рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Технопарки и парки высоких технологий, их роль в современной экономике

Инвестируя в создание технологических компаний, государство получает их акции и в дальнейшем может рассчитывать на дивиденды либо на доход от продажи своей доли. Оптимальным вариантом могло бы стать госфинансирование инновационных проектов при условии участия в них частного бизнеса. По мнению экспертов Центра науковедения им. Г. М. Доброва, государство могло бы участвовать в создании венчурных фондов, что стимулировало бы развитие венчурного инвестиционного бизнеса и одновременно создало бы условия для инвестирования в малые наукоемкие предприятия.

В Беларуси источниками финансирования деятельности технопарков являются:

-  доходы от собственной деятельности;

-  бюджетные средства, выделяемые в установленном порядке;

-  плата, получаемая от субъектов малого предпринимательства за аренду помещений и иного движимого и недвижимого имущества;

-  денежные и материальные взносы учредителей (участников) технопарка;

-  кредиты банков и других кредиторов;

-  безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и физических лиц;

-  инвестиции, в том числе иностранные;

-  иные источники, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [24]

Также у нас действует Белорусский Инновационный Фонд (Белинфонд) для усиления поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь. Средства Белинфонда выделяются субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе и на договорных условиях. Средства направляются на финансирование инновационной части проекта, связанной с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников. За время своего существования Белинфонд профинансировал свыше 30 инновационных проектов общей стоимостью более 2,5 миллиона долларов США. Три предприятия уже полностью рассчитались с фондом по взятым кредитам, выразив желание продолжить сотрудничество. [35] Однако, инновационные предприятия не осведомлены о возможности получения средств в Белинфонде. Опрос показал, что 48% предприятий ничего не знает об этом фонде, 49% знают, но не обращались к его услугам, и только 3% привлекали средства Белинфонда для финансирования своей деятельности .

Программы финансирования средствами республиканских и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.

Основным источником финансирования инноваций в Республике Беларусь являются собственные средства предприятий (85%). 39% предприятий в своей деятельности прибегали к использованию средств республиканского и местных бюджетов.

Средства инновационных фондов привлекали 18% предприятий, 27% используют другие источники. И только 3% привлекали отечественные и зарубежные инвестиции. [16]

Таким образом, на площадке правильно организованного технопарка должны сойтись все участники инновационного процесса — представители науки, бизнеса и инвесторы. В этом случае авторы инновационных идей получат полноценную поддержку в их реализации на всех стадиях: от завершения НИОКР до выхода на рынок, включая помощь в его исследовании, а также в привлечении инвестиций, поиске потребителей. [27]

 

2.2 Сравнительный анализ парков высоких технологий Республики Беларусь и других стран

Парк высоких технологий (ПВТ) в Беларуси называют не иначе, как «белорусской Силиконовой долиной». [8, с.64] Поэтому оценивать деятель-ность нашего ПВТ необходимо с помощью сравнения с деятельностью аналогов Силиконовой долины, действующих в других странах. Но прежде необходимо определить параметры для сравнения, исходя из опыта создания и функционирования калифорнийской Силиконовой долины.

 

2.2.1 Опыт создания и функционирования Силиконовой долины

Первый парк высоких технологий появился в США, в штате Калифорния. Разбил его на своей территории знаменитый Стэнфордский университет, который по окончании Второй мировой войны попал в достаточно сложную экономическую ситуацию и начал испытывать трудности как со своим дальнейшим развитием, так и с распределением выпускников.

Поразмыслив, руководство учебного заведения разработало довольно любопытный бизнес-план: сдать часть университетской земли в аренду по льготной цене сроком на 99 лет высокотехнологичным компаниям, которые занимались бы непосредственно реализацией научных разработок и доводили их до стадии производства, созданием наукоемких технологий, тем самым тесно сотрудничая с университетом.

Своим названием Силиконовая долина обязана компании Fairchild Semiconductor, которая разработала для массового производства микроустройство с использованием кремниевого чипа (англ. – silicon cheep), поэтому правильнее всё же называть долину «Кремниевой». [2, с.90]

Оказалось, что для «прорыва в будущее» нужно совсем немного: выделить кусок земли (можно даже бросовой) и ввести для тех, кто на этой территории будет работать, значительные налоговые льготы. Причем льготы эти должны обязательно быть существенными, и предоставлять их нужно не только юридическим лицам, но и самим работникам, умственным трудом которых и создается любой интеллектуальный продукт.

