельное проявление получают финансы, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды. Стоимость созданного ВВП определяют по известной формуле ВВП = С + V + М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы, М — чистый доход. Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы, использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования. Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства. Заметим, что в стоимости созданного ВВП два его элемента — С и V — имеют денежную оценку, но не являются финансовыми. Лишь чистый доход общества, его выделяемая обособленная часть М, относится к финансам. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Как известно, валовой внутренний продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть —распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению валового внутреннего продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения. К ним принято относить денежные отношения, которые возникают: ü между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей; ü между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании; ü между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета ряда затрат; ü между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.; ü между хозяйствующими субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов, а также процентов за пользование указанными кредитами; ü внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств ü между правительством Республики Беларусь и правительствами других стран и Международными финансово-кредитными организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции развития и др.) по поводу получения и погашения кредитов, уплаты и получения процентов за пользование кредитами; ü между отдельными звеньями бюджетной системы; ü между хозяйствующими гражданами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых риском. Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать производственный процесс, а также выполнение всех функций государства, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы — это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, населения. Их можно физически ощутить, подсчитать, сжечь, закопать в землю (имеется в виду наличные деньги) и т.д. Источниками финансовых ресурсов являются: ü на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизационные отчисления, доходы от реализации ценных бумаг, кредиты коммерческих банков, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами; ü на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит; ü на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые отношения связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. При этом формы и методы меняются в зависимости от изменения социальной природы общества. Исходя из всего сказанного выше необходимость использования финансов для обеспечения производственного процесса объясняется следующими причинами: ü существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег - обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства т субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития; ü без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую структуру экономики, стимулировать развитие производства; ü наличием государства. С появлением государства возникли налоги как финансовая основа его существования. Поскольку государство выполняет ряд функций, то оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами. А эти ресурсы могут формироваться только посредством финансов. Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов. 3. Основные направления использования финансов в общественном производстве Производство – важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса. В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы – инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т.е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия «распределение». Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление – завершающая стадия производственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта. Использование финансов в общественном производстве полнее всего раскрывается через функции, которые они выполняют: ü аккумуляция денежных средств и создание денежных фондов; ü распределение и использование денежных средств. Распределение НД заключается в формировании первичных (основных) доходов, к которым относятся доходы занятых в материальном производстве: прибыль и зарплата. Далее НД подвергается перераспределению, и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводственной сферы. Распределение отхватывает собой все уровни и звенья народного хозяйства, т.е. государственный, региональный, местный уровни по территориям; внутри отраслей; между отраслями – производственными и непроизводственными и т.д.; ü производственная функция. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают производственный процесс в целом. При этом они активно воздействуют на все его стадии, прежде всего, на предприятии с помощью формирования фондов на реновацию (полное восстановление), обеспечивается восстановление (возмещение) стоимости расходных средств производства, образуются доходы в различных формах. Этим обеспечивается производство на микроуровне. На макроуровне в зависимости от типа экономической системы государство в той или иной степени регулирует производство в целом народного хозяйства. Если в командной экономике государство через бюджеты всех уровней финансирует все производственные процессы на любом уровне, то в рыночной экономике производство в основном осуществляется на саморегулируемой основе, и лишь частично через разработку целевых государственных программ государство пытается реализовать какие-то свои приоритеты. При чем в целевых программах роль прямого бюджетного финансирования не велика по сравнению с косвенными экономическими мерами воздействия; ü контрольная функция. Финансы, связанные с движением стоимости общего продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы и фонды отображать производственный процесс в целом и различные его фазы (финансы являются удобным инструментом). Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производственного процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания налогов, других видов поступления в бюджеты, за соблюдением пропорций, за определение налоговой базы, за использованием льгот, сроками поступлений и т.д. При расходовании фондов контролируется эффективность использования средств и их целевая направленность; ü регулирующая функция. Государство через финансовые рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины, формы расчета через налоги и т.д.) воздействует на деятельность предприятий и отраслей в стимулирующем или в запретительном отношениях. Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей. Расширенное производство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий. Государство воздействует на производственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику. Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне – бюджетная, кредитная система, страхование и т.д., на микроуровне – финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование. В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов. Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке. В недавнем прошлом в рамках административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета. В рыночных условиях роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. В рамках использования финансов в общественном производстве следует выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития: ü финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств); ü финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества; ü финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций. Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|