Без последнего условия парки высоких технологий своей главной функции не исполняют, потому что работать на других американцы (да и все прочие иностранцы) не любят точно так же, как и мы. Это в первую очередь относится к самой динамичной части населения любой страны — творческой интеллигенции, особенно находящейся в возрасте «до тридцати» (необходимо отметить, что большинство технологических достижений последних лет — это дело рук именно этой категории граждан). [4, c.7-8]

В 70-х 280 гектаров, принадлежащих университету, было уже недостаточно для того, чтобы вместить всех желающих, и новые компании принялись осваивать расположенный в сорока километрах городок Сан-Хосе – столицу долины, а затем и всю долину. Кроме Стэнфордского университета, в деятельности долины принимают участие расположенные по соседству Калифорнийский университет (Беркли) и университет Сан-Франциско. [27] Сегодня Силиконовая долина занимает территорию в 1500 кв. миль с населением в 2,5 млн. человек. [30]

Либеральное законодательство в США создавало относительно небольшие помехи на пути роста создаваемых фирм. Таким образом, единственная роль государства, единственная положительная роль, заключалась в невмешательстве и минимизации барьеров на пути инновационно-активного населения. Выдающийся успех Силиконовой долины был результатом целеустремленной работы, можно сказать, эгоистичных интересов людей, а не стремлением правительства достичь тех или иных целей, будь то инновационная активность, диверсификация и т.д. [30]

Успех Силиконовой долины определяется тем, что именно там была разработана и применена особая схема финансирования высокотехнологичных проектов - венчурное финансирование[3]. [23] Уже в конце 60-х венчурный бизнес начинает активно финансировать компании Стэнфордского промышленного парка, хотя это и было сопряжено с немалым риском — из десяти компаний две разорялись. Однако в случае успеха одна инвестиция приносила до трехсот процентов прибыли и позволяла окупить три десятка неудачных вложений. В среднем удачными были три инвестиции из десяти, оставшиеся компании работали без особых достижений, примерно с сорокапроцентной доходностью. Такое сотрудничество было выгодно и учёным– они получали доступ к средствам, во много раз превышающим государственные ассигнования. Венчурный бизнес добавил к трем составляющим парка высоких технологий (образование, наука, производство) четвертую- финансовую. «Интеллектуальный капитал плюс венчурный капитал», — так американцы формулируют формулу успеха. [27]

Существуют и другие особенности экономики США. Гибкость трудового рынка Силиконовой долины указывает на то, что страны, желающие развить свои парки высоких технологий, должны обеспечить возможность легко нанимать и увольнять работников, а не ограничивать мобильность на рынке труда, повышая риски работодателя за счет чрезмерной защиты работника, дополнительными выходными пособиями, регламентированными выходными, и прочими мерами, как часто делают в Европе. У компаний больше стимулов нанимать дополнительных работников при росте бизнеса, если новые сотрудники могут быть легко уволены в случае возникновения кризиса – снижения спроса, острой конкуренции и т.д. [30]

Главная отличительная черта Силиконовой долины - сверхконкурентная среда, где работа по семь дней в неделю и по 24 часа в сутки. В Долине все традиционные методы ведения бизнеса перевернуты с ног на голову. Люди работают и конкурируют рядом друг с другом, создавая существенный «синергический» эффект. [30] Силиконовая долина живет на принципах: «Творить на равных с богами, управлять на равных с королями и работать на равных с рабами». [27] Не мешает сказать, что средняя зарплата в Силиконовой долине в 5 раз выше, чем в среднем по США. [23]

Деятельность компаний Силиконовой долины трижды приводила к мировым инновационным прорывам. Это открытия в полупроводниковой технике в 70-х, компьютерной технике в 80-х и сетевых технологиях и Интернете в 90-х годах. За несколько десятилетий Силиконовая долина из смелого эксперимента превратилась в доходное предприятие: совокупный ежегодный доход четырех тысяч компаний, расположенных в долине, — двести миллиардов долларов. [27]

Изучив опыт создания и функционирования первого парка высоких технологий, можно сделать вывод, что для успешного функционирования такого вида инновационных структур необходимо:

-  предоставление производственных площадей на льготных условиях;

-  находящиеся в непосредственной близости университеты;

-  специальная система налогообложения;

-  венчурное финансирование;

-  высококвалифицированные специалисты.

 

2.2.2 Сравнительный анализ парков высоких технологий Беларуси и Индии

Как уже отмечалось, большинство парков высоких технологий специализируются на информационных технологиях.

Рассказывая о зарубежном опыте в организации парков высоких технологий и центров оффшорного программирования, обычно упоминают несколько названий, и в первую очередь индийский «Бангалор». [13, c. 171] Бангалор, как наиболее яркое достижение индийской индустрии, появился в результате масштабных мероприятий правительства этой страны по стимулированию отрасли экспорта разработки ПО, в частности предоставления земли под строительство IT-парка. Бангалор начал работать в 1984 году с контракта, который был заключен с компанией Texas Instruments. Соблюден важнейший принцип парка высоких технологий – в Бангалоре присутствует высокоразвитая сеть исследовательских и образовательных институтов, объединяющая свыше 55 колледжей и университетов. Индийский парк включает не только офисы, но и жилые дома для сотрудников компаний, работающих в парке, места для проведения досуга, а также кафе, столовые, рестораны. Имеют место субсидии и льготные расценки за аренду помещений, квартир, за электричество и воду. [34] Если в 1985 году в Бангалоре работало 12 компаний, которые разрабатывали информационные технологии, то в настоящее время здесь работают порядка 1400 компаний. [13, c.171] Каждую неделю в Бангалоре открываются 2-3 IT-компании. [31]

Белорусский Парк высоких технологий создан в 2005 году. Государство выделило под застройку ПВТ земли общей площадью 50 га. Также как и в Индии государство предоставило существенные льготы на использование выделенных земель. В частности, земельные участки в границах ПВТ на период строительства на них резидентами этого Парка в течение 3 лет не облагаются земельным налогом; основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов ПВТ, расположенные на территории Парка, не облагаются налогом на недвижимость; также при расчёте ставки арендной платы, уплачиваемой резидентами ПВТ на территории Парка, к базовой ставке арендной платы применяется понижающий коэффициент 0,5. [15, c.211] В Беларуси Парк высоких технологий создается на территориях и объектах Национальной академии наук по образцу американской Силиконовой долины. [22] В настоящее время в парке осуществляют деятельность 29 компаний, 1 индивидуальный предприниматель, зарегистрировано 6 бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий. 60% предприятий – белорусские, 27% – иностранные, 13% – совместные. [32]

Что касается специальной системы налогообложения парков высоких технологий, то в Индии компании, действующие в рамках парков высоких технологий, обладают правом беспошлинного ввоза оборудования и сырья, освобождаются от уплаты налога на прибыль на десять лет, получают доступ к выделенным линиям связи. Для этих компаний создана возможность льготного получения экспортных лицензий. Также устанавливаются более низкие налоги с продаж, акцизные сборы. [34]

В Беларуси предоставляется неизмеримо больше льгот. Резиденты ПВТ освобождаются от:

-  налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

-  налога на прибыль;

-  налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности). [6]

Кроме освобождения от налогов и сборов, перечисленных выше, резиденты ПВТ имеют льготы и по другим платежам:

-  основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка, освобождаются от налога на недвижимость в том случае, если они расположены на территории Парка;

-  с резидентов Парка не взимается оффшорный сбор при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам);

-  резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления видов деятельности, соответствующих направлениям деятельности ПВТ. [5, c.5-6]

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка — индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются (в Республике Беларусь действует прогрессирующая шкала подоходного налога с физических лиц, взимаемого по ставкам 9, 15, 20, 25 и 30 % в зависимости от величины совокупного годового дохода). [15, c.211] Кроме того, местным органам государственного управления рекомендовано освободить резидентов ПВТ от уплаты местных налогов и сборов. Также установлены льготы и для юридических лиц, не имеющих возможности из-за своей территориальной отдаленности (или простого желания) стать резидентами Парка: нерезиденты при реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий освобождаются от единого платежа, налога на прибыль и НДС при выполнении работ (оказании услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту [15, c.212]

Как правило, парки высоких технологий направлены либо только на поддержку отечественных компаний, как это принято в США и Западной Европе, либо на привлечение зарубежных — это азиатский путь. В Индии, как известно, парки высоких технологий создавались в основном за счет инвестиций ведущих западных компаний, которые открывали там сервисные подразделения, т.к. первоначально там не было своих специалистов и знания мировых рынков IT. [34] Белорусский ПВТ развивается по смешанному принципу: растёт за счет создания новых белорусских IT-компаний, а также за счет привлечения иностранных транснациональных компаний путем открытия их представительств и структурных отделений в ПВТ.[28] Основная проблема белорусского ПВТ – это создание основ для венчурного финансирования инновационных технологий (наше законодательство разрешает банкам предоставлять кредиты только под залог), т.к. оно является одним из необходимых условий эффективной деятельности парков высоких технологий. [2,c.93]

Ещё одним таким условием является наличие квалифицированных специалистов. По мнению экспертов, страна становится привлекательной для оффшорного программирования только тогда, когда число программистов в ней превышает 10 тыс. (а лучше 50 тыс.) человек. В Индии число таких специалистов намного превышает «норму» - в одном Бангалоре насчитывается более 80 тысяч квалифицированных программистов. [34] А в Беларуси количество таких специалистов пока не более 7-7,5 тыс. человек. Поэтому компании-резиденты ПВТ испытывают недостаток в специалистах на фоне растущего спроса на белорусское программное обеспечение в мире [20] (см. приложение).

Существует ещё несколько отличий ПВТ от Бангалора. В белорусском варианте, например, в отличие от индийского, заложен принцип экстерриториальности, продукт разрешено поставлять и на внутренний рынок. Также в белорусском ПВТ могут регистрировать свои проекты и госпредприятия, пользуясь предоставляемыми льготами и не боясь, таким образом, оттока высококвалифицированных специалистов в ПВТ.[2,c.92]

Говоря об экономическом эффекте парков высоких технологий в данных странах, необходимо отметить, что Индия начала свой путь достаточно давно, и Беларусь ещё нескоро сможет догнать Индию по доходам от экспорта ПО (да это и маловероятно). [34] Если в 1999 году доход Индии от экспорта информационных технологий составил 2,7 млрд. долларов, то в 2003-м он уже достиг 10 млрд., а к 2010-му году, по прогнозам, доля Индии на мировом рынке данных услуг достигнет 50 млрд. долларов. [2, c.92] Нам же до таких показателей ещё очень далеко: в общем объёме производства товаров и услуг в области программного обеспечения, который составил в 2007 году более 73 млн. долларов, доля экспорта – около 77%, т.е. около 56,8 млн. долларов. [20]


3 Существующие проблемы в деятельности технопарков и Парка высоких технологий Республики Беларусь и пути их решения

На данном этапе, несмотря на достаточно большое число инновационных структур в Республике Беларусь, существует ряд проблем связанных с их реальной работоспособностью.

1. Несовершенство законодательных основ деятельности технопарков.

Проведенный анализ действующей в Республике Беларусь базы законодательства, регулирующей деятельность субъектов инновационной инфраструктуры, свидетельствует, о её несовершенстве, фрагментарности и несформированности эффективной правовой системы, стимулирующей успешное становление и развитие инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. [1, c.47-48] В частности, предприятия, входящие в состав технопарка не получают никаких льгот, сверх тех, которые установлены для предприятий, занимающихся научно-инновационной деятельностью. Для того чтобы их получать, нет необходимости входить в состав технопарка. На льготных условиях здесь можно получить услуги, оказываемые только самим технопарком. И значение косвенных методов государственной поддержки инноваций теряется. В то время как она определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.

Цель создания технопарков, а именно интенсификация инновационной деятельности малых предприятий и общей политики инновационной направленности, в стране труднодостижима, т.к. у малых предприятий отсутствует стимул для вхождения в технопарк. Для того чтобы деятельность технопарка была эффективна, малые предприятия в его составе должны получать ощутимые преимущества для ведения инновационной деятельности. Однако внесение изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок создания и условия функционирования субъектов инновационной инфраструктуры не обеспечит в полной мере данные преимущества, так как эти изменения должны касаться и других законодательных актов – налогового, таможенного и др. законодательства. Участники технопарка, а также сам технопарк, должны стать отдельной категорией налогоплательщиков, особенности налогообложения которых, необходимо предусмотреть в законодательстве Республики Беларусь о налогах и сборах. [24]

Необходимо отметить, что качественное законодательство об инновационной деятельности, эффективное государственное регулирование инновационной сферы являются необходимыми условиями для реализации государственной инновационной политики. [1, c.48]

2. Отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения деятельности технопарков и Парка высоких технологий.

В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. [35] Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области. [18, c. 21]

Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок), которая является основой для перехода на устойчиво инновационный путь развития.

Правила операций на фондовом рынке на адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже. [35] Директор администрации Парка высоких технологий Валерий Цепкало отметил, что в недалекой перспективе планируется создать фондовый рынок в области высоких технологий: «Мы хотим сделать так, чтобы люди держали деньги не в банках, а пропускали их через биржи, тем самым поддерживая Парк высоких технологий». [20]

Для стимулирования банковско-кредитных учреждений следует предусмотреть освобождение от налогообложения части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты. Целесообразно разрешить коммерческим банкам не производить отчисления в резерв Национального банка Республики Беларусь на сумму привлеченных ресурсов в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок. [21]

3. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия между инновационными структурами и университетами.

В мировой практике между университетами и фирмами-резидентами технопарков или парков высоких технологий, устанавливаются партнерские взаимоотношения, которые носят взаимовыгодный характер. Преимуществами размещения в технопарках для фирм-арендаторов являются возможность формального и неформального сотрудничества с научными работниками и преподавателями вуза, льготный доступ к научным и технологическим разработкам, использование информационных и библиотечных ресурсов университета. Тесное взаимодействие с арендаторами технопарка или парка высоких технологий – это возможность для университета приблизить содержание и цели программ обучения к потребностям перспективных нанимателей и для повышения шансов на трудоустройство выпускников, что в конечном счете способствует укреплению репутации и престижа вуза. [22]

В Беларуси же отношения между инновационными структурами и вузами имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер. [20] Создание Парка высоких технологий положило начало процессу решения этой проблемы. По словам декана университета прикладной математики и информатики Белорусского государственного университета П. Мандрика, выполнение заказов резидентов парка на научные исследования будет способствовать совершенствованию учебного процесса, поскольку позволит «постоянно держаться в русле современного развития науки… и в соответствии с этим выстраивать программу обучения». Кроме того, сотрудничество с парком должно «сократить путь прихода в компании специалистов–выпускников». При этом коммерческая составляющая «по значению вторична». В то же время, по словам директора администрации ПВТ В. Цепкало, парку еще предстоит найти «оптимальную схему взаимоотношений между вузами и Парком, между вузами и резидентами Парка. Так, чтобы можно было просчитать и сказать точно, сколько и каких специалистов нам будет нужно завтра или, скажем, через пять лет. Под это надо подстраивать и учебные программы». [22]

4. Недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами.

Кадры являются важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов. По оценкам специалистов, для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов. [35]

Ситуация усугубляется процессами так называемой «утечки мозгов». Примечательно то, что отток кадров наблюдается уже не в сторону США и стран Запада, а в страны ближнего зарубежья, и в первую очередь, в Россию. В сфере информационных технологий решением данной проблемы стало создание Парка высоких технологий. Валерий Цепкало отметил: «Пока еще специалисты у нас не получают такие зарплаты, как в США, Европе или в Москве (мы очень конкурентоспособны по зарплатам с остальной Россией). Но зарплата уже не является для нас фактором опасности, поскольку люди начинают смотреть и на такие факторы, как качество жизни. В Москве вы тратите по 5-6 часов для передвижения по городу в автомобильном транспорте, квартира стоит в 4 раза больше, чем в Минске… Когда люди начинают взвешивать все эти факторы, зарплата становится пусть и важным фактором, но не столь определяющим», - уточнил он. [19]

Кроме того, в 2007 году администрация ПВТ сконцентрировалась на подготовке необходимого количества квалифицированных кадров: ПВТ и его резидентами в различных университетах республики, в том числе в регионах, было создано 20 IT-лабораторий, а объём инвестиций составил около 470 тыс. долларов. В целях привлечения квалифицированных специалистов в Парк высоких технологий и их мотивации к творческому и производительному труду разработчики проекта предлагают разрешить резидентам ПВТ разрабатывать и внедрять системы материального стимулирования персонала, принятые во всём мире (внутренние тарифные сетки, требования к квалификации, доплаты и надбавки, схемы премирования и др.). [20]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный анализ деятельности технопарков и Парка высоких технологий в Беларуси и аналогичных инновационных структур в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать ряд следующих выводов.

1. Современные инновационные структуры в разных странах создаются, как правило, в период экономического спада, структурной перестройки экономики, когда появляется целый ряд проблем: сокращение рабочих мест, «утечка мозгов», отсутствие конкурентной, импортозамещающей продукции. Цели создания технопарков и парков высоких технологий в основном совпадают: это концентрация высококвалифицированных специалистов на ограниченном пространстве, создание благоприятных условий для развития научно-технических фирм-участников (резидентов) парков, обеспечение процесса внедрения новых технологий в производство, коммерческая реализация результатов исследований и разработок. Но в отличие от парков высоких технологий, технопарки создаются не столько для привлечения наукоемких предприятий, сколько для их создания и развития.

2. Эффективность технопарков и Парка высоких технологий в нашей стране пока не так высока, как в других странах. Как известно, их эффективность зависит от таких составляющих, как наличие площадей, специальная система налогообложения, особые формы инновационного финансирования и высококвалифицированные специалисты. Для технопарков, как показал сравнительный анализ, все эти составляющие находятся на низком уровне и требуют совершенствования. А для Парка высоких технологий первые два компонента находятся на самом высоком уровне: государство выделило довольно-таки большую территорию под застройку и предоставило участникам Парка значительные налоговые льготы, но необходимо отметить, что в ближайшее время для повышения эффективности требуется решить проблемы финансирования и недостаточной обеспеченности кадровыми ресурсами.

3. Для успешной деятельности технопарков и Парка высоких технологий необходимо решать проблемы, которые испытывают все субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь: отсутствие эффективного механизма финансового обеспечения их деятельности, особенно на начальном этапе; отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры; недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси; недостаточная инновационная активность научных организаций; низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий. Но главная проблема, которая присуща всей инновационной экономике и которую необходимо решать в первую очередь, - это несовершенство законодательства. В условиях, когда Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусматривают активное развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности, национальной инновационной системы страны, важно срочно создавать правовое обеспечение инновационной деятельности и, в частности, ускорить принятие Инновационного кодекса.

Таким образом, для создания реально функционирующей инновационной системы в Беларуси предстоит решить ряд проблем, однако большая работа по созданию самих инновационных структур уже выполнена.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Байнев В.Ф. Переход к инновационной экономике в условиях межгосударственной интеграции: тенденции, проблемы, белорусский опыт / Байнев В.Ф., Саевич В.В. – Мн: Право и экономика, 2007. – 180с.

2.  Балышева С. Зачем нам стоит ПВТ построить?//Экономика Беларуси. – 2006. – №2(7). – с.90-93

3.  Благонравин М. От Харькова до Харбина и обратно // Эксперт-Украина. – 2006. – №28(78). – с.6-9

4.  Ганаго А. Все на штурм белорусской «силиконовой долины»! // Налоговый вестник. – 2005. – №20. – с.5-15

5.  Ганаго А. Все на штурм белорусской «силиконовой долины»! // Налоговый вестник. – 2005. – №21. – с.5-14

6.  Декрет Президента Республики Беларусь №12 от 22.09.2005 «О Парке высоких технологий» (в ред. Декрета Президента РБ от 04.04.2006 №5)

7.  Иванченко Н.М. Об организационных основах создания и управления деятельностью Парка высоких технологий // Постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов «Инновационная политика государства и пути её реализации», 10-11 июня 2004г., г. Витебск / Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 156с.

8.  Ковалевич И. Парк высоких технологий – уникальный шанс для Беларуси или «кладбище» неиспользованных возможностей? // Налоговый вестник. – 2005. – №19. – с.64-74

9.  Козырев А. Виртуальный технопарк на основе вычислительной сети как проект регионального и национального масштаба // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2006. – №8. – с.12-20

10.  Лукьяненко П.П. Парк высоких технологий как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики // Белорусский экономический журнал. – 2006. – №1. – с.45-52

11.  Нехорошева Л.Н. Проблемы формирования инновационной инфраструктуры // Международная научно-практическая конференция «Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация и перспективы развития», 5-6 июня 1995г., г. Могилёв / Могилёв, 1995. – 267с.

12.  Никитина М. Модели инновационного развития на примере Республики Турция // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – №6. – с.100-103

13.  Прохоров А. Виртуальный технопарк как стратегия прорыва // КомпьютерПресс. – 2005. – №3. с.170-171

14.  Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева – М.: Инфра-М, 2001

15.  Россия – Беларусь. Инновационная политика и интеграционное взаимодействие / Е.Б. Ленчук, В.Ф. Байнев, Г.А. Власкин и др. – М.: Институт экономики РАН, 2006. – 268с.

16.  Татьяненко Т.С. Финансово-экономические условия работы, актуальные проблемы и перспективы развития инновационных предприятий // Республиканская научно-практическая конференция «Научно-инновационная политика в регионах Беларуси», 19-20 октября 2005г., г.Гродно / Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. – 100с.

17.  Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495»

18.  Ярмолович М. Финансовые механизмы новой модели воспроизводства. Второе дыхание Парка высоких технологий и малого предпринимательства // Директор. – 2006. – №5. с.20-23

19.  www.belarus-china.metolit.by/ru/news.22.htm

20.  www.belarustime.ru/Belarus/economy/courier/c8a4bb86a087cc4b.html

21.  www.blct.metolit.by/ru/news.item.php

22.  www.charko.narod.ru/tekst/an13/I.htm

23.  www.comprice.ru/material/2006-19.phtml

24.  www.cpp.metolit.by/ru/dir/item.php

25.  www.expert.ru/printissues/Siberia/2007/42/interview_lure.htm

26.  www.igpi.ru/center/lib/hist_tradit/east/china/1109186904.html

27.  www.inno.com.ua/index.phtml

28.  www.kv.by/index2005404301.htm

29.  www.metolit.by/ru/dir/index.php

30.  www.amstd.spb.ru/21cent/valley.htm

31.  www.rrc-tver.ru/articles/160.htm

32.  www.seonews.ru/news/info_news/2436.htm

33.  www.socium.sitecity.ru/text_0406113146.phtml

34.  www.sviazist.nnov.ru/article.php

35.  www.technopark.by/business/228.html

36.  www.technopark.by/business/230.html

37.  www.tpark.ict.nsc.ru/analytic/chinatpark.htm


ПРИЛОЖЕНИЕ

Динамика численности работников и объёмов экспорта программного обеспечения Парка высоких технологий Республики Беларусь за 2005-2007 гг.

Таблица - Динамика численности работников и объёмов экспорта программного обеспечения ПВТ РБ

Год Занятость (чел.) Прирост в абсолютных показателях (чел.) Экспорт ПО (млн. дол.) Прирост в абсолютных показателях (млн. дол.)
2005 1762 - 8,33 -
2006 2801 1039 21,9 13,57
2007 4537 1736 56,8 34,9

Рисунок показывает недостаток в специалистах на фоне растущего спроса на белорусское программное обеспечение в мире.

Рисунок – Соотношение темпов роста численности работников и объёмов экспорта программного обеспечения ПВТ РБ

Источник: рассчитано с использованием информации [20].


[1] Новые технологии - система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми.

[2] Высокие технологии - система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами и удовлетворяющая формирующиеся или будущие потребности человека и общества.

[3] Венчурное финансирование - это финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высокорискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.